Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"
Оценка 5

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Оценка 5
Научные работы
docx
музыка +1
Взрослым
25.10.2018
Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"
Хоровое пение, как исполнительское искусство, наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно играют важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Основа воспитательной работы в детском хоре – это репертуар. Он обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.
Методическая работа НА КОНКУРС.docx
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  РОЛЬ   ДЕТСКОГО ХОРОВОГО РЕПЕРТУАРА методическая разработка КАТЕГОРИЯ Б СОДЕРЖАНИЕ. 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  РОЛЬ  ДЕТСКОГО  ХОРОВОГО  РЕПЕРТУАРА  2. 1. Духовно­нравственное воспитание          Произведения классической музыки           Народная музыка          Духовная музыка           Современная музыка 2. 2. Общехудожественное воспитание Песни народов мира Поэтический текст 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 1. ВВЕДЕНИЕ. Хоровое   пение,   как   исполнительское   искусство,   наиболее   доступный   и любимый вид детского творчества. Оно играют важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры.  Основа воспитательной работы в детском хоре – это репертуар. Он не только обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, но и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.  Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю   детям»   писал:   «…Если   в   раннем   детстве   донести   до   сердца   красоту музыкального   произведения,   если   в   звуках   ребенок   почувствует   многогранные оттенки   человеческих   чувств,   он   поднимется   на   такую   ступеньку   культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». В  репертуаре  детского коллектива  должны найти  своё место произведения патриотические, лирические, шуточные и игровые, песни о Родине, о природе, о дружбе.   Должны   присутствовать   сочинения   русской   и   зарубежной   классики, народная музыка, духовная, современная.   Как пишет В. Халабузарь: «Каждое из этих сочинений раскроет перед детьми свои наиболее характернее черты и тем самым значительно обогатит их духовный мир, расширит их музыкальный горизонт. Так, народное творчество покорит юных певцов родниковой чистотой интонационной и ритмической сферы, незатейливой красотой   поэтических   образов;   классическая   музыка   –   глубиной   содержания, разнообразием   и   строгостью   формы;   современные   сочинения   –   поиском   новых средств музыкальной выразительности, так созвучным беспокойным ритмам нашей действительности». Данная   методическая   работа   посвящена   раскрытию   основных   аспектов воспитательной направленности педагогического репертуара, а так же   вопросам подбора хоровых произведений для детского хорового коллектива. 2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ  РОЛЬ  ХОРОВОГО  РЕПЕРТУАРА 2.1 Духовно­нравственное воспитание. Руководитель детского хорового коллектива, помимо формирования у детей вокально­хоровых   навыков,  должен   воспитать   разностороннюю   и,  прежде   всего, духовно­нравственную личность.  Произведения классической музыки. В   репертуаре   детского   хора   обязательно   должны   быть   произведения классической музыки, тогда более успешным станет развитие учащихся в духовно­ нравственном плане. Дети имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся   в   реальной   жизни.   Эмоциональная   отзывчивость   на   музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому   человеку,   сопереживать,   осваивать   бесценный   культурный   опыт поколений. Включение классических произведений в репертуар детского хора позволяет добиваться   не   только   красивого,   кантиленного   хорового   звучания   и   широкого певческого дыхания, но и воспитывать в каждом ребенке чувство прекрасного.  Л.   Абелян   в   книге   «Детский   хор   института   художественного   воспитания академии   наук   СССР»   писала:   «Музыка   старых   мастеров,   шедевры   русской   и западной классики воздействуют на ребят своей незыблемой красотой, строгостью, возвышенностью   звучания,   облагораживают   чувства,   формируют   высокий художественный вкус, вырабатывают иммунитет к пошлости и безвкусице».  В   классической   хоровой   музыке   для   детей   большая   роль   принадлежит фортепианному сопровождению. В нем часто встречается дублирование вокальной партии,   что   помогает   учащимся   справится   со   сложностью   мелодики,   скрыть технические трудности. Фортепиано способно передать звучание целого оркестра, тем самым создать определённый колорит сопровождения, настроить на тот или иной характер произведения, помогая детям лучше ощутить настроение музыки.  