Организация научно – исследовательской работы учащихся
Оценка 5
Лекции
docx
русская литература +1
Взрослым
02.04.2018
« Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит Казахстану стать конкретным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»-отмечено в послании президента РК Н.А.Назарбаева к молодёжи.Так как в начале 21 века общество( как в нашей стране, так и во всём мире) претерпевает существенные изменения, поэтому перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности на уроках, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы « не мыслям надо обучать, а учить мыслить»
Выступление на педсовете Доклад Организационно-исследоващихсятельская деятельность уча.docx
КГУ «Юбилейная средняя школа»
Организация научно –
исследовательской
работы учащихся
Подготовила: Топчая В.Н.
учитель русского языка
и литературы
январь
2017г
1
Организация научно- исследовательской
работы учащихся « Модернизация и инновационное развитие единственный путь, который позволит
Казахстану стать конкретным обществом в мире 21го века, обеспечить достойную жизнь
всем нашим гражданам. В условиях этих стратегических задач важнейшими качествами
личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в
течение всей жизни»отмечено в послании президента РК Н.А.Назарбаева к молодёжи.
Все эти качества с успехом развиваются и воспитываются в следующих видах творческих
работ учащихся:
1.Реферативные
2.Исследовательская работа
3.Проект
Так как в начале 21 века общество( как в нашей стране, так и во всём мире) претерпевает
существенные изменения, поэтому перед школой ставятся более сложные задачи, среди
которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе
активизации исследовательской деятельности на уроках, что является одной из важнейших
предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека. Ребят к
поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах
школы « не мыслям надо обучать, а учить мыслить»
1слайд: А увлечь другого – может лишь тот, кто увлечён сам!
2
Сегодня в своём выступлении я постараюсь осветить основные теоретические и
практические вопросы, связанные с проведением исследовательской работы учащихся.
2слайд: Исследовательская деятельностьэто образовательная технология,
предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач под
руководством учителя, в ходе которой реализуются следующие этапы:
3слайд: Этапы исследовательской деятельности:
изучение теоретического материала
выделение проблемы, постановка цели и задач исследования
формулировка рабочей гипотезы
освоение методики исследования
сбор собственного экспериментального материала
обработка материала
обобщение, анализ, выводы
представление исследовательской работы.
4слайд: Развитие авторской позиции юного исследователя:
Самостоятельная работа учащихся
1.Выбор темы, формулировка цели, задач и гипотезы
2.Выбор объекта
3.Анализ результатов и выводов.
Каково же назначение учителя?
3
5слайд: « Назначение Учителя помочь родиться мысли ученика» (Сократ)
Консультационная работа руководителя
Создание теоретической базы подбор методики под задачу
составление планы работы
подбор методики обработки
составление плана презентации.
6слайд: « Скажи мне – и я не услышу,
Покажи мне – и я не увижу,
Вовлеки меня – и я научусь!»
7 слайд: Далее необходимо выбрать тему исследования.
Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема.
Темы исследования бывают1теоретические и2 эмпирические.
ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в
различных источниках.
Проведение собственных наблюдений и экспериментов.
8слайд: Основные критерии выбора темы:
1.Тема должна представлять интерес для учащегося.
2.Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам
научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы
4
выделяет требующую разработки область для изучения её учеником.
3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по
выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
9 слайд: Как правильно сформулировать тему .
Тема – это визитная карточка исследования.
Формулировка темы в начале работы носит предварительный характер ( например, « Что
такое облака? «Пиктография – это язык прошлого или будущего?» и т.д.)
Требования к формулировке темы:
тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при её
формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.
формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не
исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может
поменяться.
10слайд: Что такое гипотеза.
Гипотеза (древнегреч.) это «основание, предположение».
В современной научной практике гипотеза определяется как научнообоснованное
предположение об условиях решения проблемы.
