Методическая разработка занятия «Мой родной город» объединения доп. образования по программе: «Кронштадт- город воинской славы».В представленном конспекте описан ход занятия учащихся первого года обучения 11-12 лет в рамках образовательной программы «Кронштадт – город воинской славы». Значимость и актуальность темы заключается в глубоком изучении своей «Малой Родины».
Форма организации занятия – групповая. 5 раундов: морские термины, знаменитые кронштадтцы, памятники ВОВ, песни о моряках, улицы города.
            
        
        
        
                    
                
                    1
Шлендова Майя Александровна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №422
Кронштадтского района СанктПетербурга
Методическая разработка занятия «Мой родной город» объединения доп. образования по 
программе: «Кронштадт город воинской славы»
                            
Пояснительная записка
В представленном конспекте описан ход занятия учащихся первого года обучения 1213
лет в рамках образовательной программы «Кронштадт – город воинской славы». Значимость и
актуальность темы заключается в глубоком изучении своей «Малой Родины», в пробуждении
чувств любви к родной земле и выработке активной жизненной позиции учащихся. 
Форма организации занятия – групповая (конкурсная игра для учащихся 1112 лет в 
группах по 6 человек.
Цель: 
привлечение   внимания   учащихся   к   истории   своего   родного   края,   изучение   материалов
героического прошлого морского города Кронштадт нашей малой Родины;
 формирование у обучающихся чувства гражданского долга, стремление к более глубокому
изучению истории своего Отечества и родного края. 
создание условий для творчества при выполнении коллективных заданий
Задачи:
Образовательные:
Развивающие: 
 формирование интереса к героическому прошлому своей малой Родины через краеведение
закрепление полученных знаний по истории города в контексте отечественной истории.
как важной части исторического образования; 
использование полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
Воспитательные:
воспитание любви к родному краю и гордости за мужество и героизм земляков, проявленных
в разные исторические эпохи;
 формирование коллективизма, ответственности при работе в команде.
          
 
Данное   занятие   объединения   «Кронштадтгород   воинской   славы»      является   важным
этапом закрепления, полученных знаний и проводится в форме конкурсной игры.
Техническое обеспечение:
мультимедийное оборудование, интерактивная доска, электрифицированная карта, видеофильм
«Кронштадт», диски с морскими мелодиями, табло для выставления баллов на экране, конверты
с   карточкамизаданиями   для   команд,   жетоны   для   жеребьёвки,   выставка   рефератов,   фото   и
рисунков.2
Тема занятия: «Мой родной город» Дата проведения: февраль 2019 года
                                        
                                                      Ход занятия
1. Вступление.
Ведущая: 
             Сегодня мы с вами проводим занятие по обобщению знаний, полученных в ходе изучения
темы: «Кронштадт – город моряков». Обратите внимание на тематическую выставку творческих
работ учащихся. Это рисунки, модели, фотографии исторических мест города. 
                       Перед началом конкурса каждый из вас может выступить в роли члена жюри,
выбрав   лучшую   творческую   работу   и   опустив   свой   жетон   в   конвертик,   который
прикреплён к понравившейся вам работе. Голосование жетонами разного цвета: красного (5
баллов), синего (4 балла) и жёлтого (3 балла).   В конце занятия по вашим жетонам мы
определим лучшую работу и вручим приз зрительских симпатий.
Тема нашего занятия: «Мой родной город».
Все участники разделены на команды по 6 человек, выбраны капитаны. Перед началом состязания
   жеребьёвка. Состязание состоит из 5 раундов и проводится в течение 40 минут. Оценивать
участие в конкурсах будут краеведы школы, члены совета музея. После каждого раунда жюри
объявляет количество баллов каждой команды.  А на экране появляется таблица с результатами
каждого раунда.       
Таблица результатов конкурса
Название
 команд
1 раунд
(три задания)
2 раунд
Кронштадт
город,
крепость
3 раунд
Памятники
войны 1941
1945 гг.
4 раунд
Знаменитые
кронштадтцы
(защита
презентаций)
5 раунд
Песни о
море и
моряках
1
2
3
улицы
терми
пословицы
ны
1. «Юнги»3
2. «Маяк»
3. «Парус»
 
