Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Лужайская основная общеобразовательная школа
Номинация:
Методическая разработка урока с использованием электронных образовательных ресурсов (ЦОР, ЭОР)
Тема методической разработки:
Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение и функции органа зрения.
Подготовила:
учитель биологии
Смирнова Марина Леонидовна
2013 год
Пояснительная записка
Урок проводится в 8 классе в курсе «Биология. Человек» по линии Сонина Н.И. Он входит в раздел «Координация и регуляция», который, согласно календарно-тематическому планированию, включает 12 часов. Данный урок 9 по счёту, проводится после изучения строения нервной системы, головного и спинного мозга. Продолжением темы является следующее занятие «Гигиена органов зрения».
В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Это отражено и при разработке данного урока. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторной работы, мини-экспериментов, упражнений.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программы учебным содержанием, значимым для каждого обучающегося в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде. Знания о строении и функционировании зрительного анализатора, безусловно, являются таковыми. Особенно актуально это с учётом того, что у многих учащихся имеются нарушения зрения, связанные как с несоблюдением правил гигиены, так и с особенностями строения органов зрения.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. Данный подход отражён в применении групповой работы, отработке навыков работы с компьютером, элементами ЦОР, электронными учебниками.
Учитывая возрастные особенности учащихся 8 класса, обоснованными являются такие учебные действия, которые предполагают умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Также уместны здесь такие приёмы, как описание, разъяснение, сравнение, различение, умения структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
В результате изучения данной темы учащиеся должны знать:
- Органы чувств человека, анализаторы, части зрительного анализатора;
- Особенности строения органа зрения и его анализатора;
- Роль анализаторов в восприятии и анализе (различении) раздражений окружающей среды, а также их взаимосвязь с нервной системой и высшей нервной деятельностью человека.
Учащиеся должны уметь:
- Распознавать и описывать основные части органа зрения и его анализатора;
- Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека;
- Проводить наблюдения, опыты и объяснять их результаты;
- Использовать приобретённые знания для профилактики заболеваний органов зрения.
Тема урока: Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение и функции органа зрения.
Цель: раскрыть содержание понятия «анализатор» и показать особенности его строения на примере зрительного анализатора.
Задачи: О. Сформировать знания учащихся о строении анализаторов, строении и функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира, о гигиене зрения;
Р. Продолжить формирование навыков работы учащихся с различными источниками информации, работы в группе; способствовать дальнейшему развитию умения выделять главное, сравнивать, объяснять результаты наблюдений, а также умения устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органа зрения и зрительного анализатора;
В. содействовать формированию познавательного интереса к предмету через применение практико-ориентированной информации; продолжить формирование навыков самостоятельности в обучении и работы в коллективе.
Оборудование: компьютер (желательно два), мультимедийный проектор, экран, набор ЦОР, раздаточный материал, разборная модель глаза, таблица «Зрительный анализатор», учебник, рабочая тетрадь, лук, долька мандарина, резиновая игрушка с пупырышками, микроскоп, лупа, стекло, фотоаппарат.
Тип урока: комбинированный урок с лабораторной работой.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Используемые технологии: элементы ИКТ, групповой деятельности, проблемного обучения, здоровьесберегающие.
Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение, словесные, наглядные, практические.
Методические приёмы: самостоятельная и совместная работа с учебником и иллюстративным материалом; применение художественных и музыкальных фрагментов, высказываний известных людей; использование натуральных объектов; использование стихов, загадок, дополнительных текстов, полилингвальной строки, ребусов и кроссвордов; выполнение упражнений, практической работы, проведение опытов, в том числе виртуальных; применение проблемных вопросов; тестовый контроль, в том числе с помощью компьютера; самопроверка и взаимопроверка, текущий самоконтроль и самооценка, заполнение «Рабочей карты урока»; выполнение индивидуальных заданий и заданий в группе по технологическим картам (группы дифференцированы по уровню усвоения учебного материала); подведение итогов и выводы по ПР; физкультминутки; использование электронных учебников, цифровых образовательных ресурсов (видеофрагменты, интерактивные рисунки, иллюстрации, виртуальный лабораторный практикум, презентации, тесты и др.), электронных образовательных ресурсов (система тестирования «Биотестер», компьютерные обучающие программы, электронные учебные модули открытой образовательной модульной мультимедиа системы (ОМС) и др.).
