Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов
Оценка 5

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
23.01.2017
Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов
Данный урок является одиннадцатым в разделе «Причастие», первым по теме «Слитное и раздельное написание не с причастиями», поэтому является уроком открытия новых знаний, что определяет его цели и задачи. В представленном сценарии учебного занятия учитель отразил ход урока, методологическую основу, применяемые методы, приёмы и формы деятельности, техническое и дидактическое оснащение урока, обосновал необходимость применения информационных технологий.
Методическая разработка урока.docx
Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7­х классов  общеобразовательных школ Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №54» Учитель: Плесовских Елена Викторовна,  высшая квалификационная категория Предмет: русский язык Технологическая карта урока Ф.И.О. Плесовских Елена Викторовна Предмет: русский язык Класс: 7 «Б» УМК:  учебный комплекс под редакцией  В.В.Бабайцевой.  С.Н.Пименова, А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Русский язык. Практика. 7 класс Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель урока для учителя: Сформировать умение правильно писатьне с причастиями, объясняя условия выбора изучаемой орфограммы. Цель урока для учащихся:  развивать умение правильно писатьне с причастиями, объясняя условия выбора изучаемойорфограммы. Задачи урока для учителя: 1.Обеспечить усвоение знаний о правописаниине с причастиями. 2.Развитие коммуникативных умений обучающихся через  словарную  работу, работу с текстом. 3.Развитие умения работать в парах. Задачи урока для учащихся: 1.Уметь правильно писать не с причастиями. 2.Уметь  анализировать, сравнивать, делать выводы; задавать вопросы. 3.Осознавать эстетическую  ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности. Тип урока. Урок открытия новых знаний.  Планируемые результаты: Предметные Обучающиеся умеют  анализировать написания не с причастиями, правильно писать не с  причастиями, объяснять условия выбора  изучаемойорфограммы, сравнивать написание  не с прилагательными и причастиями. Метапредметные Уменияанализировать,сравнивать,строить  рассуждения, делать выводы; задавать  вопросы. Умения строить связное монологическое  высказывание, осуществлять взаимодействие в группе, оказывать помощь и проводить  контроль.  Личностные Осознание эстетической ценности  русского языка, уважительное отношение  к языку, потребность сохранить чистоту  русского языка. Оборудование и программное обеспечение: компьютер, презентация, доска, листы самооценки, памятки о причастии Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса. Форма организации учебно­познавательной деятельности на уроке: o групповая o парная o индивидуальная Методы обучения на уроке: o наглядный o проблемный и побуждающий диалог o индуктивный (по логике построения материала) Технологии: технология проблемного обучения, технология оценивания  Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация Материалы и оборудование: раздаточный материал (тест, лист самооценки) Цель этапа Основн ые этапы  и время организ ации учебной Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя ситуация, Учебная   приведёт запланированных результатов   которая достижению   к   Ценнос тная нагрузк а   этапа На формирование или   развитие каких   УУД Оценочное задание   и   лист самооценки знаний   и Деятельность учащихся Результат (продукт) каждого   этапа   учебной деятельности учащихся деятельно сти Создани е учебно­ познава тельных мотивов урока направлено учебное действие способов деятельности по данной теме. Прогностическое оценивание. Самооценка. Взаимопроверка  Актуали зировать личност ный опыт учащихс я (личност ные смыслы, опорные знания  и способы деятельн ости, ценност ные отношен ия).  Приветствует учащихся, настраивает  ребят на работу. ­Сегодня на уроке русского языка мы  продолжим изучение интересной и  важной темы, знание которой  поможет сделать вашу речь  грамотной и красивой ­ изучение  раздела «Причастие». Запишите дату.  