Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"
Оценка 5

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
искусство +1
Взрослым
09.04.2019
Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"
Настоящее методическое пособие предназначается в помощь преподавателям по предмету «Ритмика» в детских учреждениях, школах искусств. В методической разработке изложены содержание, методика занятий и примеры практического материала, которые проверены на занятиях с детьми дошкольного возраста. В пособии содержатся общие положения по ритмике, методические рекомендации, методы работы и примерный план проведения занятия.
МАДОУ.docx
МАДОУ №83 «Детский сад общеразвивающего вида» Методическая разработка Тема: «Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства» Составитель: педагог дополнительного образования Пистунова Т.А Кемерово 2019 Пояснительная записка Настоящее методическое пособие предназначается в помощь преподавателям по предмету «Ритмика» в детских учреждениях,школах искусств. В методической разработке изложены содержание, методика занятий и примеры практического материала, которые проверены на занятиях с детьми дошкольного возраста. В пособии содержатся общие положения по ритмике, методические рекомендации, методы работы и примерный план проведения занятия. Содержание I. Введение………………………………………………………………........стр. 4 II. Основная часть: 1. Ритмика и её роль в системе образования детей……………………………………………………………………...стр. 5 2. Методические рекомендации…………..……………………………….. .стр. 6 3. Методы работы……………………………………………………….........стр. 9 III. Заключение……………………………………………………….……..стр. 12 IV. Литература…………………………………………………………..…..стр. 13 Введение Хореографическое искусство всегда привлекало внимание детей, их родителей, и особенно в последнее время приобрело широкое распространение среди дошкольных учреждений, школ дополнительного образования,общеобразовательных школ. В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, ведь именно в ней закладывается фундамент не только для будущих знаний и навыков, но и фундамент для развития личности в целом. Известно, что на детский организм в детских учреждениях падает колоссальная физическая нагрузка. Ритмика является важной дисциплиной в эстетическом цикле дополнительного образования. Поскольку происходит формирование знаний в области хореографической культуры, развитие творческих способностей обучающихся. Ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и “мышечного чувства”, формирование художественно-творческих способностей. Наблюдается несколько видов развития способностей с помощью занятий по ритмики. -Познавательное развитие. Расширение кругозора детей в области хореографического искусства, понимание и применение на практике специальных терминов. Формирование целостной картины по видам хореографического искусства, основным направлениям классического и современного танца, взаимодействию музыки и танца. Осознание пользы выполнения тех или иных хореографических движений и занятий в целом, а так же основ безопасности жизнедеятельности непосредственно в области движения и танца. -Речевое развитие. Развитие свободного общения с детьми и взрослыми в области хореографии, обогащение словаря художественно-эстетических эмоций. Формирование понимания (восприятия) и запоминания на слух текстового сопровождения песен, используемых на занятиях и в постановках танцевальных номеров. -Художественно-эстетическое развитие. В формировании эстетической и художественной культуры личности воспитанника хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения хореографии, так и эстетического воспитания. На занятиях по хореографии происходит развитие интереса и потребности у воспитанников в общении с искусством танца, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. Развивается мышление, воображение, расширяется кругозор. Использование средств хореографии позволяет углубить эмоциональное восприятие как классических, так и современных музыкальных и художественных произведений. - Физическое развитие. На занятиях по обучению хореографии происходит укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, пользе движения под музыку. Танцевальные движения способствуют оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности. -Познавательное развитие. Расширение кругозора детей в области хореографического искусства, понимание и применение на практике специальных терминов. Формирование целостной картины по видам хореографического искусства, основным направлениям классического и современного танца, взаимодействию музыки и танца. Осознание пользы выполнения тех или иных хореографических движений и занятий в целом, а так же основ безопасности жизнедеятельности непосредственно в области движения и танца. Речевое развитие. Развитие свободного общения с детьми и взрослыми в области хореографии, обогащение словаря художественно-эстетических эмоций. Формирование понимания (восприятия) и запоминания на слух текстового сопровождения песен, используемых на занятиях и в постановках танцевальных номеров. -Художественно-эстетическое развитие. В формировании эстетической и художественной культуры личности воспитанника хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Творческая личность - важнейшая цель, как всего процесса обучения хореографии, так и эстетического воспитания. На занятиях по хореографии происходит развитие интереса и потребности у воспитанников в общении с искусством танца, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему. Развивается мышление, воображение, расширяется кругозор. Использование средств хореографии позволяет углубить эмоциональное восприятие как классических, так и современных музыкальных и художественных произведений. Физическое развитие. На занятиях по обучению хореографии происходит укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, пользе движения под музыку. Танцевальные движения способствуют оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, развивают мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности. В “век гиподинамии” ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Ритмика в переводе с греческого (rhythmos) означает порядок движения. Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика в целом имеет огромное значение для организма. У детей, которые занимаются ритмикой, развивается чувство ритма, музыкальная память, культура движений, музыкальное восприятие, образность и эмоциональность, умение творчески воплощать музыкально-двигательный образ, а также совершенствуется мелодический и гармонический слух. Также, занимаясь данным предметом, дети приобретают красивую походку и осанку, учатся координировать движения и ориентироваться в пространстве. С давнего времени общеизвестно влияние совмещения мелодии и пластики тела на состояние здоровья человека. Если ребёнок с ранних лет начинает слушать музыку, которая ему нравится, у него начинают очень быстро развиваться, нужные для жизни, сенсорные каналы. Данный предмет хорошо влияет и на физическое состояние ребёнка. У детей раннего возраста ещё недостаточно развитая опорно-двигательная система, а невысокая двигательная активность может привести к ряду заболеваний: плоскостопие, косолапие, кифоз и сколиоз. И именно занятия ритмикой помогают избежать этих заболеваний. Кроме этого на занятиях ребенок развивает вестибулярный аппарат, так - как ритмика подразумевает достаточно много вращений и прыжков. А если упражнения повторять систематически, развивается мышечная память. Также ритмика благоприятно влияет на положительное психическое здоровье ученика. Овладевая элементами хореографии, ребёнок становится уверенным в себе, коммуникабельным, дружелюбным и более внимательным к своему окружению. Игровые танцевальные композиции, применяемые на занятиях ритмики, создают для детей условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания и обогащают детей яркими образными движениями. Методические рекомендации Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или поскоками, т.к. это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам. Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, её темпом, ритмом (даже после разучивания), педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему. Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения. Занятия рекомендуется проводить в просторном, хорошо проветриваемом помещении. Стулья и скамейки ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей. Фортепиано нужно поставить так, чтобы музыкальному руководителю, сидящему за инструментом, были видны движения участников занятия. У детей на первых этапах обучения не получается долгое время сосредотачиваться на одной мелодии, нужно постоянно менять музыкальное оформление, также они не могут точно усвоить заданное им движение, плохо ориентируются во времени и пространстве. Педагог должен постоянно считать, помогая конкретизировать ритм и темп, а ранее изученные движения можно повторить сразу под музыкальное сопровождение. Все умения и навыки, которые дети приобретают на занятиях ритмикой в возрасте дошкольников , помогают им не только в развитии дальнейших танцевальных способностей в классическом, народном или современном танце, но и в обычной жизни. Ведь дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие внимания, памяти, координации, ориентации в пространстве, становятся более коммуникабельными, собранными, сосредоточенными и в целом развиваются гармоничнее и быстрее своих сверстников. Методы работы В системе обучения детей важную роль играют формы и методы обучения. Поскольку именно от них зависит реализация и достижение поставленных целей и задач в процессе обучения. Первый метод, который необходимо использовать педагогу – это метод организации и осуществления учебного процесса. Для осуществления данного вида деятельности существует также множество методов при работе с детьми. Определим наиболее важные из них: 1. Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Выполняя движения вместе с детьми, хореограф увлекает их и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками. 2. Словесный метод. Важным здесь является не только краткость, точность и конкретность, но и интонация и сила звучания слов. Педагогу важно уметь говорить образно. 3. Прослушивание музыки. Для того чтобы ребёнок научился танцевать, необходимо научить его слышать и понимать музыку, её содержимое, о чём она говорит, какое настроение передает. 4. Игровой метод. Для того, чтобы дети развивались полноценно и лучше усваивали учебный материал, необходимо использовать различные формы работы с детьми. Преподавателю необходимо знать психологические особенности детей для работы с ними. В дошкольном возрасте ещё очень плохо развито внимание, они часто отвлекаются и не могут долго сосредотачиваться на каком-либо задании. Про таких детей мы так и говорим «невнимательные». Играя, дети легче воспринимают материал. Поэтому важным элементом занятия становится игра. Танцевальная игра незаменимый способ закрепить интерес детей к хореографическому искусству. Дети вовлекаются в процесс быстрее, становятся более заинтересованными сосредотачиваются, становятся более внимательными, начинают воображать и фантазировать, проявляют себя и свои эмоции. Именно такой способ даёт детям передохнуть во время работы над новыми для них упражнениями. И если педагог видит, что дети на занятие начали уставать, перестали концентрировать внимание, нужно начать с ними играть, включая в игру красивые позы и различные танцевальные элементы. 5. Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант. Второй - это метод контроля за процессом обучения. К нему относятся проверки усвоенного материала, самопроверки. Третий - метод стимулирования и мотивирования учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности, разного рода поощрения проделанной работы для формирования чувства ответственности, обязательств и интересов включает в себя метод стимулирования. Заключение К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Основной задачей ритмики в детских учреждениях является развитие у детей общей музыкальности и чувства ритма, закрепление знаний, полученных ими на занятиях. Дети дошкольного возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность. Неслучайно они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. Потому, как двигаются дети под музыку педагог может увидеть прочность приобретённых ими музыкальных навыков, судить об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, выявить их творческие возможности. Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус, оказывают на детей не малое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют чёткого взаимодействия всех детей, повышают у них дисциплину, чувство ответственности, товарищества. Кроме того, у детей развиваются память и внимание. Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность и инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной работой, занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности. Список литературы: 1. Луначарский А. В. Учитель, учись. Учительская газета №1, 1924. 2. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2008. 3. Чибрикова – Луговская А. Е. Ритмика. М. Дрофа – 1998.

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень хореографического искусства"

Методическая разработка"Ритмика, как первоначальная ступень  хореографического искусства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2019