Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Оценка 5

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
11.02.2017
Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Урок литературного чтения Корзина с еловыми шишками.docx
Разработка на конкурс «Презентация к уроку». Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по программе «Школа России». Тема: Понятия «счастье» и «счастливый человек» в рассказе Паустовского «Корзина с еловыми шишками» Цель: создать условия для ответа на вопрос, «Каким бывает счастье»? Задачи: 1)Познакомить с творчеством К.Д.Паустовского и Э.Грига 2)Научиться сопоставлять явления и факты, выделять главное, составлять из отдельных фактов целую картину 3)Получить опыт включения в поисковую и диалоговую деятельность 4) Готовить детей к реальной жизни, формировать умения решать личностно – значимые проблемы. Планируемые результаты: Предметные: - уметь работать над содержанием текста, перерабатывать полученную информацию, точно и четко выражать свои мысли, составлять устный рассказ о героях, размышлять о характере и поступках героев. Метапредметные: - определять и формулировать цель деятельности, проговаривать последовательность действий на уроке, учить работать по предложенному плану, уметь использовать текст, структурировать знания по теме урока, моделировать понятие, делать выводы в результате совместной работы учителя и учеников, находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях 1 Личностные: - уметь донести свою позицию до других, слушать и понимать речь одноклассников, совместно договариваться. Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 4 класс, 2 часть. Толковый словарь русского языка В.И. Даля , презентация с музыкальным сопровождением, альбомные листы, краски, корзина с еловыми шишками. Ход урока I.Организационный момент II. Актуализация знаний (1 слайд) Мотивация на работу. - Посмотрите на слайд, прочитайте названия произведений. - Чем они похожи? (веселые по характеру) - Вам нравится читать веселые произведения? Почему? (Дети отвечают) - Какое произведение мы прочитали вчера на уроке?( 2 слайд) - А оно, какое по характеру? (грустное) - А вам нравятся грустнее, печальные, серьезные произведения? Почему? (можно подумать, поразмышлять) - Кто автор рассказа «Корзина с еловыми шишками»? 2 Паустовский сказал «Каждый понимает счастье по – своему и у каждого оно свое» (слова записаны на доске) - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? III. Постановка учебной задачи (Будем искать ответ на вопрос, каким бывает счастье на примере героев рассказа Паустовского) -А что надо делать, чтобы ответить на вопрос? (Ответы детей: читать текст, наблюдать, думать, доказывать, рассуждать) Моделирование понятия -А что такое счастье? Подумайте в группах и дайте определение этому понятию. (3 слайд) Работа в группах. (Дети пишут определение, затем зачитывают свои ответы.) -На столах у вас словари. Выберите нужный словарь и прочитайте в нем толкование слова «счастье». (Дети работают, ищут определение.) IV. Проверка домашнего задания. - Что вы делали дома? (1 и 2 группы готовили сообщения о жизни и творчестве Паустовского, 3 и 4 группы о жизни и творчестве Э. Грига) Задание в группах: используя свои записи составить общий рассказ о композиторе и о писателе. (слайд 4) Работа в группах Дети составляют рассказы, одна группа зачитывает получившийся рассказ, другая добавляет факты. 3 1 группа рассказывает о Паустовском: Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. . Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми. На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки. 2 группа дополняет рассказ. - О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе? (о композиторе Эдварде Григе) 3 группа рассказывает о Григе: Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в 4 разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря. День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. 4 группа дополняет рассказ - А почему Паустовский написал о Григе?  