А тему урока сформулируете сами  чуть позже. Задание для активизации имеющих знаний обучающихся: Какую самостоятельную часть речи  мы изучаем? Что нового для себя вы узнали на  предыдущем уроке? ­Почему морфологический разбор  можно назвать «портретом» части  речи? Задание 1 ­Какие вопросы по теме  «Морфологический разбор  причастия» вы можете задать друг  другу, чтобы проверить, насколько  прочно усвоен материал прошлого  урока?  На подготовку вопросов вам  Развити е словарн ого запаса. Познавательны е УУД  1. Владеть  разными  видамиаудирова ния  (ознакомительно го,выборочного) . 2.Анализировать , сравнивать,  обобщать,  делать выводы,  строить  логические  рассуждения.  3. Представлять  модели  объектов в  знаково­ символической  форме. Запись   в   рабочем   листе даты, классная работа. Отвечают на вопросы. ­Причастие ­ Как производить  морфологический разбор  причастия. ­Потому что в нем   отраженыобщие признаки  частей речи, а потом  частные: общее значение,  начальная форма,  постоянные и непостоянные морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельно в тетради  записывают вопросы: ­Какие постоянные  признаки имеет причастие?  ( Действительное или  страдательное причастие,  время, вид) ­Что является начальной  формой причастия?  (Именительный падеж  единственного числа отводится 3 мин. ­Ответьте на поставленные  вопросы. СЛАЙД  (на   слайде   порядок морфологического разбора) Проверим по эталону.  Проверьте друг  друга. Оцените свою деятельность. Какие умения вам понадобились,  чтобы справиться с заданиями? Задание 2. Продолжим  наш урок. Работать будем в  парах. Познакомьтесь с содержанием  карточки. Сформулируйте к ней задание. Написанные карточке словосочетания   и   отдельные   фразы надо   разделить   на     группы.   В   первую группу   включить   словосочетания,   в которых     не   пишется   с   именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую –   в   которых   не   пишется   с сс, существительными и прилагательными   раздельно.   При работе   с   третьей   группой   надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся. в         Расскажите,   в   каких   случаях  не пишется слитно с существительными прилагательными.   Подтвердите   свой ответ примерами из карточки. ­   Согласны   ли   вы   с   мнением Целеуст ремленн ость   и настойч ивость 1.Высказывать  предположения  на основе  наблюдений. 2.Формулироват ь вопрос  (проблему)  урока. Рефлексивное оценивание. Сравнение   своего ответа   с   ответом учебника. мужского рода) ­ Общее значение  причастия? (Обозначает  проявляющийся во времени  признак предмета по  действию) и др. Отвечают на вопросы,  заданные товарищами. Учащимся предлагаются  карточки: Познакомьтесь с  содержанием карточки.  Разделите словосочетания  на  группы в зависимости  от написания, запишите.  Какие словосочетания у вас не вошли в группы?  (Не)большой домик,  (не)приятный разговор,  (не)нависть к волшебнику,  (не)ряшливый вид,  (не)скромность, а дерзкая  гордость,  (не)светлая, а  тёмная, вовсе (не)вкусный  пирог,  (не)остывший  камин,газон (не)подстрижен. I   гр.   –  не  с   сущ.   и   прил.   – слитно II   гр.   –  не  с   сущ.   и   прил.   – раздельно III гр. не с          ?       –         ? Действи е целепол агания Включен ие учащихся в совмест ную деятельн  по ость определ ению целей учебног о занятия; подготов ка  учащихся к  изучению нового  материал а через  создание проблемн ой  ситуации Мотивир ующий приём: подводя щий   к теме диалог. учащегося? Проверьте  себя по эталону  СЛАЙД  Оцените свою деятельность. Какие   умения   вам   понадобились, чтобы справиться с заданием? Какие словосочетания в ваших  карточках не вошли в группы?  Определите,   со   словами   какой языковой категории употребляется в них  не,   и  сформулируйте   тему сегодняшнего урока. Тему урока  записываем.  СЛАЙД  Используйте   опорные   фразы   на слайде: Познакомиться   с   ….   и   научиться правильно… ­На какие вопросы мы ответим на уроке? СЛАЙД  Вопросы, рассматриваемые на  уроке:  1.   Как   пишется   частица   –не­  с причастиями? 2.При каких условиях –не­ с  причастиями пишется слитно, а при  каких раздельно? Сформулируйте  цель урока. Учащиеся задание.   выполняют В словосочетаниях  (не)остывший камин,  газон (не)подстрижен НЕ употребляется с  причастиями, значит,  тема сегодняшнего урока:  Самооценка.   Правописание нес  причастиями. Учащиеся   формулируют цель урока: познакомиться   с   правилом написания   частицы  не  с причастиями; учиться писатьнес правильно причастиями. Планир ование и организ ация деятель ности Организ овать   и направи ть деятельн ость обучающ ихся   на получен ие новых знаний.   