Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы
Оценка 4.9

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Оценка 4.9
Лекции +3
docx
русская литература +2
Взрослым
21.09.2017
Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы
Формирование профессиональной среды для развития компетенций учителей русского языка и литературы соответствует требованиям профессионального стандарта педагога. Статья представляет опыт работы филологов образовательных организаций городского округа г.Рыбинск Ярославской области под руководством методиста муниципального методического центра повышения квалификации учителей. Продуктивная профессиональная среда обеспечивает развитие активной педагогической позиции педагогов, мотивирует к творчеству, формирует желание быть компетентным и соответствовать требованиям к учительству XXI века.Методическая статья
+Павлова-2017 Рыбинск - копия.docx
Формирование активной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы  Павлова Ирина Сергеевна, к.п.н., методист,  г.Рыбинск, Ярославская область Современное   образование   в   России   ориентировано   на   активного   педагога,   четко осознающего   свои   профессиональные   цели,   проявляющего   инициативу,   оптимистично настроенного   по   отношению   к   изменениям.   Не   случайно   действующий   профессиональный стандарт определяет педагога ключевой фигурой реформирования образования (от 18.10.2013 №544н).   Важным   показателем   профессионализма   учителя   является   сформированность   его философской   и   педагогической   позиций,   дидактической,   методической,   коммуникативной   и других   компетенций,   которые   могут   эффективно   развиваться   в   специально   организованной профессиональной среде.  Считаем,   что   в   процессе   методического   сопровождения   учителей   русского   языка   и литературы г.Рыбинска удалось создать продуктивную среду, которая обеспечивает развитие профессиональных   компетенций   учителей   и   мотивирует   педагогов   к   поиску   собственных идеалов, ориентиров, профессиональных устремлений. Понятие «среда» является предметом изучения многих наук – философии, социологии, антропологии, психологии, педагогики и др., в педагогическом аспекте среда понимается как окружение   человека,   условия,   при   которых   он   взаимодействует   с   этим   окружением. Созданные   условия   оказывают   определенное   влияние   на   развитие   личности   и   могут активизировать или тормозить данный процесс. В   качестве   основных   характеристик   среды   как   педагогического   феномена   выступают: целенаправленность,   специальная   организация   специфической   педагогической   деятельности, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, интегративность  и  вариативность [В.С. Кукушин, 1, с.94]. В большинстве современных исследований (В.И. Панов, С.В. Тарасов, В.А. Ясвин и др.) среда  трактуется   с   позиции   взаимодействия   личности   с   окружающей   средой,   которая представлена совокупностью различных условий:  совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого­ педагогических   условий,   в   результате   взаимодействия   которых   с   индивидом   происходит становление личности;  система влияний и условий  формирования личности по заданному образцу, а также возможностей   для   её   развития,   содержащихся   в   социальном   и   пространственно­предметном окружении»;  педагогически   организованная   система   условий,   влияний   и   возможностей   для удовлетворения   иерархического   комплекса   потребностей   личности   и   трансформации   этих потребностей   в   жизненные   ценности,   что   обеспечивает   активную   позицию,   обусловливает личностное развитие и саморазвитие»;  система влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия интересов и способностей,   творческого   потенциала,   обеспечивающих   удовлетворение   потребностей, использование   образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями [2, с.85]. Основная   цель   работы   муниципального   методического   объединения   (ММО)   учителей русского языка и литературы – формирование продуктивной среды для развития педагогов, совершенствования   их   профессиональных   компетенций.   Вся   деятельность   муниципальной методической службы направлена на создание условий, в которых учитель может найти для себя формы   профессиональной   самореализации,   развить   свои   профессиональные   и   личные компетенции. Профессиональная   компетентность  учителя   представляет   собой   совокупность профессионально­педагогических компетенций, в которую входят: ­ предметная компетенция в сфере учительской специальности; ­   общепедагогическая   профессиональная   компетенция   (психолого­педагогическая   и методическая); ­   социально­психологическая   компетенция,   связанная   с   готовностью   к   решению профессиональных задач; ­ коммуникативная и профессионально­коммуникативная компетенции; ­ профессиональная самореализация. Исходя   из   современных   требований   профессионального   стандарта   в   настоящем деятельность учителей русского языка и литературы на муниципальном уровне организована по следующим направлениям:  отработка   содержания   и   методики   преподавания   предмета   в   соответствии   с современными нормативно­правовыми документами;  апробация   новых   УМК   и   продуктивных   образовательных   технологий   по   русскому языку и литературе;   духовно­нравственное воспитание средствами предмета,  использование ресурсов литературного краеведения;    развитие   новых   социокультурных   практик   для   обогащения   личностных   и профессиональных качеств педагога;  организация и участие в педагогических конкурсах, конференциях, форумах, акциях;  психолого­педагогическое   сопровождение   одарённых   и   филологически ориентированных школьников;  выявление   ценного   педагогического   и   управленческого   опыта,   его   диссеминация   в деятельность субъектов профессионального сообщества муниципальной системы образования.  