Например, Ц. Кюи «Осень»: Так же в классической музыке богатая вокальная мелодика, это способствует навыку   выработки   певческого   дыхания.  Дети   учатся   постоянно   контролировать правильность   фонационного   выдоха,   что   отражается   в   умении   тянуть   длинные звуки ровным по силе голосом.  Например, П. Чесноков «Лотос»: В качестве примера можно привести ещё такие произведения:  П. Чайковского «Весна»;  Ц. Кюи «Майский день», «Лето»;  И. Бах «За рекою старый дом»,  Д. Каччини Ave Maria»,  Хоры оперной классики: «Хор птиц» из оперы «Снегурочка» Н. Римского­Корсакова,  «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина,   «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки.       При   пении   хоров   из   опер   дети   знакомятся   с   сюжетами   опер,   с   оперными формами   (ария,   речитатив,   ансамбль   и   пр.).   У   детей   расширяется   кругозор, формируется представление о жанре  опера,  развивается музыкальное мышление, формируется  слушательская  и исполнительская культура. Народная музыка. В   процессе   знакомства   с   русским   народным   творчеством   дети   осознают   и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, восхищения природой.   Познания   детьми   выразительных   возможностей   народной   музыки представлены   в   мотивах,   мелодиях,   подражающих   реальному   звучанию окружающего. Русская песня прививают детям любовь к родной земле, знакомит с вековыми традициями и историческим прошлым своего народа, приобщает их к национальной песенной культуре, с её характерными интонациями. Народная песня развивает музыкально­поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Знакомя   детей   с   образцами   фольклора   (прибаутками,   небылицами, скороговорками,   игровыми   и   плясовыми   песнями,   играми   и   хороводами), руководитель   хора   должен   привить   любовь   к   родной   природе,   чувствовать   её, соприкасаться с ней, эмоционально переживать. Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков.  Очень любят дети музыкальные небылицы, в которых развиваются события совершенно   нереальные.   Они   развивают   у   ребёнка   чувство   юмора,   а   также логическое мышление.  Знакомство   с   традициями   и   историей   народной   музыки   обуславливает творческий,   познавательный,   духовно­нравственный   и   увлекательный   характер процесса музыкального развития детей и его результативность.  Песня входит в их духовную жизнь, придавая яркую эмоциональную окраску детским чувствам и мыслям. В репертуар детского хора могут входить такие народные песни, как  «Ты ль река моя, реченька» в обр. А. Лядова,  «Как у наших у ворот»,  «Дрёма»,  «Сел комарик на дубочек»,  «На горе ­ то калина»,  «В сыром бору тропина»,  «Прялица»,  «Пойду ль я, выйду ль я», «Во поле береза стояла» и др. Духовная музыка. Развитию   нравственных   качеств   учащихся   способствует   духовная   музыка. Музыка русской православной церкви, являясь одним из важнейших пластов не только отечественной, но и мировой музыкальной культуры, выражает стремление русского   человека   к   духовной   красоте   и   гармонии,   возвышает   его   чувства   и помыслы.   На   протяжении   многих   веков   она   рассматривалась   в   отечественной музыкальной   педагогике,   как   действенное   средство   воспитания   подрастающих поколений. Духовная   музыка   даёт   детям   знание   истории   и   истоков   культуры   своей страны, как синтез религии и искусства. Она помогает обратить детей к совести, добру, красоте, благородству, внутренней дисциплине, философскому осмыслению окружающего   мира;   способствует   развитию   чувства   любви   и   сострадания   к человеку,   внимательному   и   бережному   отношению   к   природе;   взывает   к милосердию.  Главное в христианской традиции церковного пения – возможность выражения молитвенного настроения души. Для того, чтобы этого добиться в детском хоре, руководитель   должен   выбирать   такие   произведения,   текст   которых   можно объяснить   детям,   который   будет   им   понятен.  Так   же   с   помощью   различных духовных произведений, дети постигают основы церковнославянского языка. Дети познают правило произношения, не характерное для современной речи: по   церковно­славянски   слово   произносится   так,   как   пишется.   Например: припадЕм, а не придадЁм, убояТСЯ, а не убояЦА, нашеГО,  а не нашеВА и т.д.   Верное   воспроизведение   церковно­славянского   текста,   понимание   его смысловой   нагрузки   и   фразировки,   донесение   красоты   слова   являются   важным моментом в исполнении православной музыки, так как сама эта музыка возникла из слова, как усиление его воздействия.   