Средства обучения: печатные (учебники, рабочие тетради, раздаточный материал);
электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);
аудиовизуальные (слайд-фильмы (презентации));
наглядные плоскостные (иллюстрация настенная «Зрительный анализатор», иллюстрации, магнитная доска);
демонстрационные (модель демонстрационная «Разборная модель глаза»);
учебные приборы (микроскоп, лупа, стекло, фотоаппарат).
Формируемые компетенции: познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентированная.
Структура урока
Этапы урока |
Основные дидактические задачи |
Формы организации деятельности учащихся |
Методы обучения и приемы обучения |
Средства обучения |
Примерное время |
Организационный момент |
Создание позитивного эмоционального состояния, в котором учащиеся могут быстро подготовиться к уроку, включится в деловой риттм, сконцентрировать мнимание |
Фронтальная |
Словесный |
Кабинет биологии |
1-2 мин |
Актуализация знаний учащихся |
Уметь раскрывать взаимодействие анализаторов; уметь определять ранее изученные особенности координации и регуляции; |
Фронтальная, парная, индивидуальная |
Словесный; выполнение тестовых заданий с взаимопроверкой по ключу; выполнение теста в программе «Биоуроки – тестер»; работа со схемой рефлекторной дуги у доски |
Раздаточный материал, ЭОР, магнитная доска |
5 мин |
Мотивация. Тема и цели урока. |
Формировать умение высказывать свои мысли; уметь сравнивать и анализировать факты |
Фронтальная |
Словесные, наглядные, практические; Просмотр видеофрагмента, прослушивание музыки, работа с натуральными объектами, проведение теста на равновесие, работа с полилингвальной строкой, загадками |
Раздаточный материал, презентация, иллюстрации |
5 мин |
Изучение нового материала |
Раскрыть строение и значение зрительного анализатора; формировать умения и навыки находить взаимосвязь строения и функции органа зрения |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, проблемное изложение, словесные, наглядные, практические; проблемные вопросы, «работа в лабораториях» группами по технологическим картам, практическая работа, работа с ЦОР и ЭОР, составление схемы, работа с разборной моделью, рисунками и текстом |
Учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, иллюстрации, разборная модель, презентации, учебные приборы, ЦОР |
25 мин |
Рефлексия |
Формировать навыки высказывать свои мысли и индивидуально работать; обобщение знаний , установление причинно-следственных связей. |
Фронтальная, индивидуальная |
Словесный; ответы на поставленные вопросы, работа с заданиями электронного учебника, самооценка |
Учебники, рабочие тетради, раздаточный материал (рабочие карты урока и др.), ЭОР |
5 мин |
Подведение итогов урока |
Подвести итог, проанализировать выполнены ли поставленные цели и задачи |
Фронтальная, индивидуальная |
Оценки работы на уроке, самооценка своей деятельности |
Раздаточный материал |
2 мин |
Домашнее задание. Краткий инструктаж |
Формирование ответственного отношения к учёбе; обогащение кругозора и расширение интереса к предмету с помощью технических средств.
|
Фронтальная |
Использование вопросов и заданий учебника и рабочей тетради, создание кроссвордов и ребусов, работа с ЭОР и ЦОР |
Учебники, рабочие тетради, инструктивный материал, ЭОР и ЦОР |
1 мин |
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Биоуроки - тестер |
Контрольный |
Тест |
http://biouroki.ru/test/34.html |
2 |
Органы чувств |
Информационный |
Видеофрагмент |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000586-1000-4ddd-879f-3a0046bc5018/index.htm
|
3 |
Ассоциативные зоны анализаторов
|
Информационный |
Интерактивный рисунок |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3d83c095-fa08-452d-8b00-746d748da6e3/%5BBIO8_11-51%5D_%5BIM_02%5D.swf |
4 |
Строение зрительного анализатора |
Информационный |
Интерактивный рисунок |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e3915ea0-0acd-4e68-880a-e78f333959ff/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_03%5D.swf |
5 |
Внешнее строение глаза
|
Информационный |
Интерактивный рисунок |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19075f7b-4778-4052-bd17-3ca1c72bee6f/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_01%5D.swf |
6 |
Внутреннее строение глаза |
Информационный |
Интерактивный рисунок |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba03acb1-1e65-43d8-b34b-dd97e8a9f43a/%5BBIO8_11-52%5D_%5BIM_02%5D.swf |
7 |
Лабораторная работа «Изучение изменения размера зрачка» |
Информационно-практический |
Виртуальный лабораторный практикум |
http://www.virtulab.net/ |
8 |
Путь светового луча по органам зрения |
Информационно-практический |
Презентация |
Задание группе 2.ppt Задание группе 3.ppt |
9 |
Изображение на сетчатке и зрительный образ |
Информационный |
Иллюстрация |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/73f5bbb5-d00e-4d68-a9af-88f17119a8e6/%5BBIO8_11-52%5D_%5BPD_05%5D.swf |
10 |
Формирование изображений |
Информационный |
Интерактивный рисунок |
Формирование изображения.swf |
11 |
Видим не видим? |
Информационный |
Текст |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d4798c62-0933-190b-a532-364f0fd02691/60-63_11_2002.pdf |
12 |
Презентация – сопровождение урока |
Демонстрационный |
Презентация |
Презентация по зрительному анализатору.pptx |
13 |
Зрение: Мультимедийное учебное пособие Автор/создатель: Петровская Е.Д. Год: 2009 |
Информационный источник |
Мультимедийное пособие |
http://window.edu.ru/resource/052/64052 |
14 |
Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор |
Информационный |
Модуль OMS |
http://fcior.edu.ru/card/14057/analizatory-organy-chuvstv-ih-stroenie-i-funkcii-zritelnyy-analizator.html |
Ход урока.