Традиционно  с   учителями   русского   языка   и   литературы   проводятся   инструктивно­ методические совещания, открытые лекции преподавателей высшей школы и представителей ведущих   федеральных   издательств,   методические   семинары   и   семинары­практикумы, конференции,   круглые   столы,   стажерские   площадки,   индивидуальное   консультирование, популярны   интерактивные     формы   работы   вебинары,   единый   информационный   день   для руководителей   школьных   МО   учителей   русского   языка   и   литературы,   обзоры   печатных   и электронных педагогических ресурсов. Составлен муниципальный календарь образовательных событий филологической направленности, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской и региональной истории и культуры, даются анонсы муниципальных мероприятий на интерактивной площадке Рыбинск­Wiki. По инициативе методиста создан и продуктивно функционирует сетевой ресурс «ЛиРусс76:   педагогическое   сообщество   учителей   русского   языка   и   литературы» (https://sites.google.com/site/liruss76/home),   где   представлены   актуальные   материалы   и рекомендации по перспективным вопросам преподавания филологии. Налажено  профессиональное   сотрудничество  с   Рыбинским   историко­архитектурным   и художественным   музеем­заповедником,   частным   музеем   «Нобели   и   нобелевское   движение», МУК   ЦБС   «Информационно­библиотечный   центр   «Радуга»,   библиотеками   города, Общественно­культурным центром, ООО Арт­холдингом «МЕДИАРОСТ», редакциями  газет, литературными объединениями, краеведами, почетными жителями г. Рыбинска и др.  Для нас большое   значение   имеют   не   только   все   возрастающие   требования   социальной   практики   в компетентных   работниках,   но   и   положительная   эмоциональная   окраска   каждой профессиональной встречи, формирование новых традиций, направленных на повышение статуса педагога и педагогической профессии. Наличие  тьюторов   по   реализации   государственных   программ  является   показателем профессионализма педагогических кадров муниципальной системы образования: ­ Базовая ИКТ­компетентность преподавателя общего и начального профессионального образования», «Интерактивные средства обучения (основная школа)» (с   2007 г. федеральный проект  «Информатизация системы образования»  – тьюторы  Косилова Н.А., Павлова И.С., МУ ДПО ИОЦ); ­ Русский язык как государственный язык Российской Федерации (с 2012 г. федеральный проект  ­ тьюторы  Павлова И.С., МУ ДПО ИОЦ, Косилова Н.А., МОУ лицей №2, Бачурина С.В., МОУ гимназия №18 им.В.Г.Соколова); ­   Совершенствование   профессиональных   компетенций   учителя   русского   языка   и литературы в области методики обучения написанию сочинений (с 2015 г. федеральный проект –  тьюторы  Павлова И.С., МУ ДПО ИОЦ, Коптелова Н.А., МОУ лицей №2, Бачурина С.В., МОУ гимназия №18 им.В.Г.Соколова, Бардыкина Е.Б., Будаева С.В., МОУ СОШ №23).     Павлова    /  associacia    ­  i  ­  russkogo  ­  azyka).    .  google    .  com  округа  /  site   (руководитель  ­  literatury    ­  ucitelej   г.Рыбинск    /  liruss  76/        home Участие   работе   местного  Рыбинского   отделения  Общероссийской   общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (ООО АССУЛ) позволяет обогатить   профессиональную   среду   продуктивными   формами   уровнего   взаимодействия, позволяющими     участвовать   в   реформировании   современного   филологического   образования, презентации и  диссеминации  передового педагогического опыта муниципальной территории.  В настоящем Рыбинское отделение представляют 27 педагогов из 15 образовательных организаций городского И.С., https    ://   sites   Педагогическое   сообщество   создано   для   общения,   обмена   опытом   работы   учителей литературы и русского языка с целью изучения, развития и сохранения литературы и русского языка как неотъемлемой части мировой культуры. Члены ассоциации в составе Ярославского регионального отделения АССУЛ (руководитель Соловьева М.А.) приняли активное участие в обсуждении современной образовательной политики  преподавания  предмета на  Всероссийском съезде учителей русского языка и литературы (г.Москва, МГУ им.М.Ломоносова, 4­6 июля 2012 г.),   VIII­ой   Всероссийской   конференции   «Национальная   программа   поддержки   и   развития чтения: проблемы и перспективы» (г. Москва, Дом русского зарубежья им.А.Солженицына, 20­ 21   ноября   2014   г.),   Всероссийской   научно­практической   конференции   «Сочинение   на современном   этапе   развития   системы   образования   в   РФ»:   теория   и   практика   преподавания русского языка и литературы в школе» (г.Москва, Российская академия образования, РОПРЯЛ, Фонд   Русский   мир,   6­9   апреля   2014   г.),     Всероссийской   научно­практической   конференции «Проблемы формирования межпредметной компетенции учителей образовательных учреждений разных типов и видов» (МОН РФ, РУДН, 2015), I­ом Всероссийском форуме учителей русского языка   и   литературы   (республика   Дагестан,   30­31   октября   2015   г.),   Международном   слёте учителей  (г.Сочи,  2016,  2017).   Профессиональная   позиция   была   обозначена  при  обсуждении примерных   программ   по   русскому   языку   и   литературе   ФГОС   (2015),   концепции   школьного филологического образования и концепции преподавания русского языка и литературы (2015, 2016), подходов к составлению единого учебника русского языка и литературы (2015), решению проблем написания итогового сочинения (2015).  Активная   гражданская   позиция   не   менее   важна   для   современного   учителя,   т.к. формирование   у   школьников   российской   гражданской   идентичности   возможно   только педагогом, проявляющим высокие нравственные качества.  5   июня   2015   года   Государственной   Думе   РФ   состоялась   встреча   с   поэтами   Донбасса «Несломленный русский язык», в составе делегации Ярославской области   приняли участие педагоги   г.Рыбинска   Павлова   И.С.   (МУ   ДПО   ИОЦ),   Бачурина   С.В.   (МОУ   гимназия   №18 им.В.Г.Соколова),     Бардыкина   Е.Б.(МОУ   СОШ№23),   Белякова   Л.