Также необходимо опираться на произведения, в которых   изложен текст основных   молитв,   для   просвещения   и   воспитания   духовной   стороны   ребёнка. Пример таких сочинений:  «Богородице Дево, радуйся» А. Архангельского,  «Христос Воскресе», «Ангел вопияше» А. Макарова,  «Под твою милость». Д. Бортнянского,  «Славу поем». Д. Бортнянского, «Благослови душе моя» П. Чеснокова и др. Исполняя   разные   духовные   произведения,   дети   знакомятся   с   самим богослужением. Они учатся  хорошо понимать место того или иного песнопения в богослужении.  Патриотическое воспитание.  Патриотизм – это чувство любви к Родине, гордость за неё, эмоциональное волнение   и   переживание.   Детство   и   юность   –   самая   благоприятная   пора   для воспитания патриотизма. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, пение, они играют огромную роль в становлении личности патриота.  Патриотическая   песня   –   мощное   средство   в   воспитании   уважения, преклонения   перед   Великими   теми   годами   и   гордости   за   великую   Россию. Воспитываясь   через   музыку,   хоровой   репертуар,   дети   должны   осознавать   и ощущать себя частью огромной семьи в России, жить интересами Родины. Многие композиторы затрагивали тему патриотизма и любви к Родине в своих песнях:  А. Пахмутова «Песня о тревожной молодости»,  Г. Струве «Моя Россия»,  А. Александрова «Священная война»,         К. Листов «Кронштадские клёны»,  Ж. Металлиди «Колокольный звон России». Современная музыка. В   репертуаре   каждого   детского   хорового   коллектива   должны   быть произведения   современных   композиторов:   хоры   из   опер,   детские   популярные песни, песни из кинофильмов и мультфильмов. Тем самым дети знакомятся не только   с   современной   музыкой,   но   и   с   новыми   музыкальными   формами, композиторскими стилями.  Так, современные композиторы часто используют в своих сочинениях новые приемы   в   мелодии,   гармонии,   ритме,   фактуре,   поэтому   детей   следует   заранее готовить к восприятию и исполнению такой музыки. У прошлого надо учиться, его нужно   уважать,   но   необходимо   идти   в   ногу   со   временем,   знать,   чем   живут современные   композиторы,   какие   музыкальные   образы   они   воплощают   в   своём творчестве, какой музыкальный язык они используют. Ведь они пишут о том, что их окружает, своё вдохновение они черпают в окружающей их и нас жизни.  В репертуар детского хора могут входить произведения таких композиторов, как  Я. Дубравин,  А. Пахмутова,  Е. Подгайц,  С. Баневич,  С. Плешак,  Р. Бойко, Г. Корчмар; песни из кинофильмов:  И. Дунаевский  ­ «Скворцы прилетели» (из к/ф «Крылатая защита»);  Е. Крылатов – «Крылатые качели»  (из к/ф «Приключения Электроника»);  А. Спадавеккиа – «Добрый жук»  (из к/ф «Золушка»); Д. Кабалевский ­ Песенка первоклассников (из к/ф «Первоклассница»);  В. Баснер – «Щенок по имени Пес» (из к/ф «Учитель пения»);  И. Дунаевский – «Спой нам, ветер!» (из к/ф «Дети капитана Гранта»). 2.2. Общехудожественное воспитание. В   задачи   руководителя   детского   хорового   коллектива   помимо   воспитания духовно­нравственного   входить   воспитание   общехудожественное.   По   средствам хорового репертуара дети знакомятся с композиторами и поэтами разных эпох, с разными жанрами музыкальными и поэтическими, что значительно расширяет их кругозор, воспитывает музыкальный вкус, развивает мышление, выразительность, эмоциональную отзывчивость. Песни народов мира.  Поставив   перед   собой   цель   ­   воспитать   разностороннюю   личность, руководитель должен подбирать разнообразный репертуар. Для того, чтобы дети расширяли   свой   кругозор,   открывали   новые   народные   традиции,   познавали песенную культуру других народов, в репертуаре должны быть включены песни народов мира. Это могут быть: ­ итальянская народная песня «В путь»,  ­ украинская народная песня «Щедрик»,  ­ латышская народная песня «Серенький козлик»,  ­ швейцарская народная песня «Кукушка»,  ­ французская народная песня «Пастушья песня»,  ­ польская народная песня «Любопытный дрозд»,  ­ финская народная песня «Финская полька»,  ­ норвежская народная песня «Край родной»,  ­ голландская народная песня «Птичка»,  ­ чешская народная песня «По ягоды»,  ­ японская народная песня «Вишня». Поэтический текст Хоровая музыка неразрывно связана со словом, содержание ее раскрывается через   поэтический   текст,   воплощенный   в   музыкальной   интонации.   Поэтому содержательно­эмоциональное   воздействие   хорового   произведения   как   бы «удваивается».  