Ребята, посмотрите на доску: она вся покрыта белыми пятнами (перевёрнутые обратной стороной изображения анализаторов). Это словно неизведанные острова в стране Анатомии – самой удивительной в государстве Биологии. И эти острова мы с вами сегодня будем открывать. Вам предстоит самим определить тему нашего урока, а чуть позже и его цели.
Но, прежде чем отправиться в путешествие, надо к нему хорошо подготовиться. Поэтому сейчас вы выполните тестовое задание на ваших рабочих листах, а потом мы обсудим результаты, и вы поставите себе оценку за это задание.
Учащиеся выполняют тестовое задание (приложение 1) с взаимопроверкой результатов по ключу, один у доски вписывает в схему рефлекторной дуги её части, ещё один за компьютером выполняет тест в программе «Биоуроки – тестер». Результат записывается в «Рабочую карту урока» (приложение 2).
«Прекрасный мир, полный красок, звуков и запахов, дарят нам органы чувств»
М.А.Островский
Просмотр видеофрагмента «Органы чувств»
На подносе лежат предметы (лук, долька мандарина, резиновая игрушка с пупырышками и др.). Вызывается один человек, ему завязывают глаза.
· Выберите любой из предметов и определите, что это такое. Имеет ли этот предмет запах? Обладает ли вкусом? Какой он на ощупь?
· С помощью чего вы смогли дать характеристику этих предметов? (Органы обоняния, осязания, вкуса).
На доске постепенно открываются «белые острова» - названия органов чувств.
Включается музыка. («Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).
· Назовите, с помощью какого органа чувств мы слышим эту музыку? (Открывается ухо).
Для определения очередного неоткрытого пятна предлагается провести тест на равновесие:
· Встать так, чтобы одна ступня касалась носком пятки другой ступни, расположенной впереди. Ступни – на одной прямой. Руки складываются в замок, локти сближаются. Некоторое время ученики стоят в такой позе неподвижно, потом наблюдается покачивание.
· Что с вами происходит? (Потеря равновесия). Открывается очередной белый лист.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока…. Попробуйте сформулировать.
Кроме того, объектом нашего сегодняшнего изучения будет то, что является отгадкой на загадку и скрывается за последним белым пятном. Этот же объект «спрятан» в бегущей полилингвальной строке. Попробуйте понять, что это.
Два соседа – непоседы. На ночь два оконца
Днем на работе, Сами закрываются,
Ночь на отдыхе. А с восходом солнца
Сами открываются.
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (глаза)
Данную тему мы конкретизируем в ходе изучения зрительного анализатора.
Какие цели мы можем поставить на сегодняшний урок? Что нужно узнать? Чему научиться?
Проблемный вопрос: Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?
«В уме нет ничего, что сначала не прошло через органы чувств». Аристотель.
Почему?
(Головной мозг анализирует информацию, полученную от органов чувств).
Прежде всего, давайте определим понятие «анализатор». Для этого поработаем с учебником и рабочей тетрадью (зад. 62-63), интерактивом «Ассоциативные зоны анализаторов».
Запишем в тетради определение и схему (на доске схема выкладывается из отдельных блоков).
