Методическая разработка «Суд над Раскольниковым»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Суд над Раскольниковым» Развенчивание теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Цели: 1. Раскрыть идею произведения, авторскую позицию. Доказать антигуманность и бесчеловечность теории Раскольникова. Развить у учащегося навыки анализа художественного произведения. 2. Способствовать развитию познавательной деятельности учащегося: речи, искусства логического мышления, умения выражать и отстаивать свою точку зрения. 3. Воспитывать гуманизм, сострадание, ответственность за свои поступки.
Иконка файла материала План урока Моиспанова.docx
Преподаватель Моиспанова Г.Н.                                                         Тема:           «Суд над Раскольниковым»               Развенчивание теории Раскольникова                        (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Цели:     1. Раскрыть идею произведения, авторскую позицию. Доказать анти гуманность   и   бесчеловечность   теории   Раскольникова.   Развить   у   учащегося навыки анализа художественного произведения.                                 2.Способствовать   развитию   познавательной   деятельности учащегося:    речи,   искусства   логического   мышления,   умения   выражать   и отстаивать свою точку зрения.                  3. Воспитывать гуманизм, сострадание,  ответственность за свои поступки. Оборудование урока:  Портрет писателя, иллюстрации к роману художника Шемякина , сделанные из бумаги треуголки и мантии, подборка материала из прессы. Вид урока:                       Урок­ суд                                                    Ход урока: 1. Вступительное слово учителя: « Лик мира сего, ­ писал Достоевский,­ мне   самому   даже   очень   не   нравиться».   Поэтому   всё   его   пронизано острой   болью   и   состраданием   ко   всем   обиженным   и   обездоленным. Наше  сегодняшнее  общество  тоже  больно!  Оставаться  равнодушным, закрывать на это глаза, прятаться от Истины­ значит поддерживать его дальнейшую деградацию и участвовать в ней. Я просила вас подобрать материал   из   прессы,   свидетельствующий   о   больном   сегодняшнем обществе. В обществе, где размыты критерии добра и зла, где « всё дозволено». (Учащиеся озвучивают газетные материалы о норвежском стрелке, преступление  Дмитрия Виноградова и т. д.) Учитель:  Сколько   существует   человечество,   столько   и   существуют попытки изменить и улучшить его. Но как это сделать? Возможно ли изменить мир путём писательского слова?  Указать путь, по которому надо идти, предпринял и Ф. М. Достоевский в своём самом знаменитом романе « Преступление и наказание». ОнИтак,   сегодня   мы   проводим   импровизированный   суд   над поставил   такие вопросы, на которые мы и сейчас не всегда найдём ответ?   Почему   совершаются   преступления?   Что   заставляет   человека идти на преступление: идея, голод, жажда наживы, социальная среда? А может быть некая идея, воцарившаяся в голове человека? Мы   попытаемся   осудить   не   только   преступление,   как   таковое,   но   и идею приведшую к преступлению. Идею « сверхчеловека».    Раскольниковым и его теорией.                      «Суд над Раскольниковым и его теорией» Учитель оглашает участников ролевой игры. Это – судья, обвинитель, адвокат, свидетели:  Разумихин, Мармеладова Соня, Лужин Миколка, Зосимов,   Дуняша.   Оставшиеся   ученики   –   присяжные   заседатели, которые   в   ходе   заседания   ведут   в   тетради   записи   для   обоснования своего решения. Судья:   Слушается дело  об убийстве  коллежской  секретарши, процентщицы Алёны   Ивановны,   и   её   сестры   Лизаветы   бывшим   студентом Раскольниковым.   Для   ознакомления   с   фактами   преступления   слово предоставляется обвинителю. Обвинитель:  Родион Романович Раскольников, бывший студент, находясь в трудном материальном   положении,   проник   в   квартиру   Алёны   Ивановны   под предлогом сдачи в залог часов . Как показало следствие и признание обвиняемого, убийство было запланировано, т.к. Раскольников принёс с собой   средство   убийства   –   топор,   но   жертвой   оказалась   и   сестра процентщицы, Елизавета. Таким образом, Раскольниковым были убиты ни в чём не повинные женщины. ­ Господа присяжные заседатели, перед Вами не обычный преступник, а преступник вооруженный теорией. Теорией о 2­х типах людей. Извольте мне изложить суть этой теории. ( Оглашает суть теории). Более подробно о личности преступника и его теории может рассказать следователь, который вёл это дело. Судья: Слово   Порфирию   Петровичу.   Он   изложил   мотивы   преступления Раскольникова и выразил надежду в полном раскаянии и нравственном воскрешении   преступника.   А   затем   ответил   на   вопросы   адвоката. (Почему он настаивал на явке с повинной?) Адвокат:Господин судья, прошу вызвать в качестве свидетеля защиты студента, разговор которого подслушал Раскольников. ­Вы искренне уверены в том, что жизнь таких людей, как старуха – процентщица,   ничего   не   стоит?   