Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Оценка 4.8

Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Оценка 4.8
Научные работы
docx
русская литература
Взрослым
02.04.2018
Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
В настоящее время почти все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, действительно, стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная, творческая деятельность ученика находилась в центре внимания педагогов, т.е. процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении.
доклад использ критич мышления и креатив...docx
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ «Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется  в затруднении» Конфуций                       Современнная     концепция     модернизации   образования  РК  предполагает кардинальное   реформирование   традиционной     педагогической   системы.   Необходимость создания новой модели обучения вызвано тем, что выпускники общеобразовательных школ редко   находят   применение   приобретенным   знаниям,   ввиду   недостаточно   развитой   их креативно составляющей.                    В настоящее время почти все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы  ученик,   действительно,  стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная, творческая деятельность ученика   находилась   в   центре   внимания   педагогов,   т.е.   процесс   познания,   а   не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении.                    Уметь учиться ­особенно важно сегодня, когда происходит смена концепции образования: от обучения на всю жизнь  к обучению через всю жизнь. Поэтому, задача образовательных учреждений заключается не столько в передаче информации, сколько в том,   чтобы   научить   ученика   самостоятельно   и   постоянно   учиться,   решать   жизненные проблемы, уметь анализировать, выдвигать свои взгляды.                    Какие условия для этого необходимы? Как сделать так, чтобы и школьнику, и учителю   было     интересно   общаться   друг   с   другом,   чтобы   ученики     видели,   что   нам, взрослым,     интересны   не   только   их   отметки,   но   и   то,   как   они   смогли     своим   умом, талантами достичь успехов, чтобы родители,   учителя   и   ученики   учились принимать равную ответственность и за успехи, и за неудачи.  Чтобы  изменить что­то  не  обязательно ждать, что это сделает кто­то другой.  Размышления над этими вопросами заставили меня осваивать новые приемы, средства, формы обучения.            Прежде всего, я считаю, возможность вовлечения каждого учащегося в активный, познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а в активную, творческую, познавательную деятельность каждого ученика. Современного ученика трудно мотивировать   к   творческой   активной   деятельности,   потому   что     они   испытывают затруднения в восприятии учебного материала. Причина этого­ в недостаточно высоком уровне   развития   мышления   и   прежде   всего   критического.   А   это   очень   важно, формирование   критического   мышления   в   период   расширения   информационного пространства приобретает особую актуальность.            Критичность ума ­ это умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е.   творческое,   формирует   умение   анализировать   и   делать   самостоятельные   выводы, прогнозировать   последствия   своих   решений   и   отвечать   за   них,   позволяет   развивать культуру   диалога   в   совместной   деятельности.   Данные   факторы,   и   обусловливают актуальность выбранной темы.   Как учитель­ филолог считаю, что главная задача моей педагогической деятельности не только дать определенную сумму знаний, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими   навыками,   уметь   активно   владеть   богатством   устной   и   письменной   речи, мыслить,   иметь   желание   к   дальнейшему   развитию   своих   творческих   способностей.   Я уверена, если на уроках русского языка и литературы организовать применение методов и приемов   критического   мышления,   то   это   приведет   к   совершенствованию   практических умений  и навыков, позволит эффективно организовать самостоятельную работу, повысить уровень интереса к урокам,   активизирует   креативную   и   рефлексивную деятельность учащихся.              Предметом моей работы  являются методы и приемы, способствующие развитию критического  мышления и   креативной   деятельности   учащихся.  Задачи педагогической деятельности:  Изучение теоретического обоснования и развития  приемов и методов критического мышления, рефлексивных методов и приемов;  Создание условий для всестороннего развития личности обучающихся;  Развитие навыков критического, рефлексивного мышления учащихся;  Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.          