Анализатор – это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.
Сегодня мы рассмотрим один из анализаторов – зрительный. Мы продолжим путешествие по нашему организму, изучив строение зрительного анализатора, поговорим о работе наших глаз, об их роли в восприятии окружающего мира и о том, почему надо беречь зрение.
Интерактив «Строение зрительного анализатора»
Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. Именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.
Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей.
Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные улицы вокруг.
Я иду коридорами своей школы и вижу вас, своих учеников, – и вы улыбаетесь мне.
Рафаэль, Пикассо... – «Это надо видеть», – говорим мы друг другу.
«Посмотри мне в глаза» – просим мы любимых. Ведь еще В. Гюго сказал о том, что «глаза – зеркало души». Именно в них можно увидеть правду и ложь, самое высокое чувство и самое низкое.
А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть... Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.
«Береги как зеницу ока», – говорят о самом дорогом.
Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.
А работать мы с вами будем в лабораториях по технологическим картам группами (приложение 3). После каждого этапа к жёлтой серединке, которая есть у вас на парте, вы должны прикрепить лепесток разного цвета: Красный - всё понял, работал сам. Синий понял, но помогал товарищ. Зелёный - не понял, не выполнил. Это будет ваша самооценка.
Первая лаборатория – Анатомическая. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Группы подбираются по уровню усвоения учебного материала. 1 гр. – с наиболее низким, репродуктивным уровнем обучаемости, медленные темпы работы на уроке. Они работают с разборной моделью. 2 гр. – с более высоким, прикладным уровнем обучаемости. Работают с компьютером. 3 группа – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости. Работают с компьютером.
Результаты работы демонстрируются на весь класс, корректирует и дополняет учитель с применением интерактива «Внешнее строение глаза», «Внутреннее строение глаза». Оценки выставляются в рабочую карту урока.
Физкультминутка. Зрительная гимнастика. Тренажёр Базарного В.Ф. (приложение 4).
Вторая лаборатория – Физиологическая. «Глаз смотрит, а мозг видит».
Учащиеся в парах выполняют ПР № 3. Изучение изменения размера зрачка по алгоритму – инструкции (приложение 5). Оформляют результаты, делают необходимые выводы, проводят самооценку. Выполняют дополнительные задания. При наличии выхода в интернет можно предложить выполнить эту лабораторную работу на сайте http://www.virtulab.net/ в режиме онлайн.
Учитель дополняет, корректирует, демонстрирует информацию электронного учебника. Оценка в рабочую карту и в журнал будет выставлена отдельно после проверки учителем. Самооценка проводится по образцу.
Учитель. Лишь стемнеет, наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Физкультминутка. Поморгайте, посчитав до 10. Это способствует улучшению кровообращения
Третья лаборатория – Физическая.
Учащиеся выполняют задания инструктивной карты. Для этого необходимо вспомнить физику. Таким образом, физические законы лежат в основе биологических явлений. Каждая группа кратко отчитывается перед классом. Учитель и учащиеся делают совместно вывод о том, как возникает изображение. В группах проводится взаимооценка работы каждого учащегося, результат выставляется в карту, проводится самооценка.
5. Рефлексия (5 мин.)
· Исходя из проделанной нами работы, полученных знаний о строении и работе анализатора, как мы можем теперь ответить на вопрос урока?
· Посмотрите на ваши цветы: какой яркий и прекрасный получился наш букет! Пусть мир для вас всегда будет таким красивым и ярким. А для этого мы должны беречь наши органы зрения. О том, как это сделать, мы поговорим на следующем уроке, а наука гигиена нам поможет.
· Работа с проверочными заданиями электронного учебника.
6. Подведение итогов урока (2 мин.)
Список литературы
1. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с.
2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы / авт.- сост. И.Б.Морзунова.- М.: Дрофа, 2009. – 254, (2) с.
3. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 кл. : методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина. « Биология. Человек. 8 класс» / Н.Б.Ренева, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2011. – 173, (3) с.
4. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И.Сонин, М.Р.Сапин – М.: Дрофа, 2010. – 287, (1) с.
5. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. - М.: Дрофа, 2011. - 64с.
6. Сухова Т.С. Урок биологии: Технологии развивающего обучения. – (Б-ка учителя). – М.: Вентана – Граф, 2005. – 112 с.: ил.
7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье. 8 класс. ООО «Кирилл и Мефодий» 2008.