Ведущий: Начинаем наш конкурс с разминки команд. 
I раунд  Команды должны будут  выполнить 3 задания. 
Задание №1 «Знаете ли вы улицы нашего города?»
Кронштадт – детище Петра Великого. Городкрепость до сегодняшнего дня сохраняет морские
традиции, памятники петровской эпохи. А в топонимике города живут  петровские названия.
Сейчас в Кронштадте 46 улиц, 6 переулков. Давайте вспомним старые и новые названия улиц, с
которыми мы уже познакомились на предыдущем занятии.
А
В
П
А
О С
Д М И Р
Н
Карточка №1 «Старые и новые названия улиц». 
А
 Старые улицы, которые в путеводителе по Кронштадту 1913 года назывались: Короткая, 
К
Длинная, Морская, Широкая, Первая, Красивая, Ввысокая. А как они называются сегодня?
Ответ: Газовый завод, Восстания, Макаровская, Широкая, Аллея парка, Красная, Гусева.
Р
Р Ю М Б
К А
У
А
А
Б
С
А
Л
К
Я
Л
Р
А
Б
К
Г
А
Т
Г
Л
Г
Р
И
У
К
Л
Й
А
Я
Задание 2. Чайнворд «Морские 
термины».
 Карточка №2
В   течение   5   минут   вы   находите   и
выписываете   на   лист   бумаги  морские
термины,
зашифрованы   в
чайнворде.   Читайте   слова   слева   направо,
  которые  
  баркас,
  Бескозырка,
Ответы:
  нос,
адмирал, краб, компас, кок, карбас, буй,
губа, трюм, галс, рубка, ряж, юг, бак, рак,
трап,   аврал,   палуба,   мир,   гавань,   море,
гак, люк, гюйс, миля, каюта, лаг. 
А
Б
А
Р
К
А
С
Е
Г
У
Р
Т
К Й И Р
Я Ж Б
С
К О
З
Д О М О
Б
К А
А Л Г
Р
А
Ы
М
Е
В
Р
А П К
А Ю Т
Л Ю К К О
М
П
А
З Ю Г
А
Н
Ь
А
С
сверху вниз, по вертикали, горизонтали и диагонали.
Помните,   буквы   расположены   и   читаются   только
рядом, перескакивать через клеточку нельзя. Всего
зашифровано 29 терминов. Высший балл 5. 
 Время на выполнение задания: 4 минуты.
Задание №34
Ведущий: в жизни часто нравственные ценности раскрываются в устном народном творчестве:
поговорках, загадках, пословицах. В карточках не полный текст пословицы. За 3 минуты надо
вспомнить и дописать весь текст. 
Пословицы:  
          1. Смелость   города берёт. 2. Дружба да братство, лучшее богатство.
          3. Береги    честь с молоду. 4.  Сам погибай, а  товарища выручай.
          5. Человек без Родины, что соловей без песни. 6. Много разных земель, а родная всех милей.
Рефлексия. 
Ведущий. Ребята! Обратите внимание на содержание этих поговорок.  Выберите одну из 
поговорок, которая поднимет ваше настроение в конкурсной игре. А теперь все команды 
приготовьтесь по очереди назвать выбранную вами пословицу. 
Первый раунд закончился, давайте сделаем комплемент вашим соперникам. На столах у 
вас 2 таблички (А4) со словами: молодцы, умницы, а 4 таблицы без слов. Вы можете написать 
свой комплимент, а можете поставить любую цифру или нарисовать смайлик. Это будет вашим 
комплиментом сопернику.
      Члены жюри объявляют баллы за первый раунд.
II раунд.
На   предыдущем   занятии   мы   смотрели   фильм   «Кронштадт»   и   отвечали   на   вопросы   о
строительстве крепости на острове Котлин.
Перед вами карточка с вопросами. Напишите краткие ответы.5
№ п/п
Вопросы
Ответы
1
2
3
4
5
6 
Когда началось строительство крепости на острове?
Зимой 1703 года
С какой целью построена крепость на острове?
Для защиты Петербурга
Где расположен остров Котлин?
В 30 километрах от Санкт
Петербурга
Что строили на северном и южном берегах острова?
Форты, батареи, гавани
В каком году отбита первая атака шведов на крепость?
В 1704 году
Как Пётр воспринимал будущий город на острове?
Как столицу России
Жюри объявляет баллы за 2й раунд.
III раунд.  Памятники событиям Великой Отечественной войны в Кронштадте
На экран выводятся фотографии памятников, которые сооружены в честь событий Великой
Отечественной войны на улицах города.
1
2    
  3 
 4  
  5  
 Задание: ЧТО? ГДЕ? КАКОЕ СОБЫТИЕ?
1). Назвать памятники
2) Где они находятся?
3) Какому событию посвящены? 
Ответы на эти вопросы участники должны вписать в таблицу, а члены жюри проверят ответы.
 