М.   (МОУ   СОШ   №35). «Культурным феноменом современного Донбасса стал творческий взрыв гражданской поэзии, пронизанной подлинным гуманизмом и искренним антивоенным пафосом», – на встрече отметил председатель Комитета по образованию Вячеслав Никонов.  В 2014 году под руководством членов местного отделения Ассоциации в г.Рыбинске была проведена благотворительная акция «Книга – Крыму», в которой приняли участие 23 школы и жители. В результате акции для автономной республики Крым передано более 1600 книг, 10 цифровых учебно­методических дисков МУ ДПО «Информационно­образовательный Центр».  В составе   делегации   педагогов  Москвы,   Иванова   и   Ярославской   области  в   рамках Межрегионального социально­значимого проекта «Летняя школа для педагога» был представлен продуктивный опыт работы учителей русского языка и литературы г.Рыбинска Беляковой Л.М. (МОУ СОШ №35) и Бардыкиной Е.Б. (МОУ СОШ №23) (автономная республика Крым, 10­ 21.09.2014). Для педагогов Крыма были организованы  учебно­методические семинары, круглые столы, мастер­классы, совместно проведены интерактивные культурные программы, экскурсии культурно­познавательного характера. 11   декабря   2015   г.  30   учителей   Ярославской   области   (Ярославль,   Рыбинск,   Тутаев, Брейтовский,   Первомайский   и   Ярославский   МР)   и   102   учителя   Ивановской   области   стали участниками интересного и значимого мероприятия в рамках года Литературы – литературного десанта,   который   проходил   в   Дьячевской   средней   школе   Кинешемского   района   Ивановской области.   6 июня 2017 года в день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина на площадке МУ   ДПО   «Информационно­образовательный   Центр»   состоялся   круглый   стол­видеомост   с Общественной   палатой   Российской   Федерации   «Русский   язык   в   школе   и   вузе:   работа   над ошибками». 6 июня 2017 года состоялся  видеомост с Общественной палатой РФ, где  педагогам, библиотекарям     г.Рыбинска   была   предоставлена   возможность  обсудить   проблемы,   высказать своё   мнение  представителям   ведущих   вузов  и   общеобразовательных   организаций.  Участники круглого   стола   обобщили   достижения   современной   политики   в   области   филологического образования,   выработали   соответствующие   рекомендации   по   организации   дальнейшего взаимодействия. Участие 12 словесников из 8 образовательных  организаций г.Рыбинска 25.03.2015 года в научно­практическом образовательном событии Ярославское литературное собрание «Читать, чтобы   жить»   (ГАУ   ДПО   ЯО   ИРО)   позволило  определить   проблемы   и   разработать   новые подходы   к   организации   детского   чтения   в   современных   условиях.   Проведенное   в   школах Ярославской   области   под   руководством   кафедры   гуманитарных   дисциплин   социологическое исследование «Книга в жизни человека» было использовано в состоявшемся диалоге: • что читает современный школьник и современный учитель;  • роль учителя­словесника в приобщении ребёнка к чтению;  • роль авторитета семьи в организации чтения;  • интересна ли школьная программа по литературе современному школьнику;  • урок литературы: его будущее.  Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.  Инновационная   деятельность   педагогов   г.Рыбинска   представлена   следующими направлениями:   внедрение   федеральных   государственных   стандартов,   апробация   учебников нового   поколения,   освоение   продуктивных   педагогических   технологий,   социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов. На базе МУ ДПО «Информационно­образовательный Центр» в 2012­2017 гг.  реализованы комплексные   и   модульные   программы   повышения   квалификации   учителей   /преподавателей предметов гуманитарного цикла:  Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в соответствии с идеологией   Федеральных   государственных   образовательных   стандартов   общего   образования (МУ ДПО ИОЦ);   Современные подходы к реализации междисциплинарных  программ общего образования в условиях ФГОС (МУ ДПО ИОЦ);  Совершенствование   профессиональных   компетенций   учителя   в   области   методики обучения   написанию   сочинений   (с использованием   мультимедийных   возможностей   Интернет­ ресурсов (МУ ДПО ИОЦ);  Основы   проектной   и   учебно­исследовательской   деятельности   учащихся   в филологическом образовании (МУ ДПО ИОЦ);  Работа с текстом как инструмент формирования информационной культуры школьника (МУ ДПО ИОЦ);  УМК по литературе,   соответствующие требованиям ФГОС (под рук.Р.А.Дощинского, доцента кафедры филологического образования МИОО, члена комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ, члена Совета по русскому языку при Президенте РФ, члена Научно­методического совета по учебникам при МОН РФ, к.п.н.);  Подготовка   обучающихся   к   итоговому   сочинению   (изложению)   (ГАУ   ДПО   ЯО   ИРО, 04.2015);  «ФГОС:   изучение   литературы   народов   России»   (ГАУ   ДПО   ЯО   ИРО   совместно   с представителями Ярославской Ассамблеи народов России,  27­30.03.2017). Организовано   участие   в   научно­методических   образовательных   событиях   под руководством ведущих ученых и представителей издательств:  семинар­практикум   «Концептуальные   основы   УМК   «Литература   5­9   классы»   и «Литература   10­11   классы»   под   редакцией   И.Н.Сухих»   (под   рук.   профессора   СПбГУ И.Н.Сухих, к.п.н., доцента Т.В.Рыжкова, изд­во «Академия», ГАУ ДПО ЯО ИРО, 17.06.2013);   семинар­практикум   «Подготовка   обучающихся   к   ЕГЭ   по   русскому   языку»   (под   рук. к.ф.н. А.Г. Нарушевича, ГАУ ЯО ИРО,  9­10.10.2013);  семинар­практикум   «Системный   подход   в   подготовке   к   ГИА   и   ЕГЭ»   (под   рук.   Г.Т. Егораевой, изд­во «Экзамен», ГАУ ДПО ЯО ИРО, 7.11.2013);  семинар­практикум   «Методика   подготовки   к   выполнению   заданий   с   развёрнутым ответом   (ЕГЭ   и   ОГЭ)»     (под   рук.   Г.Т.   Егораевой,   изд­во   «Экзамен»,   ГАУ   ДПО   ЯО   ИРО, 17.11.2014);  семинар   «Содержательные   и   методические   ресурсы   электронных   форм   учебников   по русскому языку и литературе издательства «Русское слово» (под рук.  