Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
03.04.2018
цель разработки- показать обучающимся, как жанровое своеобразие пьесы отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовать их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о Луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы героев; продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию собственной точки зрения, активной жизненной позиции, умению сопереживать.
горький.docx
Тема урока. Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе
М.Горького «На дне» и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов),
правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: смешанный
Продолжительность занятия: 1 урок (45 минут).
Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой
учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной
ситуации через фронтальную, коллективную и индивидуальную формы
организации познавательной деятельности.
Цели образования:
обучения: формирование знаний содержания пьесы «На дне» М. Горького,
формирование умений вести самостоятельную исследовательскую работу с
использованием научной литературы, анализировать и интерпретировать
художественное произведение, соотносить художественную литературу с
общественной жизнью, формирование навыков аргументированного
формулирования своего отношения к прочитанному;
воспитания: формирование коммуникативных навыков: выслушивать мнения
других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формирование
познавательного интереса к русской литературе, формирование гуманного
отношения к людям, активной жизненной позиции;
развития: развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти,
внимания, творческого воображения, обогащение словарного запаса
обучающихся.
Материальнотехническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа
проектор, экран, презентация Power Point, учебник «Литература. 11 класс:
учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 2 ч. Ч 1 / под
ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2011», Конституция РФ, портрет М.
Горького, видеосюжет, иллюстрации, нарисованные школьниками, раздаточный
материал, плакат для оценки учебной деятельности на уроке.
Межпредметные и внутрипредметные связи.
На уроке осуществляются связи литературы с обществознанием («Социальные
проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики
Российской Федерации»), историей («Обострение экономических и социальных
противоречий в условиях форсированной модернизации»).
Ход урока:
I Организационный момент
Психологическая установка на работу
Здравствуйте, ребята. Настройтесь на продуктивную работу на уроке и
положительный результат. Пусть этот урок принесёт вам радость познания и
новых открытий.
II Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся, целеполагание
Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря
по тому, во что мы сами превратили её.
М. де Монтень
Страдания есть самый
скорбный способ постижения истины.
Ф. Ницше
Каким же образом связаны жизнь и истина?
(Чтобы чтото в жизни получить, нужно это заслужить, выстрадать. Всё в жизни
зависит от нас самих, от наших установок и целей.)
Как вопрос об истине жизни раскрывается в пьесе М. Горького «На дне»?
(Каждый из героев, оказавшихся в ночлежке, имеет свою историю жизни, свои
мечты, свою жизненную правду.)
Сегодня на уроке мы продолжим работу по анализу пьесы Горького «На дне».
Поднимем извечный вопрос: «В чем состоит правда жизни?». Рассмотрим тему
«Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне»
и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной
лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)»
Этот философский вопрос Горький поставил в своей пьесе. Что же лучше:
истина или сострадание? Вопрос о правде очень широк и многогранен. И каждый
человек понимает правду посвоему, имея в виду некую окончательную, высшую
правду.
Организовав совместную деятельность, мы´ должны найти ответ на этот вопрос.
III Формирование новых понятий и способов действия
1.Коллективная деятельность
Учащиеся заранее разделены на 3 группы. («Три правды» : Лука, Бубнов, Сатин).
У каждой группы на столе разложены карточки с названием и с вопросом.
1 группа Лука
Какова правда Луки?
Что он проповедует?
2 группа Бубнов
Как сформулирована в тексте правда Бубнова? Отличается ли она от правды
Луки?
3 группа Сатин
В первом монологе Сатина звучит главный вопрос: «Что такое правда?», во
втором: «Что такое человек?» Какие ответы даёт на них Сатин? Насколько
правомерно противопоставление в этих монологах жалости и уважения к
человеку?
Что понимают под правдой герои пьесы?
(В пьесе выделяется правда двух
уровней: частная и общечеловеческая(мировоззренческая). У каждого
персонажа пьесы своя правда, личная. Настя мечтает о большой настоящей любви, в этом заключается ее правда, Клещ мечтает о работе после смерти жены,
Барон живет прошлым, в прошлом его правда, Василиса хочет избавиться от
мужа, Актер страстно желает бросить пить и т.д. Выделяется еще и
общечеловеческая правда, как бы общая для всех, она отражает смысл
человеческой жизни.)
В пьесе автором представлены три типа правды. Разберёмся, какая правда
ближе каждому из вас.
