Методическая разработка занятия «Мой родной город»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.07.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка занятия «Мой родной город» объединения доп. образования по программе: «Кронштадт- город воинской славы».В представленном конспекте описан ход занятия учащихся первого года обучения 11-12 лет в рамках образовательной программы «Кронштадт – город воинской славы». Значимость и актуальность темы заключается в глубоком изучении своей «Малой Родины». Форма организации занятия – групповая. 5 раундов: морские термины, знаменитые кронштадтцы, памятники ВОВ, песни о моряках, улицы города.
Иконка файла материала Шлендова Метод разработка Кронштадт-город моряков.docx
1 Шлендова Майя Александровна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района Санкт­Петербурга Методическая разработка занятия «Мой родной город» объединения доп. образования по  программе: «Кронштадт­ город воинской славы»                              Пояснительная записка В представленном конспекте описан ход занятия учащихся первого года обучения 12­13 лет в рамках образовательной программы «Кронштадт – город воинской славы». Значимость и актуальность темы заключается в глубоком изучении своей «Малой Родины», в пробуждении чувств любви к родной земле и выработке активной жизненной позиции учащихся.  Форма организации занятия – групповая (конкурсная игра для учащихся 11­12 лет в  группах по 6 человек. Цель:   привлечение   внимания   учащихся   к   истории   своего   родного   края,   изучение   материалов героического прошлого морского города Кронштадт­ нашей малой Родины;  формирование у обучающихся чувства гражданского долга, стремление к более глубокому изучению истории своего Отечества и родного края.  создание условий для творчества при выполнении коллективных заданий  Задачи: Образовательные:  Развивающие:   формирование интереса к героическому прошлому своей малой Родины через краеведение закрепление полученных знаний по истории города в контексте отечественной истории. как важной части исторического образования;  использование полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;  Воспитательные:  воспитание любви к родному краю и гордости за мужество и героизм земляков, проявленных в разные исторические эпохи;  формирование коллективизма, ответственности при работе в команде.              Данное   занятие   объединения   «Кронштадт­город   воинской   славы»   ­   является   важным этапом закрепления, полученных знаний и проводится в форме конкурсной игры. Техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, электрифицированная карта, видеофильм «Кронштадт», диски с морскими мелодиями, табло для выставления баллов на экране, конверты с   карточками­заданиями   для   команд,   жетоны   для   жеребьёвки,   выставка   рефератов,   фото   и рисунков.2 Тема занятия: «Мой родной город» Дата проведения: февраль 2019 года                                                                                                Ход занятия 1. Вступление. Ведущая:               Сегодня мы с вами проводим занятие по обобщению знаний, полученных в ходе изучения темы: «Кронштадт – город моряков». Обратите внимание на тематическую выставку творческих работ учащихся. Это рисунки, модели, фотографии исторических мест города.                         Перед началом конкурса каждый из вас может выступить в роли члена жюри, выбрав   лучшую   творческую   работу   и   опустив   свой   жетон   в   конвертик,   который прикреплён к понравившейся вам работе. Голосование жетонами разного цвета: красного (5 баллов), синего (4 балла) и жёлтого (3 балла).   В конце занятия по вашим жетонам мы определим лучшую работу и вручим приз зрительских симпатий. Тема нашего занятия: «Мой родной город». Все участники разделены на команды по 6 человек, выбраны капитаны. Перед началом состязания ­   жеребьёвка. Состязание состоит из 5 раундов и проводится в течение 40 минут. Оценивать участие в конкурсах будут краеведы школы, члены совета музея. После каждого раунда жюри объявляет количество баллов каждой команды.  