заместителя начальника информационно­методического   отдела   издательства   «Русское   слово»  Житлевского   Б.Б., 3.04.2017). Совместно со специалистами ГАУ ДПО ЯО ИРО и ФГБОУ ВПО ЯГПУ им.К.Д.Ушинского проведены научно­методические образовательные события:  региональная видеоконференция «Итоги апробации УМК Г.В. Москвина по литературе в 5­6 классах (12.06.2010);  региональный   вебинар   «Проектирование   рабочей   программы   в   соответствии   с требованиями ФГОС в основной школе по предмету «Русский язык» (10.06.2013);  региональный семинар «Критерии оценки итогового сочинения (изложения)» (11.11.2014);  межрегиональная научно­практическая конференция «Проблемы реализации ФГОС ООО на предметах гуманитарного цикла» (23.11.2014);  региональный   вебинар   «Особенности   организации   внеурочной   деятельности   по гуманитарному направлению» (16.04.2014);  региональная   вебконференция   «Проведение   государственной   итоговой   аттестации   по программам   основного   общего   образования»   (ГУ   ЯО   «Центр   телекоммуникаций   и информационных систем в образовании»,  02.2014);    региональный   вебинар   «Подготовка   к   Всероссийскому   конкурсу   сочинений   для координаторов и членов рабочих групп» (ДО ЯО, ГАУ ЯО ИРО, ГОБУ ДОД ЯО «Ярославский региональный инновационно­образовательный центр «Новая школа», 20.08.2015);  всероссийская научно­практическая конференция «Малая родина – большая литература: проблемы развития современной филологии» (ГАУ ДПО ЛО «ИРО», г. Липецк, 13.05.15);  межрегиональный   вебинар   «Изучение   краеведения   в   условиях   введения   ФГОС»   (ГАУ ДПО   ЯО   ИРО,   г.Ярославль,   ГАУ   ДПО   ЛО   «ИРО»,   г.   Липецк,   МУ   ДПО   ИОЦ,   г.Рыбинск, 13.05.15);  межрегиональная   научно­практическая   конференция   «Реализация   ФГОС:   тенденции   и перспективы» (2­3.12.2015);  открытые лекции преподавателей высшей школы для педагогов Рыбинска  «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в средней школе», «Проблемы ГИА и пути их решения», «Диалоговые технологии на уроках русского языка и литературы», «Отражение в русском языке менталитета народа», «Творческие индивидуальности Серебряного века» (2014­ 2017);   региональный семинар «Актуальные вопросы преподавания литературы народов России» (с   участием   председателя   Ярославского   регионального   отделения   Общероссийской общественной организации Ассамблея народов России Н.А. Хасиева, 12.09.2016). Общение педагогов в рамках  научно­методических образовательных событий  привело к тому, что сформировался большой круг учителей­единомышленников.  Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой,   т.е.   системой   обучающих   умений,   позволяющих   ему   осуществлять   учебно­ воспитательную   деятельность   на   профессиональном   уровне   и   добиваться   более   или   менее успешного   обучения,   то   для   перехода   в   инновационный   режим   определяющей   является готовность педагога к инновациям. В течение нескольких лет ведущие педагоги образовательных организаций  №№ 5, 14, 16, 23,   26,   30,   32,   лицей   №2,   гимназия   №   18   осуществляли   научно­методическую (исследовательскую) деятельность по апробации новых УМК по русскому языку и литературе: № 35 по договору ООО «Мнемозина» (г. Москва);  апробация  УМК по русскому языку под редакцией Львовой С.И. на базе МОУ СОШ  апробация УМК по литературе авт. Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.А. Ерохиной на базе МОУ СОШ № 26 по договору с издательским центром «Вентана Граф» (г.Москва);  апробация   УМК   по   русскому   языку   под   редакцией   А.Д.Шмелёва   по   договору   с издательским центром «Вентана Граф» (г.Москва);  апробация УМК  ОС «2100» по договору с федеральным учебно­методическим центром «Школа 2100» (федеральный методический центр, федеральная экспериментальная площадка, г.Москва);  Организационно­педагогические   условия   внедрения   ФГОС   в   образовательный   процесс начальной и основной школы, РИП МОУ лицей №2 (2012­2017 гг). С   2008   года   осуществляется   также   участие   учителей   филологии   в   реализации регионального проекта «Учёный – учебник – ученик» (участники проекта МОУ СОШ №№11, 21, 26, 32, РКК №2). В рамках освоения новых УМК  как  средства достижения образовательных результатов учителями русского языка и литературы были проведены научно­практические  образовательные события:    информационно­методический   семинар   для   учителей   русского   языка   и   литературы образовательных   учреждений   г.Рыбинска   и   Рыбинского   МР   «Новый   УМК   по   литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной» (МОУ СОШ №26, 12.03.10);     межмуниципальный   учебно­методический   семинар   для   учителей   русского   языка   и литературы образовательных учреждений Ярославской области «Новые УМК по литературе, реализующие требования ФГОС» (г.Рыбинск, МОУ СОШ №26, 19.02.13) и др. Сегодня на уроках литературы и во внеурочной деятельности мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника культуры и нравственного здоровья. В.Г. Маранцман подчеркивал необходимость сохранить   для   ученика   «общий   контур   культуры   прошлого   и   настоящего   и   тем   самым подготовить   его   к   осознанному   участию   в   жизни   будущего».   В   решении   этих   проблем неоценимую помощь оказывает краеведение, в том числе литературное. Поэтому одно из приоритетных направлений работы учителя – участие в муниципальных проектах на основе краеведения. Закон Ярославской области «О праздниках и памятных датах Ярославской   области»   (23.12.14)  определил   обязательные  направления  духовно­нравственное воспитание средствами предмета. По инициативе департамента образования в  течение года с учащимися школ города Рыбинска «… в целях развития традиций патриотизма, любви к своему Отечеству,   уважения   к   чести,   доблести   и   мужеству   предыдущих   поколений   …»   ведущими учителями школ, в т.