8. Электронное учебное издание Биология. Человек. 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина. ООО «Дрофа», 2008.
9. http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm
10. http://eorhelp.ru/
11. Биология. Методическая копилка
12. http://nsportal.ru
13. http://school-collection.edu.ru/
14. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821
15. http://www.virtulab.net/
Приложения
Приложение 1.
Тест.
1. Средняя масса головного мозга взрослого человека:
А) меньше 950 г; Б) 950-1100 г; В) 1100 – 2000 г
2. Головной мозг человека состоит из:
А) ствола и полушарий большого мозга; Б) мозжечка и полушарий большого мозга;
В) ствола, мозжечка, полушарий большого мозга.
3. Продолговатый мозг является продолжением:
А) среднего мозга; Б) спинного мозга; В) промежуточного мозга.
4. В головном мозге полушария и кору имеют:
А) средний мозг и полушария большого мозга Б) мозжечок и промежуточный мозг;
В) полушария большого мозга и мозжечок.
5. Какие отделы головного мозга относятся к стволу мозга:
А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) мозжечок;
Г) промежуточный мозг; Д) мост
6. Какой отдел головного мозга является как бы продолжением спинного мозга в полости черепа:
А) средний мозг; Б) продолговатый мозг; В) промежуточный мозг
7. Какая доля коры больших полушарий мозга ответственна за зрительное узнавание?
А) лобная; Б) затылочная; В) теменная; Г) височная
8. В какой доле коры больших полушарий мозга формируется слуховое восприятие?
А) лобная; Б) затылочная; В) теменная; Г) височная
9. Какая доля больших полушарий мозга отвечает за осязание?
А) лобная; Б) затылочная; В) теменная; Г) височная
10. Люди с образным мышлением, творческими наклонностями чаще всего имеют ведущее полушарие:
А) левое; Б) правое.
Критерии оценки:
1-2 ошибки - «5» (молодец!)
3-4 ошибки – «4» (неплохо, но можно лучше!)
5-6 ошибок – «3» (тебе есть над чем поработать!)
Более 6 ошибок – «2» (а тебе придется повторить то, что не понял!)
Правильные ответы:
1 – В; 2 – В; 3 – Б; 4 – В; 5 – А, Б, Г, Д; 6 – Б; 7 – Б; 8 – Г; 9 – В; 10 – Б.
Приложение 2.
Рабочая карта обобщающего урока по теме:
Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение и функции органа зрения.
Ф.И._____________________________ класс____________
Первый этап урока «Я - теоретик»
Оценка проверил
Второй этап урока «Я – анатом». Анатомическая лаборатория.
Третий этап урока « Я - экспериментатор». Физиологическая лаборатория.
Лабораторная работа __________________________________________________
Вывод
Третий этап урока « Я - консультант». Физическая лаборатория.
Приложение 3.
Технологическая карта урока
Группа 1
I. Анатомическая лаборатория.
Работа с разборной моделью глаза и учебником, с. 77-79, найти все части глаза. Как строение глаза связано с выполняемыми им функциями?
II. Физиологическая лаборатория.
Выполняем в парах практическую работу «Изучение изменения размера зрачка» в парах по инструкции.
III. Физическая лаборатория.
Работа в группе:
Перед вами предметы, найдите одно лишнее и объясните, почему?
Микроскоп, лупа, стекло, фотоаппарат
Домашнее задание:
- с. 76-84
- Вопросы 3-10 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 83 учебника
- Придумать и оформить на отдельном листе кроссворд или набор ребусов по теме (по возможности, интерактивный кроссворд)
- Прочитать статью «Видим не видим? (по желанию)
- Поработать с файлом OMS и мультимедийным учебным пособием «Зрение» (по желанию).
Поэтапная рефлексия:
Красный - всё понял, работал сам.
Синий - понял, но помогал товарищ.
Зелёный - не понял, не выполнил.
Технологическая карта урока
Группа 2
I. Анатомическая лаборатория.
Работа с рисунком - строение глаза. На компьютере соотнесите части глаза и цифры на рисунке. Как строение глаза связано с выполняемыми им функциями?
II. Физиологическая лаборатория.
1. Выполняем практическую работу «Изучение изменения размера зрачка» в парах по инструкции.
2. Исправьте ошибки на схеме (работа на компьютере): «Путь светового луча по органам зрения». Учебник с. 78-79.
III. Физическая лаборатория.
Есть ли в глазе структуры , которые выполняют роль линзы?