А на экране появляется таблица с результатами каждого раунда.        Таблица результатов конкурса Название  команд 1 раунд (три задания) 2 раунд Кронштадт­ город, крепость 3 раунд Памятники войны 1941­ 1945 гг. 4 раунд Знаменитые кронштадтцы (защита презентаций) 5 раунд Песни о море и моряках 1 2 3 улицы терми пословицы ны 1. «Юнги»3 2. «Маяк» 3. «Парус»   Ведущий: Начинаем наш конкурс с разминки команд.  I раунд  Команды должны будут  выполнить 3 задания.  Задание №1 «Знаете ли вы улицы нашего города?» Кронштадт – детище Петра Великого. Город­крепость до сегодняшнего дня сохраняет морские традиции, памятники петровской эпохи. А в топонимике города живут  петровские названия. Сейчас в Кронштадте 46 улиц, 6 переулков. Давайте вспомним старые и новые названия улиц, с которыми мы уже познакомились на предыдущем занятии. А В П А О С Д М И Р Н Карточка №1 «Старые и новые названия улиц».  А  Старые улицы, которые в путеводителе по Кронштадту 1913 года назывались: Короткая,  К Длинная, Морская, Широкая, Первая, Красивая, Ввысокая. А как они называются сегодня? Ответ: Газовый завод, Восстания, Макаровская, Широкая, Аллея парка, Красная, Гусева. Р Р Ю М Б К А У А А Б С А Л К Я Л Р А Б К Г А Т Г Л Г Р И У К Л Й А Я Задание 2. Чайнворд «Морские  термины».  Карточка №2 В   течение   5   минут   вы   находите   и выписываете   на   лист   бумаги  морские термины, зашифрованы   в чайнворде.   Читайте   слова   слева   направо,   которые     баркас,   Бескозырка, Ответы:   нос, адмирал, краб, компас, кок, карбас, буй, губа, трюм, галс, рубка, ряж, юг, бак, рак, трап,   аврал,   палуба,   мир,   гавань,   море, гак, люк, гюйс, миля, каюта, лаг.  А Б А Р К А С Е Г У Р Т К Й И Р Я Ж Б С К О З Д О М О Б К А А Л Г Р А Ы М Е В Р А П К А Ю Т Л Ю К К О М П А З Ю Г А Н Ь А С сверху вниз, по вертикали, горизонтали и диагонали. Помните,   буквы   расположены   и   читаются   только рядом, перескакивать через клеточку нельзя. Всего зашифровано 29 терминов. Высший балл­ 5.   Время на выполнение задания: 4 минуты. Задание №34 Ведущий: в жизни часто нравственные ценности раскрываются в устном народном творчестве: поговорках, загадках, пословицах. В карточках не полный текст пословицы. За 3 минуты надо вспомнить и дописать весь текст.  Пословицы:             1. Смелость­­­­­­   города берёт. 2. Дружба да братство, лучшее­­­ богатство.           3. Береги   ­­­­­­ честь с молоду. 4.  Сам погибай, а ­­­ товарища выручай.           5. Человек без Родины, что соловей ­­без песни. 6. Много разных земель, а родная всех ­­милей. Рефлексия.  Ведущий. Ребята! Обратите внимание на содержание этих поговорок.  Выберите одну из  поговорок, которая поднимет ваше настроение в конкурсной игре. А теперь все команды  приготовьтесь по очереди назвать выбранную вами пословицу.  Первый раунд закончился, давайте сделаем комплемент вашим соперникам. На столах у  вас 2 таблички (А­4) со словами: молодцы, умницы, а 4 таблицы без слов. Вы можете написать  свой комплимент, а можете поставить любую цифру или нарисовать смайлик. Это будет вашим  комплиментом сопернику.       Члены жюри объявляют баллы за первый раунд. II раунд. На   предыдущем   занятии   мы   смотрели   фильм   «Кронштадт»   и   отвечали   на   вопросы   о строительстве крепости на острове Котлин. Перед вами карточка с вопросами. Напишите краткие ответы.5 № п/п Вопросы Ответы 1 2 3 4 5 6  Когда началось строительство крепости на острове? Зимой 1703 года С какой целью построена крепость на острове? Для защиты Петербурга Где расположен остров Котлин? В 30 километрах от Санкт­ Петербурга Что строили на северном и южном берегах острова? Форты, батареи, гавани В каком году отбита первая атака шведов на крепость? В 1704 году Как Пётр воспринимал будущий город на острове? Как столицу России Жюри объявляет баллы за 2­й раунд. III раунд.  Памятники событиям Великой Отечественной войны в Кронштадте На экран выводятся фотографии памятников, которые сооружены в честь событий Великой Отечественной войны на улицах города. 