ч. русского языка и литературы проводятся муниципальные  открытые уроки, посвященных празднованию знаменательных событий и дат Ярославской области:  «Расскажи мне мама о Мологе, только не печально, а светло» (8.04.15);  «Полет на Луну» (ко Дню полёта в космос В.В.Терешковой) (16.06.15);  «Преподобный Сергий Радонежский» (14.09.15);  «Его величество театр» (28.09.15);   «Великий флотоводец Фёдор Ушаков» (20.10.15)  и др. Педагоги   школ   –   активные   участники   межведомственной   муниципальной  программы «Театр  глазами   детей».   Рыбинский   кукольный   театр   проводит   совместные   мероприятия   для дошкольников, школьников и их родителей по формированию театральной культуры, знакомит с профессиями   закулисья.   Особое   волнение   испытали   зрители   на  спектакле,   посвященном   70­ летнию   Победы.   Сюжет   "Ленинградской   легенды" основан   на   реальных   событиях,   которые произошли в годы Великой Отечественной Войны в блокадном Ленинграде.   В основной школе реализуется  муниципальная программа «Театр в гостях у школы».  В 2015 году артисты Рыбинского драматического театра по заявке школ проводят театральные уроки в образовательных организациях города. Вызывает   особый   интерес   у   школьников   проведение   выездным   составом   актёров Ярославского театра юных зрителей в общественно­культурном центре г.Рыбинска театральных уроков. На рыбинской сцене оживают герои произведений Пушкина и Некрасова, Фонвизина и Грибоедова, есть прекрасная возможность во время представления стать исполнителем вместе с профессионалами эпизодической роли на сцене.  С   2008   года   учителя   русского   языка   и   литературы   г.Рыбинска   ­   активные   участники регионального проекта кафедры гуманитарных дисциплин ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» «Имя поэта, писателя в культурной жизни Ярославской области»: За 8 лет совместной работы ­ • приняли участие в научно­практических образовательных событиях – межрегиональных семинарах   и   видеоконференциях,   чтениях   «Н.А.Некрасов,   М.М. Пришвин,   М.Е. Салтыков­ Щедрин, Ф.Ф.Ушаков и Ярославский край», «Система работы по литературному краеведению в муниципальных районах области (А.А.Сурков, Л.И.Ошанин)»,     • посетили   литературные   места   Ярославской   области   («М.М. Пришвин   и   Ярославский край»,   2008;   «М.Е.   Салтыков­Щедрин   и   Ярославский   край»,   2009;   «Н.А. Некрасов   и Ярославский край», 2010, 2011, «М.П. Чехов и Ярославский край», 2016 и др.); • провели образовательные экскурсии к памятным местам, связанным с творчеством Ф.А. Абрамова, А.И.Солженицына, В.И.Даля (2015­2017 гг.) и др.; • изучили   литературный   краеведческий   материал   непосредственно   на   конкретных объектах (территориях), связанных с жизнью и творчеством поэтов, писателей;  • пополнили   свою   педагогическую   мастерскую   практическими   методами   познания окружающего мира; • получили   примеры   работы   по   сохранению   и   пропаганде   культурного   наследия   (на примере   объектов   материальной   и   духовной   культуры   Ярославской   области)   и   проявления благотворительности и благотворительной деятельности.  Педагоги   имеют   возможность   участвовать   в   традиционных  научно­практических образовательных событиях:  научно­методический семинар к 270­летию со дня рождения Ф.Ф.Ушакова «Значение и место   духовного   и   ратного   подвигов   Ф.Ф.Ушакова   в   российской   истории»   (ГАУ   ЯО   ИРО, Рыбинский МР, 20.02.2015);    II­ые   открытые   Кузнецовские   культурно­просветительские   чтения   «Рубежи   памяти», посвящённые 1000­летию со дня преставления Святого Равноапостольного Князя Владимира и 70­летию Победы в Великой Отечественной войне 1941­1945 гг. (ГАУ ЯО ИРО, Рыбинский МР, 30.04.2015);  Региональная научно­методическая видеоконференция «Духовно­нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках ОРКСЭ» (ГАУ ЯО ИРО,  14.06.2015);   Ежегодные  Епархиальные  (межмуниципальные) рождественские образовательные чтения (Рыбинская Епархия Русской Православной  Церкви, Администрация городского округа город Рыбинск, Администрация Рыбинского муниципального района, 2012­2017 гг.). Система урочной и внеурочной работы по изучению историко­литературного наследия для реализации   регионального   компонента   ФГОС   требует   от   учителя   профессиональной компетентности, исследовательских и творческих способностей, коммуникативных  умений для воспитания   личности   «в   культурном   контексте».   Созданная   на   муниципальном   уровне социокультурная среда способствует формированию культуроведческих компетенций учителей русского языка и литературы. Волжский город Рыбинск – земля благодатная, потому что связана с жизнью и творчеством известных   земляков   (А.А.   Сурков,   Л.И.   Ошанин,   С.В.   Смирнов,   М.А. Рапов,   Н.М. Якушев, Ю.М. Кублановский   и   др.),   в   том   числе   писателей   и   поэтов,   бывавших   в   г.Рыбинске (П.П. Свиньин, А.Н. Островский,   Н.Г. Гарин­ Михайловский, А.И. Куприн и др.). На провинциальной литературной карте среди знаменитых земляков   есть   много   имен,   возвращенных   из   небытия,   например,   поэт   «серебряного   века» Самуил Киссин (Муни) или писатель­эмигрант Владимир Челищев. Или на протяжении 20 лет на даче   в   деревне   Панфилки   Рыбинского   района,   вдохновляемый   волжскими   пейзажами,   писал стихи, сценарии и даже роман писатель и сценарист Юрий Арабов.   К.К. Случевский,   Гиляровский,   В.А.    муниципальное общеобразовательное Как сохраняется наследие великих земляков­писателей?  3 муниципальным организациям присвоено почетное имя ­  муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №8 им. Л.М.Марасиновой, средняя общеобразовательная школа №28 им. А.А.Суркова, 3 июня 2015 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное присвоению школе № 6 городского округа г.Рыбинск имени поэта­ земляка   Льва   Ивановича   Ошанина.  