Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
технология +1
Взрослым
30.08.2018
Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"
Презентация
Встреча с профессором Всезнайкиным.doc
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Станция юных техников» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ВСТРЕЧА С ПРОФЕССОРОМ ВСЕЗНАЙКИНЫМ» ОБЪЕДИНЕНИЕ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» Разработала: Левашова Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория Год обучения ­  первый Возраст детей  ­ 7 лет 2 г. Рассказово,  2018 г. Содержание Аннотация ……………………………………………………………………….. 3 Цель, задачи ………………………………………………………………………4 Ход занятия ………………………………………………………………………. 5 1. Организационный этап…………………………………………………..5 2. Подготовительный этап…………………………………………………….5 3. Проверочный этап………………………………………………………...7 4. Основной этап……………………………………………………………..7 5. Контрольный этап…………………………………………………………9 6. Итоговый этап……………………………………………………………..9 7. Рефлексивный этап………………………………………………………10 8. Рефлексивный этап……………………………………………………….10 Итог занятия……………………………………………………………………… 11 Список литературы …………………………………………………………........ 14 Электронные ресурсы…………………....……………………………………….15 Приложение 1 ………...………………………………………………………..….16 3 Аннотация Начальное   техническое   моделирование  способствуют   познанию   детьми   мира техники   и   расширению  технического   кругозора,   развивают   конструкторские способности, техническое мышление, мотивацию к творческому поиску. Данное занятие поможет заинтересовать младших школьников и вовлечь их в техническую сферу деятельности.  Занятие включает в себя задание, выполняя которое учащиеся попробуют свои силы   в   техническом   творчестве   по   созданию   двухпалубного   парохода   по технологической карте. Предлагаемое занятие поможет педагогам и родителям в организации занятий по конструированию и моделированию из бумаги с детьми 6­7 лет. 4 ЦЕЛЬ:  исследовательскими способами.  научить   детей   определять   свойства   бумаги     экспериментально­ ЗАДАЧИ: Обучающие:      познакомить с историей пароходства;                           отрабатывать умения и навыки складывания бумаги; Развивающие:   расширять представления детей о технологических                               возможностях бумаги;   развивать мелкую моторику, воображение,                 конструкторские способности;   Воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки. Средства достижения цели:   бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, ёмкость   с   водой,   мультимедийный   проектор, экран,     диск   с   фонограммами   и   слайдами, инструкционно­технологическая   карта   по изготовлению парохода. 5 ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный этап Добрый день, друзья мои! Я надеюсь, утро у вас тоже было добрым. А вот моё утро было совершенно не добрым. ­ Почему?   ­   Всё   утро   я   проспорил   с   профессором   Многознайкиным   по   одному   очень важному вопросу: он утверждал, что я, профессор Всезнайкин, абсолютно не умею строить пароходы! Что все они пойдут ко дну, как только я спущу их на воду. Я хочу сделать их из бумаги… ­Из бумаги?! ­Да из простой бумаги, но вот профессор Многознайкин… он прислал мне не простую бумагу, а вот такую лощённую и фольгу. Он сказал, что из такой бумаги пароходы ещё продержатся на воде, а вот из простой быстро утонут. Его бумага обладает особым свойством – водонепроницаемостью, а моя – нет.      Так это же совсем легко определить! Мы сейчас с вами «построим» пароходы из той и из другой бумаги и посмотрим кто прав. Подготовительный этап. 2. Знакомство с историей пароходства. 6  Но сначала расскажите, что вы знаете о пароходах? ­ Пароходы плавают по морю. ­ И по реке. ­ У них из трубы идёт дым! ­ На пароходах отправлялись в плавание по морю или по реке пока не появились теплоходы. ­   Молодцы!   У   вас   замечательное   представление   о   пароходах   и   их предназначении! ­А знаете ли вы, что…(Далее следует рассказ педагога об истории пароходства с одновременным показом  электронной презентации «История пароходства»). Создателем   первого   парохода   считается  Роберт   Фултон.   В  1807   году  он построил корабль с гребным колесом «Клермонт», который совершал рейсы по реке Гудзон от Нью­Йорка до Олбани со скоростью около 5 узлов (9 км/ч).  