Организует коммуникативное взаимодействие,   в   ходе   которого выявляются и фиксируются «шаги».  Творчес тво   и созидан ие СЛАЙД  ­ Изучая эту тему, определим шаги  действия. 1.Наблюдение (исследование). 2.Собственные выводы. 3.Сравнить собственные выводы с  теорией. 4. Практика. Осущес твление деятель ности по достиже нию поставл енной Обеспеч ить осмысле ние учащими ся способо в деятельн ости,   с Исследовательская работа по группам. Вы сейчас проанализируете  предложенные примеры и попытаетесь  сами вывести правило о слитном и  раздельном написаниине с причастием. Разделимся  на группы, проведём  исследование и сделаем выводы. Задания по группам 1 группа: при каких условиях НЕ с  причастиями пишется слитно. Трудол юбие ценност ь знания, стремле ние   к истине, научная и 1.Искать пути  решения  проблемы. 2. Осуществлять познавательную  и личностную  рефлексию. 3.Владеть  приёмами  отбора и  систематизации  материала,  выделять  главное,  сворачивать  информацию (до ключевых слов). 4.Преобразовыв ать информацию из одной формы в  другую  (текст в таблицу) мысли. Познавательны е УУД  1.  Анализировать,  сравнивать,  группировать,  делать выводы. 2. Владеть  приёмами    Рефлексивное оценивание. Определяют  шаги  действия. 1.Наблюдение  (исследование). 2.Собственные выводы. 3.Сравнить собственные  выводы с теорией. 4. Практика. Рефлексивное оценивание. Знаю  Не с глаголом и  прилагательным,  существительным пишетсяслитно,  если слово не  употребляется  без не. Не с  прилагательным,  существительным Узна л  Хочу  знать Когда не с  причастие м пишется  слитно Когда не с  причастие единая картина мира. Внимат ельност ь     по отноше нию   к другим. отбора и  систематизации  материала. 3. Строить  рассуждение,  воспринимать и  вычленять  нужную  информацию на  слух. Коммуникатив ные УУД 1. Свободно  излагать свои  мысли в устной  форме, владеть  разными видами  монолога и  диалога. 2. Оказывать  необходимую  взаимопомощь и осуществлять  взаимный  контроль. пишетсяраздельн о, если есть  противопоставле ние с союзом а м пишется  раздельно Время работы  5  минут.  Выполнение заданий. Обсуждение работы  групп  с попутным  заполнением третьей графы  таблицы. ­    «Узнал(а)». Озвучивается заполненная  таблица. 1.   Определение   условий слитного   и   раздельного написания не с причастиями. 2. правописания причастиями. 3. Чтение правила из  учебника.   Формулируют   правило с   НЕ   цели помощь ю которых были получен ы знания Недоумевающий взгляд, ненавидящий  ложь,  нераспечатанное письмо (сравни:  не распечатанное мною письмо),  невысохшая роса (сравни: не высохшая  на солнце роса). 2 группа: при каких условиях НЕ с  причастиями пишется раздельно. Сравни: нераспечатанное письмо – не  распечатанное мною письмо;  нераскрытая тайна – не раскрытая  учёными тайна;  нисколько не  раскаявшийся преступник;  работа не  сдана, работа не проверена (сравни:  непроверенная);   проблема не изучена;   не исправленные, а подчёркнутые  ошибки. 3 группа: прочитать правило в  учебнике, объяснить предложенные  примеры и привести свои. Незамерзающий пруд ­     Негодующий возглас –  Не затихающая ни на минуту буря –  Не затихающая, а разыгрывающаяся буря ­  Задание не выполнено ­  4 группа: прочитать теоретический  материал в учебнике и объяснить  написания. Нераспечатанное письмо –  Недоумевающий взгляд –  Не раскрытая учёными тайна – Письмо  не распечатано ­  5   группа: «Правописание причастиями».СЛАЙД    составить   алгоритм с НЕ Обсуждение   итогов работы групп. 1.Назовите цель вашего исследования. Познакомьте нас с его результатами. СЛАЙД  ­ На какой вопрос мы ответили?  СЛАЙД  Электронная физминутка для глаз. Проводит   физминутку   (гимнастику для глаз) в целях снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе способствует утомления, положительному   эмоциональному фону на уроке. СЛАЙД  что     ­ Проверим полученные знания на  практике. Первичная проверка усвоенного. Задание  С последующей взаимопроверкой. (НЕ)исследованные пространства,  нисколько (НЕ)раскаявшийся  преступник, вовсе (НЕ)проверенные  данные, (НЕ)освещённая солнцем  поляна, (НЕ)умолкающий шум,  (НЕ)защищённое от ветра здание, ещё  (НЕ)опавшая листва, (НЕ)выучен  урок, (НЕ)выдуманная история,  (НЕ)написан роман. Проверка по эталону. Оцените свою деятельность. Задание  Игра «Поработаем волшебниками!» Ученики делают выводы: 1.