Эта особенность хоровой музыки играет важную роль при воспитании детей, поэтому руководителю необходимо обращать внимание на поэтический текст и на то, кто его написал. Так,   дети   обогащаются   именами   и   знанием   не   только   композиторов,   но   и поэтов, узнают много новых стихов, что способствует их общехудожественному воспитанию.  На стихи многих поэтов была написана музыка для детского хора:    на стихи А. Плещеева:  «Майская день» Ц. Кюи, «Осень» П. Чайковского;    на стихи  А. Пушкина:   «Зимняя дорога» А. Алябьева, «Узник» А. Гречанинова;    на стихи  К. Бальмонта:   «Островок» С. Рахманинова, «Поспевает брусника» Вик.Калинникова;    на стихи Н. Некрасова:    «Зелёный шум» П. Чеснокова;    на стихи С. Есенина:   «Утро» Р. Бойко;    на стихи М. Лермонтова:   «Горные вершины» М. Ипполитов­ Иванова, «Ангел» С. Рахманинова;    на стихи     А. Фета:   «Ласточки пропали» Ц. Кюи;     на стихи   А. Кольцова:     «Крестьянская пирушка» П. Чеснокова;     на стихи Р. Рождественского:    «Вопрос» А. Пахмутовой и др. Обращаясь к народно­песенному творчеству, дети узнают не только народные мелодии,   мотивы   народной   песни,   но   и   знакомятся   с   народными   текстами,   не всегда им понятными. Так дети расширяют свой кругозор.  Например, в русской народной песне «Земелюшка­чернозем» есть такие слова: Ванюшенька щеголёк,        ходи браво, щеголёк!; в песне «Я на камушке сижу» ­ Вот я колышки тешу.       Ай, ли, ай, люли,       Вот я колышки тешу. в песне  «Прялица»­       Уж ты прялица, кокорица моя       Пойду вынесу на улицу тебя. Все   эти   незнакомые   слова,   руководитель   хора   должен   объяснять,   чтобы   дети понимали, о чём они поют и обогащали свой словарный запас. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Хоровой   репертуар   –   истинная   школа,   в   которой   главным   является   сама музыка. Она должна заставить звучать самые разные, самые сокровенные струны души   каждого   ребёнка.   Для   того   чтобы   репертуар   отвечал   этой   задаче,   в   нём должны   быть   произведения,   отражающие   всё   многообразие   жизни   человека, широкую палитру его чувств – лирических и драматических, светлых и тревожных, весёлых   и   печальных,   спокойных   и   взволнованных.   Отбору   репертуара   в   хоре уделяется   особое   внимание,   ведь   от   того,   что   поют   дети,   зависит   уровень   их духовной культуры. На   преподавателя   ­   руководителя   детского   хорового   коллектива   ложится огромная   ответственность   за   воспитание   каждого   участника   хора.   Обеспечивая полноценное музыкальное развитие учащихся, хоровой репертуар в то же время повышает   музыкальную   культуру,  способствует   нравственному   и   эстетическому воспитанию,   формирует   вкус   и   взгляды,   повышает   ответственность   перед   всем коллективом. Правильно подобранный  репертуар детского хора лежит в основе формирования разносторонней личности ребёнка. ЛИТЕРАТУРА 1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыканта. М.: ВЛАДОС,  2000. ­ 336 с. 2. История богослужебного пения: Учебное пособие. — М.: РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. — с. 240. 3. Кеериг О.П. Детский хор в системе музыкально­эстетического воспитания  подрастающего поколения: учеб. пособие для студентов бакалавриата по  направлению подготовки 073500.62 "Дирижирование" – СПб.: Изд­во  СПбГУКИ, 2013. – 223 с. 4. Никольская – Береговская К.Ф.  Русская вокально­хоровая школа  IХ – ХХ  веков. Методическое пособие. – М.: «Языки русской культуры», 1998. –  192с. 5. Осеннева М. С., Самарин В.А., Уколов Л.И.  Методика работы с детским  вокально­хоровым коллективом: Учеб. пособие : для студентов музык.­пед.  отд­ний и фак. сред. и высш. пед. учеб. заведений  М.: Академия, 1999. – 221 6. Предисловие// Репертуар детского хора/ сост. Е.Д. Светозарова. Спб.:   Музыка, 1998.  Работа с детским хором: Сб. статей/  Под ред. В. Соколова. – М.: Музыка,  7. 1981. – 93 с. 8. Предисловие// Репертуар детского хора/ сост. Е.Д. Светозарова. Спб.:  Музыка, 1998. 9. Попов В.С., Халабузарь П.В. Хоровой класс. М.: Совет. Композитор, 1988 г. 10.Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором: Учебное  пособие. – СПб .: Изд­во «Лань»;Изд­во «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 176 с.: нот. – (Учебники для вузов). 11.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Рад. шк, 1982 ­ 407 с. 12.Халабузарь П.В., Попов В. С. Теория и методика музыкального воспитания:  Учебное пособие. – 2­е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд­во «Лань», 2000. – 224 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература)

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"

Методическая разработка "Воспитательная роль детского хорового репертуара"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2018