МОУ «Шугозерская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока по
природоведению в 5 классе на тему
«Почва – тело природы»
Автор: Курочкина Ольга Леонидовна,
учитель биологии и химии.
п. Шугозеро Пояснительная записка.
2014 г.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а
учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него
материал»
К.Д. Ушинский
В настоящее время на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование
для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей
жизни». Методологическая основа ФГОС – системнодеятельностный
подход.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация
стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.
Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение
применять эти знания в практической деятельности.
Введение новых ФГОС требует новых подходов к организации и
проведению уроков. Об уроке написано множество книг, статей,
диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые
средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок
остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная
и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке,
как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного
процесса: учитель и ученик. Как бы ни старались уравнивать учителя с
учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом
уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и
применения этих знаний. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен
тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым,
одним словом – актуальный, а также если урок – современный, то он
обязательно закладывает основу для будущего.
В работе представлена методическая разработка урока по
природоведению в 5 классе на тему «Почва – тело природы». Урок
соответствует учебной пропедевтической программе авторов Т.С. Суховой и
А.Г. Драгомилова. При разработке урока учитывались требования к
современному уроку в условиях ФГОС. На различных этапах урока
формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные и
личностные УУД. В ходе урока учитель подводит учащихся к постановке
темы, целей и задач. Значительная часть времени на уроке отведена практике:
проведению опытов, работе с картой. Учащиеся самостоятельно делают
выводы по этим заданиям. В конце урока обязательно проводится закрепление и рефлексия. Домашнее задание разнообразно и может быть по
выбору. Как и в учебной программе курса природоведения в 5 классе вообще,
так и в уроке прослеживается взаимосвязи в природе, единство мира и
экологические аспекты.
2.
Открытый урок природоведения в 5 классе. 20132014 учебный год.
Тема: Почва – тело природы.
Цель урока: расширить знания о почве как особенном теле природы,
сформировать понимание необходимости охраны почв.
Задачи:
Образовательные:
1) сформировать представление о процессах образования почвы, взаимосвязи
живого и неживого;
2) познакомить учащихся с составом и видами почв;
3) расширить знания о свойствах почвы;
Развивающие:
1) продолжить развитие навыков целеполагания и планирования;
2) продолжить формирование навыков работы с текстом, схемами и
таблицами, навыков самообразования.
3) развивать умения выполнять эксперимент и делать выводы на его основе;
3) давать оценку работы на уроке.
Воспитательные:
1) продолжить формирование коммуникативных навыков работы в парах и
группе;
2) способствовать формированию сознательного отношения к природе, в
частности к почве, и понимания необходимости охраны почв.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, стаканы с водой, почва,
спиртовка, пробирка, предметное стекло, держатель, карта почв
Ленинградской области, таблицы опытов по составу почвы, карточки живых
организмов почвы; карточки с типами почв.
На доске: портрет В.В. Докучаева, загадки и поговорки о почве, задачи урока,
неполная схема «Состав почвы»
Тип урока: комбинированный, проблемнопоисковый.
Ход урока: Организационный момент (0,5 мин)
1.
приветствие.
(2 мин)
Формулировка темы урока.
2.
На доске загадка: «Меня бьют, колотят, режут, а я всем добром плачу».
(Слайд №1)
(учащиеся сами формулируют цель урока)
3.
Сказала лопата:
Земля чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля чтобы жить.
? Как называются все предметы которые нас окружают? (тела природы)
Тема: Почва – тело природы. (Слайд №2)
(3 мин)
. (3 мин)
(Слайд №3)
3 . Постановка задач посредством вопросов.
Что такое почва?
Что входит в состав почвы?
Какие почвы вы знаете?
Какими свойствами обладает почва?
Надо ли охранять почву? Зачем?
Новая тема.
4.
4.1.
Образование почвы
Впервые о почве как об особом теле природы, наряду с животными и
растениями и минералами, заговорил Василий Васильевич Докучаев (Слайд 4
и 5). Он является основателем почвоведения. За время экспедиции по России
Докучаев собрал тысячи проб почв. Доказал, что почва не горная порода, а
самостоятельное особое тело природы. Образование почв – это сложный
процесс. Начинается этот процесс с выветривания горных пород. Без горной
породы не смогла бы образоваться ни одна почва. Недаром ученые называют
породу, на которой она формируется, материнской. Давайте вспомним, какие
горные породы мы знаем (Слайд №6). На горных породах поселяются первые
растения, первые животные. Умирая, они перегнивают, и образуют темное
вещество – перегной. Постепенно его количество увеличивается, все больше
растений и животных получают здесь питательные вещества, необходимые для
жизни. Так образуется почва.
В.В. Докучаев выделял пять факторов почвообразования: материнская
(почвообразующая) порода; климат; растения; животные организмы; рельеф и
время. В настоящее время они пополнились еще двумя: водами (почвенными и
грунтовыми) и хозяйственной деятельностью человека (Слайд № 7) Вывод на стр. 58. (читают)
4.2. Демонстрация опытов. (15 мин)
Давайте разберёмся, что входит в состав почвы. Для этого мы проведём ряд
опытов.