НЕ с полными  причастиями пишется  раздельно, если при причастии есть зависимое слово. 2. НЕ с полными  причастиями пишется  раздельно, если есть  противопоставление. 3. НЕ с краткими  причастиями пишется  раздельно. 4. НЕ с полными  причастиями пишется  слитно, если без не не  употребляется. Ученики делают выводы:  результаты исследования  соответствуют правилу  учебника. Превратите слитные написания в  раздельные и наоборот.  Непрочитанная книга, невыполненное  задание, ошибка не замечена,  несожжённое письмо, не законченная  вовремя работа, не получена посылка,  незавершённая стройка. В это время 5 человек выполняют творческое      задание(   Ермакова   К., Попова Н., Соколова О., Устинова В., Ведерникова Д.) Составить миниатюру по опорным  словам. Ненастный день, не  распустившийся   ещё лист, не затянутый тучами  клочок неба, неуютный пейзаж,  только зеленеет неувядающий плющ,  нерешительный луч солнца Контрольный тест. Самопроверка. Время выполнения – 3 минуты.  1.Закончите предложение: НЕ с  полными причастиями пишется  раздельно, если при причастии есть 2.Закончите предложение: НЕ с краткими причастиями  пишется. 3.Укажите слово (или слова), которое  пишется с НЕ раздельно: а)(не)годующий б)(не)написанная еще книга в)(не)полученная посылка 4.Укажите слово (или слова),которые пишутся сНЕ слитно: Слайд Самооценка Нет ошибок – 5;  1­2 ошибки – 4; 3­4 ошибки ­3. Неисследованные пространства, нисколько  не раскаявшийся   преступник, вовсе   не   проверенные   не   освещённая данные, солнцем поляна, неумолкающий   шум,   не защищённое   от   ветра здание,   ещё     не   опавшая листва,     не   выучен   урок, невыдуманная   история,   не написан роман.   Контрольный  тест.  Самопроверка. Время  выполнения – 3  минуты.  1.зависимые слова 2.раздельно 3. б 4. в Работаю устно по цепочке, передавая   друг   другу «волшебный мяч»: Непрочитанная вовремя  книга, невыполненное к уроку  задание, незамеченная ошибка, несожжённое мною письмо,  не­ законченная работа, 5. 1,3,5,7. Взаимопроверка. Нет ошибок – 5 Одна ошибка – 4 Две ошибки – 3 Три   и   более ошибок ­ 2  Самооценка. Ответы   вопросы. на неполученная  посылка,  незавершённая, а  продолженная  стройка.  5 человек выполняют  творческое  задание( Ермакова К.,  Попова Н., Соколова О.,  Устинова В., Ведерникова  Д.) Составить миниатюру по  опорным словам. Выполняют тест. Заполнение   самооценки. листа Цель: ­ познакомиться с правилом написания   частицы  не  с причастиями; учиться писатьнес правильно причастиями.     Трудол юбие ценност ь знания, стремле ние   к истине. 1.Соотносить  цели и  результаты  своей  деятельности. 2. Опираясь на  критерии  самооценки,  определять  степень  успешности  работы.   трава   (4)(не)­скоше..а; (1)(Не)кошеная   трава;   никем   (2) (не)кошенная   трава;   (3)(не)скошенная трава; (5) (не)доумевающий   взгляд;   никем   (6) (не)рассказанная (7) (не)законченная (8) (не)завершенное   в   срок   строительство; хата (9)(не)выбелена; окно (10)(не)вымыто. Рефлексия   история; рукопись;  СЛАЙД           а)дом(не)отремонтирован б)(не)отремонтированный еще дом в)(не)отремонтированный дом 5. Укажите номера слов, пишущихся с  НЕ слитно: Рефлек сивно оценочн ые действи я Организ овать осмысле ние способо в достиже ния цели, организу ет анализ деятельн ости   по получен ию учебног о продукт а. Задание на рефлексию – поняли ли вы,   когда   причасти   пишутся   с   не слитно, когда раздельно? СЛАЙД Проверка ­Вспомните цели урока. Достигли мы  с вами поставленной цели? Познакомиться с правилом написания частицы не с причастиями; учиться  правильно писатьнес причастиями. ­Используя рабочий лист, ответьте на  вопросы урока, подведите итог. 1.   Как   пишется   частица   –не­  с причастиями? 2.При каких условиях –не­ с  причастиями пишется слитно, а при  каких раздельно? Домашнее задание Выполните задания: Параграф  140 1.Упр.№117 или 2.Творческое задание: Опишите   кратко   ситуацию, иллюстрирующую   одну   из   пословиц упр№117.

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов

Методическая разработка урока «Слитное и раздельное написание не с причастиями» для учащихся 7-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017