2.Вопрос 1 группе
Вспомним правила работы в группе: в деятельность могут включаться все
ученики, после того как представители работающей группы закончили свой
ответ.
Какова правда Луки? Что он проповедует?
(Правда Луки утешительная, «ложь во благо», правда затуманивающая, дающая
ложную надежду, такая правда привела обитателей ночлежки к еще большим
разочарованиям и даже к гибели. Она не заставляет действовать, искать в жизни
опору. Поэтому после ухода Луки она рушится.)
И даже само имя героя символично: Лука «светлый», но в то же время
«лукавый» (эвфемизм слова «черт»).
Примеры из текста (акт 2): «Коли веришь, есть; не веришь – нет… Во что
веришь, то и есть…»
Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.
Запись вывода в тетрадь.
3.Вопрос 2 группе
Позиции Луки, компромиссной и утешительной, противостоит позиция
Бубнова. Как сформулирована в тексте правда Бубнова? Отличается ли она от
правды Луки?
(Наиболее мрачная фигура в пьесе – Бубнов. Он вступает в спор о правде
неявно, словно разговаривая с самим собой.)
Примеры из текста (акт 2): «Люди все живут … как щепки по реке плывут…
строят дом… а щепки – прочь…»
Бубнов относится к жизни цинично, со злым пессимизмом, скептически.
Запись вывода в тетрадь.
3.Вопрос 3 группе
Ребята, работу этой группы начнём с прослушивания монологов Сатина о
правде и о Человеке. Именно здесь выражена ещё одна жизненная позиция,
которая противопоставлена «утешительной правде» Луки и «циничной правде»
Бубнова.
4.Слово ученику, который читает наизусть монолог Сатина о правде.
Сатин: …Я – понимаю старика…да! Он врал…но – это из жалости к вам, чёрт
вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я знаю! Я
читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная,
ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку
рабочего… и обвиняет умирающего с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой…
и кто живёт чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрёт чужого –
зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного
человека!
5.Слово ученику, который читает наизусть монолог Сатина о Человеке.
Сатин: Человек может верить и не верить… это его дело! Человек свободен…
он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек – вот правда!
Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик,
Наполеон, Магомет… в одном! Понимаешь? Это – огромно! В этом все начала
и концы… Всё в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё
же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это – великолепно! Это
звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его
жалостью… уважать надо!
В первом монологе Сатина звучит главный вопрос: «Что такое правда?», во
втором: «Что такое человек?» Какие ответы даёт на них Сатин? Насколько
правомерно противопоставление в этих монологах жалости и уважения к
человеку?
(Сатин говорит о человеке в общем. Его человек абстрактный. Он возникает на
фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не
понимает, все заняты собой, своими проблемами, все в разладе с миром.)
Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему мечте»,
человекумечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время
разделял Горький.
6.Сообщение о теории Ницше и о ранних произведениях М.Горького.
Концепция сверхчеловека
Идеал сверхчеловека Ницше наиболее подробно раскрывает в своей работе «Так
говорил Заратустра» (18831886). «В качестве идеала, к которому мы должны
стремиться в своем человеческом обличье, эта идея выступает как
исключительно неопределенная и неконкретная цель. Сверхчеловек
противопоставляется тому, кого Ницше называет «последний человек», и кто
стремится как можно больше походить на всех других, который счастлив просто
потому, что счастлив: «Счастье найдено нами», говорят последние люди и
моргают». Это – стадный человек современной ему эпохи, и Ницше презирает
его». В одной из своих работ мыслитель писал: ««…цель человечества не
может лежать в конце его, а только в его совершеннейших
экземплярах». Этим «совершеннейшим экземпляром» может стать каждый, но
далеко не каждый реализует эту потенциальную возможность; констатация этого
печального факта и заставляет Ницше обращаться не к каждому, а
к избранным». И вот он говорит:
«Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы
превзойти его?
Все существа до сих пор создавали чтонибудь выше себя; а вы хотите
быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя,
чем превзойти человека?<…> Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком,
канат над пропастью.<…>
Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо
идут они по мосту.
Я люблю того, кто оправдывает людей будущего и искупляет людей
прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего.
Я люблю того, чья душа переполнена, так что он забывает самого себя,
и все вещи содержатся в нем: так становятся все вещи его гибелью».
