Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
биология
5 кл
10.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Почва - тело природы..doc
МОУ «Шугозерская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока по природоведению в 5 классе на тему  «Почва – тело природы»                                                               Автор: Курочкина Ольга Леонидовна,                                                                              учитель биологии и химии. п. Шугозеро Пояснительная записка. 2014 г. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»   К.Д. Ушинский                 В настоящее время на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей  жизни».   Методологическая основа ФГОС – системно­деятельностный  подход.         Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация  стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ.  Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение  применять эти знания в практической деятельности.           Введение новых ФГОС требует новых подходов к организации и  проведению уроков.   Об уроке написано множество книг, статей,  диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые  средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок  остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке,  как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного  процесса: учитель и ученик. Как бы ни старались уравнивать учителя с  учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и  применения этих знаний. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.  Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым,  одним словом – актуальный, а также  если урок – современный, то он  обязательно закладывает основу для будущего.          В работе представлена методическая разработка урока по  природоведению в 5 классе на тему «Почва – тело природы». Урок  соответствует учебной пропедевтической  программе авторов Т.С. Суховой и  А.Г. Драгомилова. При разработке урока учитывались требования к  современному уроку в условиях ФГОС. На различных этапах урока  формируются  регулятивные, познавательные, коммуникативные и  личностные УУД. В ходе урока учитель подводит учащихся к постановке  темы, целей и задач. Значительная часть времени на уроке отведена практике:  проведению опытов, работе с картой. Учащиеся самостоятельно делают  выводы по этим заданиям. В конце урока обязательно проводится закрепление и рефлексия. Домашнее задание разнообразно и может быть по  выбору. Как и в учебной программе курса природоведения в 5 классе вообще,  так и в уроке прослеживается взаимосвязи в природе, единство мира и  экологические аспекты.                                                                                                                                   2. Открытый урок природоведения в 5 классе. 2013­2014 учебный год. Тема: Почва – тело природы. Цель урока: расширить знания о почве как особенном теле природы,  сформировать понимание необходимости охраны почв. Задачи: Образовательные: 1) сформировать представление о процессах образования почвы, взаимосвязи  живого и неживого; 2) познакомить учащихся с составом и видами почв; 3) расширить знания о свойствах почвы; Развивающие: 1) продолжить развитие навыков целеполагания и планирования; 2) продолжить формирование навыков работы с текстом, схемами и  таблицами, навыков самообразования. 3) развивать умения выполнять эксперимент и делать выводы на его основе; 3) давать оценку работы на уроке. Воспитательные: 1) продолжить формирование коммуникативных навыков работы в парах и  группе; 2) способствовать формированию сознательного отношения к природе, в  частности к почве, и понимания необходимости охраны почв.  Материалы и оборудование: компьютер, проектор, стаканы с водой, почва,  спиртовка, пробирка, предметное стекло, держатель, карта почв  Ленинградской области, таблицы опытов по составу почвы, карточки живых  организмов почвы; карточки с типами почв.                            На доске: портрет В.В. Докучаева, загадки и поговорки о почве, задачи урока,  неполная схема «Состав почвы» Тип урока: комбинированный, проблемно­поисковый. Ход урока: Организационный момент (0,5 мин) 1.  ­ приветствие.   (2 мин)    Формулировка темы урока.   2.  На доске загадка:  «Меня бьют, колотят, режут, а я всем добром плачу».  (Слайд №1)       (учащиеся сами формулируют цель урока)                                                                                                                                   3. Сказала лопата: Земля ­ чтобы рыть. Ботинки сказали: Земля ­ чтоб ходить. А люди сказали: Земля ­ чтобы жить. ? Как называются все предметы которые нас окружают? (тела природы) Тема: Почва – тело природы. (Слайд №2)       (3 мин)     . (3 мин)  (Слайд №3) 3  .   Постановка  задач посредством вопросов. ­ Что такое почва? ­ Что входит в состав почвы? ­ Какие почвы вы знаете? ­ Какими свойствами обладает почва? ­ Надо ли охранять почву? Зачем?    Новая тема. 4.  4.1.   Образование почвы     Впервые   о   почве   как   об   особом   теле   природы,   наряду   с   животными   и растениями и минералами,  заговорил Василий Васильевич Докучаев (Слайд 4 и 5). Он является основателем почвоведения. За время экспедиции по России Докучаев собрал тысячи проб почв. Доказал, что почва не горная порода, а самостоятельное   особое   тело   природы.   Образование   почв   –   это   сложный процесс. Начинается  этот процесс с выветривания горных пород. Без горной породы не смогла бы образоваться ни одна почва. Недаром ученые называют породу, на которой она формируется, материнской. Давайте вспомним, какие горные породы мы знаем (Слайд №6). На горных породах поселяются первые растения,  первые   животные.  