Какие структуры преломляют световые лучи? Выберите на доске.
сетчатка, роговица, сосудистая оболочка, хрусталик, стекловидное тело
- Домашнее задание: с. 76-84
- Вопросы 3-10 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 83 учебника
- Придумать и оформить на отдельном листе кроссворд или набор ребусов по теме (по возможности, интерактивный кроссворд)
- Прочитать статью «Видим не видим? (по желанию)
- Поработать с файлом OMS и мультимедийным учебным пособием «Зрение» (по желанию).
Поэтапная рефлексия:
Красный - всё понял, работал сам.
Синий - понял, но помогал товарищ.
Зелёный - не понял, не выполнил.
Технологическая карта урока
Группа 3
I. Анатомическая лаборатория.
1. Работа с рисунком - строение глаза. На компьютере соотнесите части глаза и цифры на рисунке (есть лишние)
2. Как назвать лишние слова? Зачем они нужны человеку? Воспользуйтесь учебником с. 78
II. Физиологическая лаборатория.
1. Выполняем практическую работу «Изучение изменения размера зрачка» в парах по инструкции.
2. Исправьте ошибки на схеме (работа на компьютере): «Путь светового луча по органам зрения». Учебник с. 78-79.
3. На сетчатке находятся светочувствительные рецепторы: ____________и_____________.
Какая их роль?___________________ (Работайте в тетради)
III. Физическая лаборатория.
Что такое линза? Зная определение из физики, определите, какое должно быть изображение на сетчатке? (Интерактив «Изображение на сетчатке и зрительный образ», схема «Формирование изображений»).
Увеличенное, уменьшенное, мнимое, действительное, перевёрнутое, прямое
- Домашнее задание: с. 76-84
- Вопросы 3-10 рубрики «Проверьте свои знания» на с. 83 учебника
- Придумать и оформить на отдельном листе кроссворд или набор ребусов по теме (по возможности, интерактивный кроссворд)
- Прочитать статью «Видим не видим? (по желанию)
- Поработать с файлом OMS и мультимедийным учебным пособием «Зрение» (по желанию).
Поэтапная рефлексия:
Красный - всё понял, работал сам.
Синий - понял, но помогал товарищ.
Зелёный - не понял, не выполнил.
Приложение 4.
Зрительная гимнастика. Тренажёр Базарного В.Ф.
Приложение 5.
Инструктивная карта
Памятка для учащихся
1. Внимательно прочтите название работы, её цель, условия выполнения.
2. Проверьте наличие оборудования и материалов.
3. Ознакомьтесь с основными этапами проведения работы.
4. Перед началом работы обязательно запишите дату, её номер, название и цель.
5. В процессе выполнения работы все наблюдения записывайте в тетрадь.
6. Сформулируйте вывод.
Практическая работа «Изучение изменения размера зрачка»
Цель: выявить изменение размера зрачка в зависимости от освещённости, развивать навыки экспериментальной работы, умение анализировать и делать выводы.
Инструкция: испытуемый поворачивается к источнику света и смотрит на свет. Исследователь отмечает величину зрачков испытуемого. По сигналу испытуемый крепко закрывает глаза и сверху прикрывает их руками. Через 2 минуты испытуемый широко раскрывает глаза. Исследователь отмечает, как изменилась величина зрачка сразу после открытия глаза.
Оформление работы: записать в тетрадь тему, цель работы, порядок проведения (кратко), сделать вывод: почему на свету наблюдается сужение, а в темноте расширение зрачка.
Приложение 6.
Материалы для оформления
Стихи
А.Блок . И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В.Тушнова . Я люблю глаза твои горькие,
Как кора молодых осин…
Ее глаза как два тумана
Полуулыбка, полуплач
Ее глаза как два обмана…
Глаз – прибор физический
Сложный и оптический.
Есть 2 линзы, чтобы мы
Очень четко видели
Колбочки – чтоб видеть цвет
Палочки – где тьма, где свет
Солнечных лучей поток
Регулирует зрачок
Веки, брови, и ресницы
Украшают наши лица
В непогоду защищают
И поэтов вдохновляют…
Ю.Друнина. Как объяснить слепому,
Слепому как ночь,
С рожденья
Буйство весенних красок,
Радуги наважденье.
