Цель: создать условия для осознания учащимися, что труд в тылу имел важное значение в победе советских войск над фашистской Германией.
Задачи:
- воспитание у школьников патриотизма в процессе показа героизма Советской армии, всего советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками;
- формирование гордости за работников тыла в процессе рассмотрения их вклада в победу над врагом;
- формирование гордости за жителей Дубовского района в процессе рассмотрения их помощи фронту.
Тема: «Всё для фронта, всё для победы!»
Цель: создать условия для осознания учащимися, что труд в тылу имел
важное значение в победе советских войск над фашистской Германией.
Задачи:
воспитание у школьников патриотизма в процессе показа героизма
Советской армии, всего советского народа в борьбе с фашистскими
захватчиками;
формирование гордости за работников тыла в процессе рассмотрения их
вклада в победу над врагом;
формирование гордости за жителей Дубовского района в процессе
рассмотрения их помощи фронту.
Оборудование: плакат с лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!», с
изображением медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне
1941—1945 гг.», бумажные голуби, текст сообщения и сюжетные картинки о
труде в тылу, плакаты для работы в группах, ножницы, клей, компьютер,
мультимедийное оборудование, презентация «Всё для фронта, всё для
победы!».
Ход классного часа
1. Организационная часть
(Звучит куплет песни «День Победы»)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Викторовна. Сегодня я у вас
проведу классный час.
2. Основная часть
Какой праздник готовится встречать вся страна? (День Победы)
Ребята, а когда началась Великая Отечественная война? ( 22 июня 1941г)
Кто напал на нашу страну? (фашистская Германия)
Когда и чем окончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945
Советские войска одержали победу над фашистской Германией) Ребята, как вы думаете, благодаря кому наша страна победила в Великой
Отечественной войне?
Сегодня мы поговорим о роли тыла в победе над фашистской Германией.
Что такое тыл? Сверим наши определения с толкованием в словаре
С.И.Ожегова. (Тыл – это территория страны за линией фронта)
С каждым днём для фронта нужно было всё больше боеприпасов,
снарядов, продовольствия, поэтому жизнь в тылу была подчинена главному
девизу: «Всё для фронта, всё для победы!», так же и называется наш
сегодняшний классный час.
3. Работа в группах
Поработаем в группах. Групп будет четыре. Каждая группа получит
одинаковый пакет с текстом и картинками. Задача первой группы –
выбрать материал, рассказывающий о труде на фабриках и заводах в годы
войны. Задача второй группы – выбрать материал, рассказывающий о труде
в сельском хозяйстве в годы войны. Задача третьей группы – выбрать
материал, рассказывающий о труде дубовчан. Задача четвёртой группы –
рассказать о труде госпиталей в годы войны. Выбранный материал, вам
нужно вырезать, разместить и приклеить на плакате. Потом капитан
каждой группы защитит свою работу и приклеит на доску на наш общий
плакат.
(Заводы стали выпускать в основном снаряды и боеприпасы, фабрики –
обмундирование, сапоги и т.д. Летом ввели карточки на хлеб, жиры, мясо,
крупы, сахар и другое. В магазинах за продуктами были длинные очереди.
Когда женщины везли продукты на тележках или санках, рядом для охраны
шел человек с винтовкой. Вместо сахара позже стали давать сахарин –
заменитель. По улице строем с песней ходили красноармейцы.
Все мужчины, которые могли держать оружие в руках, ушли на фронт. Вся
тяжесть легла на плечи женщин, стариков и детей.
Одной из самых насущных проблем был вопрос рабочей силы, поскольку
огромную массу людей пришлось отправить в армию. Большое значение в
решении этой проблемы имел приход к производству женщин, учащихся
старших классов, студентов, кадровых рабочихпенсионеров, которыестановились к станкам, чтобы сменить на этом посту своих мужей, отцов,
сыновей, братьев, ушедших на фронт.
Женщины стали осваивать мужские профессии. Они сели за руль трактора,
комбайна. Помогали дети в колхозах и совхозах. Наравне с взрослыми
убирали дети урожай. Ребята помладше собирали лекарственные растения.
Фронту было передано большое количество тракторов, автомашин и
лошадей, что, естественно, значительно ослабило техническую базу
сельского хозяйства.
Потребовалось привести в действие все резервы села, чтобы в максимально
сжатые сроки убрать урожай и провести государственные заготовки и
закупки зерна. На поля страны вышло поголовно все сельское население –
от подростков до стариков. Женщины всегда играли важную роль в
колхозах и совхозах, теперь же заботы, возлагавшиеся в мирное время на
мужчин, почти целиком легли на их плечи. Сотни тысяч женщин освоили
тракторы и комбайны.
Трудовой героизм стал повседневным явлением на колхозных и совхозных
полях. Колхозники, работники совхозов убирали хлеб нередко под
вражеским обстрелом.
Женщины работали, не жалея сил, не только на полях, но и в цехах фабрик
и заводов. Они становились кочегарами, кузнецами.