1 2       3   4     5    Задание: ЧТО? ГДЕ? КАКОЕ СОБЫТИЕ? 1). Назвать памятники 2) Где они находятся? 3) Какому событию посвящены?  Ответы на эти вопросы участники должны вписать в таблицу, а члены жюри проверят ответы.                                    Назвать памятник Где находится? Какому событию посвящён? 1. Морзаводовцам Сад Металлистов Рабочим   Морзавода, сентябре 1941 года   погибшим   в2. Рыбке колюшке У   Синего   моста   через обводный канал Блокадной   рыбке,   спасшей   от   голода жителей Кронштадта в годы блокады 6 3.   Маринеско   А.И.­ командиру п/л С­13 Территория в/ч №09990. 4. Морскому десанту из Кронштадта Летняя пристань 5.   Жильцову   В.М. герою­катернику              Жюри объявляет баллы за 3­й раунд. Красная улица Макаровского моста     П/л   С­13   (командир   Маринеско   А.И.) нанесли   самый   большой   ущерб германскому судоходству в январе 1945 г. Битва   за   Ленинград   1941­1944   гг. Подготовка прорыва советских войск на Ораниенбаумском   плацдарме   в   октябре 1941 года.  у Морские сражения катерников в борьбе за Ленинград IV раунд.  Конкурс творческих работ (домашнее задание, данное за 2 недели до конкурса):  «Памятники знаменитым кронштадтцам».  Дети выбрали один из памятников Кронштадта и показывают презентацию. Высший балл: 10.    Время защиты 6 минут. Рефлексия.  Ведущая. Мы сейчас познакомились с творческими работами всех трёх команд. Пока члены жюри выставляют баллы мы с вами выскажем свою точку зрения о показанных презентациях.   Если   вам   понравилась   работа,   вы   хлопаете   один   раз,   если   очень понравилась – аплодисменты, а если не понравилась – тишина. Жюри объявляет баллы за 4­й раунд с учётом мнения ребят. V раунд. Музыкальный                          Всем участникам конкурса предлагается музыкальный аукцион «Песни о море и моряках» «Кто кого перепоёт».7   Ведущий:  напоминаю о музыкальном задании, которое было дано заранее (за две недели до конкурса): подобрать песни морской и военной тематики, подготовить 1 куплет и припев. Быть готовыми к аукциону «Кто кого перепоёт».   Условия музыкального конкурса:  команды по очереди исполняют 1 куплет песни о море, моряках, о Кронштадте. Побеждает та команда, которая всех перепоёт, не сделав ни одной музыкальной ошибки. Заключительная часть. Подведение итогов. Ведущий. А теперь мы предлагаем обменяться мнением. Вам даны таблички, на которых стоят цифры от 1 до 5. Вы должны сделать выбор при ответах на вопросы ведущего. Рефлексия.  Ваше настроение? Дети поднимают таблички с выбранной цифрой;  Оцени деятельность соперника (поднимаются таблички с выбранной цифрой)  Оцени работу своей команды (поднимают табличку с цифрой). Вручение наград победителям.  Ведущий предоставляет слово членам жюри, краеведам. На табло появляются итоговые баллы. Каждой команде вручаются призы. За творческие работы по итогам голосования всех ребят определяется лучшая работа и вручается приз зрительских симпатий.   Выдаются конверты с заданиями для следующего занятия. Использованная литература. 1. Еськов А.И., Кронштадту ­300 лет, Международный фонд «300 лет Кронштадту­ возрождение  святынь, СПб, 2003, 151 с. 2. Еськов А.И.  Кронштадт в годы Великой Отечественной войны. 1941 ­1945. /– СПб: «Лики  России», 2010. – 184 с., ил.; 3. Зонин С. А., Поляков М. Е., Мы из Кронштадта, Сборник воспоминаний и очерков о  Кронштадте в годы Великой Отечественной войны. Лениздат, 1975, 447 с. 4. Петров Г. Ф. Кронштадт. Очерк истории города. – 2­е изд.,Л: Лениздат, 1995. ­ с. 3338 5. Раздолгин А. А., Скориков Ю. А. Кронштадтская крепость. – Л.: Стройиздат, Ленинградское  отделение, 1988, ­ 420 с., ил; 6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 2009. 7. Соколов А. К., Кронштадт: История длиною в 300 лет.  ­ М.: ООО «Наследие», 2017.637 с.; 8. Шлендова М.А., Город морской славы. – СПб: ИПЦ СПГУТД, 2004. – 236 с., ил. 9. Шлендова М.А., Они родились в Кронштадте. /  . – СПб: Издательство «МКС», 2004  г.