№1 –учитель, №2 дети, №3 – дети, (одновременно со мной) №4 учитель
По результатам опытов заполните таблицу (Приложение №1), (Слайд № 8).
Таблицы у вас на столах.
Сравните ваши результаты с готовыми (Слайд №9)
4.
№ Что делали
1. Прокалили почву на
огне
Что наблюдали
Почва посветлела, от неё
поднимался дымок, на
стенках пробирки
появились капли воды.
2. Кусочек земли
опустили в стакан с
водой.
От почвы поднимаются
пузырьки воздуха.
3 Почву смешали с водой Вода стала мутной. На дне
стакана осел песок и глина,
перегной (гумус)
На стекле остался налёт.
4 Отфильтрованную
жидкость капнули на
предметное стекло и
выпарили.
Вывод
Органические
вещества,
содержащиеся в
почве, сгорели; в
состав почвы входит
вода.
В состав почвы входит
воздух.
В состав почвы входит
песок и глина, гумус
Это минеральные
соли, которые
содержатся в почве.
Они растворимы
4.3. Работа со схемой. А затем по таблице составьте схему в тетради (схема
на доске «Состав почвы»). Также используйте текст учебника на стр. 59.
Один учащийся заполняет на доске (3 мин) (Слайд №10, 11)
Физминутка В почве находятся корни деревьев (руки вверх), кустарников
(руки в стороны), трав (присели). Называю растения, а ребята –
соответствующие движения. Если назову тело неживой природы – шагаем на
месте (Слайд №12)
Малина, клён, незабудка, берёза, рябина, калина, смородина, одуванчик,
подорожник, вода (2,5 мин) (Слайды «13 23)
4.4.
Свойства почвы
. (2 мин) Мы познакомились с новым понятием ГУМУС – перегной, часть почвы,
образованная из остатков живых организмов.
Живые организмы участвуют в образовании почвы, поддерживают свойства
почвы. Основными свойствами почвы являются плодородие, структура и
влажность (Слайд №24). А что это такое, посмотрим на странице учебника
59.
(7 мин)
4.5.
Типы почв.
По свойствам почвы, составу различают типы почв. У вас на столах рисунки
срезов различных типов почв (Приложение №2) и карта почв Ленинградской
области (Приложение №3) (Слайды №25, 26). Рассмотрите их, сравните
между собой.
На срезах почв выделены горизонты почвыслои почвы.
5.
Беседа:
Какой горизонт будет отвечать за плодородие почвы? (Верхний)
Какая же из этих почв будет наиболее плодородной? (чернозёмы)
Есть ли чернозёмы в Ленинградской области?
Теперь посмотрите, какие почвы в нашем Шугозерье (по карте).
(Подзолистые)
Плодородные ли это почвы? (достаточно плодородные)
Подумайте, отчего будет зависеть плотность почвы? (от её состава)
Какая почва будет лучше удерживать влагу: глинистая или песчаная?
Зачем это нужно знать? (Для правильного возделывания культурных
растений)
Итак, мы с вами ответили почти на все вопросы. Какой вопрос остался?
(Охрана почв). Это вопрос для домашнего задания.
5. Домашнее задание. Слайд №27) (1 мин)
пар.15, «Д» (2 и 3) (с.59),(всем)
Ответить на вопрос: почему нужно охранять почву? (1 ряд)
Кто живёт в почве? (2 ряд)
«Д» (1) на стр.59(3 ряд)
(3 мин)
Закрепление.
6.
Игра «Данет»
В почве содержится вода.
Существует почва сливозём.
Гумус это нижний слой почвы.
Почва – среда жизни.
Живые организмы улучшают структуру и плодородие почвы. Чернозём – царь почв.
В нашем крае – подзолистые почвы.
Песчаные почвы лучше удерживают влагу.
) (1 мин)
Рефлексия. (Слайд №28
7.
Встаньте те, кто на уроке ничего не усвоил
Встаньте те, кто усвоил, но не всё.
Встаньте те, кто усвоил материал урока.
А теперь нарисуйте на листке смайлик вашего настроения после урока.
(Слайд №29) (1мин)
Всем спасибо за урок! (Слайд № 30)
6.
Приложение №1.
Что наблюдали
Вывод
№ Что делали
1. Прокалили почву на
огне
2. Кусочек земли
опустили в стакан с
водой.
3 Почву смешали с водой
4 Отфильтрованную
жидкость капнули на
предметное стекло и
выпарили. 7.
Приложение №2 8.
Приложение №3 9. Используемые материалы:
1. Сухова Т.С. Природоведение: 5 клааа: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений/Т.С. Сухова, А.Г. Драгомилов.3е
изд., перераб. М.: ВентанаГраф, 2010.224с.: ил
2. В. М. Лизинский. Современный урок: особенности, подходы,
диагностика./М.: Центр педагогический поиск», 2009160 с.
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г.
Асмолова. – Просвещение, 2010. 159 с. : ил.
4. http://images.yandex.ru
5. http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000054/st010.shtml
6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/21882 10.
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Методическая разработка урока "Почва - тело природы" (5 класс, природоведение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.