Тема: «Суд над Раскольниковым»
Развенчивание теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цели: 1. Раскрыть идею произведения, авторскую позицию. Доказать антигуманность и бесчеловечность теории Раскольникова. Развить у учащегося навыки анализа художественного произведения.
2. Способствовать развитию познавательной деятельности учащегося: речи, искусства логического мышления, умения выражать и отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитывать гуманизм, сострадание, ответственность за свои поступки.
План урока Моиспанова.docx
Преподаватель Моиспанова Г.Н.
Тема: «Суд над Раскольниковым»
Развенчивание теории Раскольникова
(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цели: 1. Раскрыть идею произведения, авторскую позицию. Доказать анти
гуманность и бесчеловечность теории Раскольникова. Развить у учащегося
навыки анализа художественного произведения.
2.Способствовать развитию познавательной деятельности
учащегося:
речи, искусства логического мышления, умения выражать и
отстаивать свою точку зрения.
3. Воспитывать гуманизм, сострадание, ответственность за свои
поступки.
Оборудование урока: Портрет писателя, иллюстрации к роману художника
Шемякина , сделанные из бумаги треуголки и мантии, подборка материала из
прессы.
Вид урока: Урок суд
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя: « Лик мира сего, писал Достоевский,
мне самому даже очень не нравиться». Поэтому всё его пронизано
острой болью и состраданием ко всем обиженным и обездоленным.
Наше сегодняшнее общество тоже больно! Оставаться равнодушным,
закрывать на это глаза, прятаться от Истины значит поддерживать его
дальнейшую деградацию и участвовать в ней. Я просила вас подобрать
материал из прессы, свидетельствующий о больном сегодняшнем
обществе. В обществе, где размыты критерии добра и зла, где « всё
дозволено». (Учащиеся озвучивают газетные материалы о норвежском
стрелке, преступление Дмитрия Виноградова и т. д.)
Учитель: Сколько существует человечество, столько и существуют
попытки изменить и улучшить его. Но как это сделать? Возможно ли
изменить мир путём писательского слова?
Указать путь, по которому надо идти, предпринял и Ф. М. Достоевский
в своём самом знаменитом романе « Преступление и наказание». Он Итак, сегодня мы проводим импровизированный суд над
поставил такие вопросы, на которые мы и сейчас не всегда найдём
ответ? Почему совершаются преступления? Что заставляет человека
идти на преступление: идея, голод, жажда наживы, социальная среда? А
может быть некая идея, воцарившаяся в голове человека?
Мы попытаемся осудить не только преступление, как таковое, но и
идею приведшую к преступлению. Идею « сверхчеловека».
Раскольниковым и его теорией.
«Суд над Раскольниковым и его теорией»
Учитель оглашает участников ролевой игры. Это – судья, обвинитель,
адвокат, свидетели: Разумихин, Мармеладова Соня, Лужин Миколка,
Зосимов, Дуняша. Оставшиеся ученики – присяжные заседатели,
которые в ходе заседания ведут в тетради записи для обоснования
своего решения.
Судья:
Слушается дело об убийстве коллежской секретарши, процентщицы
Алёны Ивановны, и её сестры Лизаветы бывшим студентом
Раскольниковым. Для ознакомления с фактами преступления слово
предоставляется обвинителю.
Обвинитель:
Родион Романович Раскольников, бывший студент, находясь в трудном
материальном положении, проник в квартиру Алёны Ивановны под
предлогом сдачи в залог часов . Как показало следствие и признание
обвиняемого, убийство было запланировано, т.к. Раскольников принёс с
собой средство убийства – топор, но жертвой оказалась и сестра
процентщицы, Елизавета. Таким образом, Раскольниковым были убиты
ни в чём не повинные женщины.
Господа присяжные заседатели, перед Вами не обычный преступник, а
преступник вооруженный теорией. Теорией о 2х типах людей. Извольте
мне изложить суть этой теории. ( Оглашает суть теории).
Более подробно о личности преступника и его теории может рассказать
следователь, который вёл это дело.
Судья:
Слово Порфирию Петровичу. Он изложил мотивы преступления
Раскольникова и выразил надежду в полном раскаянии и нравственном
воскрешении преступника. А затем ответил на вопросы адвоката.
(Почему он настаивал на явке с повинной?)
Адвокат: Господин судья, прошу вызвать в качестве свидетеля защиты студента,
разговор которого подслушал Раскольников.
Вы искренне уверены в том, что жизнь таких людей, как старуха –
процентщица, ничего не стоит? Мог ли подслушанный разговор
послужить субъективной причиной, толкнувший Раскольникова на
преступление?
(Выступление студента)
Судья:
Продолжаем слушать свидетелей защиты. Приглашается Мармеладова Софья
Семёновна.
Вам первой Раскольников сознался в своём деянии. Как он объяснил мотивы
преступления? Вы поверили в то, что он убийца? Как вы думаете, почему он
не видел разницы между своим преступлением и Вашим? Что посоветовали
Вы Раскольникову? Он выполнил Ваш совет?
