Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
14.03.2017
Методическая разработка "Вода - источник жизни" может использоваться педагогами дополнительного образования, а также учителями внеурочной деятельности. Цель методической разработки: объяснить и доказать школьникам, что вода является необходимым условием для жизни человека, животных, растений. Главной задачей всех жителей планеты - беречь воду, как источник жизни!.
методическая разработка вода.docx
Муниципальное казенное учреждение
Дополнительного образования
Центр дополнительного образования
УстьКутского муниципального образования
Методическая разработка занятия на тему:
«Вода – источник жизни»
(для учащихся 9 – 10 лет)
автор: Безусяк Тамара Денисовна
педагог дополнительного
образования г.УстьКут, 2017г
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………………………….2
I.
II.
Ход занятия…………………………………………………………………..3
Изучение нового материала…………………………………………………………….5
III.
Продолжение изучение нового материала……………………………………………8
IY Список используемых источников ………………………………………………………12
Приложение ………………………………………………………………………………13
1 Пояснительная записка
Занятие проводится в соответствии рабочей дополнительной общеобразовательной программы
«Охрана природы». Изучается в блоке «Экологические акции», тема «Вода – источник жизни».
Информация для детей новая и очень полезная. При усвоении нового материала учитываются
данные особенности учащихся. Значение воды для всего живого на земле они открывают
совместно с педагогом. Новизна данного занятия состоит в подаче новых знаний с
использованием презентации «Вода – источник жизни». Презентация позволяет более наглядно
представить материал, опыты помогут провести исследование на конкретных примерах и
учащиеся убедятся в правдивости своих суждений. Детям будут предложена таблица
задание на логическое мышление, как итог занятия.
Актуальность. Воспитание бережного отношения к воде, как к жизненно важному ресурсу и
драгоценному дару природы. Бережное отношение должно стать нормой в деле охраны
окружающей среды для подрастающего поколения. Авторская разработка предназначена для
педагогов дополнительного образования, а также для учителей начальных классов внеурочной
деятельности.
Цель занятия: уточнить и расширить представления учащихся о воде, как источника жизни
всего живого на земле.
Задачи:
1. Обучающие: закрепить знания учащихся о воде: состояниях воды, её свойствах.
Ознакомить учащихся о значении воды как источника жизни всего живого на земле.
2.Развивающие: развивать познавательные интересы учащихся: речь, воображение,
мышление.
3.Воспитательные: Воспитывать чувство бережного отношения к воде как к жизненно
важному ресурсу и драгоценному дару природы, показать необходимость природоохранных
мероприятий. Воспитывать умение работать в группах, в коллективе.
Тип занятия: изучение нового материала.
Вид занятия: комбинированный.
Форма работы: групповая, индивидуальная,
2 Методы: словесный (беседа, объяснение), применение технологии критического мышления:
прием «Корзина идей», наглядный (демонстрация презентации), практический (практическая
работа).
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, презентация «Вода – источник жизни»,
глобус, доска, таблицазадание, цветы для проведения опытов, листочки бумаги,
карандаши, ручки.
Структура занятия: пробуждение познавательной активности и вовлечение учащихся в
продуктивное обобщение: «Вода как источник жизни».
План для проведения занятия
1. Повторение пройденного материала: свойства воды, состояние воды.
2. Значение воды для жизни человека.
3. Значение воды для растений.
4. Значение воды для животных.
5. Подведение итога занятия.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся справятся с поставленными целями и задачами,
покажут свои умения, знания при выполнении практической работы.
Механизм оценивания данных результатов: самопроверка.
3 I.Ход занятия
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы раскроем тайну одного самого распространенного и
удивительного вещества на земле, отгадайте какого?
«В морях и реках обитает, но часто по небу летает, а как наскучит ей летать, на землю
падает опять».
Дети: вода.
Учитель: абсолютно верно. Тема нашего занятия «Вода – источник жизни»
Итак, в конце занятия нам предстоит ответить на вопрос: почему воду называют источником
жизни?
Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.
Актуализация знаний.
Посмотрите на глобус, обратите внимание на то, что на нём больше всего голубого цвета, ¾
земного шара составляет вода – это океаны, моря, реки, озера, болота, родники, ручьи.
Вода без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.