Ожидаемые результаты использования методов и приемов критического мышления:  Повышение качества знаний;  Формирование исследовательских навыков учащихся;  Развитие речи и творческой активности учащихся;  Готовность к дискуссии;  Рефлексивная культура.            Как же построить учебную деятельность школьников, чтобы максимально развивать их   креативное  мышление?  В организации учебной деятельности я акцентирую внимание на:  Стратегии критического мышления;  Развитие критического мышления через диалог;  Рефлексивные методы и приемы.            Как развивать навыки критического мышления? Посредством общения, обсуждения, различных ситуаций, фактов, событий. Например, через диалог. При обсуждении какой­ либо   информации,   ученики   обмениваются   мнениями,   идеями,   опытом,   тем   самым взаимообучают   друг   друга.   Высказывая   свою   точку   зрения,   обосновывая   правильность своего   ответа,   ученик   развивает   такие   навыки   критического   мышления,   как   анализ, интерпретация и аргументация. Во время обсуждения в группе задания или проблемного вопроса,   ученики   используют   три   вида   аргументации   по   Мерсеру:   диспутивную, кумулятивную   и   исследовательскую.   Как   показала   практика,   самой   продуктивной является исследовательская беседа, потому что каждая точка зрения тщательным образом анализируется и оценивается.            Стратегии критического мышления на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, являются не только средством развития творческих способностей учащихся, но и стимулируют     мотивацию   обучения.   Главным   принципом   применения   этих   стратегии считаю   постепенность,   последовательное   использование   каждой   стратегии,   т.е. постепенный переход от одной к другой, от простого к сложному. Продумывая  уроки, я пытаюсь создать  тандем  развития критического  мышления  через  выполнение  заданий и оценивания своего обучения, для этого  должна производиться соответствующая подборка заданий. Нужно подбирать такие задания,  в которых весь класс должен работать в своем темпе и по возможностям. 1. Отбор необходимой информации.  2. Сортировка 3. Обработка информации 4. Путь к решению            На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или   идеями,   читая   текст,   он   учится   отслеживать   свое   понимание   и   не   игнорировать пробелы,     а   записывать   в   виде   вопросов   то,   что   не   понял   для   выяснения   в   будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот,   сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента ­ индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.                    Следует признать, что учащимся   очень трудно анализировать, обмениваться мнениями,  некоторые поначалу сопротивляются  непривычной организации обучения, ибо традиционно они привыкли получать знания из объяснений учителя. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.   Последняя   стадия   рефлексии   подразумевает   именно   творческое   применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности   инновационного   процесса.   Мы   формируем   личность,   способную   к непрерывному обучению, самообразованию.                   Мотивация,   основанная   на   сотрудничестве,   взаимопомощи   представляют возможность   учащимся размышлять, развивать и расширять свое мышление. При этом учащиеся непринужденно, без боязни и критики или осуждения общаются между собой и в ходе диалога предоставляют альтернативы и перспективы и сопоставляют   свою   точку зрения и другого ученика, которое способствует  стимулированию развития и углубления их   собственных   концепций   понимания.   Наиболее   оптимальной     для   этого   путь   – стимулирования детей  реагировать на высказывания суждений и сравнение с собственным мнением на основе собственного опыта: что я знаю?. Что я видел?. Где я видел ?. Что могу использовать ?. Что получу при сравнении ?. К какому выводу могу прийти?   Беседу надо использовать   не   как   односторонний   процесс,   а   наоборот,   как   взаимный   процесс,   при котором происходит «обмен мыслями».            Меня всегда волновало, почему детям трудно не только излагать, но и использовать готовые четко сформулированные правила? Все изменилось, когда   я стала по­ новому планировать   свои   уроки.     При   традиционном   методе   обучения   ведущая   роль   отдается учителю.   Так   было   и   на   моих   уроках,   когда   я   грамотно   и   четко   старалась   донести материал до каждого ребенка. Но результаты не оправдывали  моих ожидании.  