Методическая разработка занятия «Мой родной город» объединения доп. образования по программе: «Кронштадт- город воинской славы».В представленном конспекте описан ход занятия учащихся первого года обучения 11-12 лет в рамках образовательной программы «Кронштадт – город воинской славы». Значимость и актуальность темы заключается в глубоком изучении своей «Малой Родины».
Форма организации занятия – групповая. 5 раундов: морские термины, знаменитые кронштадтцы, памятники ВОВ, песни о моряках, улицы города.
1
Шлендова Майя Александровна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №422
Кронштадтского района СанктПетербурга
Методическая разработка занятия «Мой родной город» объединения доп. образования по
программе: «Кронштадт город воинской славы»
Пояснительная записка
В представленном конспекте описан ход занятия учащихся первого года обучения 1213
лет в рамках образовательной программы «Кронштадт – город воинской славы». Значимость и
актуальность темы заключается в глубоком изучении своей «Малой Родины», в пробуждении
чувств любви к родной земле и выработке активной жизненной позиции учащихся.
Форма организации занятия – групповая (конкурсная игра для учащихся 1112 лет в
группах по 6 человек.
Цель:
привлечение внимания учащихся к истории своего родного края, изучение материалов
героического прошлого морского города Кронштадт нашей малой Родины;
формирование у обучающихся чувства гражданского долга, стремление к более глубокому
изучению истории своего Отечества и родного края.
создание условий для творчества при выполнении коллективных заданий
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
формирование интереса к героическому прошлому своей малой Родины через краеведение
закрепление полученных знаний по истории города в контексте отечественной истории.
как важной части исторического образования;
использование полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
Воспитательные:
воспитание любви к родному краю и гордости за мужество и героизм земляков, проявленных
в разные исторические эпохи;
формирование коллективизма, ответственности при работе в команде.
Данное занятие объединения «Кронштадтгород воинской славы» является важным
этапом закрепления, полученных знаний и проводится в форме конкурсной игры.
Техническое обеспечение:
мультимедийное оборудование, интерактивная доска, электрифицированная карта, видеофильм
«Кронштадт», диски с морскими мелодиями, табло для выставления баллов на экране, конверты
с карточкамизаданиями для команд, жетоны для жеребьёвки, выставка рефератов, фото и
рисунков.2
Тема занятия: «Мой родной город» Дата проведения: февраль 2019 года
Ход занятия
1. Вступление.
Ведущая:
Сегодня мы с вами проводим занятие по обобщению знаний, полученных в ходе изучения
темы: «Кронштадт – город моряков». Обратите внимание на тематическую выставку творческих
работ учащихся. Это рисунки, модели, фотографии исторических мест города.
Перед началом конкурса каждый из вас может выступить в роли члена жюри,
выбрав лучшую творческую работу и опустив свой жетон в конвертик, который
прикреплён к понравившейся вам работе. Голосование жетонами разного цвета: красного (5
баллов), синего (4 балла) и жёлтого (3 балла). В конце занятия по вашим жетонам мы
определим лучшую работу и вручим приз зрительских симпатий.
Тема нашего занятия: «Мой родной город».
Все участники разделены на команды по 6 человек, выбраны капитаны. Перед началом состязания
жеребьёвка. Состязание состоит из 5 раундов и проводится в течение 40 минут. Оценивать
участие в конкурсах будут краеведы школы, члены совета музея. После каждого раунда жюри
объявляет количество баллов каждой команды. А на экране появляется таблица с результатами
каждого раунда.
Таблица результатов конкурса
Название
команд
1 раунд
(три задания)
2 раунд
Кронштадт
город,
крепость
3 раунд
Памятники
войны 1941
1945 гг.
4 раунд
Знаменитые
кронштадтцы
(защита
презентаций)
5 раунд
Песни о
море и
моряках
1
2
3
улицы
терми
пословицы
ны
1. «Юнги»3
2. «Маяк»
3. «Парус»
Ведущий: Начинаем наш конкурс с разминки команд.
I раунд Команды должны будут выполнить 3 задания.
Задание №1 «Знаете ли вы улицы нашего города?»
Кронштадт – детище Петра Великого. Городкрепость до сегодняшнего дня сохраняет морские
традиции, памятники петровской эпохи. А в топонимике города живут петровские названия.