Большое   значение   для   формирования   образовательного пространства   имеет   то,   как   относятся   к   культурному   наследию   органы   муниципального управления и муниципальные инфраструктуры. Интересен такой факт, что звание «Почетный гражданин города Рыбинска», являющийся высшим признанием заслуг удостоенного им лица перед городом, присваиваемый лицам, которые приумножили историю и славу города,  имеют из награждённых   –   7   литераторов   (Алексей   Александрович   Золотарёв,  Марасинова   Людмила Михайловна,   Ошанин   Лев   Иванович,   Смирнов   Сергей   Васильевич,   Сурков   Алексей Александрович, Кублановский Юрий Михайлович, Рапов Михаил Александрович). учреждение       В 2012 году с целью изучения, сохранения и пропаганды историко­литературного наследия Рыбинского края, создания методических материалов современного формата был разработан муниципальный   проект   «Рыбинск   литературный»,   который   является   составной   частью регионального   проекта   «Имя   поэта,   писателя   в   культурной   жизни   Ярославского   края» (https    ://   sites Цели проекта:   изучение, сохранение и пропаганда историко­литературного наследия Рыбинского края, разработка   методических   материалов   по   использованию   литературного   краеведения   в образовательном процессе, реализующем требования ФГОС;  ­  literaturnyj).  76/  rybinsk    /  liruss      .  google    .  com   /  site   обогащение   культурных   ресурсов   Рыбинского   края,   способствующих   формированию личностных и метапредметных умений школьников,   осуществление продуктивных связей с культурным сообществом;  диссеминация продуктивного педагогического опыта учителей по духовно­нравственному и патриотическому воспитанию на основе литературного краеведения. Стал   традицией   ежегодный   литературно­художественный   фестиваль   (юбилейные, творческие вечера, конкурсные программы, презентации музеев и экскурсионных маршрутов, октябрь). В 2016 году он был посвящен празднованию 80­летнего юбилея  Л.М.Марасиновой ­ просветителя, публициста, общественного деятеля поэтессы. С Рыбинским краем были связаны её социокультурные проекты и программы по возрождению русской провинции. Её имя носит гимназия № 8. На муниципальном конкурсе чтецов звучали искренние слова любви землякам и родному городу. В   рамках   проекта   проводятся   муниципальные   научно­практические   образовательные события   ­   конференции,   семинары   (региональный   научно­методический   семинар     «Рыбинск литературный», ГАУ ДПО ЯО ИРО, МУ ДПО «ИОЦ», частный музей  «Нобели и нобелевское движение», 11.02.2014), встречи, презентации новых экскурсионных маршрутов, интерактивные интеллектуальные   программы   со   школьниками   (в   рамках   торжеств   «Дни   славянской письменности и культуры», «Пушкинские дни»), юбилейные, творческие вечера, посвященные жизни и творчеству Л.И.Ошанина, А.А.Суркова, М.Рапова, Ю.Кублановского и др.), конкурсы театрализаций   школьных   программных   произведений,   литературного   творчества   детей. Презентация   квестов,   разработки   литературных   сайтов   (Интернет­клуб   «Литературная гостиная»   МОУ   СОШ   №10  позволяет   в   активной   для   современных   школьников   форме литературного   взаимодействия   знакомиться   с   известными   и   забытыми   именами   писателей   и поэтов – земляков), заочных экскурсий (сетевая образовательная викторина «Путешествуем по Рыбинску»   МОУ СОШ №20 им. П.И.Батова) – все это результат изучения культуры родного края как в урочное, так и внеурочное время. Использование   образовательных   ресурсов   социума,   расширение   связей   с   окружающей средой   воспитывает   деятельное   отношение   школьников   к   окружающему   миру.   Для   горожан стало привычным слышать в транспорте озвученные школьниками краеведческие миниатюры «Легенды   от   В.И.Рябого»   (известного   рыбинского   краеведа,   публициста,   общественного деятеля) – двухлетний совместный проект ООО ПАТП №1 и общеобразовательных школ.  Популярен литературный салон для педагогов и учащихся (тематические вечера, авторские встречи   на   базе   муниципального   учреждения   дополнительного   профессионального   образования «Информационно­образовательный Центр» и культурно­досуговых центров города). Так 22 апреля 2014 года в МОУ СОШ №12 им.П.Ф.Дерунова состоялся литературный салон «Литературные имена Рыбинского края».   Ведущий мероприятия – рыбинский краевед, один   из   соавторов   «Литературной   карты   Рыбинского   края»   О.Ю.Тишинова.   Заочное путешествие   по   известным   и   неизвестным   местам   родного   города   сопровождалось музыкальными остановками ­ песнями на стихи известных земляков рыбинских бардов Галины Лупандиной, Анатолия Батракова, Виталия Молчанова. За   последние   три   года   в   провинциальном   городе   провели   встречи   с   учителями   и школьниками     В.В.   Нефедов,   краевед,   военный   историк,   учредитель   премии   "За   заслуги   в развитии   краеведения";   писатель   А.А.   Лиханов,   российский   детский   и   юношеский   писатель, общественный   деятель,   президент   Международной   ассоциации   детских   фондов,   директор Научно­исследовательского института детства; Сергей Хомутов, поэт, член Союза писателей России   и   Заслуженный   работник   культуры   РФ;   А.   Витаков   ­   поэт,   прозаик,   бард,   главный редактор   журнала   "Осиянное   слово",   художественный   руководитель   Литературно­ художественного   клуба   "Послезавтра",   член   Союза   писателей   России;   В.Н.   Крупин,   классик современной   русской   литературы,   и   А.Д.   Заболоцкий,   главный   режиссёр   фильмов   «Печки­ лавочки» и «Калина красная», кинооператор в прошлом, писатель и фотохудожник в настоящем, друзья   и   единомышленники   выдающихся   русских   писателей   Валентина   Распутина,   Василия Белова, Виктора  Астафьева,  Василия Шукшина и выдающегося учёного Фатея Шипунова, и многие другие. Интересно прошли вечера с французскими литераторами ­ французским поэтом нового поколения   Кристофом   Маноном   и   французским   писателем   Орельеном   Белланже.   