Вместо своих отцов, старших братьев, к станкам вставали дети –
подростки. Для тех, кто был небольшого роста, делали специальные
подставки.
Дети так же, как и взрослые работали по 14 15 часов в сутки, иногда и
совсем не уходили домой. Положат ватник рядом со станком, отдохнут и
опять за работу.
Фабрики и заводы работали круглосуточно. Люди шли на работу и с
работы по гудку. Предприятия топили торфом, а в последнее время –
дровами. На дрова вырубали леса. Трубы фабрик нещадно дымили.
Жители Дубовки помогали защитникам отечества всем, чем могли.
Отправляли на фронт тёплые вещи, посылки с подарками, хлеб. Хлеб
выращивали для фронта, а здесь в тылу, обходились без него. Мельница
каждый день вырабатывала до 45 т муки.Сначала боёв, в Дубовку пошёл массовый поток раненных. Первое время
раненых возили на трамваях и грузовых машинах с речного порта,
железнодорожного вокзала. Сначала раненые поступали с прифронтовых
госпиталей, с обработанными ранами, а затем везли прямо с фронта.
Госпитали развернулись в педагогическом училище, в школах. Медикам
открывалась самая жестокая сторона войны. Мастерство и мужество
медработников помогали солдатам вернуться в строй, чтобы дошли они до
Берлина. Условия были тяжёлые. В то, нелёгкое время, врачи работали дни
и ночи, не уходя из больницы. В госпиталях приходилось много трудиться.
Женщины, дети, старики ремонтировали помещения и мебель, набивали
соломой матрацы, добывали топливо для обогрева помещений, стирали
бельё, помогали медикам обслуживать больных.
Трудности госпиталей упирались в хозяйственные вопросы. Приходилось
экономить продукты, т. к. в городе ощущался недостаток продовольствия,
а контингент раненых порой значительно превышал штатное число коек.
Ощущалась нехватка, порой острая, перевязочного материала: бинты
стирали. По отчетам госпиталей списки недостающих лекарств и
материалов выглядят впечатляюще. По воспоминаниям медицинских
работников «особенно остро ощущался недостаток, а иногда и полное
отсутствие, противостолбнячной сыворотки. Не хватало гипса, а
руководство советовало использовать в качестве наполнителя толченый
кирпич и опилки. Вместо мыла для обеззараживания посуды, рук в
специально разосланной инструкции рекомендовалось использовать
водную вытяжку древесной золы.
В Сталинграде полыхала война, и всё это время вместе с защитниками
волжской твердыни героически и бесстрашно сражались с врагом речники.
Без сна и отдыха они везли за Волгу беженцев, раненных красноармейцев,
скот из западных районов страны, технику демонтированных предприятий,
а изза Волги – продукты, боеприпасы, воинские части.)
4. Защита плакатов
Выступает капитан первой группы с рассказом о труде на фабриках и
заводах в годы войны.
Выступает капитан второй группы с рассказом о труде в сельском
хозяйсте в годы войны. Выступает капитан третьей группы с рассказом о труде дубовчан.
Выступает капитан четвёртой группы с рассказом о работе госпиталей в
годы войны.
Ребята, молодцы! Вы хорошо потрудились. Сейчас немного отдохнём.
Споём одну из популярных песен военных лет, которую часто пели в
минуты отдыха, затишья на фронте и когда радовались первым победам в
боях. Может ктото догадался, что это за песня?
(песня «Катюша»)
А в годы войны тружеников тыла, которые обеспечивали своим
доблестным и самоотверженным трудом победу Советского Союза над
Германией в Великой Отечественной войне награждали медалью «За
доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
(Открываю на плакате медаль)
На лицевой стороне медали изображён верховный главнокомандующий
И.В.Сталин , по окружности медали надписи «Наше дело правое», «Мы
победили». На обратной стороне медали написано «За доблестный труд в
Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Ребята, с экранов телевизоров вы часто слышите, что вся наша страна
готовится к празднованию семидесятилетия Победы. Многие трудовые
коллективы перечисляют денежные средства на организацию праздника.
Подумайте, а какой посильный труд могли бы вложить вы при подготовке
к празднику? ( забота о ветеранах, тружениках тыла, изготовление
праздничных открыток, уборка территории школы, парка, города,
озеленение улиц, отличная и хорошая учёба)
5. Заключительная часть
Итак, ребята, благодаря кому наша страна победила в Великой
Отечественной войне?
А сейчас я предлагаю вам просмотреть презентацию о труде в годы
Великой Отечественной войны. На слайдах есть только фотографии, а нет
надписей. Прокомментируйте слайды. Предлагаю голубей, как символ мира, которые у вас лежат на парте
приклеить к нашему плакату. Но сначала напишите на них свои пожелания
ветеранам.
(Звучит музыка «Не отнимайте солнце у детей»)
Я благодарю вас за работу на классном часе. Желаю вам и вашим семьям
мира, чистого неба над головой и мирного труда.
Руководитель:
Садкова Л.М.____________
Учитель:
Цыбанева Е.Н.___________