Сейчас в Кронштадте 46 улиц, 6 переулков. Давайте вспомним старые и новые названия улиц, с
которыми мы уже познакомились на предыдущем занятии.
А
В
П
А
О С
Д М И Р
Н
Карточка №1 «Старые и новые названия улиц».
А
Старые улицы, которые в путеводителе по Кронштадту 1913 года назывались: Короткая,
К
Длинная, Морская, Широкая, Первая, Красивая, Ввысокая. А как они называются сегодня?
Ответ: Газовый завод, Восстания, Макаровская, Широкая, Аллея парка, Красная, Гусева.
Р
Р Ю М Б
К А
У
А
А
Б
С
А
Л
К
Я
Л
Р
А
Б
К
Г
А
Т
Г
Л
Г
Р
И
У
К
Л
Й
А
Я
Задание 2. Чайнворд «Морские
термины».
Карточка №2
В течение 5 минут вы находите и
выписываете на лист бумаги морские
термины,
зашифрованы в
чайнворде. Читайте слова слева направо,
которые
баркас,
Бескозырка,
Ответы:
нос,
адмирал, краб, компас, кок, карбас, буй,
губа, трюм, галс, рубка, ряж, юг, бак, рак,
трап, аврал, палуба, мир, гавань, море,
гак, люк, гюйс, миля, каюта, лаг.
А
Б
А
Р
К
А
С
Е
Г
У
Р
Т
К Й И Р
Я Ж Б
С
К О
З
Д О М О
Б
К А
А Л Г
Р
А
Ы
М
Е
В
Р
А П К
А Ю Т
Л Ю К К О
М
П
А
З Ю Г
А
Н
Ь
А
С
сверху вниз, по вертикали, горизонтали и диагонали.
Помните, буквы расположены и читаются только
рядом, перескакивать через клеточку нельзя. Всего
зашифровано 29 терминов. Высший балл 5.
Время на выполнение задания: 4 минуты.
Задание №34
Ведущий: в жизни часто нравственные ценности раскрываются в устном народном творчестве:
поговорках, загадках, пословицах. В карточках не полный текст пословицы. За 3 минуты надо
вспомнить и дописать весь текст.
Пословицы:
1. Смелость города берёт. 2. Дружба да братство, лучшее богатство.
3. Береги честь с молоду. 4. Сам погибай, а товарища выручай.
5. Человек без Родины, что соловей без песни. 6. Много разных земель, а родная всех милей.
Рефлексия.
Ведущий. Ребята! Обратите внимание на содержание этих поговорок. Выберите одну из
поговорок, которая поднимет ваше настроение в конкурсной игре. А теперь все команды
приготовьтесь по очереди назвать выбранную вами пословицу.
Первый раунд закончился, давайте сделаем комплемент вашим соперникам. На столах у
вас 2 таблички (А4) со словами: молодцы, умницы, а 4 таблицы без слов. Вы можете написать
свой комплимент, а можете поставить любую цифру или нарисовать смайлик. Это будет вашим
комплиментом сопернику.
Члены жюри объявляют баллы за первый раунд.
II раунд.
На предыдущем занятии мы смотрели фильм «Кронштадт» и отвечали на вопросы о
строительстве крепости на острове Котлин.
Перед вами карточка с вопросами. Напишите краткие ответы.5
№ п/п
Вопросы
Ответы
1
2
3
4
5
6
Когда началось строительство крепости на острове?
Зимой 1703 года
С какой целью построена крепость на острове?
Для защиты Петербурга
Где расположен остров Котлин?
В 30 километрах от Санкт
Петербурга
Что строили на северном и южном берегах острова?
Форты, батареи, гавани
В каком году отбита первая атака шведов на крепость?
В 1704 году
Как Пётр воспринимал будущий город на острове?
Как столицу России
Жюри объявляет баллы за 2й раунд.
III раунд. Памятники событиям Великой Отечественной войны в Кронштадте
На экран выводятся фотографии памятников, которые сооружены в честь событий Великой
Отечественной войны на улицах города.
1
2
3
4
5
Задание: ЧТО? ГДЕ? КАКОЕ СОБЫТИЕ?
1). Назвать памятники
2) Где они находятся?
3) Какому событию посвящены?
