Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"
Оценка 4.7

Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
03.04.2018
Методическая разработка  урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"
цель разработки- показать обучающимся, как жанровое своеобразие пьесы отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовать их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащимся сформировать мнение о Луке, его роли в пьесе и его влиянии на судьбы героев; продолжить формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; способствовать формированию собственной точки зрения, активной жизненной позиции, умению сопереживать.
горький.docx
Тема урока. Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе  М.Горького «На дне» и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов),  правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин) Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: смешанный Продолжительность занятия: 1 урок (45 минут). Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой  учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной  ситуации через фронтальную, коллективную и индивидуальную формы  организации познавательной деятельности. Цели образования: обучения: формирование знаний содержания пьесы «На дне» М. Горького,  формирование умений вести самостоятельную исследовательскую работу с  использованием научной литературы, анализировать и интерпретировать  художественное произведение, соотносить художественную литературу с  общественной жизнью, формирование навыков аргументированного  формулирования своего отношения к прочитанному; воспитания: формирование коммуникативных навыков: выслушивать мнения  других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формирование  познавательного интереса к русской литературе, формирование гуманного  отношения к людям, активной жизненной позиции; развития: развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти,  внимания, творческого воображения, обогащение словарного запаса  обучающихся.  Материально­техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа  проектор, экран, презентация Power Point, учебник «Литература. 11 класс:  учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 2 ч. Ч 1 / под  ред. Г.И. Беленького. – М.: Мнемозина, 2011», Конституция РФ, портрет М.  Горького, видеосюжет, иллюстрации, нарисованные школьниками, раздаточный  материал, плакат для оценки учебной деятельности на уроке. Межпредметные и внутрипредметные связи. На уроке осуществляются связи литературы с обществознанием («Социальные  проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики  Российской Федерации»), историей («Обострение экономических и социальных  противоречий в условиях форсированной модернизации»). Ход урока: I Организационный момент Психологическая установка на работу ­ Здравствуйте, ребята. Настройтесь на продуктивную работу на уроке и  положительный результат. Пусть этот урок принесёт вам радость познания и  новых открытий. II Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся, целеполагание Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что мы сами превратили её. М. де Монтень Страдания есть самый скорбный способ постижения истины. Ф. Ницше ­ Каким же образом связаны жизнь и истина? (Чтобы что­то в жизни получить, нужно это заслужить, выстрадать. Всё в жизни  зависит от нас самих, от наших установок и целей.) ­ Как вопрос об истине жизни раскрывается в пьесе М. Горького «На дне»? (Каждый из героев, оказавшихся в ночлежке, имеет свою историю жизни, свои  мечты, свою жизненную правду.) ­ Сегодня на уроке мы продолжим работу по анализу пьесы Горького «На дне».  Поднимем извечный вопрос: «В чем состоит правда жизни?». Рассмотрим тему  «Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе М.Горького «На дне»  и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной  лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин)» Этот философский вопрос Горький поставил в своей пьесе. Что же лучше:  истина или сострадание? Вопрос о правде очень широк и многогранен. И каждый  человек понимает правду по­своему, имея в виду некую окончательную, высшую  правду. Организовав совместную деятельность, мы´ должны найти ответ на этот вопрос. III Формирование новых понятий и способов действия 1.Коллективная деятельность Учащиеся заранее разделены на 3 группы. («Три правды» : Лука, Бубнов, Сатин). У каждой группы на столе разложены карточки с названием и с вопросом. 1 группа Лука Какова правда Луки? Что он проповедует? 2 группа Бубнов Как сформулирована в тексте правда Бубнова? Отличается ли она от правды  Луки? 3 группа Сатин В первом монологе Сатина звучит главный вопрос: «Что такое правда?», во  втором: «Что такое человек?» Какие ответы даёт на них Сатин? Насколько  правомерно противопоставление в этих монологах жалости и уважения к  человеку? ­ Что понимают под правдой герои пьесы? (В пьесе выделяется правда двух  уровней: частная и общечеловеческая(мировоззренческая). У каждого  персонажа пьесы своя правда, личная. Настя мечтает о большой настоящей любви, в этом заключается ее правда, Клещ мечтает о работе после смерти жены, Барон живет прошлым, в прошлом его правда, Василиса хочет избавиться от  мужа, Актер страстно желает бросить пить и т.