Вода везде…и в воздухе, и в почве, и под землёй. Вода входит в состав любого живого
организма. [4,5]
II. Повторение пройденного материала.
1. В каких трех состояниях может находиться вода? (жидкое вода, твердое – лед,
газообразное – водяной пар)
2. Назовите свойства воды. (без цвета, запаха, растворитель, без вкуса, текуча и т.д.)
4 Ученик читает стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.
Н. Рыжова.
III. Изучение нового материала.
Велика роль воды в жизни на Земле. Живые организмы нашей планеты приспособились к
различным условиям: к полному мраку, к жаре и холоду. Но ни одно живое существо не может
обходиться без воды. Несомненно, это связано с уникальными свойствами воды, которые мы с
вами вспомнили.
Все растения и животные содержат в себе воду, тело человека на 70% состоит из воды, а
медузы на 9697 % состоят из воды. Каждому живому организму необходим стабильный
уровень содержания влаги, иначе он не сможет жить. Вода – самая загадочная жидкость на
Земле. [12, 13]
Значение воды для жизни человека.
Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода.
Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на
свет до последнего дня.
5 Человек какнибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он
не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не
считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.
Без воды нет жизни. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды — не более 3
5 дней.
Обезвоживание организма человека всего лишь на 2% вызывает болезненные признаки:
нечеткая краткосрочная память, проблемы с основами математики, трудности фокусировки на
небольших печатных знаках, таких, какие есть на экране компьютера. Потеря 10–20% воды
для человека смертельна.[9,14]
Вода играет важную роль в организме человеческого тела. Организм не может работать без
неё, как и автомобиль не может работать без газа и нефти. В самом деле, все клетки и
работа органов, входящих в состав нашего тела зависят от воды. Роль воды в организме
человека:
1.Регулирование температуры тела
2. Увлажнение воздуха, поступающего организм
3.Доставка питательных веществ и кислорода во все клетки организма
4.Преобразование пищи в энергию
5.Усвоение питательных веществ органами
6. Выведение отходов процессов жизнедеятельности
Вода также является значимым средством в профилактике заболеваний.
Питьевая вода должна быть всегда чистой для обеспечения надлежащего здоровья и
благополучия.
Необходимо помнить: от качества воды зависит наше с вами здоровье на 80%.
Установлено, что тело взрослого человека на 70% состоит из воды. Если человек весит 70 кг,
то в нем 45–50 кг воды, или 4 ведра. А сколько в каждом из вас? Это легко просчитать. Массу
своего тела разделите на 3 и умножьте на 2.
Даётся задание детям: 30кг, 24 кг, 21кг и т. д.
Значение воды для растений.
6 Известно, что без воды жизнь растений невозможна.
Вода составляет до 95% массы растений, в ней или с ее использованием протекают все
процессы жизнедеятельности. Вода необходима растениям для полноценного роста, они
корнями всасывают её и с ней получают питательные вещества. Вода содержится в листьях,
стеблях, плодах. Растения испаряют воду через листья.
Растение поглощает воду исключительно своей корневой системой из почвы. В этом
участвуют корневые волоски корней. Листья же через устьица испаряют воду. Смысл
поглощения излишек воды, чтобы потом ее испарить, по большей части сводится к тому, что
ток воды обеспечивает перенос питательных веществ.[2,4]
Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается
увядание. Так нередко бывает днем, когда жарко. Ночью растение восполняет недостаток, так
как испарение в это время суток снижено.
В результате постоянного поглощения и испарения воды в растении существует постоянный
водный обмен, включающий три этапа: поглощение воды корнями, передвижение ее по сосудам
проводящей ткани, испарение воды листьями. Ток воды идет через все органы растения.
Сколько растение всасывает воды, приблизительно столько оно его испаряет.
Все растения, обитающие на суше, имеют приспособление к добыванию и сохранению влаги.
Корни пшеницы, ржи, овса в поисках воды уходят вглубь земли до 1,5 метров.
У деревьев на 1012 м. а у жителя пустыни верблюжьей колючки до 20 м.
Мхи и лишайники, лишенные корней, научились улавливать водяной пар из воздуха.
Кактусы и алоэ в своих толстых листьях скапливают запасы воды.