Умирая,  они   перегнивают,  и  образуют   темное вещество – перегной. Постепенно его количество увеличивается, все больше растений и животных получают здесь питательные вещества, необходимые для жизни.  Так образуется почва.  В.В. Докучаев выделял пять факторов почвообразования: материнская  (почвообразующая) порода; климат; растения; животные организмы; рельеф и  время. В настоящее время они пополнились еще двумя: водами (почвенными и грунтовыми) и хозяйственной деятельностью человека (Слайд № 7) Вывод на стр. 58. (читают) 4.2. Демонстрация опытов. (15 мин) Давайте разберёмся, что входит в состав почвы. Для этого мы проведём ряд  опытов.  №1 –учитель, №2­ дети, №3 – дети, (одновременно со мной) №4­ учитель По результатам опытов заполните таблицу (Приложение №1), (Слайд № 8).  Таблицы у вас на столах.  Сравните ваши результаты с готовыми (Слайд №9)                                                                                                                                                                4. № Что делали 1. Прокалили почву на  огне Что наблюдали Почва посветлела, от неё  поднимался дымок, на  стенках пробирки  появились капли воды.  2. Кусочек земли  опустили в стакан с  водой. От почвы поднимаются  пузырьки воздуха. 3 Почву смешали с водой Вода стала мутной. На дне  стакана осел песок и глина,  перегной (гумус)  На стекле остался налёт. 4 Отфильтрованную  жидкость капнули на  предметное стекло и  выпарили. Вывод Органические  вещества,  содержащиеся в  почве, сгорели; в  состав почвы входит  вода. В состав почвы входит воздух. В состав почвы входит песок и глина, гумус  Это минеральные  соли, которые  содержатся в почве.  Они растворимы 4.3. Работа со схемой. А затем по таблице составьте схему в тетради (схема  на доске «Состав почвы»). Также используйте текст учебника на стр. 59.   Один учащийся заполняет на доске (3 мин) (Слайд №10, 11) Физминутка     В почве находятся корни деревьев (руки вверх), кустарников  (руки в стороны), трав (присели).  Называю растения, а ребята –  соответствующие движения. Если назову тело неживой природы – шагаем на  месте (Слайд №12) Малина, клён, незабудка, берёза, рябина, калина, смородина, одуванчик,  подорожник, вода (2,5 мин) (Слайды «13­ 23) 4.4.   Свойства почвы      . (2 мин) Мы познакомились с новым понятием ГУМУС – перегной, часть почвы,  образованная из остатков живых организмов. Живые организмы участвуют в образовании почвы, поддерживают свойства  почвы. Основными свойствами почвы являются плодородие, структура и  влажность (Слайд №24). А что это такое, посмотрим на странице учебника  59.   (7 мин) 4.5.   Типы почв.     По свойствам почвы, составу различают типы почв. У вас на столах рисунки  срезов различных типов почв (Приложение №2) и карта почв Ленинградской  области (Приложение №3) (Слайды №25, 26). Рассмотрите их, сравните  между собой. На срезах почв  выделены горизонты почвы­слои почвы.                                                                                                                                                             5. Беседа:  ­ Какой горизонт будет отвечать за плодородие почвы? (Верхний) ­ Какая же из этих почв будет наиболее плодородной? (чернозёмы) ­ Есть ли чернозёмы в Ленинградской области? ­ Теперь посмотрите, какие почвы в нашем Шугозерье (по карте).  (Подзолистые) ­ Плодородные ли это почвы? (достаточно плодородные) ­Подумайте, отчего будет зависеть плотность почвы? (от её состава) ­ Какая почва будет лучше удерживать влагу: глинистая или песчаная? ­ Зачем это нужно знать? (Для правильного возделывания культурных  растений) Итак, мы с вами ответили почти на все вопросы. Какой вопрос остался?  (Охрана почв). Это вопрос для домашнего задания. 5. Домашнее задание.  Слайд №27) (1 мин) ­пар.15, «Д» (2 и 3) (с.59),(всем) ­  Ответить на вопрос: почему нужно охранять почву? (1 ряд) ­ Кто живёт в почве? (2 ряд) ­ «Д» (1) на стр.59(3 ряд)   (3 мин)    Закрепление.   6.  Игра «Да­нет» ­ В почве содержится вода. ­ Существует почва сливозём. ­ Гумус­ это нижний слой почвы. ­ Почва – среда жизни. ­ Живые организмы улучшают структуру и плодородие почвы. ­ Чернозём – царь почв. ­ В нашем крае – подзолистые почвы. ­ Песчаные почвы лучше удерживают влагу.  ) (1 мин)    Рефлексия. (Слайд №28   7.  ­ Встаньте те, кто на уроке ничего не усвоил ­ Встаньте те, кто усвоил, но не всё. ­ Встаньте те, кто усвоил материал урока. А теперь нарисуйте на листке смайлик вашего настроения после урока.  (Слайд №29) (1мин) Всем спасибо за урок! (Слайд № 30)                                                                                                                                6.                                                                                  Приложение №1. Что наблюдали Вывод № Что делали 1. Прокалили почву на  огне  2. Кусочек земли  опустили в стакан с  водой. 3 Почву смешали с водой 4 Отфильтрованную  жидкость капнули на  предметное стекло и  выпарили. 7.                                                                                                  Приложение №2 8.                                                                                      Приложение №3 9. Используемые материалы: 1. Сухова Т.С. Природоведение: 5 клааа: учебник для учащихся  общеобразовательных учреждений/Т.С. Сухова, А.Г. Драгомилов.­3­е  изд., перераб.­ М.: Вентана­Граф, 2010.­224с.: ил 2. В. М. Лизинский. Современный урок: особенности, подходы,  диагностика./М.:  Центр педагогический поиск», 2009­160 с. 3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия   к   мысли.   Система   заданий:   пособие   для   учителя/   А.Г. Асмолов,   Г.В.   Бурменская,   И.А.   Володарская   и   др.;   под   ред.   А.Г. Асмолова. – Просвещение, 2010. ­159 с. : ил. 4. http://images.yandex.ru 5. http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st010.shtml 6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/21882 10.
скачать по прямой ссылке