Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"
Оценка 5

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
чтение
2 кл
01.06.2019
Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"
Методическая разработка написана в помощь учителю. В ней изложены основные пути решения проблемы выразительного чтения младших школьников. Упражнения творческие, интересные детям. У детей постепенно вырабатывается коллективная оценка, происходят значительные изменения в развитии познавательных процессов, формируется логическое мышление, развиваются коммуникативные способности.
Развитие навыков выразительного чтения.docx
Развитие навыков выразительного чтения у младших школьников Автор: Дьяконенко Людмила Валентиновна Учитель начальных классов МОУ лицей № 11Ворошиловского района Волгограда e­mail:fd­ludmila_1974@mail.ru Цель работы: обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного  произведения, понимание текста и специфики его литературной формы; разработка  методических рекомендаций в помощь учителю. Задачи: 1.Изучить методическую литературу, раскрывающую методику работы над языком  произведения и речью детей. 2.Способствовать обмену опытом по теме методической разработки. 3. Предложить систему работы при подготовке к освоению литературных произведений в  сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы,  обогащением духовного мира ученика. Формы работы: ­ беседа; ­ упражнения; ­ индивидуальная работа;  ­ групповая работа; ­ практическая работа; ­ рекомендации; Содержание:                   1.Введение          2. Актуальность темы          3.Основная часть           4. Заключение.          5. Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ «Чтение,­ писал виднейший представитель отечественной методики начального  обучения Н. Ф. Бунаков,­ главное орудие начальной школы, которым она может  действовать как умственное, так и нравственное развитие своих учеников, развивать  и укреплять их мысль и сознательность». Хорошее владение чтением в начальных классах основа для дальнейшей успешной  учебы. Основное условие обучения родному языку в начальных классах – это обучение  чтению. Поэтому мне хотелось бы поделиться опытом работы по формированию навыков  выразительного чтения через дифференцированную работу на уроке. Выразительность – определение средств передачи идеи, чувств текста, задуманных  автором Условия выразительного чтения: техника речи (дыхание, дикция, соблюдение норм литературного произношения); логика чтения (логическое ударение, паузы); эмоционально­образная выразительность. Актуальность темы На уроках русского языка и литературного чтения ученикам часто приходится  работать с текстами. Уже с первого класса надо учить детей читать внимательно. Но проблема текста ­ это проблема, в первую очередь, его понимания. Способность  к пониманию различных текстов является главной составляющей грамотности  современности человека. Как научить пониманию? Достижение этой цели зависит от  целого ряда условий: извлечения информации из каждого слова, словосочетания,  предложения; создания установки; способности сохранять в памяти поступившую  текстовую информацию, умения сравнивать, прогнозировать. Слушая выразительное чтение, дети получают возможность проникнуть в самую  суть произведения, учатся понимать внутренний мир героев. При чтении учителем вслух  дети воспринимают произведение через истолкование текста. Чтец не бывает равнодушным к тому, о чем читает. Он ведет слушателей за собой; силой своего умения, воли,  посредством художественного слова он воздействует на слушателей, вызывая искренние  чувства, настоящую взволнованность, желание наказать виновного, защитить слабого,  укрыть от врагов беззащитного. Эту силу воздействия живого слова преподаватель  использует в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности. Основная часть Обучение выразительному чтению следует проводить в системе. Для того, чтобы  работа носила систематический, а не эпизодический характер, учителю следует  включать в каждый урок чтения речевые разминки или речевые пятиминутки.  Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в  форме соревнования. Речевой материал для разминки подбирается в соответствии с  возрастом и индивидуальными возможностями учащихся с нарушением зрения и  интеллекта. Система заданий предусматривает тренировку голосового аппарата и  выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения  искусством выразительного чтения. Специальные упражнения направлены на  воспитание наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости. В  тренировку включатся и упражнения, позволяющие работать над эстетикой  движения, верностью и уместностью жестов, мимики и т.