В 1894 году Чарльз Парсонс построил опытное судно «Турбиния» с приводом от   паровой   турбины.   На   испытаниях   оно   продемонстрировало   рекордную скорость —   60   км/ч.   После   этого   паровые   турбины   стали   устанавливать   на многих быстроходных судах.  Крупнейшие пароходы в мировой истории 28   июня   1851  года   в   Англии   со   стапелей   сошёл   новый   деревянный   пароход получивший название  «Амазонка». Это крупнейший деревянный пароход всех времен.  12 апреля 1912 года: Titanic, крупнейший в мире пассажирский пароход того времени,   во   время   своего   первого   путешествия   столкнулся   с   айсбергом   в Атлантическом океане и затонул в течение 2 часов 40 минут.   Самый   старый   в   мире   пароход,   всё   ещё   находящийся   в   эксплуатации — норвежский  колёсный   пароход  «Скибладнер»,   построенный   в   1856   году   и ходящий по озеру Мьёса. Пароходство в России  В России первый пароход был построен на заводе Чарльза Берда в 1815 году. Он совершал рейсы между Санкт­Петербургом и Кронштадтом. Старейший   в   России   действующий   колёсный   пароход   «Н.      В.      Гоголь»   сейчас находится в городе Северодвинске (Архангельская область) и ходит с круизами по реке Северная Двина.  Первая половина XIX в. примечательна в истории отечественного судостроения и   судоходства   коренными   нововведениями.   В   этот   период   в   России   были 7 созданы первые пароходы, еще далекие от совершенства, но все же положившие начало паровому судоходству,   продолжалась упорная работа по   увеличению мощности паровых машин. Более   высокая   скорость   движения   пароходов   привлекала   пассажиров,   но специальных   пассажирских   судов   еще   не   было.   Поэтому   для   перевозки пассажиров пароходное общество “По Волге” оборудовало две баржи, где были устроены общие мужские и женские каюты первого и второго классов. Каюты не отапливались и основное “удобство” их состояло в том, что они обеспечивали укрытие от дождя и непогоды, да имели на огромной каменной плите куб с горячей водой и очаг для приготовления пищи.  Пассажирские   пароходы   появились   в   60­х   годах   XIX   в. Организация   строительства   пароходов   для   первых   мастеров   этого   дела   была новой   и   чрезвычайно   сложной   задачей.   Из   прошлого   опыта   могли   быть использованы лишь навыки постройки деревянных корпусов. А пароходы были новым   видом   флота.   Поэтому   первые   пароходы   создавались   в   деревянных корпусах.   Во   второй   половине   XIX   —   начале   XX   вв.   паровое   судоходство получило всеобщее признание и достигло своего расцвета. 3. Проверочный этап 3.1. Подготовка к практической работе.                           ­ Посмотрите, что это?! ­ Листы бумаги. ­ Какую геометрическую форму напоминает вам лист бумаги? ­  Прямоугольник ­ Но он нам совершенно не подходит, нам нужен квадрат. Что нам делать? Как из прямоугольника получить квадрат? ­ Нужно меньшую сторону прямоугольника наложить на большую так, чтобы они совпали, оставшуюся полоску  отрежем  ножницами ­ получится квадрат.  ­ Молодцы! Действительно таким способом из прямоугольника можно получить квадрат. ­ Подскажите мне, что нужно сделать, чтобы линии сгиба получились четкие и ровные? ­ Прогладить ребром ладони линию сгиба от середины к краям. ­ Складывать бумагу нужно только на столе.  ­ Сгибать бумагу нужно от себя. ­ Совершенно верно, вы отлично знаете правила сгибания и складывания бумаги! ­   Но   при   работе   с   ножницами   нам   необходимо   помнить   правила   безопасной работы. Какие правила безопасной работы с ножницами вы знаете?  ­ Ножницами можно работать только на своём рабочем месте. ­ Передавать ножницы нужно кольцами вперёд. 8 ­ Не работать ножницами с ослабленным или неисправным креплением. ­ Когда режешь нужно широко раскрывать ножницы и дорезать до конца. ­ Ножницы нужно хранить в закрытом виде в футляре или в столе. ­ Теперь  мы  с вами  готовы к  практической  работе  и  после разминки   сразу приступим к ней.  3.2. Разминка.                                                              Звучит фонограмма песни в исполнении В.Леонтьева «Пароходы», дети танцуют и двигаются под музыку, повторяя движения за педагогом или придумывают свои на тему «Морские фантазии». 