Тема: «Суд над Раскольниковым»
Развенчивание теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цели: 1. Раскрыть идею произведения, авторскую позицию. Доказать антигуманность и бесчеловечность теории Раскольникова. Развить у учащегося навыки анализа художественного произведения.
2. Способствовать развитию познавательной деятельности учащегося: речи, искусства логического мышления, умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитывать гуманизм, сострадание, ответственность за свои поступки.
Преподаватель Моиспанова Г.Н.
Тема: «Суд над Раскольниковым»
Развенчивание теории Раскольникова
(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цели: 1. Раскрыть идею произведения, авторскую позицию. Доказать анти
гуманность и бесчеловечность теории Раскольникова. Развить у учащегося
навыки анализа художественного произведения.
2.Способствовать развитию познавательной деятельности
учащегося:
речи, искусства логического мышления, умения выражать и
отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитывать гуманизм, сострадание, ответственность за свои
поступки.
Оборудование урока: Портрет писателя, иллюстрации к роману художника
Шемякина , сделанные из бумаги треуголки и мантии, подборка материала из
прессы.
Вид урока: Урок суд
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя: « Лик мира сего, писал Достоевский,
мне самому даже очень не нравиться». Поэтому всё его пронизано
острой болью и состраданием ко всем обиженным и обездоленным.
Наше сегодняшнее общество тоже больно! Оставаться равнодушным,
закрывать на это глаза, прятаться от Истины значит поддерживать его
дальнейшую деградацию и участвовать в ней. Я просила вас подобрать
материал из прессы, свидетельствующий о больном сегодняшнем
обществе. В обществе, где размыты критерии добра и зла, где « всё
дозволено». (Учащиеся озвучивают газетные материалы о норвежском
стрелке, преступление Дмитрия Виноградова и т. д.)
Учитель: Сколько существует человечество, столько и существуют
попытки изменить и улучшить его. Но как это сделать? Возможно ли
изменить мир путём писательского слова?
Указать путь, по которому надо идти, предпринял и Ф. М. Достоевский
в своём самом знаменитом романе « Преступление и наказание». ОнИтак, сегодня мы проводим импровизированный суд над
поставил такие вопросы, на которые мы и сейчас не всегда найдём
ответ? Почему совершаются преступления? Что заставляет человека
идти на преступление: идея, голод, жажда наживы, социальная среда? А
может быть некая идея, воцарившаяся в голове человека?
Мы попытаемся осудить не только преступление, как таковое, но и
идею приведшую к преступлению. Идею « сверхчеловека».
Раскольниковым и его теорией.
«Суд над Раскольниковым и его теорией»
Учитель оглашает участников ролевой игры. Это – судья, обвинитель,
адвокат, свидетели: Разумихин, Мармеладова Соня, Лужин Миколка,
Зосимов, Дуняша. Оставшиеся ученики – присяжные заседатели,
которые в ходе заседания ведут в тетради записи для обоснования
своего решения.
Судья:
Слушается дело об убийстве коллежской секретарши, процентщицы
Алёны Ивановны, и её сестры Лизаветы бывшим студентом
Раскольниковым. Для ознакомления с фактами преступления слово
предоставляется обвинителю.
Обвинитель:
Родион Романович Раскольников, бывший студент, находясь в трудном
материальном положении, проник в квартиру Алёны Ивановны под
предлогом сдачи в залог часов . Как показало следствие и признание
обвиняемого, убийство было запланировано, т.к. Раскольников принёс с
собой средство убийства – топор, но жертвой оказалась и сестра
процентщицы, Елизавета. Таким образом, Раскольниковым были убиты
ни в чём не повинные женщины.
Господа присяжные заседатели, перед Вами не обычный преступник, а
преступник вооруженный теорией. Теорией о 2х типах людей. Извольте
мне изложить суть этой теории. ( Оглашает суть теории).
Более подробно о личности преступника и его теории может рассказать
следователь, который вёл это дело.
Судья:
Слово Порфирию Петровичу. Он изложил мотивы преступления
Раскольникова и выразил надежду в полном раскаянии и нравственном
воскрешении преступника. А затем ответил на вопросы адвоката.
(Почему он настаивал на явке с повинной?)
Адвокат:Господин судья, прошу вызвать в качестве свидетеля защиты студента,
разговор которого подслушал Раскольников.
Вы искренне уверены в том, что жизнь таких людей, как старуха –
процентщица, ничего не стоит? Мог ли подслушанный разговор
послужить субъективной причиной, толкнувший Раскольникова на
преступление?
(Выступление студента)
Судья:
Продолжаем слушать свидетелей защиты. Приглашается Мармеладова Софья
Семёновна.