д. Все это позволяет  систематически, в комплексе работать над приобретением умений и навыков,  обязательных для выразительного чтения, а также одновременно совершенствовать  технику чтения учащихся в силу многофункциональности ряда упражнений. Первой, наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения и рассказывания. При осуществлении работы над выразительным чтением младших школьников,  устанавливаются следующие задачи:  ­ каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком  чтения; активизировать творческую и поисковую деятельность;  ­ развивать такие качества, как сознательность, беглость, правильность и выразительность  чтения;  ­ учить составлять собственные тексты при пересказе;  ­ обеспечить познавательную самостоятельность. Этапы подготовки к выразительному чтению 1.Выяснение содержания текста. Работа над дыханием. 2.Разметка текста (паузы, логическое ударение, темп, тон, громкость). 3.Упражнение в выразительном чтении (хоровая и индивидуальная декламация). 1 этап. Выяснение содержания текста. Работа над дыханием. 1.Разминка. Вдох носом, выдох через рот; вдох, задержка дыхания, выдох; вдох, выдох по порциям 2.Повороты. Покачиваем голову вправо – влево, резко, в темпе шагов. И одновременно с каждым  поворотом – вдох носом. Думать: «Пахнет! Откуда? Слева? Справа?» ­ нюхаем воздух. 3. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и  выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек.  Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек,  сделав максимальное количество коротких выдохов. 4. Работа с полосками бумаги. Дети ставят полоски на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать его  на полоску так, чтобы она не шевелилась. Дети учатся сдерживать дыхание. На этом этапе я применяю игровые упражнения, которые распределены по степени  сложности: простые задания, средние и сложные. Упражнение 1 (простое) Работа над скороговоркой (чтение учителем, работа над новыми словами, пробное чтение  читающими детьми, чтение хором, чтение с ускорением, чтение другими детьми класса); Упражнение 2 (среднее) Работа со стихотворением (чтение строф, распределяя дыхание). Работа проводится  подобным образом предыдущей работе, только большее внимание уделяется  распределению логических ударений, где сделать глубокий вдох для продолжения чтения; Упражнение 3 (сложное) Развитие техники чтения. Тут работа проходит с использованием знаний, полученных на  предыдущих этапах с чётким соблюдением логических ударений, правильности в чтения  слов, соблюдения интонации и темпа чтения. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок с целью выработки навыков. На этом этапе уже есть заученные скороговорки, чистоговорки, которые мы проговариваем как  разминку в самом начале урока, в минутки отдыха.  Любую скороговорку можно прочитать разным тоном. От чего зависит его выбор? От топота копыт Пыль по полю летит. а) радостно, восторженно («Как красиво мчатся кони!»); б) раздраженно, недовольно («Фу,  как напылили!»); Проворонила ворона вороненка. а) с сожалением («Жалко вороненка»); б) с осуждением («Вот растяпа эта ворона!»); в) с удивлением («Не может быть!»). Мы проговариваем их как хором, так и каждый ребёнок с удовольствием делает эти  упражнения по желанию или по очереди. Мы вместе придумываем к ним движения и  совмещаем. Получается интересная игра. ­ Упражнение в чтении коротких текстов. Мы берём короткие тексты из трёх – четырёх  предложений, в предложении по три ­ четыре слова. Сначала дети слушают учителя или  аудиозапись, потом классу предлагается прочитать текст самостоятельно, чтобы  определить новые слова, непонятные слова, после чего мы вместе объясняем их значение.  Далее текст вслух читают дети, которые читают лучше остальных и лишь потом чтение  текста предлагается всему классу.  II этап.  Чтение по ролям диалога, исключая слова автора. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы. «Живая картинка» (Один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное). Нахождение и чтение образных слов и написаний. Чтение стихотворения, расстановка пауз. Ускорение темпа чтения (читаем в нормальном темпе, но каждый следующий читает  немного быстрее предыдущего или читаем хором, но каждый следующий раз увеличиваем  темп). ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫДЕЛЕНИЕ ПАУЗ 1.Бубен. У каждого ребёнка маленький бубен. Читаем стих, сопровождая его ударами о бубен, на  паузы – поднять бубен вверх. Бубен весело звенит: “Дили – дили – дон! Дили – дили –  дон!” Ребятишек веселит: “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Бубен, спой ещё разок:  “Дили – дили – дон! Дили – дили – дон!” Твой чудесен голосок: “Дили – дили – дон! Дили  – дили – дон!” 2.