Ответы на эти вопросы участники должны вписать в таблицу, а члены жюри проверят ответы.
Назвать памятник
Где находится?
Какому событию посвящён?
1. Морзаводовцам
Сад Металлистов
Рабочим Морзавода,
сентябре 1941 года
погибшим в2. Рыбке колюшке
У Синего моста через
обводный канал
Блокадной рыбке, спасшей от голода
жителей Кронштадта в годы блокады
6
3. Маринеско А.И.
командиру п/л С13
Территория в/ч №09990.
4. Морскому десанту
из Кронштадта
Летняя пристань
5. Жильцову В.М.
героюкатернику
Жюри объявляет баллы за 3й раунд.
Красная
улица
Макаровского моста
П/л С13 (командир Маринеско А.И.)
нанесли самый большой ущерб
германскому судоходству в январе 1945
г.
Битва за Ленинград 19411944 гг.
Подготовка прорыва советских войск на
Ораниенбаумском плацдарме в октябре
1941 года.
у
Морские сражения катерников в борьбе
за Ленинград
IV раунд.
Конкурс творческих работ (домашнее задание, данное за 2 недели до конкурса):
«Памятники знаменитым кронштадтцам».
Дети выбрали один из памятников Кронштадта и показывают презентацию. Высший балл: 10.
Время защиты 6 минут.
Рефлексия.
Ведущая. Мы сейчас познакомились с творческими работами всех трёх команд. Пока
члены жюри выставляют баллы мы с вами выскажем свою точку зрения о показанных
презентациях. Если вам понравилась работа, вы хлопаете один раз, если очень
понравилась – аплодисменты, а если не понравилась – тишина.
Жюри объявляет баллы за 4й раунд с учётом мнения ребят.
V раунд. Музыкальный
Всем участникам конкурса предлагается музыкальный аукцион «Песни о море и
моряках»
«Кто кого перепоёт».7
Ведущий: напоминаю о музыкальном задании, которое было дано заранее (за две недели до
конкурса): подобрать песни морской и военной тематики, подготовить 1 куплет и припев. Быть
готовыми к аукциону «Кто кого перепоёт».
Условия музыкального конкурса: команды по очереди исполняют 1 куплет песни о море,
моряках, о Кронштадте. Побеждает та команда, которая всех перепоёт, не сделав ни одной
музыкальной ошибки.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Ведущий. А теперь мы предлагаем обменяться мнением. Вам даны таблички, на которых стоят
цифры от 1 до 5. Вы должны сделать выбор при ответах на вопросы ведущего.
Рефлексия.
Ваше настроение? Дети поднимают таблички с выбранной цифрой;
Оцени деятельность соперника (поднимаются таблички с выбранной цифрой)
Оцени работу своей команды (поднимают табличку с цифрой).
Вручение наград победителям.
Ведущий предоставляет слово членам жюри, краеведам. На табло появляются итоговые баллы.
Каждой команде вручаются призы. За творческие работы по итогам голосования всех ребят
определяется лучшая работа и вручается приз зрительских симпатий.
Выдаются конверты с заданиями для следующего занятия.
Использованная литература.
1. Еськов А.И., Кронштадту 300 лет, Международный фонд «300 лет Кронштадту возрождение
святынь, СПб, 2003, 151 с.
2. Еськов А.И. Кронштадт в годы Великой Отечественной войны. 1941 1945. /– СПб: «Лики
России», 2010. – 184 с., ил.;
3. Зонин С. А., Поляков М. Е., Мы из Кронштадта, Сборник воспоминаний и очерков о
Кронштадте в годы Великой Отечественной войны. Лениздат, 1975, 447 с.
4. Петров Г. Ф. Кронштадт. Очерк истории города. – 2е изд.,Л: Лениздат, 1995. с. 3338
5. Раздолгин А. А., Скориков Ю. А. Кронштадтская крепость. – Л.: Стройиздат, Ленинградское
отделение, 1988, 420 с., ил;
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2009.
7. Соколов А. К., Кронштадт: История длиною в 300 лет. М.: ООО «Наследие», 2017.637 с.;
8. Шлендова М.А., Город морской славы. – СПб: ИПЦ СПГУТД, 2004. – 236 с., ил.
9. Шлендова М.А., Они родились в Кронштадте. / . – СПб: Издательство «МКС», 2004 г.