Гипотеза должна соответствовать ряду требований:
быть проверяемой;
содержать предположение;
соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции вида:
5
«если…,то…»; «так…,как…»; «при условии, что…». 11слайд: Цель и задачи исследования
Цели исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь
при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с
традиционнопринятых слов:
Выявить…, установить…,обосновать…, уточнить…, объяснить, доказать,., разработать… .
Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с
выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как
описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются
именно из формулировки задач.
12 слайд: Классификация задач исследования. Существует определённая степень
сложности экспериментальных данных:
1.Практические служат для иллюстрации какоголибо явления. В этом случае
изменяется какой либо параметр.
2.Собственно исследовательские – в них исследуемая величина зависит от нескольких
несложных факторов (например, рост растений)
3.Научные – эти задачи неприменимы в образовательном процессе, так как данные задачи
решают учёные.
13 слайд: Методы исследования.
Метод это способ достижения цели исследования
Теоретические – моделирование, абстрагирование, анализ и синтез, от простого к
сложному.
6
Эмпирические – наблюдение, сравнение, эксперимент, тестирование, интервьюирование.
Математические – статистические, сетевое моделирование, программирование,
визуализация.
14слайд: Виды научно – исследовательских работ учащихся:
1.Информационно – реферативные
2.Экспериментально – творческие
3.Натуралистические и описательные
4.Исследовательско – творческие
5.Проблемно – реферативные.
15 слайд: Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании.
Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д.Треффингер
рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских
наклонностей соблюдать следующие правила.
1.Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте
прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки
определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже
обладают определёнными базовыми навыками и знаниями. 3.Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или
могут научиться делать) самостоятельно.
4.Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
5.Научите детей прослеживать межпредметные связи.
7
6.Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа
ситуации.
7 .Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область
приложения полученных навыков в решении задач.
8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
9.Подходите ко всему творчески.
16слайд: Какие могут быть темы детских исследований
фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих,
фантастических объектов и явлений;
эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение
собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов,
материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
17слайд: Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам
исследования
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но
относительно быстро
Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в
которой сами чувствуете себя одарённым
Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
8
18слайд: Общая классификация тем
Первый уровень классификации – «общие направления исследований»:
Живая природа
Человек Общество
Культура Земля
Вселенная Наука
Техника Экономика
19слайд: Второй уровень классификации – « основные науки и виды деятельности»:
Человек:
1.Происхождение человека
2.Развитие человеческого организма
3.Медицина
4.Психология человека 5.Деятельность
6.Выдающиеся мыслители
20слайд: Общество
1.Цивилизации
2.Государства и страны
3.История
4Демография
5.Государственные деятели
21слайд: Культура
1.Язык
2.Религия
3.Искусство
9
4.Образование
22слайд: Земля
1.География
2.Климат
3.Строение Земли
23слайд: Вселенная
1.Галактиеи
2.Солнце
3.Звёзды
4.Инопланетные цивилизации
24слайд: Наука
1.Математика
2.Физика
3.Химия
4.Астрономия
5.История науки
25слайд: Экономика
1.Финансы и производство
2.Деньги и торговля
3.Банки
26слайд: Структура работы
Краткая аннотация
Введение
Научная статья( описание работы)
Заключение
Литература 10
Приложение
Итак, вывод: именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими
участниками познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
В заключении рекомендации педагогам по работе с одарёнными детьми:
Необходимо изучать индивидуальные особенности поведения одарённого ученика.
Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во
внеурочное время.
Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
Центральной задачей педагога в работе с одарёнными детьми является привитие вкуса к
серьёзной творческой работе.
Развивайте в себе чувство юмора.
Будьте доброжелательны, не критикуйте.
Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не
наоборот.
Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ученик чемто
интересуется, значит ,он думает, а если он думает, значит учитель коечего достиг.
После окончания школы, ученик может чегото достичь, или просто стать хорошим
человеком, и ,следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
Организация научно – исследовательской работы учащихся
Организация научно – исследовательской работы учащихся
Организация научно – исследовательской работы учащихся
Организация научно – исследовательской работы учащихся
Организация научно – исследовательской работы учащихся
Организация научно – исследовательской работы учащихся
Организация научно – исследовательской работы учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.