В "шпрагалке" дана краткая характеристика основных восьми документов по введению ФГОС ОВЗ, пояснения к ним, представлен глоссарий по ФГОС ОВЗ. Также отдельно дается характеристика (общее и различное) по АООП для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1 и 7.2) и АООП для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями).
Методическая «шпаргалка» по ФГОС ОВЗ
№
1 Федеральный государственный
Документ
образовательный стандарт
начального общего образования
обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (ФГОС
НОО ОВЗ) – приказ № 1598 от 19.
12. 2014 г
2 Федеральный государственный
образовательный стандарт общего
образования обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) (ФГОС ОО УО) –
приказ № 1599 от 19. 12. 2014г
3 Примерная адаптированная
основная общеобразовательная
программа НОО обучающихся с
задержкой психического развития
(АООП НОО ЗПР).
4 Примерная адаптированная
основная общеобразовательная
программа образования
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (АООП ОО УО).
5 Методические рекомендации по
вопросам внедрения ФГОС НОО
ОВЗ и ФГОС ОО УО. ВК452_07
от 11.03.2016
6 Санпин 2.4.2.328615 от 10 июля
2015 г. № 26
7 Приказ от 31 декабря 2015 г. №
1577 О внесении изменений
в ФГОС ООО, утвержденный
приказом министерства
образования и науки РФ от 17
декабря 2010 г. № 1897
8 Приказ Министерства труда и
социальной защиты Российской
Федерации от 15.10.2015 № 723н
Пояснение
Представляет совокупность обязательных требований к общему
образованию разных групп детей с ОВЗ (глухих, слабослышащих,
позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями
речи, с нарушениями опорнодвигательного аппарата, с задержкой
психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со
сложными дефектами). В основе – деятельностный и
дифференцированный подходы.
Регулирует образовательные отношения для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкая,
умеренная, тяжелая умственная отсталость, тяжелые и
множественные нарушения развития. В основе – деятельностный и
дифференцированный подходы. Возможны вариант 8.1. и 8.2, на
основе которого разрабатывается СИПР.
Образовательная программа, адаптированная для обучения
обучающихся ЗПР с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. По
структуре такая же, как ООП + коррекционная программа. Есть
два варианта: 7.1 и 7.2., которые определяются по рекомендации
ПМПК.
АООП обучающихся с УО учитывает особенности их
психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию. АООП может быть реализована в разных формах:
совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах
или в отдельных организациях. Предусмотрен 1 дополнительный
класс, как подготовка к основному обучению. На коррекционно
развивающую область отводится 6 часов в неделю, на внеурочную 4.
Включает нормативную базу, пояснения по кадровому, материально
техническому, финансовому, программнометодическому,
организационнометодическому обеспечению внедрения ФГОС ОВЗ и
ФГОС УО.
"Санитарноэпидемиологические требования к условиям
и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Изменения внесены в достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов (русский язык, литература, родной язык и
литература, иностранный язык, математика, физика, химия,
физическая культура) обучающихся с ОВЗ.
«Об утверждении формы и порядка предоставления органами
исполнительной власти субъектов российской федерации, органами
местного самоуправления и организациями независимо от их
организационноправовых форм информации об исполнении
возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или
абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации
или абилитации ребенкаинвалида мероприятий в федеральные
государственные учреждения медикосоциальной экспертизы»ГЛОССАРИЙ
ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования.
НОО – начальное общее образование; ООО – основное общее образование.
АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа.
СИПР–специальная индивидуальная программа развития для детей с УО, ТМНР, инвалидностью.
ИПРА индивидуальная программа реабилитации/абилитации инвалида.
ИУП – индивидуальный учебный план, составляющая часть СИПР.
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. ЗПР – задержка психического развития.
РАС – расстройства аутистического спектра. ТНР – тяжелые нарушения речи.
НОДА –нарушения опорнодвигательного аппарата. УО – умственная отсталость.
ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития.
ЗПР
Цель
Сроки
освоения
Соотношен
ие частей
Результат
Вариант 7. 1
Вариант 7. 2
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
В те же сроки (1 4 классы), что и сверстники, не
имеющие ограничений по возможностям здоровья
5 лет (с обязательным введением 1
дополнительного класса).
Обязательная часть – 80%, формируемая участниками ОП – 20% от общего объёма АООП
Соответствует ФГОС НОО.
Личностные, метапредметные и предметные результаты полностью соответствует по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья
Коррекционно
развивающая
деятельность
Направления и содержание программы
осуществляются во внеурочное время в
объеме не менее 5 часов в неделю.
Форма
реализации
Общая численность не более 25 , число
обучающихся с ЗПР в классе не более 4.
Коррекционноразвивающие занятия, «Ритмика»
во внеурочное время в объеме не менее 7 часов в
неделю.
Обучаются в среде сверстников со сходными
нарушениями в отдельных классах численностью
не более 12 человек.
УО
Цель
Вариант 1
Вариант 2
Создание условий для максимального
удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с УО
(интеллектуальными нарушениями),
обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Развитие личности, формирование общей
культуры, необходимых для самореализации и
жизни в обществе, практических представлений,
умений и навыков, позволяющих достичь
максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни.
Сроки
Соотношение
частей
АООП
Срок освоения АООП (вариант 1, 2) от 9 до 13 лет.
Обязательная часть не менее 70%, а часть,
формируемая участниками образовательных
отношений, не более 30% от общего объема
АООП.
Обязательная часть не менее 60%, а часть,
формируемая участниками образовательных
отношений, не более 40% от общего объема
АООП.
Результат
Образование по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения
школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих
ограничений здоровья.Коррекционно
развивающая,
внеурочная
деятельность
Направления и содержание программы
внеурочной деятельности в объеме не менее 4
Коррекционноразвивающие занятия,
«Ритмика» в объеме не менее 6 часов в
часов в неделю.
неделю.
Форма
реализации
Совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или отдельных
организациях.