4. Основной этап 4.1. Практическая работа.           Ребята,   перед   вами   лежит   инструкционно­технологическая   карта   ,   которая поможет нам     изготовить пароходы. Я вместе с вами сделаю несколько   пароходов из разной бумаги (показать бумагу разных видов – матовую, лощеную, фольгу; разных цветов). В нашей инструкционной карте подробно рассказано как из листа бумаги сделать пароход   с двумя трубами. Давайте внимательно рассмотрим ее и приступим к выполнению нашего задания                           Сложим квадрат по диагоналям, чтобы определить его центр. Все углы квадрата загнуть к центру. Заготовку перевернуть и ещё раз сложить все углы к центру. Третий раз перевернуть заготовку и завернуть все углы к центру. Перевернуть квадрат. Развернуть   два   противоположных   квадрата   так,   чтобы   получились 1. 2. 3. 4. 5. 6. прямоугольники, хорошо прогладить их. 7. Два других квадрата поднять – поучился пароход. Пароход. Схема 9 Многие   уже   построили   свои   пароходы,   помогите,   пожалуйста   тем,   кто затрудняется в «построении» парохода.    Посмотрите внимательно на свой пароход, всё ли вас устраивает в построенной модели? ­ Я хочу поднять флаг на пароходе! ­ А я придумаю название пароходу! ­ Я нарисую на нём якорь! ­ Молодцы вы просто …настоящие капитаны! Мой пароход пойдёт под синим флагом.   Я   сделаю   его   вот   из   этого   листа   (расправляю   смятый   лист   синей бумаги). А вы из какой бумаги будете делать флаг? ­ Из красной! ­ Из голубой! (Отводится время на дополнение парохода характерными деталями). ­ Посмотрите красивый флаг у меня получился? ­ Нет не красивый. ­ Почему он вам не нравится? ­ Лист бумаги был   измят и флаг получился не красивый. ­ Да ваши флаги намного лучше, они просто как настоящие! Теперь я понял, чтобы делать красивые вещи нужно бережно относиться к материалу. Бумагу надо хранить в папке, большие листы лучше сразу нарезать по размеру папки, а не сворачивать в рулоны, которые легко мнутся. Ведь как я не старался придать бумаге первоначальную форму, так и не смог этого сделать.                                                                                                                         4.2. Экспериментально­исследовательская работа.                Спуск пароходов на воду. Заранее подготовлена ёмкость с водой (размеры ёмкости 100см х 70см х 20см) Дети аккуратно спускают пароходы  на воду.  Наблюдение  (во время наблюдения за пароходами звучит фонограмма песни «Как вы     яхту назовёте так она и поплывёт» из м/ф «Приключения капитана Врунгеля»). ­ Сейчас мы посмотрим, прав ли был профессор Многознайкин или прав я – профессор   Всезнайкин.   Отправим   пароходы   в   плаванье!   Как   видите,   мои пароходы прекрасно держатся на воде (дети наблюдают как пароходы держатся на воде, дуют на них, машут листочками бумаги и др.). Через несколько минут:  ­ Профессор Всезнайкин, пароходы из простой бумаги начинают тонуть.  ­ Бумага намокает, и пароходы идут ко дну, а пароходы из лощеной бумаги всё ещё держатся на воде. 5. Контрольный этап. 10 ­ Ребята, а какие виды судов вы ещё знаете? ­ Лодки. ­ Корабли. ­ Яхты. ­ Теплоходы. ­ Парусники. ­ Молодцы! Вы назвали очень много видов судов. Я надеюсь,  вы запомнили, что для изготовления их моделей нужно выбирать…? ­ Водонепроницаемую бумагу! Модели будут долго плавать и не утонут. ­ Спасибо, ребята, вы очень помогли мне во всём разобраться.  6. Итоговый этап. Игры и соревнования с моделями. ­А   давайте   проведём   конкурс   «Самый   непотопляемый».   Посмотрим,   чей пароход дольше продержится на воде. Конечно, пароходы из   бумаги профессора Всезнайкина тонут быстрее ­ среди них проводим отдельный конкурс. Вывод.  ­ Профессор, ваш друг был прав: пароходы нужно делать из особой бумаги. ­     Да,   да,   друзья   мои   из   водонепроницаемой   бумаги.   И   в   нашем   споре   с Многознайкиным родилась… истина. 7. Рефлексивный этап. ­ Встреча с вами ребята мне так подняла настроение, что я готов признать все свои ошибки. ­  А вы довольны     нашей  встречей? Если вам было интересно участвовать в нашем споре с профессором Многознайкиным и определять свойства бумаги, то поднимите большой палец вверх, как настоящие «морские волки»! Сегодня вы узнали много нового и интересного, сами проводили эксперименты с бумагой,  исследовали её свойства.                                                  