А теперь у каждого ученика есть возможность самому выводить правила, то есть находить ответы на постоянные вопросы, и делать выводы самостоятельно.            Одним из наиболее важных составляющих эффективности урока является обратная связь. Каждый мой урок строится на рефлексии предыдущего урока как учеников, так  и моей собственной. Преподавание, основанное на постоянной рефлексии и   самоанализе более эффективно, поскольку каждый последующий урок выстроен   с учетом глубокого анализа   уже   имеющегося   опыта.     Само   слово  рефлексия    пришло   в   русский   язык   из английского языка и является синонимом таким более привычным словам, как «обратная связь»,«отдача»,«самооценка   и   самоанализ»,   «взаимопонимание   и   взаимодействие». Рефлексия   может   быть   двух   основных   видов:  рефлексивная   деятельность   учащихся, организованная учителем, в виде самооценки своей работы на уроке или в течение всего урока,  и деятельности учителя,  а также педагогическая рефлексия учителя, т.е. анализ и оценка своей деятельности на   основе полученных от учащихся результатов, а также на основе самооценки и самоанализа.                      Я   хочу   предложить   моим   коллегам   методы   и   приемы   по   формированию рефлексивной деятельности, которые использую на своих уроках. Смысл рефлексивной деятельности научить на уроке выделять главное, планировать собственную деятельность, анализировать, оценивать. 1. Работа над темой урока:  Начиная   новую  тему,   учитель  фиксирует  ее   формулировку   на  доске,  а   ученики выделяют главное, ключевое понятие и объясняют, почему именно это понятие  является главным.  На основе формулировки темы учащимся предлагается самостоятельно вычленить ведущую проблему урока,  Формулирование учащимися темы в конце урока с последующим прогнозированием собственной и коллективной деятельности. 2. Анализ монологического ответа учащегося:  Дан ли ответ на поставленный вопрос?  Выдержана ли структура ответа (вступление, основная часть, заключение)  Наличие аргументов(факты. Цитаты, источники)  Логика ответов, грамотность речи. 3. Подведение итогов урока (рефлексия)  Над чем работали?  Как узнали?  Что нового узнали?  Что получилось? Что не получилось?              Такая система работы позволяет создать условия, пробуждающие детей к активной деятельности,   способствует   развитию   критического   мышления:   анализа,   обобщения, прогнозирования,   самооценки.   Использование   рефлексивных   методов   и   приемов способствует   формированию   творческого   самостоятельного   мышления,   развивают воображение и творческие способности, также способствует раскрытию интеллектуальных возможностей детей.                 Наряду с успехами, в учебном процессе я встречаюсь и с трудностями.Трудность выражается в том, что при расхождении взглядов дети затрудняются определить какое рассуждение верное, т.к. такие действия как обосновать и доказать еще не отработаны в действии, но первые шаги дети сделали. Трудно дается  детям процесс, при котором нужно выдвинуть идею и обосновать. С помощью консультаций со стороны учителя и сильных учащихся,   удается   оказать   помощь,   направить   и   подвести   к   осмыслению   и   прийти   к правильному выводу.                      У учеников обязательно нужно развивать критическое мышление, так как это способствует  повышению  эффективности восприятия информации, повышению  интереса как  к изучаемому  материалу,  так и  к  самому  процессу  обучения,  умению   критически мыслить, умению ответственно относиться к собственному образованию, умение работать в сотрудничестве с другими, повышению качества образования учеников, желанию и умению стать человеком, который учится в течение всей жизни.           Интерактивные методы и приемы  помогают  учителю создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, имеют   возможность использовать модель обучения и систему  эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения, помогают стать практиками, которые умеют   грамотно   анализировать   свою   деятельность   и   стать   источником   ценной профессиональной информации для других учителей. Использованная литература: 1. Руководство для учителя. www  2. От педагогического опыта к педагогической рефлексии. Бишкек, 2011 3. Активные методы преподавания и обучения. www   .  cpm  4. «Учимся думать вместе»  А. М. Баннов. Москва,2009  .  kz. 2012  .  cpm   .  kz.

Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Статья"РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ  И КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018