Вам первой Раскольников сознался в своём деянии. Как он объяснил мотивы
преступления? Вы поверили в то, что он убийца? Как вы думаете, почему он
не видел разницы между своим преступлением и Вашим? Что посоветовали
Вы Раскольникову? Он выполнил Ваш совет?
(Выступление Сонечки)
Судья:
Вызывается Зосимов, студент – медик.
Каким Вы нашли состояние здоровья Раскольникова?
(Слово Зосимову)
Адвокат: Один судья, я ходатайствую о том, чтобы Суд выслушал ещё одного
свидетеля защиты, который как никто другой знает подсудимого – это родная
сестра Раскольникова, Авдотья Романовна.
Адвокат:Вопрос свидетелю: «Авдотья Романовна, могло известие о Вашем
замужестве, о котором Ваш брат узнал из письма матери, стать решающем в
принятии решения о преступлении? Замечали ли Вы в своём брате черты
«сверхчеловека»? Какую роль в вашей судьбе сыграли Лужин и
Свидригайлов? Могло ли самоубийство Свидригайлова подтолкнуть к явке с
повинной?
(Выступление Дунечки)
Судья:К делу прилагается, в качестве доказательства, предсмертное письмо
Свидригайлова. (Тексты письма учащиеся подготовили заранее) Из него
следует, что самоубийство Свидригайлова действительно подтолкнуло
Раскольникова к явке с повинной.
Адвокат:
Последний свидетель защиты – Разумихин!
(Выступление Разумихина, который рассказал о благих делах Раскольникова
до совершения им преступления)
Судья:
Переходим к опросу свидетелей обвинения. К присяге приглашается Лужин
Пётр Петрович.
Свидетель Лужин, с какой целью вы хотели встретиться с подсудимым? Что
стало причиной Вашей ссоры?
(Лужин отвечает на вопросы)
Адвокат:
Господин Лужин, а какие цели преследовали Вы, совершив подлог Соне и
обвинив её в воровстве? От господина Лебезятникова нам стало известно
ваша теория «рваного кафтана». Не видите ли вы общее между Вашей теорией
и теорией Раскольникова?
(свидетель Лужин объясняет суть теории «разумного эгоизма»)
Судья: Приглашается последний заявленный обвинением свидетель –
Миколка. Свидетель, почему Вы взяли вину другого человека на себя? Знали
ли Вы лично подсудимого? Чем продиктовано было Ваше стремление
очернить себя?
( Ответ Миколки. Рассказ о младшем брате )
Судья: Последнее слово предоставляется обвиняемому Раскольникову Р.Р.
Раскольников говорит о правоте своей теории и личной слабости. О том, что
теория созрела не на пустом месте, а в результате наблюдений и раздумий об
окружающей жизни, о своих мыслях как переделать мир, и стремлении
тысячами добрых дел замолить своё преступление. Перечисляет четыресубъективные причины, толкнувшие на преступление. И в числе 1 называет
письмо от матери, с известием о замужестве Дуни, жертву которой он не в
состоянии принять. Говорит о встрече с Мармеладовым и его рассказе об
участи Сонечки, о встрече с пьяной девочкой, о подслушанном разговоре
студента и офицера, о легко доставшемся орудии убийства.
Судья: Преступаем к прениям сторон.
(Опережающие задания подготовить материал про PRO и CONTRA)
Выступают обвинитель (CONTRA) и защита (PRO). Кроме этого учащиеся
зачитывают отрывки из сочинений – миниатюр на тему « В чем заключается
актуальность теории Раскольникова. В чём близость её к фашизму и
сталинизму?»
(Учащиеся делают вывод, что данная теория имеет катастрофические
последствия, и она может привести к самоубийству мира)
Судья: Господа присяжные заседатели! Вам предстоит определить степень
виновности Раскольникова в совершенном преступлении и высказать свои
мнения о возможности воскрешения его души.
( Присяжные заседатели высказывают мнения, опираясь на свои записи в
тетрадях)
Суд удаляется на совещание.
Приговор: Принимая во внимание явку с повинной, болезненное состояние
обвиняемого и др. смягчающие обстоятельства, определить Раскольникова
Р .Р. на каторжные работы сроком на восемь лет.
Подведение итогов урока.
Рефлексия: 1.Где и когда происходит « освобождение» Раскольникова от
теории?
2. В чём Достоевский видит путь воскрешения героя? Обоснуйте каждое
из составляющих этого пути – любовь, страдание, вера! Почему роман
Достоевского « Преступление и наказание» актуален в наше время?
Уходя с урока, задумайтесь над тем, что нам не хватает красоты,
доброты, любви, внимания. И пусть ваши молодые души правильноосмыслят Достоевского, призывающего нас жить по совести, без
душевного дефицита.
Д/З : Написать сочинение на тему: « Я – адвокат Раскольникова» или
« Я – прокурор по делу Раскольникова»