8. Информационный этап. А  сейчас   мне  пора   на  следующее  занятие. Но  мы  с  вами  скоро  встретимся  и продолжим   тему   судоходства.   Я   буду   рад   услышать   интересные   истории   о морском и речном транспорте, военном флоте. Наверняка,  кто­нибудь из ваших пап или дедушек служил на флоте, они могут рассказать много интересного. И мы вместе послушаем эти истории. До скорой встречи, друзья мои! 11 ИТОГ ЗАНЯТИЯ Занятие стоит на границе двух первых разделов учебно­тематического плана: вводные   основы   конструирования   и   конструирования   поделок   путём   сгибания бумаги.   Основные   свойства   материалов   для   моделирования   как   прочность, водонепроницаемость, деформация изучаются и определяются экспериментально­ исследовательскими   методами   когда   дети   уже   изучили   правила   и   получили 12 первоначальные навыки сгибания и складывания. Изучить «плавучесть» парохода намного интереснее, чем просто «утопить» кусок бумаги.    Структура занятия и распределение времени на отдельные этапы Работа   на   занятии   с   детьми   младшего   школьного   возраста   организована   с использованием экспериментально­исследовательских методов. С   первых   минут   занятия   погружены   в   игровую   ситуацию:   персонаж   Всезнайкин создаёт   мотивацию   к   проектной   деятельности,   вводит   в   проблему   занятия.   В процессе опытно­экспериментальной работы поэтапно решаются задачи проблемной ситуации.   Дети   не   только   построили   пароход,   но   и   изучили   свойства   различных образцов бумаги, применили умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, расширили   кругозор.     Важную   роль     играет   презентация   результатов   проектной деятельности: каждый ребёнок имел возможность дополнить модель характерными деталями, придумать ей название, рассказать о своей модели, продемонстрировать её качества.           Время на отдельные этапы занятия было распределено рационально. На основной этап было выделено большее время. Проведение небольшого теоретического опроса по технике безопасности и повторение изученного материала подготовило учащихся к основной работе – эксперименту и  исследованию. Создание проблемной ситуации, мотивировало учащихся к  работе.                    Выбор методов обучения и их обоснование Методы обучения, выбранные на занятии, позволили развить интерес к  получению знаний, стремление к самостоятельному поиску творчества.       Этап «История пароходства» полностью опирается на объяснительно –  иллюстративные,   репродуктивные   методы:   демонстрация   слайдов   сопровождается рассказом педагога о пароходстве в России и других странах. Без   усвоения   готовых   знаний,   которые   сообщаются   учителем,   а   затем воспроизводятся учащимися, не может обойтись и практическая работа. На занятии дети активно участвовали в решении проблемы, поставленной   в   самом   начале   встречи   с   профессором   ­   выяснить   из   какой   бумаги   получатся лучшие пароходы.        К базовым, основным методам обучения на занятии я хотела бы отнести 13 частично   –   поисковый   и   исследовательский   методы.   Именно   опытно   – экспериментальная работа и наблюдение сделали занятие настолько насыщенным и запоминающимся.               Формы организации учебной работы:      практическая;      исследовательская;      экспериментальная;      наблюдение;      беседа по вопросам;      рассказ педагога по ходу просмотра слайдов.                            Формы контроля и проверки знаний и умений, их обоснование         Технология изготовления модели «Пароход» контролируется методом           наблюдения за конструированием самой модели в соответствии с инструкцией.     Во время занятия наблюдаю за правильностью работы ручным инструментом. Повторяется техника безопасности   работы ножницами. Важно не упускать из виду качество изготовления модели, вовремя помочь и исправить ошибки,  поставить в пример и поощрить. На занятии отмечаю у учащихся умение    организовать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности,   сообразительность, творческий подход к работе.          