Поэт   и переводчик Нина Сергеевна Дебольская (урожденная Золотарёва) рассказала о своей творческой деятельности,   о   встречах   с   двоюродным   дедом   Алексеем   Золотаревым­младшим,   в   течение многих лет возглавлявшим Рыбинское научное общество. В подарок рыбинским библиотекам Нина Дебольская передала  ряд старинных семейных  книг.  Часть из  них — на французском языке.  В   закрытии   знакового   Года   литературы   в   Рыбинске   участвовал   Павел   Крючков.   Он представил   программу   «Живые   голоса   литературы»,   которая   сопровождалась   видео­   и­ аудиоматериалами с записями голосов Льва Толстого, Сергея Есенина, Максима Горького, Анны Ахматовой и др. «С подлинной русской литературой ничего не случилось, ­ поведал учителям литературы     заместитель   главного   редактора   журнала   «Новый   мир»,   заведующий   отделом поэзии,   старший   научный   сотрудник   Государственного   литературного   музея   («Дом­музей Корнея Чуковского в Переделкине»), литературный обозреватель «Радио России» (программа «Читальный   зал»)   и   ведущий   авторских   программ   на   православной   радиостанции   «Вера».   ­ Величие из нее не ушло, стоит лишь протянуть руку к полке или зайти в библиотеку…» Совместные образовательные события с учителями и школьниками на основе литературного краеведения  позволяют   сопоставить   литературный   материал   основного   и   регионального компонентов,   предоставляют   учащимся   возможность   разобраться   в   вопросе   эстетических отношений   искусства   и   действительности,   сравнить   произведения   разных   художественных уровней, представить картину литературного процесса той или иной эпохи, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества конкретного писателя. Для качественной организации образовательного процесса в соответствии с требованиями нового   Стандарта   по   реализации   регионального   компонента   используются   материалы, разработанные краеведами и педагогами – литературная карта­путеводитель Рыбинского края (составители:   Тишинова   О.Ю.,   Рябой   В.И.,   Романов   Д.В.,   2013)   и   интерактивный образовательный   ресурс   «Литературная   карта   г.Рыбинска»   (составители:   Соловьёва   М.А., Бардыкина Е.Б., 2014). Данные ресурсы высоко оценены специалистами ГАУ ЯО «Институт развития образования», ГОУ ЯО ДПО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», специалистами Департамента туризма Администрации Ярославской области По инициативе Администрации городского округа г.Рыбинск в 2012 году стартовал проект по оформлению школьных кабинетов. В типовом проекте оформления школ реализована идея создания  единой   среды   для   интеллектуального  и   духовного   развития   учащихся  – информационно­эстетического поля, направленного на формирование ценностных ориентаций. Рыбинским издательством ООО Арт­холдинг «МЕДИАРОСТ» (проекты издательства ­ книжная серия «Библиотека ярославской семьи», книги «Путешествие по Рыбинску», «Уроки Вятского» ­ вошли   в число   победителей   X­го   всероссийского   конкурса   региональной   и   краеведческой литературы «Малая Родина» в номинациях «Мой край» и «Увлекательное краеведение») при непосредственном   участии   методистов   МУ   ДПО   «Информационно­образовательный   Центр» оформлены   3   проекта   кабинета   литературы   и   русского   языка,   в   т.ч.   по   литературному краеведению.   Составлена   информация   о   литературном   Рыбинске,   приведены   выдержки   из биографий   писателей   и   поэтов,   цитаты   из   литературных   произведений   о   родном   городе. Предметные аудитории, 8 тематических экспозиций приобрели полностью – 5, частично – 25 школ г.Рыбинска. Выпуск №2 методического журнала МУ ДПО «Информационно­образовательный Центр» г.Рыбинска   посвящён   Году   литературы   в   РФ   «Культурный   контекст   цифрового   века»  где представлены   статьи   педагогов   г.Рыбинска,   г.Ярославля,   Рыбинского,   Тутаевского, Пошехонского районов, известных муниципальных краеведов и литераторов.  Опыт работы муниципальной системы образования получил высокую оценку участников I­ го и II­го Всероссийского съезда краеведов­филологов (2016, 2017 гг.)  ­ это работники сферы образования   и   культуры,   представители   органов   исполнительной   власти,   общественных организаций.   На   проведённых   конференциях,   круглых   столах,   мастер­классах,   встречах, экскурсиях,   выставках   литературы,   организованных   образовательными   организациями, учреждениями   культуры,   туризма   и   спорта   Ярославской   области,   были   представлены актуальные   вопросы   и   эффективные   практики:   краеведческий   аспект   филологического образования, организация краеведческой деятельности в условиях общего и дополнительного образования,   краеведение   как   средство   и   условие   духовно­нравственного   воспитания, краеведческая работа музеев и библиотек.  Современный   формат,   соответствующий   новому   Федеральному   стандарту,   приобрела презентация результатов исследовательской и проектной учащихся по филологии ­ с 2007 года в Рыбинске   педагоги   принимают   участие   в   реализации   муниципальной   программы   поддержки одарённых   детей   «Твой   путь   к   успеху»,   где   выстроена   вертикаль   научно­практических мероприятий, в т.ч. литературоведческой направленности:  • ежегодная  межшкольная   научная   конференция   младших   школьников   «Мы   юные исследователи» (на базе МОУ СОШ №12 им.П.Ф.Дерунова ­ апрель);  ежегодный муниципальный (открытый) конкурс исследовательских работ обучающихся ­ участников туристско­краеведческого движения РФ «Отечество» ­ Золотарёвские краеведческие чтения (секция «Литературное краеведение» ­ на базе МОУ ДОД ЦДЮТЭ им. Е.П.Балагурова, декабрь);  ежегодная Городская открытая научная конференция школьников, посвященная памяти академика   А.А.   Ухтомского   (секции   «Краеведение»,   «Литература»   ­   на   базе   ФГБОУ   ВПО РГАТУ им.П.А.