(Выступление Сонечки)
Судья:
Вызывается Зосимов, студент – медик.
Каким Вы нашли состояние здоровья Раскольникова?
(Слово Зосимову)
Адвокат: Один судья, я ходатайствую о том, чтобы Суд выслушал ещё одного
свидетеля защиты, который как никто другой знает подсудимого – это родная
сестра Раскольникова, Авдотья Романовна.
Адвокат:Вопрос свидетелю: «Авдотья Романовна, могло известие о Вашем
замужестве, о котором Ваш брат узнал из письма матери, стать решающем в
принятии решения о преступлении? Замечали ли Вы в своём брате черты
«сверхчеловека»? Какую роль в вашей судьбе сыграли Лужин и
Свидригайлов? Могло ли самоубийство Свидригайлова подтолкнуть к явке с
повинной?
(Выступление Дунечки)
Судья: К делу прилагается, в качестве доказательства, предсмертное письмо
Свидригайлова. (Тексты письма учащиеся подготовили заранее) Из него
следует, что самоубийство Свидригайлова действительно подтолкнуло
Раскольникова к явке с повинной.
Адвокат:
Последний свидетель защиты – Разумихин!
(Выступление Разумихина, который рассказал о благих делах Раскольникова
до совершения им преступления)
Судья:
Переходим к опросу свидетелей обвинения. К присяге приглашается Лужин
Пётр Петрович.
Свидетель Лужин, с какой целью вы хотели встретиться с подсудимым? Что
стало причиной Вашей ссоры?
(Лужин отвечает на вопросы)
Адвокат:
Господин Лужин, а какие цели преследовали Вы, совершив подлог Соне и
обвинив её в воровстве? От господина Лебезятникова нам стало известно
ваша теория «рваного кафтана». Не видите ли вы общее между Вашей теорией
и теорией Раскольникова?
(свидетель Лужин объясняет суть теории «разумного эгоизма»)
Судья: Приглашается последний заявленный обвинением свидетель –
Миколка. Свидетель, почему Вы взяли вину другого человека на себя? Знали
ли Вы лично подсудимого? Чем продиктовано было Ваше стремление
очернить себя?
( Ответ Миколки. Рассказ о младшем брате )
Судья: Последнее слово предоставляется обвиняемому Раскольникову Р.Р.
Раскольников говорит о правоте своей теории и личной слабости. О том, что
теория созрела не на пустом месте, а в результате наблюдений и раздумий об
окружающей жизни, о своих мыслях как переделать мир, и стремлении
тысячами добрых дел замолить своё преступление. Перечисляет четыре субъективные причины, толкнувшие на преступление. И в числе 1 называет
письмо от матери, с известием о замужестве Дуни, жертву которой он не в
состоянии принять. Говорит о встрече с Мармеладовым и его рассказе об
участи Сонечки, о встрече с пьяной девочкой, о подслушанном разговоре
студента и офицера, о легко доставшемся орудии убийства.
Судья: Преступаем к прениям сторон.
(Опережающие задания подготовить материал про PRO и CONTRA)
Выступают обвинитель (CONTRA) и защита (PRO). Кроме этого учащиеся
зачитывают отрывки из сочинений – миниатюр на тему « В чем заключается
актуальность теории Раскольникова. В чём близость её к фашизму и
сталинизму?»
(Учащиеся делают вывод, что данная теория имеет катастрофические
последствия, и она может привести к самоубийству мира)
Судья: Господа присяжные заседатели! Вам предстоит определить степень
виновности Раскольникова в совершенном преступлении и высказать свои
мнения о возможности воскрешения его души.
( Присяжные заседатели высказывают мнения, опираясь на свои записи в
тетрадях)
Суд удаляется на совещание.
Приговор: Принимая во внимание явку с повинной, болезненное состояние
обвиняемого и др. смягчающие обстоятельства, определить Раскольникова
Р .Р. на каторжные работы сроком на восемь лет.
Подведение итогов урока.
Рефлексия: 1.Где и когда происходит « освобождение» Раскольникова от
теории?
2. В чём Достоевский видит путь воскрешения героя? Обоснуйте каждое
из составляющих этого пути – любовь, страдание, вера! Почему роман
Достоевского « Преступление и наказание» актуален в наше время?
Уходя с урока, задумайтесь над тем, что нам не хватает красоты,
доброты, любви, внимания. И пусть ваши молодые души правильно осмыслят Достоевского, призывающего нас жить по совести, без
душевного дефицита.
Д/З : Написать сочинение на тему: « Я – адвокат Раскольникова» или
« Я – прокурор по делу Раскольникова»
Методическая разработка «Суд над Раскольниковым»
Методическая разработка «Суд над Раскольниковым»
Методическая разработка «Суд над Раскольниковым»
Методическая разработка «Суд над Раскольниковым»
Методическая разработка «Суд над Раскольниковым»
Методическая разработка «Суд над Раскольниковым»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.