д. Выделяется еще и  общечеловеческая правда, как бы общая для всех, она отражает смысл  человеческой жизни.) ­ В пьесе автором представлены три типа правды. Разберёмся, какая правда  ближе каждому из вас. 2.Вопрос 1 группе Вспомним правила работы в группе: в деятельность могут включаться все  ученики, после того как представители работающей группы закончили свой  ответ. ­ Какова правда Луки? Что он проповедует? (Правда Луки утешительная, «ложь во благо», правда затуманивающая, дающая  ложную надежду, такая правда привела обитателей ночлежки к еще большим  разочарованиям и даже к гибели. Она не заставляет действовать, искать в жизни  опору. Поэтому после ухода Луки она рушится.) ­ И даже само имя героя символично: Лука «светлый», но в то же время  «лукавый» (эвфемизм слова «черт»). Примеры из текста (акт 2): «Коли веришь, ­ есть; не веришь – нет… Во что  веришь, то и есть…» ­ Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен. Запись вывода в тетрадь. 3.Вопрос 2 группе ­ Позиции Луки, компромиссной и утешительной, противостоит позиция  Бубнова. Как сформулирована в тексте правда Бубнова? Отличается ли она от  правды Луки? (Наиболее мрачная фигура в пьесе – Бубнов. Он вступает в спор о правде  неявно, словно разговаривая с самим собой.) Примеры из текста (акт 2): «Люди все живут … как щепки по реке плывут…  строят дом… а щепки – прочь…» ­ Бубнов относится к жизни цинично, со злым пессимизмом, скептически. Запись вывода в тетрадь. 3.Вопрос 3 группе ­ Ребята, работу этой группы начнём с прослушивания монологов Сатина о  правде и о Человеке. Именно здесь выражена ещё одна жизненная позиция,  которая противопоставлена «утешительной правде» Луки и «циничной правде»  Бубнова. 4.Слово ученику, который читает наизусть монолог Сатина о правде. Сатин: …Я – понимаю старика…да! Он врал…но – это из жалости к вам, чёрт  вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я знаю! Я  читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная,  ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку  рабочего… и обвиняет умирающего с голода… Я – знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто – сам себе хозяин… кто независим и не жрёт чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного  человека! 5.Слово ученику, который читает наизусть монолог Сатина о Человеке. Сатин: Человек может верить и не верить… это его дело! Человек ­ свободен…  он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек – вот правда!  Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик,  Наполеон, Магомет… в одном! Понимаешь? Это – огромно! В этом ­ все начала  и концы… Всё ­ в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё  же остальное – дело его рук и его мозга! Чело­век! Это – великолепно! Это  звучит… гордо! Че­ло­век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его  жалостью… уважать надо! ­ В первом монологе Сатина звучит главный вопрос: «Что такое правда?», во  втором: «Что такое человек?» Какие ответы даёт на них Сатин? Насколько  правомерно противопоставление в этих монологах жалости и уважения к  человеку? (Сатин говорит о человеке в общем. Его человек абстрактный. Он возникает на  фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не  понимает, все заняты собой, своими проблемами, все в разладе с миром.) ­ Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему ­ мечте»,  человеку­мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время  разделял Горький. 6.Сообщение о теории Ницше и о ранних произведениях М.Горького. Концепция сверхчеловека Идеал сверхчеловека Ницше наиболее подробно раскрывает в своей работе «Так  говорил Заратустра» (1883­1886). «В качестве идеала, к которому мы должны  стремиться в своем человеческом обличье, эта идея выступает как  исключительно неопределенная и неконкретная цель.  Сверхчеловек  противопоставляется тому, кого Ницше называет «последний человек», и кто  стремится как можно больше походить на всех других, который счастлив просто  потому, что счастлив: «Счастье найдено нами», ­ говорят последние люди и  моргают». Это – стадный человек современной ему эпохи, и Ницше презирает  его». В одной из своих работ мыслитель писал: ««…цель человечества не  может лежать в конце его, а только в его совершеннейших  экземплярах». Этим «совершеннейшим экземпляром» может стать каждый, но  далеко не каждый реализует эту потенциальную возможность; констатация этого печального факта и заставляет Ницше обращаться не к каждому, а  к избранным». И вот он говорит:          «Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы  превзойти его?          Все существа до сих пор создавали что­нибудь выше себя; а вы хотите  быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя,  чем превзойти человека?<…> Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, ­ канат над пропастью.