                                
Назвать памятник
Где находится?
Какому событию посвящён?
1. Морзаводовцам
Сад Металлистов
Рабочим   Морзавода,
сентябре 1941 года
  погибшим   в2. Рыбке колюшке
У   Синего   моста   через
обводный канал
Блокадной   рыбке,   спасшей   от   голода
жителей Кронштадта в годы блокады
6
3.   Маринеско   А.И.
командиру п/л С13
Территория в/ч №09990.
4. Морскому десанту
из Кронштадта
Летняя пристань
5.   Жильцову   В.М.
героюкатернику
             Жюри объявляет баллы за 3й раунд.
Красная
улица
Макаровского моста
 
 
П/л   С13   (командир   Маринеско   А.И.)
нанесли   самый   большой   ущерб
германскому судоходству в январе 1945
г.
Битва   за   Ленинград   19411944   гг.
Подготовка прорыва советских войск на
Ораниенбаумском   плацдарме   в   октябре
1941 года. 
у
Морские сражения катерников в борьбе
за Ленинград
IV раунд. 
Конкурс творческих работ (домашнее задание, данное за 2 недели до конкурса):
 «Памятники знаменитым кронштадтцам».
 Дети выбрали один из памятников Кронштадта и показывают презентацию. Высший балл: 10. 
  Время защиты 6 минут.
Рефлексия. 
Ведущая. Мы сейчас познакомились с творческими работами всех трёх команд. Пока
члены жюри выставляют баллы мы с вами выскажем свою точку зрения о показанных
презентациях.   Если   вам   понравилась   работа,   вы   хлопаете   один   раз,   если   очень
понравилась – аплодисменты, а если не понравилась – тишина.
Жюри объявляет баллы за 4й раунд с учётом мнения ребят.
V раунд. Музыкальный
                         Всем участникам конкурса предлагается музыкальный аукцион «Песни о море и
моряках»
«Кто кого перепоёт».7
  Ведущий:  напоминаю о музыкальном задании, которое было дано заранее (за две недели до
конкурса): подобрать песни морской и военной тематики, подготовить 1 куплет и припев. Быть
готовыми к аукциону «Кто кого перепоёт».
  Условия музыкального конкурса:  команды по очереди исполняют 1 куплет песни о море,
моряках, о Кронштадте. Побеждает та команда, которая всех перепоёт, не сделав ни одной
музыкальной ошибки.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Ведущий. А теперь мы предлагаем обменяться мнением. Вам даны таблички, на которых стоят
цифры от 1 до 5. Вы должны сделать выбор при ответах на вопросы ведущего.
Рефлексия.
 Ваше настроение? Дети поднимают таблички с выбранной цифрой;
 Оцени деятельность соперника (поднимаются таблички с выбранной цифрой)
 Оцени работу своей команды (поднимают табличку с цифрой).
Вручение наград победителям. 
Ведущий предоставляет слово членам жюри, краеведам. На табло появляются итоговые баллы.
Каждой команде вручаются призы. За творческие работы по итогам голосования всех ребят
определяется лучшая работа и вручается приз зрительских симпатий.
  Выдаются конверты с заданиями для следующего занятия.
Использованная литература.
1. Еськов А.И., Кронштадту 300 лет, Международный фонд «300 лет Кронштадту возрождение 
святынь, СПб, 2003, 151 с.
2. Еськов А.И.  Кронштадт в годы Великой Отечественной войны. 1941 1945. /– СПб: «Лики 
России», 2010. – 184 с., ил.;
3. Зонин С. А., Поляков М. Е., Мы из Кронштадта, Сборник воспоминаний и очерков о 
Кронштадте в годы Великой Отечественной войны. Лениздат, 1975, 447 с.
4. Петров Г. Ф. Кронштадт. Очерк истории города. – 2е изд.,Л: Лениздат, 1995.  с. 3338
5. Раздолгин А. А., Скориков Ю. А. Кронштадтская крепость. – Л.: Стройиздат, Ленинградское 
отделение, 1988,  420 с., ил;
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2009.
7. Соколов А. К., Кронштадт: История длиною в 300 лет.   М.: ООО «Наследие», 2017.637 с.;
8. Шлендова М.А., Город морской славы. – СПб: ИПЦ СПГУТД, 2004. – 236 с., ил.
9. Шлендова М.А., Они родились в Кронштадте. /  . – СПб: Издательство «МКС», 2004  г.