У растений разных видов потребность в воде различна. Засухоустойчивые растения – ковыль,
полынь, сосна. Есть виды растений, которым необходимо много влаги. Они произрастают во
влажных местах. К таким растениям относятся ольха, ива, осока, череда.
Из культурных растений для капусты и огурцов необходимо большое количество воды. А для
проса и ячменя, наоборот, очень мало.[5,6]
Практическая работа
Эксперимент 1. Вода – источник жизни. Взяли цветок с опустившимися листьями. Налили
воды в ёмкость и обильно побрызгали цветок. Через 15 минут цветок ожил.
7 Эксперимент 2. «Испаряют ли растения воду?» Не всю воду, которую растения берут из
земли, они оставляют в себе – часть воды испаряется.
Мы взяли растение в горшке. Надели на него пакет и плотно прикрепили (очень
осторожно) пакет скотчем к стеблю растения. Оставили горшок на сутки. На следующий
день мы увидели, что в пакете собралась вода.
Вывод: вода испаряется через крошечные отверстия в листьях, которые называются
устьицами. Устьица могут закрываться в течение дня, чтобы сохранить влагу.
IY.Динамическая пауза
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
И отправились домой.
Продолжение изучения новой темы
Значение воды для животных
Вода важнейшая составляющая организма животных. Общее содержание воды в теле
животных колеблется от 50% до 80% живой массы. Эти различия обусловлены главным
образом возрастными особенностями и способностями к отложению жира. При кормлении
животных по рационам, вызывающим повышенное жироотложение, относительное
содержание воды в теле снижается.[8]
При водном голодании животные меньше потребляют корма, у них снижается живая масса
и продуктивность, у молодняка нарушается рост. Некоторые животные способны прожить
без воды около месяца, но при этом потеря массы составит 40 50%, курицанесушка 78
дней, не несущаяся курица 24 25 дней. На потребность животных в воде влияют
8 следующие факторы:
вид животного, возраст, порода, состав рациона питания,
температура и влажность окружающей среды. Вода для поения всегда должна быть свежей
и чистой, лучше из подземных источников.[9]
Многие животные воду пьют, а лягушки, жабы, тритоны, клещи всасывают воду
через кожу. Например, песчанки, мыши иглистые довольствуются той водой, которая
поступает с пищей.[8]
Есть на земле и такие интересные животные, у которых вода в организме образуется из
жира. Никогда не пьют воду жучкидолгоносики, личинки древоточцев, личинки мучного
червя, гусеницы платяной моли. Вот и жуют они старательно, брюшко набивают да жир
копят.
В пустынях, где немилосердно печет Солнце, жизнь замирает. Все животные прячутся
и ждут ночи, когда спадет жара. Некоторые животные с наступлением сухого периода
впадают в спячку.
Кого называют кораблем пустыни?
Верблюд до 10 суток живет за счет запасов жира и может не пить воду. Но зато как найдёт
воду, за 10 мин. выпьет 10 ведер воды.
Вода – среда обитания живых организмов.
Для многих живых организмов вода дом родной, в воде живут рыбы, насекомые и
много других организмов. Они приспособились жить в воде и не могут жить вне воды. В
воде живут растения и животные, которых не встретишь на суше. На небольших глубинах,
где много света, мир животных и растений разнообразен. На большой глубине, особенно в
морях и океанах, обитают только животные, которые питаются другими животными.
Многие из них имеют различные приспособления для жизни в воде – плавники, ласты,
перепонки между пальцами, плавательные ножки, похожие на весла.[7]
Дается задание детям: учащиеся делятся на 3 команды, заполнить таблицузадание:
значение воды для человека, животного, и растения, учитывая значение воды: какая? для
чего? где взять? См. приложение 1.
Дети самостоятельно отвечают на заданные вопросы и делают вывод.
9 Так почему вода – источник жизни? (ответы детей…..)
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Викторина о воде.
Водные жители:
У кого глаза на рогах, а дом на спине (улитка)
Кто на реке ветки носит, глину роет, плотину строит? (бобры)
Эта рыба является главным героем фильмовужастиков. (акула)
Эти животные живут в Африке и любят подолгу нежиться в воде (бегемот).
Какая птичка ныряет на дно водоёма и может бегать по дну? (оляпка).