Паустовский бывал в разных странах. Его восхищали люди этих  стран, музеи, искусство, архитектура. Он много писал и о  композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, тонко  чувствующих красоту окружающего нас мира Подведение итогов проверки домашнего задания проводят дети . V. Работа с текстом, 1 часть. - На сколько частей разделен текст? - Давайте вспомним содержание 1 части. - Где происходит действие рассказа? ( В Норвегии, в городе Бергене) (слайды5,6,7) Работа с картой. - На какой карте можно увидеть страны и столицы? (на политической) Находим Норвегию, город Берген. Рассказ учителя о Норвегии. Норвегия - одна из 4 скандинавских стран, которые расположены на северных просторах Европы. На востоке она граничит со Швецией, на западе омывается Норвежским морем и Финляндией и Россией, 5 Атлантическим океаном, на севере - Баренцевым морем, а на юге - Северным морем. . Норвегия - вытянутая и узкая страна, более 30% территории которой покрыто лесами, множеством рек и озёр. Более половины площади страны занято горными массивами. Численность населения Норвегии - около 4,3 миллионов человек. Столица – город Осло. Страна викингов – так часто называют  Норвегию, представляет собой природную достопримечательность. Изобилие фьордов, горнолыжных курортов, возможности пребывать в экологически  чистом климате, делает эту страну особо привлекательной для здорового  отдых Затем дети выходят к доске и рассказывают интересные факты о Норвегии по карте. Поисковая работа На слайде имена: (слайд8) Григ Дагни Магда Нильс - Что за имена? (герои рассказа) - Мы поговорили про Грига. Про кого теперь будет разговор? ( Про Дагни) (слайд 9) (Дети работают в тетрадях.) - Найдите информацию о детстве девочки и в группах составьте рассказ о Дагни. Работа в группах. (Дети рассказывают о Дагни.) - Как жилось девочке? Докажите словами текста. ( семья жила небогато, не было матери, мало игрушек, приходилось работать- собирать шишки) 6 - Можно ли назвать девочку счастливой? Докажите. (она была довольна своей жизнью) - Тихое спокойное семейное счастье, многие люди находят счастье в семейной жизни, в детях, в заботах о близких. Подведение итогов работы : Дагни была счастлива, ее устраивала жизнь, работа, семья, игрушки. Такие разные люди: Григ – великий известный композитор и маленькая девочка Дагни. - Где они встретились? (слайд 10) (В лесу) - Что делал Григ в лесу? А Дагни? ( Григ гулял, дышал свежим воздухом, а Дагни пришла за шишками) - Зачем девочка собирала шишки? (шишками топили печку в доме) - В какое время года встретились наши герои? (осенью) - Осень очень красивое время года. Сейчас за окном зима. - Давайте создадим себе осеннее настроение, вспомним осень. (слайд11) Творческая работа Работа в группах. -Составьте синквейн на тему осени. (повторяем правила сочинения нерифмованного стихотворения) (Дети сочиняют и зачитывают свои стихи.) - Очень красиво. – А как осень описал К. Паустовский? Прочитайте. 7 (Дети находят в тексте описание осени, зачитывают.) - Итак, в осеннем лесу встретились Григ и Дагни. Давайте вспомним, как это произошло. Инценировка встречи Грига и Дагни. (Заранее подготовленные дети показывают отрывок из рассказа.) - Понравилось? Удалось артистам передать характер героев? _Почему Григ решил подарить музыку именно Дагни? (Девочка была добрая, ласковая, нежная, внимательная) Работа с текстом, 2 часть.  (фр. royal — королевский) — музыкальный инструмент,  - Как мы назвали 2 часть рассказа? (Григ пишет музыку для Дагни) (слайд12) - На каком инструменте работал композитор? Ро льяя основной вид фортепиано, в котором струны, дека и механическая  часть расположены горизонтально, корпус имеет крыловидную  форму, а звуки издаются ударами войлочных молоточков по струнам  при помощи клавиш. В отличие от пианино, звучание рояля более  выразительно и насыщенно по тембру, клавиатура более  чувствительна, игровые качества более виртуозны, и диапазон  градаций изменения звука — шире. Исполнитель на рояле – пианист. - Как звучал рояль композитора. Прочитайте. - А музыку писать трудно? Творческая работа. - Кто - то имеет опыт написания музыки? Может, попробуете положить на музыку свои нерифмованные стихи? ( Дети сочиняют музыку к своим стихам) - Слушаем детей. - Вы молодцы! 