«Человек одновременно переход и гибель. Мы превосходим себя,
преодолевая нечто в самих себе, и это то, что гибнет и оставляется нами. Мы
погибаем главным образом как человеческие существа ради того, чтобы стать
чемто более возвышенным. Человеческая жизнь есть жертва (или должна ею
быть) во имя не чегото экстрачеловеческого, а во имя достижимого для нас,
жертва, придающая нам силы преодолеть (частично) самих себя. Он не
подчеркивает нашу никчемность, а определяет наши достоинства как
находящиеся в процессе изменения. Мы превосходим себя вчерашних, но еще не
доросли до себя будущих, и нам предстоит найти более возвышенный образ себя
как живых существ.
«Однако предмет разговора о сверхчеловеке связан, конечно же,
нетолько с тем, чтобы перестать делать нечто, что мы делали ранее, а с
тем, чтобы двинуться в новом направлении. Но куда? К какому конечному
пункту? Вероятно, Ницше заслуживает упрека в том, что оставил данный вопрос
до такой степени открытым.
«Никогда еще не было сверхчеловека! Нагими видел я обоих, самого
большого и самого маленького человека.
Еще слишком похожи они друг на друга. Поистине, даже самого
великого из них находил я – слишком человеческим!»
«Позиция Ницше здесь на стороне человека, способного к подвигу, к
преодолению себя. Бытие изначально не порочно, оно стало таковым, потому что
человек перестал верить в себя, избрал путь слабого. Человеку нужно
преодолеть себя. Он вправе ожидать к себе отношения не как к тому, кто
нуждается в жертве. Убежденность в том, что человек слаб, вызывает и
убежденность в том, что он с необходимостью примет жертву, нуждается в ней,
жертвуя ему, его лишают выбора, ограничивают его свободу».
Примеры из текста (акт 4): «Что такое правда? Человек – вот правда!..»
Именно в словах Сатина в большей мере и скрывается отношение самого автора
к «правде» как общечеловеческому понятию.
Запись вывода в тетрадь.
7.Вывод: герои Горького отражают мятежность, двойственность,
противоречивость натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный
период во всей судьбе писателя.
IV Применение понятий и способов действия
1.Связь пьесы «На дне» с современностью У каждого персонажа пьесы своя правда, но почему же все эти люди так и
остались на дне жизни?
(Их правда нежизненная. Они только мечтали, но ничего для улучшения своей
жизни не предпринимали.)
А имеет ли такое социальное явление место в современной жизни?
(Да, имеет.)
2.Просмотр сюжета о бомжах, снятого корреспондентами ТВ «Экспресс» и
подготовленного учениками 11ого класса к просмотру на уроке.
Ребята, прокомментируйте сюжет. Скажите, есть ли у этих людей своя
жизненная правда?
У этих людей тоже есть своя правда.
По каким причинам люди опускаются «на дно» жизни?
Проблемы, чаще всего, кроются в социальной сфере. Люди остаются без жилья,
так как спиваются, переезжают жить из государств ближнего зарубежья
(беженцы), имеют слабую гражданскую позицию.
Конституция РФ предоставляет гражданам право на труд, охрану здоровья,
жильё (глава 2, статья 34, 37, 39, 40). Неумение пользоваться конституционными
правами, нежелание выполнять свои гражданские обязанности перед обществом
и приводят людей к такому финалу в жизни.
V Итог урока
Какова же ваша правда в жизни?
Получить образование, создать законную семью, приносить пользу своей Родине
и своему народу и не быть равнодушными к чужой беде.
Но любой человек жаждет быть услышанным и понятым. Холодное равнодушие
окружающего мира страшнее криков проклятия…
VI Домашнее задание
Написать эссе на тему «Жизнь слишком коротка, чтобы прожить её ничтожно.»
(Б. Дизраэли)
VII Рефлексия
Спасибо вам за урок, за интересную плодотворную работу, за сотрудничество.
На доске висит лист. Оставьте свою роспись в той графе, которая бы отразила,
насколько полезным, интересным и информативным стал для вас урок.
НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ЗНАЮ, НО ИНТЕРЕСА НЕ ИСПЫТЫВАЮ
НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ХОРОШО ЗНАЮ, ИСПЫТЫВАЮ ИНТЕРЕС И ХОЧУ УЗНАТЬ ЕЩЁ
БОЛЬШЕ.
Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"
Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"
Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"
Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"
Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"
Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.