Какого морского жителя называют морским зайцем? (тюленя)
Что такое ламинария? (морская капуста, водоросль)
Бывают ли в воде катушки? (да, это название улитки)
Самая крупная речная рыба? (сом).
Рекордсмен по прыжкам среди рыб (сёмга, пролетает34 метра)
О реках и морях:
Как можно ещё назвать родник? (Ключ, источник)
Может ли у реки быть два устья? (может, Варзуга на Кольском полуострове)
Бывают ли у реки рукава? (Да, это место, где река раздваивается)
Где чаще всего бывает туман? (над рекой, в низине, где много воды)
Какое дерево любит расти у воды? (ива)
10 Назовите длину Волги. (3530 км.)
Как называется самое соленое озеро? (Мёртвое море)
Почему Каспийское море называют озером? ( До некоторых пор оно не имело выхода в океан.
Благодаря каналам, сейчас связано с океаном.)
Какого цвета моря нет в данных названиях: Чёрное, Красное, Фиолетовое, Белое, Жёлтое).
Как называется озеро, в котором видели чудовищединозавра?
( озеро Лох Несс, в Шотландии).
Вода в сказках:
Кто из водяных жителей утащил Дюймовочку? (Жаба)
Кто спасался в полынье от лисы? ( Серая шейка)
Где нашёл свой ключик Буратино? (в пруду)
О какой рыбе написал сказку П.Ершов? (Мудрый пескарь).
Куда тянула воз Щука? (в воду)
В какой сказке речка была молочной? ( Гусилебеди)
Где нашли сестрицу Алёнушку? (в реке)
Молодцы, ребята, теперь мы знаем, что вода играет огромную роль в
жизнедеятельности всего живого на земле.
Вода — одно из главных богатств на Земле, поэтому воду надо беречь и охранять ее от
загрязнения. Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду — это, значит, беречь
жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.
Мы должны не только любоваться красотами воды, гордиться,
что в нашей стране много замечательных рек и озер, что именно в нашей
стране находится величайшее в мире пресноводное озеро Байкал, а еще и
беречь воду, сохранять ее первозданную чистоту. Чистая вода дарит нам
жизнь, здоровье и радость.[11]
Занятие хотелось бы закончить словами французского летчика, писателя, который вынужден
был по воле случая некоторое время провести в пустыне и по достоинству оценить цену и вкус
глотка воды, Антуана де СентЭкзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,
11 что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не
объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже
простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего
сердца. Ты самое большое богатство на свете...»
Подведение итога занятия.
Механизм оценивания: самопроверка.
Домашнее задание: Прочитать «охрана воды» и приготовить презентацию.
Список используемой литературы
1. Бондарева Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3класс, 2006г.
2. Вахрушева Т.В., Глушкова О.Б., Черепенко В.А., Попова Е.В. «Справочник
школьника» 14 М., «АСТПРЕСС КНИГА» 2010.
3. Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу, Окружающий мир 3 класс, Москва
«Вако», 2007.
4. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» Москва, Просвещение, 2008г.
5. Плешаков А.А. Уроки окружающего мира. Методическое пособие. Просвещение, 2014.
6. Плешаков А.А., Сонина Н.И. Природоведение поурочные планы, Волгоград, 2008г.
7. Плешаков А.А., Сонина Н.И. Природоведение, Дрофа,2007.
8. Чижевский А.Е. «Я познаю мир» Детская энциклопедия М., 2010.
9. Детская энциклопедия «Я познаю мир»,2008г.
10. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008 г.
11. Пособие для учителя «Мой мир» , «Байкальская экологическая Волна», 2008г.
12.Сайт www.viki.rdf.ru
http//water.ru/bz/…/water_in_live.
http//akva-vita.ru/water and human.php.
12 Приложение 1.
Таблица –задание №1
Какая?
Для чего?
Где взять?
1.Значение воды
для человека
2. Значение
воды
для растения
3. Значение
воды
для животных
Нельзя сказать,
возможно
13 ты сама жизнь! Ты
Т
Т нас радостью, которую не
Т
нашего сердца... Вода! Ты
самое большое богатство на
свете...»
14 -
15
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Методическая разработка "Вода - источник жизни" (3-4 класс) дополнительное образование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.