8 Музыка бывает разная. Бывает легкая, развлекательная музыка. Под нее можно танцевать, отдыхать. А есть музыка серьезная, классическая симфоническая. Симфоническая музыка это музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Оркестр соединяет в себе разнообразные инструменты и предоставляет композитору большие возможности для воплощения художественных замыслов. Особенности этой музыки в глубине передаваемых переживаний. Ее не все понимают. Нужно учиться слушать и понимать серьезную музыку. (слайд13) Поисковая работа - Что за слова? (слайд14) - Каким предложением из текста мы можем озаглавить этот список? Синицы Матросы Прачка Сверчок Снег Золушка (Каждый слушал по – своему) - А кто еще мог слушать музыку Грига? А как бы они слушали? (Дети предполагают) -А как долго композитор писал музыку для Дагни? (больше месяца) _Это была трудная работа? Какие эмоции испытывал композитор во время работы? Прочитайте! (был счастлив) 9 - А в чем было счастье Грига? (отдавать молодежи жизнь, работу, талант.) Подведение итогов работы: Он счастлив от того, что его музыка помогает людям жить. Он делится своим счастьем и делает других людей счастливыми. Работа с текстом. 3,4 части - Итак, Григ исполнил свое обещание. Музыка для Дагни написана. -Как мы назвали 3 часть? (Как Дагни получила подарок) - Прошло время. Дагни выросла. (слайд15) - Прочитайте, как теперь выглядела девушка. - Куда она поехала? Зачем? -Как же девушка получила подарок? (Пошла на концерт вместе с Магдой и Нильсом) -Прочитайте предложения к этой иллюстрации. -Послушайте. Зачитываю отрывок. (Дети слушают) Чтение отрывка учителем «Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.» (слайд 16) - Кто из вас слушал симфоническую музыку? Слушание музыкального произведения «Утро» - Я вам предлагаю послушать ту музыку, которую написал для Дагни композитор. (слайд17) 10 Чтобы вас ничего не отвлекало, положите локти на парту, на руки положите голову и слушайте. (Дети слушают музыку.) - У Дагни звуки и переливы музыки вызвали много картин. А у вас? Что вы представляли, слушая музыку? - Можно ли музыку описать словами? А нарисовать? -Работа в группах по желанию: нарисуйте или опишите словами музыку, которую вы слушали. Творческая работа (Дети рисуют музыку.) Во время работы включаю музыку повторно. Рассматриваем работы. Выставка рисунков. - А Паустовскому удалось описать музыку. - Прочитайте . (Дети читают отрывки из текста о музыке.) -Вам понравилась музыка? -А как слушала Дагни? Прочитайте. -За что девушка благодарила композитора? Изменится ли жизнь девушки? Сможет ли она дальше жить той жизнью, какой жила раньше? - А Магда и Нильс – счастливые люди? Докажите. (слайд18) . Открытие нового знания. Работа в группах - Давайте попробуем быть соавторами писателя и продолжим последнюю мысль, которая заканчивается многоточием. Как изменится жизнь девушки? (За то, что открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек….) 11 (Дети работают) Вывод: Мы поняли, что счастье у всех людей разное. Кто – то находит свое счастье в семье, в детях, кто – то в любимой работе. Люди творческие счастливы, когда сочиняют музыку, пишут картины, стихи. Эдвард Григ поделился с Девушкой своим счастьем. Композитор открыл для Дагни новые горизонты. У нее появилась цель жизни. Может, она будет учиться музыке, а затем учить детей. Григ открыл для Дагни музыку, и она понесет другим людям радость жизни. Жизнь прекрасна и разнообразна. (слайд19) Рефлексия. Подведение работы групп. Оценка и самооценка, мотивация. -Что мы сегодня узнали на уроке? Удалось нам ответить на вопрос: каким бывает счастье? - Чему научились? -Какими способами действовали? Домашнее задание: подготовить отрывок для пересказа или придумать 5 вопросов по содержанию текста. Урок разработала и провела учитель начальных классов МОУ «КСОШ№7» Терешкина Регина Артуровна 12 13 14 15

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока урока литературного чтения в 4 классе к рассказу Паустовского "Корзина с еловыми шишками"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017