В чем разница? Прочитайте предложения парами. Докажите, что в зависимости от места паузы изменяется  смысл высказывания. Паузы обозначены вертикальной чертой. Как обрадовали | его успехи | друга! Как обрадовали его | успехи друга! После ухода учителя | в класс принесли журнал. После ухода учителя в класс | принесли  журнал. нас | с братом беда. нас с братом | беда. 3. Кто правильнее? Часто паузы ставятся там, где в письменном тексте есть знаки препинания – точка,  запятая, тире, двоеточие, точка с запятой. Про­читайте следующие пары предложений,  правильно делая паузы. Что, болит? ­ Что болит? Ну что, споем? – Ну, что споем? Как вы закончили? – Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу. не видел брата, товарища и его сестру. не видел брата товарища и его сестру. 4. «Пол­арбуза» Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол­арбуза, представить себе как выглядит  целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести  такой же эксперимент со словами. Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так,  чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только  верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати,  уже труднее. Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте  карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две  половины. Нужно правильно соединить две половинки. Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация ­ это предугадывание.  Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них  время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким. 5. Кто быстрее? Определите варианты прочтения следующих фраз. Что помогает различить разный смысл  этих предложений при одинаковом их написании? Поездку отложить нельзя выезжать. Детей отправьте вечером встретим. На утес одинокий  орел садится. Казнить нельзя помиловать. 6. Устраните путаницу. Надо устранить смысловую нелепость, правильно расставив знаки препинания и обозначив  в тексте паузы вертикальной линией. Затем необходимо прочитать получившийся текст,  обращая особое внимание на паузы. В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в  коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в  руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе  лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в  порядке. Г.Граник 7. Что написал почтальон Печкин? Вот такое письмо прислал родителям дяди Федора почтальон Печкин из книги Эдуарда  Успенского «Дядя Федор, пес и кот». Прочитайте письмо, делая в нужных местах паузы,  обозначив их вертикальной чертой. Здравствуйте мама и папа! Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика  дядю Федора ­ вы про него еще заметку в газету писали. Этот мальчик живет у нас. Я  недавно заходил к нему, а его корова меня на дерево загнала. 8. Прочитать предложения, стараясь выделить акцент на выделенном слове. Вы ходили сегодня в библиотеку. Вы ходили сегодня в библиотеку. Вы ходили сегодня в  библиотеку. Вы ходили сегодня в библиотеку. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети завтра пойдут в кино. Дети  завтра пойдут в кино. Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в первой их части. А  поможет вам правильно это сделать слово во второй части предложения. Вы сегодня приедете или кто другой? Вы сегодня приедете или завтра? Вы сегодня приедете или не приедете? Поупражняемся произносить предложение, выделяя голосом сначала первое слово, затем  второе, затем третье и т.д. Изменится ли смысл высказывания от перестановки логического ударения? III этап. Идет работа над развитием техники чтения и выразительного чтения. Виды упражнений: Прослушивание чтения (читать может учитель, диктор (аудиозапись), хорошо читающий  ребёнок, такие дети всегда находятся в классе). Чтение за диктором (читает диктор, а дети хором негромко читают вместе с ним). Чтение в паре (соседи по парте читают синхронно, одновременно, как и в предыдущем  случае, только вдвоём). Пересказ с опорой на текст (ребёнок пересказывает и в любой момент может обратиться к  печатному тексту). Каждый ребёнок получает лист с напечатанными заданиями. Задания распределены по  степени сложности. 1 Степень. Чтение, деление на части. Составление плана. Чтение по готовому тану. 2 Степень. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложение или слова,  которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу. Чтение с самого красивого места в рассказе или стихотворении. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. 3 Степень. Чтение «выше нормы». Чтение отрывками, к которому можно подобрать пословицу. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную  ошибку. Чтение, составление сценария для фильма (кратко, подробно). Нахождение в тексте 3­5 выводов. Установление путём чтения причинно­следственных связей. Кто быстрее найдёт в тексте слово, на заданное учителем (учеником) правило. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать  устный портрет. Чтение по ролям, инсценирование. Глупая лиса Действующие лица: автор, лиса, уши, ноги, глаза, хвост. Автор. Жила­поживала лисичка­сестричка. Любила лисонька кур, уток да гусей. Часто кумушка на  птичий двор заглядывала. Один раз схватила она курицу, а тут собаки бегут, лают. Бросила лиса  добычу. Сама еле ноги унесла. Спряталась в норе и стала спрашивать. Лиса. Глазки мои, что вы делали? Глаза. Мы по сторонам смотрели. Куда лисоньке лучше бежать. Лиса. Ушки­ушки, вы что делали? Ушки. Мы слушали, далеко ли собаки. Лиса. Ножки мои, что вы делали? Ноги. Мы изо всех сил бежали. Лисоньку спасали. Лиса. Хвост, а ты что делал? Хвост. А я под ногами путался. Бежать мешал. Лиса. Ах ты, негодный хвост! Сейчас я тебя накажу! Пусть тебя собаки потреплют. Автор. Высунула глупая лиса хвост из норы. Собаки схватили хвост. А за ним и всю лису из норы  вытащили. Чтение всего текста (по заданию учителя). Чтение, после чтения пересказ. Чтение цепочкой по предложению. Чтение цепочкой по абзацу. Чтение в полголоса. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки). Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком,  запятой, многоточием. Нахождение и чтение слов с логическим ударением. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. Вычисление слова и рассказа по предложенной схеме: ... ча ....... чк ... и т.д. Чтение слабочитающими учениками с предварительной разбивкой их на слоги. Комбинированное чтение (учитель ­ учащийся хором). Упражнение  «Шерлок» На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном  порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его  найти. Слова могут быть, например, такие: рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака,  лето, озеро, рак Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти  одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А  нам только этого и нужно. Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения. Регулярно, на каждом уроке применяю памятку выразительного чтения: Правила выразительного чтения. Читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины. После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу, независимо  от того, есть ли в конце строки знак препинания. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить  свои чувства. Заключение. Для успешного формирования навыка выразительного чтения учитель должен  выполнять следующие условия: 1. учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен; 2.следует отбирать те задания, которые ребёнок объективно может выполнить хорошо  (задания не должны быть слишком легкими); 3.учитель должен оценивать только конкретную работу, а не самого ученика; 4.реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему (главное не порицание, а  разъяснение ошибок); 5.нужно научиться словом, поощрять ребёнка, малейший его успех. 6.для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной  деятельности учеников. Вся работа должна быть построена таким образом, что бы расширить рамки  коррекционной работы над личностью школьника и тем самым создать условия для  успешного овладения ими навыками чтения. Развитие навыков вырази ­ тельного чтения и  речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно­тренировочная  работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик  испытал удовлетворение от практических результатов своей работы. В заключение хотелось бы сказать, что учащиеся не научатся выразительно читать,  если не услышат примеров чтения со стороны старших, поэтому я часто читаю вслух.  Читаю эмоционально и с разной интонацией. Затем прошу прочитать какой­нибудь отрывок хорошо читающими детьми. У детей постепенно вырабатывается коллективная оценка,  происходят значительные изменения в развитии познавательных процессов, формируется  логическое мышление, развиваются коммуникативные способности. Литература: 1.Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи у детей. 2. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М.,1975 3.Астафьева, О. Детская литература: выразительное чтение /О.Астафьева, А. Денисова. М.: Академия, 2007. 272 с. 4.Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя./ Б.А.Буяльский.  М.: Юнити­Дана, 2006. 245 с. 5.Оморокова, М.И. Учимся читать выразительно / М.И. Оморокова. М: Академия, 2001.312 с. 6. Артоболевская Г. В. Художественное чтение.­ просвещение,1978г.         7. Пономарева Л. Д.. Речетворчество учащихся//РЯШ № 6,1979г.

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"

Методическая разработка "Выразительное чтение в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2019