Взаимоотношения между детьми, детьми и педагогом:           На занятии между детьми  была создана дружеская атмосфера,          атмосфера взаимопомощи и доброжелательности. Дети старались           помочь друг другу и при изготовлении квадрата и при изготовлении          парохода. Придумали конкурс «Самый тяжёлый пароход», чтобы          ребятам, у которых пароходы стали тонуть первыми, не было обидно.          Умеют радоваться не только своим победам, но и достижениям других.          Тем, кто затруднялся назвать свой пароход, помогали придумать          оригинальные названия.                   стараюсь создавать «ситуацию успеха»: пусть почувствует себя   Для каждого ребёнка, независимо от его уровня  способностей, 14          настоящим «инженером­конструктором», который строит самый           лучший пароход. Сомневаюсь в своих утверждениях, мне так хочется,          чтобы дети добрались до истины сами, больше экспериментировали,          исследовали, призываю их к сотрудничеству. Пусть спорят со мной,          пусть ошибаются, а я буду помогать им на пути к знаниям: ведь урок­          наш совместный проект! В ходе экспериментально­исследовательской работы дети в сотрудни­            Результат, достижение поставленных целей:                              честве с педагогом определили свойства бумаги: водонепроницаемость,          деформацию. Дети имели возможность закрепить правила, отработать          умения и навыки сгибания и складывания бумаги. Узнали много          интересного из истории пароходства. Учились работать дружно в           группе, в коллективе, не оставаться в стороне от чужих неудач.          Учились фантазировать, применяли  и развивали свои конструкторские          способности.               Удачи и неудачи учебного занятия:  По ходу занятия пришлось импровизировать. Ребятам, которые                      выполнили модели из тонкой бумаги, стало обидно, что их пароходы          тонут быстрее. Но выручили сами дети: придумали конкурс «Самый           тяжёлый пароход». Выиграл пароход, который первым пошёл ко дну.                Самооценка учебного занятия:            Такая форма занятия очень удачна: необычный костюм (плащ, цилиндр,           очки), образ профессора Всезнайкина – заинтересовал детей с начала занятия.           Игровая ситуация, опытно–экспериментальная работа стимулировали      проявление   инициативы   у   детей,   поддерживали   интерес   к   творчеству. Благодаря   удачно   отобранному   содержанию,   приёмам   и   способам организации     учебного взаимодействия цель учебного занятия была успешно достигнута. 15 Список  литературы Золотарёва А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по     1.             организации дополнительного образования в ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008. –              120 с. (Управление дошкольного учреждения) 2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного             образования: учебное пособие для студентов учреждений среднего               профессионального образования / В.П.Голованов. – М.: Гуманитарн. изд.             центр ВЛАДОС, 2004. – 239с. 3.Чернова Н.Н. Волшебная бумага/ Н.Чернова. – 207, [1], с.: ил.        4. Обухова Л.А., Гаврилкина Н.И., Буркова Т.М.      Поурочные разработки технологии: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 192с. –      (В помощь школьному учителю) 16 Электронные ресурсы 1. Wikipedia ru.. Org/wiki Пароход      2.  http://www.colesnic.ru/history.html    3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пароход 4. http://flot55.ru/pages/­16­ot­21­sentjabrja­2011 5. http://www.itishistory.ru/1kb/kopabli_12.php 17 Инструкционно­технологическая карта изготовления бумажного парохода Приложение 1 Схема выполнения операции 3 Наименование операции № п/п 1 1 Сложить квадрат по диагоналям, чтобы  2 определить его центр. 2 Все углы квадрата загнуть к центру. 3 4 Заготовку перевернуть и еще раз сложить  все углы к центру Третий раз перевернуть заготовку и  завернуть все углы к центру. 5 Перевернуть квадрат. 18 6 Развернуть два противоположных квадрата  так, чтобы получились прямоугольники,  хорошо прогладить их. 7 Два других квадрата поднять – получится  пароход.

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"

Методическая разработка "Встреча с профессором Всезнайкиным"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2018