Соловьёва ­ февраль);  ежегодная   Региональная   научно­практическая   конференция   «Шаг   в   будущее»,  обществоведческое направление  филологическое   (секции   литературоведение,   литература; (краеведение);  мировая   художественная   культура  –   на   базе  ГОАУ   СПО   ЯО  «Рыбинский педагогический колледж», февраль). Ежегодно   ММО   учителей   русского   языка   и   литературы   организует  муниципальные конкурсные   программы   с   учащимися  в   рамках   торжеств   «Дни   славянской   письменности   и культуры»   или   юбилейных   дат   писателей­земляков   (интерактивные   интеллектуальные программы   со   школьниками,   конкурсы   театрализаций   школьных   программных   произведений, литературного   творчества   детей,   презентация   результатов   проектной   деятельности   по литературному краеведению, литературные сайты, заочные экскурсии, квесты и др. – совместно с социальными партнёрами). В апреле­мае 2016 года была проведена сетевая образовательная   игра для учащихся на основе страниц исторической повести земляка М.А.Рапова «Зимогоры», где необходимо было прочитать   художественный   текст   книги,   изучить   архивные   материалы,   справки   о   старом Рыбинске,   осуществить   фотосъёмку   современных   улиц   и   городских   зданий,   описываемых   в книге   писателя­земляка.   Инженер–педагог   по   профессии,   историк,   первый   председатель Рыбинского городского общества охраны памятников истории и культуры  (ВООПИиК), он был краеведом по призванию и с исторической точностью воспроизвёл быт и нравы провинциального волжского города начала XIX века. В результате конкурсного мероприятия на основе художественного текста и историко­ культурных   источников   учениками   под   руководством   учителей   разработаны   интересные материалы, которые могут стать базой для создания городского бренда «Рыбинск – столица бурлаков». Методические материалы сетевой игры для учащихся стали основой разработки авторским коллективом   педагогов   МУ   ДПО   ИОЦ,   МОУ   СОШ   №5,   23,   26   муниципального   проекта «Наследие Рыбинска», который стал победителем регионального Интернет­проекта «Попади в десятку!»,   организованного  Ярославским   областным   отделением  Русского   географического общества и Ярославским региональным отделением Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», VIII­го Межрегионального этапа XV­ой Международной   Ярмарки   социально­педагогичемских   инноваций   (г.Ростов).     Разработанные новые   образовательные   ресурсы   «Михаил   Рапов   ­   человек,   учитель,   краевед»,   «Вслед   за зимогорами»   включены   в   региональный   реестр   учебных,   образовательных   экскурсий   для обучающихся научно­педагогической лаборатории школьного краеведения ГАУ ДПО ЯО ИРО (2016). Методические материалы муниципального фестиваля школьников «Читая Н.А.Некрасова», посвященного   195­летию   со   дня   рождения   поэта­земляка,   отмечены   ЯО   УНБ   им.Некрасова дипломом победителя областного конкурса «Отечества достойный сын» в номинации «Лучшее мероприятие для обучающихся, проведенное в 2016 году». Знакомство   с   литературой   родного   края   состоялось   и   в   формате   XI­го   городского конкурса читателей Региональной общественной организации инвалидов «Говорим по­русски» ­ «Читаем   литературу   Ярославского   края»,   где   необходимо   было   представить   отзывы   по   6 литературным жанрам. В конкурсе приняли участие не только учащиеся общеобразовательных классов, но и дети с ограниченными возможностями здоровья (2013­2015). Предметом   особой   гордости   педагогического   сообщества   учителей   русского   языка   и литературы являются высокие достижения обучающихся и коллег. Ежегодно выпускники школ г.Рыбинска – обладатели 100­балльного сертификата ЕГЭ по русскому   языку   и   литературе   (МОУ   СОШ   №1,10,20,24,27,32,35,44,лицей   №2).   Под руководством учителей русского языка и литературы учащиеся образовательных организаций города Рыбинска становятся победителями и призёрами регионального этапа Всероссийского конкурса   сочинений   (2015,   2016),   различных   международных   и   всероссийских   конкурсов   и акций   (Олимпиады   по   основам   наук,   Региональная   телевизионная   гуманитарная   олимпиада «Умники и умницы Ярославии», «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Золотое руно», «Пегас»,   «Я   –   лингвист»,   «Живая   классика   –   2016»,   «Читаем   Альберта   Лиханова»,   «Герои Великой   Победы   –   2016»,   «Открываю   страницы   афганской   войны»,   «Тотальный   диктант», «Пушкинские дни», «Есенинский диктант», «Далевский  диктант» и мн.др.). Ежегодно учителя русского языка и литературы становятся победителями Приоритетного национального   проекта   лучших   учителей   РФ   «Образование»   (10   педагогов   2006­2017   гг.), отмечены   Почетной   грамотой   МОН   РФ,   в   2017   году   Петровой   Светлане   Александровне, учителю русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 с углубленным изучением английского языка присвоено звание «Почетный работник общего образования РФ».     Считаем,   что   педагогическому   сообществу   учителей   русского   языка   и   литературы г.Рыбинска удалось создать профессиональную среду, которая обеспечивает развитие активной педагогической   позиции   учителей,   мотивирует   к   творчеству,   формирует   желание   быть компетентным и соответствовать требованиям к учительству XXI века. ЛИТЕРАТУРА 1. Кукушин,   В.С.   Общие   основы   педагогики:   учебное   пособие   для   студентов педагогических вузов /В.С. Кукушин. – М. : Ростов н/Д : МарТ, 2006. –224 с. 2. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учебное пособие для учебных заведений профтехобразования / К.К. Платонов. – 2­е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984. – 174 с. 3. Слободчиков,   В.И.   Образовательная   среда:   реализация   целей   образования   в пространстве культуры/ В.И. Слободчиков // Новые ценности образования. –М.: 1997. – Вып. 7. – С. 183.

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы

Методическая статья Формирование продуктивной профессиональной среды  для развития современных компетенций учителей русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2017