<…>            Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо  идут они по мосту. Я люблю того, кто оправдывает людей будущего и искупляет людей  прошлого: ибо он хочет гибели от людей настоящего.          Я люблю того, чья душа переполнена, так что он забывает самого себя,  и все вещи содержатся в нем: так становятся все вещи его гибелью».          «Человек одновременно переход и гибель. Мы превосходим себя,  преодолевая нечто в самих себе, и это то, что гибнет и оставляется нами. Мы  погибаем главным образом как человеческие существа ради того, чтобы стать  чем­то более возвышенным. Человеческая жизнь есть жертва (или должна ею  быть) во имя не чего­то экстрачеловеческого, а во имя достижимого для нас,  жертва, придающая нам силы преодолеть (частично) самих себя. Он не  подчеркивает нашу никчемность, а определяет наши достоинства как  находящиеся в процессе изменения. Мы превосходим себя вчерашних, но еще не  доросли до себя будущих, и нам предстоит найти более возвышенный образ себя  как живых существ.           «Однако предмет разговора о сверхчеловеке связан, конечно же,  нетолько с тем, чтобы перестать делать нечто, что мы делали ранее, а с  тем, чтобы двинуться в новом направлении. Но куда? К какому конечному  пункту? Вероятно, Ницше заслуживает упрека в том, что оставил данный вопрос  до такой степени открытым.          «Никогда еще не было сверхчеловека! Нагими видел я обоих, самого  большого и самого маленького человека.          Еще слишком похожи они друг на друга. Поистине, даже самого  великого из них  находил я – слишком человеческим!»          «Позиция Ницше здесь на стороне человека, способного к подвигу, к  преодолению себя. Бытие изначально не порочно, оно стало таковым, потому что человек перестал верить в себя, избрал путь слабого. Человеку нужно  преодолеть себя. Он вправе ожидать к себе отношения не как к тому, кто  нуждается в жертве. Убежденность в том, что человек слаб, вызывает и  убежденность в том, что он с необходимостью примет жертву, нуждается в ней,  жертвуя ему, его лишают выбора, ограничивают его свободу». Примеры из текста (акт 4): «Что такое правда? Человек – вот правда!..» ­ Именно в словах Сатина в большей мере и скрывается отношение самого автора к «правде» как общечеловеческому понятию. Запись вывода в тетрадь. 7.Вывод: герои Горького отражают мятежность, двойственность,  противоречивость натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный  период во всей судьбе писателя. IV Применение понятий и способов действия 1.Связь пьесы «На дне» с современностью ­ У каждого персонажа пьесы своя правда, но почему же все эти люди так и  остались на дне жизни? (Их правда нежизненная. Они только мечтали, но ничего для улучшения своей  жизни не предпринимали.) ­ А имеет ли такое социальное явление место в современной жизни? (Да, имеет.) 2.Просмотр сюжета о бомжах, снятого корреспондентами ТВ «Экспресс» и  подготовленного учениками 11­ого класса к просмотру на уроке. ­ Ребята, прокомментируйте сюжет. Скажите, есть ли у этих людей своя  жизненная правда? У этих людей тоже есть своя правда. ­ По каким причинам люди опускаются «на дно» жизни? Проблемы, чаще всего, кроются в социальной сфере. Люди остаются без жилья,  так как спиваются, переезжают жить из государств ближнего зарубежья  (беженцы), имеют слабую гражданскую позицию. ­ Конституция РФ предоставляет гражданам право на труд, охрану здоровья,  жильё (глава 2, статья 34, 37, 39, 40). Неумение пользоваться конституционными  правами, нежелание выполнять свои гражданские обязанности перед обществом  и приводят людей к такому финалу в жизни. V Итог урока ­ Какова же ваша правда в жизни? Получить образование, создать законную семью, приносить пользу своей Родине  и своему народу и не быть равнодушными к чужой беде. ­ Но любой человек жаждет быть услышанным и понятым. Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия… VI Домашнее задание Написать эссе на тему «Жизнь слишком коротка, чтобы прожить её ничтожно.»  (Б. Дизраэли) VII Рефлексия ­ Спасибо вам за урок, за интересную плодотворную работу, за сотрудничество.  На доске висит лист. Оставьте свою роспись в той графе, которая бы отразила,  насколько полезным, интересным и информативным стал для вас урок. НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ЗНАЮ, НО ИНТЕРЕСА НЕ ИСПЫТЫВАЮ НЕ ЗНАЛ. ТЕПЕРЬ ХОРОШО ЗНАЮ, ИСПЫТЫВАЮ ИНТЕРЕС И ХОЧУ УЗНАТЬ ЕЩЁ БОЛЬШЕ.

Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Методическая разработка  урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Методическая разработка  урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Методическая разработка  урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Методическая разработка  урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Методическая разработка  урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Методическая разработка урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"

Методическая разработка  урока "Споры о предназначении человека. «Три правды» в пьесе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018