Афоризмы
«Ничто так не отличает человека от животных, как очки» (Гарри У.Смите)
«Для того чтобы носить очки, мало быть умным, надо еще и плохо видеть» (В.Дубинский)
«Близорукий встречает меньше знакомых, зато чаще раскланивается» (Славомир Врублевский)
«Зрение - самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств. Оно наполняет дух огромнейшим разнообразием идей, общается с его объектами на самом большом расстоянии и дольше всех остается в действии, не уставая и не пересыщаясь истинными наслаждениями, которые оно само получает» (Д. Аддисон)
«Не очень огорчайтесь, если у вас ухудшилось зрение. Хотя вы не будете замечать много прекрасного, но зато и уродливое не будет теперь портить вам настроение» (Э. Севрус)
«Если бы оптик пытался продать мне инстру-мент, в котором оказались бы недостатки, присущие глазу, то я считал бы себя вправе высказать ему в самых резких выражениях порицание за небрежную работу и вернуть ему инструмент с протестом» (Г.Гельмгольц)
Словарик
Глаз — орудие чувственного зрения. Шары, гляделки, зенки, глазища, баньки, буркала, глазик. (В.Даль.)
Зрение- действие или состояние, чувство видения, способность видеть. (В.Даль.)
Окуляр — от лат. слова ocularis — глазной, oculus - глаз.
Оптика — от греч. optike — собирательное название оптических приборов и систем.
Аккомодация — от лат. accomodatio — приспособление, приноровление.
Стереоскопичность—от греч. stereo - пространственный, объемный, skopeo - смотрю.
Иллюзия — от франц. illusion — обман, обманчивое представление.
Пословицы и поговорки
Не случайно, что почти у всех народов есть пословицы о значимости зрения. Например, русская: "Свой глаз лучше родного брата",
или осетинская: "Лучше много видеть, чем много жить",
или же турецкая: "Вкус пищи узнают солью, вкус мира — глазами".
Есть и такая туркменская пословица: "От глазных болезней человек не умирает, но и о здоровье его справляться никто не придет".
«Один глаз на печь, другой в Галич»
«Кто старое помянет, тому глаз вон»
«Глаза, как плошки, а не видят не крошки»
«Одним глазом спи, а другим стереги»
«Свой глаз лучше родного брата»
«На смерть, что на солнце, во все глаза не взглянешь»
«Где больно, там рука; где мило, тут глаза»
«Бровь в бровь, глаз в глаз»
«На затылке глаз нет»
«Выше лба не живут глаза»
«В глаза ласкает, а позаглазью лает»
«За глаза и про царя говорят»
«В глаза не льсти, а за глаза не брани»
«Глаза завидущи, а руки загребущи»
«Глаза боятся, а руки делают»
«У страха глаза велики»
«Правый глаз чешется - радоваться, левый -плакать»
«Свой глаз всего дороже»
«Чужому глазу не верь»
«Правда глаза колет»
Приложение 7
Задания для контроля и закрепления
Вариант 1
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Воспринимающим элементом любого анализатора являются:
A. Проводящие пути Б. Кора головного мозга
B. Рецепторы
2. Анализ внешних раздражителей происходит в:
A. Проводящих путях Б. Коре головного мозга
B. Рецепторах
3. Защищают глаза от пыли:
А. Брови и ресницы Б. Веки
В. Слезные железы
4. Наружная оболочка глазного яблока называется:
А. Сосудистая Б. Фиброзная
В. Сетчатая
5. Непрозрачная часть фиброзной оболочки:
А. Склера Б. Радужка
В. Зрачок
6. Пигментированная часть сосудистой оболочки называется:
А. Роговица Б. Сетчатка
В. Радужка
7. Количество света, поступающего в глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:
А. Роговицы Б. Зрачка
В. Сетчатки
8. Изображение видимых предметов формируется на:
А. Роговице Б. Радужке
В. Сетчатке
9. Фокусировку изображения обеспечивает:
A. Хрусталик Б. Зрачок
B. Стекловидное тело
10. Цветовое зрение обеспечивают:
A. Палочки Б. Колбочки
B. Клетки радужной оболочки
11. Максимальное количество рецепторных клеток на сетчатке расположено в области:
А. Склеры Б. Слепого пятна
В. Желтого пятна
12. Анализ зрительных раздражителей происходит:
A. В затылочной доле коры Б. В височной доле коры
B. В лобной доле коры
13. Расплывчатое изображение близкорасположенных предметов является признаком:
А. Близорукости Б. Дальнозоркости
В. Катаракты
Вариант 2
Задание. Вставьте пропущенное слово.