Мог   ли   подслушанный   разговор послужить   субъективной   причиной,   толкнувший   Раскольникова   на преступление? (Выступление студента) Судья: Продолжаем слушать свидетелей защиты. Приглашается Мармеладова Софья Семёновна.  ­Вам первой Раскольников сознался в своём деянии. Как он объяснил мотивы преступления? Вы поверили в то, что он убийца? Как вы думаете, почему он не видел разницы между своим преступлением и Вашим? Что посоветовали Вы Раскольникову? Он выполнил Ваш совет?          (Выступление Сонечки) Судья: Вызывается Зосимов, студент – медик. ­Каким Вы нашли состояние здоровья Раскольникова? (Слово Зосимову) Адвокат: Один судья, я ходатайствую о том, чтобы Суд выслушал ещё одного свидетеля защиты, который как никто другой знает подсудимого – это родная сестра Раскольникова, Авдотья Романовна. Адвокат:Вопрос свидетелю:  «Авдотья Романовна, могло известие о Вашем замужестве, о котором Ваш брат узнал из письма матери, стать решающем в принятии   решения   о   преступлении?  Замечали   ли   Вы   в   своём   брате   черты «сверхчеловека»?   Какую   роль   в   вашей   судьбе   сыграли   Лужин   и Свидригайлов? Могло ли самоубийство Свидригайлова подтолкнуть к явке с повинной? (Выступление Дунечки) Судья:К   делу   прилагается,   в   качестве   доказательства,   предсмертное   письмо Свидригайлова.   (Тексты   письма   учащиеся   подготовили   заранее)   Из   него следует,   что   самоубийство   Свидригайлова   действительно   подтолкнуло Раскольникова к явке с повинной.  Адвокат:  Последний свидетель защиты – Разумихин!    (Выступление Разумихина, который рассказал о благих делах Раскольникова до совершения им преступления) Судья: Переходим к опросу свидетелей обвинения. К присяге приглашается Лужин Пётр Петрович. ­Свидетель Лужин, с какой целью вы хотели встретиться с подсудимым? Что стало причиной Вашей ссоры? (Лужин отвечает на вопросы) Адвокат:  Господин Лужин, а какие цели преследовали Вы, совершив подлог Соне и обвинив   её   в   воровстве?   От   господина   Лебезятникова   нам   стало   известно ваша теория «рваного кафтана». Не видите ли вы общее между Вашей теорией и теорией Раскольникова? (свидетель Лужин объясняет суть теории «разумного эгоизма») Судья:  Приглашается   последний   заявленный   обвинением   свидетель   – Миколка. Свидетель, почему Вы взяли вину другого человека на себя? Знали ли   Вы   лично   подсудимого?   Чем   продиктовано   было   Ваше   стремление очернить себя?   ( Ответ Миколки. Рассказ о младшем брате ) Судья: Последнее слово предоставляется обвиняемому Раскольникову Р.Р. Раскольников говорит о правоте своей теории и личной слабости. О том, что теория созрела не на пустом месте, а в результате наблюдений и раздумий об окружающей   жизни,   о   своих   мыслях   как   переделать   мир,   и     стремлении тысячами   добрых   дел   замолить   своё   преступление.   Перечисляет   четыресубъективные причины, толкнувшие на преступление. И в числе 1 называет письмо от матери, с известием о замужестве Дуни, жертву которой он не в состоянии принять. Говорит о встрече с Мармеладовым и его рассказе об участи   Сонечки,   о   встрече   с   пьяной   девочкой,   о   подслушанном   разговоре студента и офицера, о легко доставшемся орудии убийства. Судья: Преступаем к прениям сторон. (Опережающие задания подготовить материал про PRO и CONTRA) Выступают обвинитель (CONTRA) и защита (PRO). Кроме этого учащиеся зачитывают отрывки из сочинений – миниатюр на тему « В чем заключается актуальность   теории   Раскольникова.   В   чём   близость   её   к   фашизму   и сталинизму?» (Учащиеся   делают   вывод,   что   данная   теория   имеет   катастрофические последствия, и  она может привести к самоубийству мира) Судья:  Господа присяжные заседатели! Вам предстоит определить степень виновности   Раскольникова   в   совершенном   преступлении   и   высказать   свои мнения о возможности воскрешения его души. (   Присяжные   заседатели   высказывают   мнения,   опираясь   на   свои   записи   в тетрадях) Суд удаляется на совещание. Приговор:  Принимая во внимание явку с повинной, болезненное состояние обвиняемого   и   др.   смягчающие   обстоятельства,   определить   Раскольникова Р .Р. на каторжные работы сроком на восемь лет. Подведение итогов урока. Рефлексия:   1.Где и когда происходит « освобождение» Раскольникова от теории? 2. В чём Достоевский видит путь воскрешения героя? Обоснуйте каждое из составляющих этого пути – любовь, страдание, вера! Почему роман Достоевского   «   Преступление   и   наказание»   актуален   в   наше   время? Уходя   с   урока,   задумайтесь   над   тем,   что   нам   не   хватает   красоты, доброты,   любви,   внимания.   И   пусть   ваши   молодые   души   правильноосмыслят   Достоевского,   призывающего   нас   жить   по   совести,   без душевного дефицита. Д/З : Написать сочинение на тему: « Я – адвокат Раскольникова» или  « Я – прокурор по делу Раскольникова»

Посмотрите также