1... – это отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные...
2. Система, обеспечивающая анализ раздражений, называется... и состоит из рецептора, проводящих нервных путей и определенной зоны... полушарий... мозга.
3. 70 % информации об окружающем мире человек получает с помощью органа..., состоящего из... яблока и... аппарата.
4... и... защищают глаза от пыли и пота, а... жидкость смачивает и очищает поверхность глаз.
5. Глазное яблоко расположено в... и состоит из... ядра, покрытого фиброзной,... и сетчатой оболочками.
6. Наружная прозрачная оболочка глаза называется..., она переходит в... оболочку, под которой расположена... оболочка, питающая глазное яблоко.
7. Передняя часть сосудистой оболочки глаза называется..., в центре которой расположено отверстие – ..., способный рефлекторно расширяться или...
8. За зрачком находится..., рефлекторно изменяющий свою... и обеспечивающий четкое изображение на..., содержащей световые рецепторы – ... и...
9. Зона размещения большинства колбочек на сетчатке называется... пятном, а зона отсутствия рецепторов – ... пятном; световые лучи к сетчатке проходят через... тело и поглощаются слоем... клеток.
10. Свет попадает в глаз через роговицу и..., преломляется в..., проходит через стекловидное... на желтое пятно..., в рецепторах которой преобразуется в нервные..., поступающие по зрительному нерву в... зону коры, где анализируется и обобщается полученная информация.
11. Существует возрастная, наследственная и профессиональная предрасположенность к..., когда расплывается изображение близко расположенных предметов, и..., когда плохо видны предметы на расстоянии.
Вариант 3
Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.
1. Что общего в строении всех анализаторов? В чем значение анализаторов?
2. Назовите все защитные приспособления глаза.
3. Перечислите оболочки, составляющие глазное яблоко.
4. В чем значение зрачка? С помощью чего регулируется его работа?
5. Каковы особенности строения и функции сетчатки глаза?
6. Каких клеток в сетчатке больше, палочек или колбочек? Почему ученые выделяют три основных вида колбочек?
7. За счет чего формируется четкость изображения на сетчатке?
8. Что такое «слепое пятно»?
9. Перечислите известные вам нарушения зрения.
10. Как вы думаете, почему дальтоникам не выдают водительские права?
11. Что, по-вашему, входит в понятие «гигиена зрения»?
Вариант 4
Задание. Дайте полный развернутый ответ.
1. От чего зависит цвет глаз человека? В каком случае глаза будут иметь красноватую окраску?
2. Что такое «зрачковый рефлекс»? О чем свидетельствует его отсутствие?
3. Что такое «иридодиагностика»?
4. Объясните, что такое «аккомодация глаза»?
5. Почему в состоянии волнения зрачки расширяются?
6. Для чего человеку нужны слезы? Почему женщины плачут чаще, чем мужчины?
7. Что вы знаете о снежной слепоте?
8. Если слепому от рождения ребенку сделать операцию по восстановлению зрения, то вначале ему будет трудно определить размер и форму предметов. Почему?
9. Почему в чужой тетради легче заметить ошибку, чем в своей? Почему учитель пользуется красной ручкой для исправления ошибок?
10. Слепые читают книги, написанные специальным шрифтом, состоящим из комбинации точек. Как вы думаете, какой анализатор обеспечивает человеку такую возможность?
11. Печать слепым методом, сложные акробатические трюки, спортивные упражнения, виртуозная игра на музыкальных инструментах, искусство танца. Благодаря чему человек способен к столь сложным движениям без непосредственного контроля за их осуществлением с помощью органов зрения?
Задания с рисунками.
|
|
Рис. 1 |
Рис. 2 |
У вас на столах карточка с заданием. Рассмотрите рисунки и сделайте к ним подписи.
Зрительные
иллюзии «Не верь глазам своим»
Посмотрите на рисунок (рис.3). Какой отрезок длиннее? Проверь свой ответ
с помощью линейки. Сделайте выводы. Запишите
в рабочий лист урока.
Рис.3
(Это оптико-геометрическая иллюзия, искажается восприятие размера.)
Найдите на рисунке два черных профиля, обращенных друг к другу, и белую вазу (она находится между профилями). Почему, когда видна ваза, исчезают профили, а когда видны профили, пропадает изображение вазы? Причина заключается в том, что один из конкурирующих образов затормаживает появление второго (отрицательная индукция: возбуждение наводит торможение).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.