«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.
Оценка 4.9

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

Оценка 4.9
Лекции +2
docx
Междисциплинарный 7
Взрослым
26.10.2019
«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.
Прием КУбик Блума позиционируется как тренажер навыков критического анализа в процессе обучения. Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Ученик бросает кубик и отвечает на вопрос, начинающийся со слова, которое выпало на грани. Если ответ дается не полный, то другие дети могут дополнить его или исправить.
Кубик Блума.docx
«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс. Учитель начальных классов : Никитина Анжелика Геннадьевна МОУ СОШ№3 г.Богданович 2019г. МАСТЕР – КЛАСС Тема: Кубик Блума- технология развития критического мышления. Цель: познакомить педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления. Задачи: Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал. Вызвать устойчивый интерес и побудить участников к активной работе на занятии. « Недостаточно иметь хороший ум, главное правильно его использовать» Рене Декарт( французский философ)    Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего ­ это  новый этап в его  жизни и база для всего последующего обучения. Чем же  должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего ­  умением учиться. На I ступени общего среднего образования не ставится  непосредственно цель формирования фундаментальных научных знаний. Задача  состоит в том, чтобы создать фундамент для их усвоения в дальнейшем.  Основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённой  суммы знаний, сколько привитию желания и умения учиться, приобретению  навыков учебной работы.      Именно поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития  критического мышления . Актуальность    развития   критического мышления учащихся вытекает из  особенностей современной  ситуации в государстве. Страна нуждается  в  построении  гражданского общества,   состоящего  из  активных, критически  мыслящих  граждан,  ответственных  за  свою  судьбу  и  судьбу своей страны.      Актуальность проблемы подтверждается также и  тем, что выпускник  современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в  реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и  личностной ответственности.   выявлять, наблюдать, различать  ,классифицировать, оценивать,  критически  анализировать,   моделировать,    делать   выводы,  принимать    продуманные решения. Очевидно, что эти умения  должны формироваться в  учебной среде, в том числе через технологию  развития критического мышления. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я  забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Умение  добывать в  море информации – нужную, подходить к информации критически,  структурировать информацию, фиксировать ее различными способами;  понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной,   схематичной, модельной, переводить ее в словесную форму; проводить анализ,  синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; устанавливать  причинно­следственные связи, подводить под понятие, доказывать – это   познавательные универсальные учебные действия, которые успешно могут быть  сформированы при использовании ТРКМ. Так что же такое критическое мышление?         Во­первых, критическое мышление—это мышление самостоятельное.  Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый фор­ мулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не  может думать критически за нас, мы делаем: это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно  носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы,  чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые  сложные вопросы.             Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы  вправе принять идеи или убеждения другого человека как свои собственные.  Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это словно подтверждает  нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью­то  точку зрения.            Во­вторых, информация является отправным пунктом развития кри­ тического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не  может мыслить критически. Ведь как точно подмечено: трудно думать с  «пустой» головой. Чтобы  породить сложную мысль, нужно переработать гору  интеллектуального «сырья» — фактов, идей, текстов, теорий, данных,  концепций.          Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у взрослых, но  даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и  знаний. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут еще  совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически и  вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и  учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому  обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный  процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным,  непрерывным и продуктивным.          В­третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и  уяснения проблем, которые нужно решить. Человек любознателен по своей  природе. Любопытство есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассников.  Подлинный процесс познания на любом его этапе характеризуется стремлением  познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его  собственных интересов и потребностей.       В­четвертых, критическое мышление стремится к убедительной  аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение  проблемы, подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он  также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается  доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.          В­пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая  мысль оттачивается, когда ею делятся с другими, и, как тонко подметила  философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем­ то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и  обмениваемся  мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою  собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле развития  критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях  всевозможные виды парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии, а  также различные виды письменных работ учащихся.    Учителя, развивающие  критическое мышление у своих учеников, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости,  умения слушать других, ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, критическое мышление — это:  Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем  наложения новой информации на жизненный личный опыт.  Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Таксономия. Таксоноомия — учение о принципах и практике классификации и систематизации сложноорганизованных иерархически соотносящихся сущностей. Принципы таксономии применяются во многих научных областях знаний...(Википедия) Предложенная им теория распределяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную, проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю», «Умею», То есть, ребёнку предлагают не готовое знание, а проблему. А он ,используя свой опыт и познания, должен найти пути решения этой проблемы. Почему мой выбор пал на этот прием? Я решила, что данный прием больше  всего подходит для детей возраста второго класса, т. к. он вносит элемент игры  в урок,  соревнования, а это на данном возрастном этапе очень важно для  ребенка. Мои ученики с интересом восприняли этот прием, но нужно сказать ,  что они и столкнулись с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы по их началу. Поэтому я использую этот прием на уроках закрепления темы.  Этот прием очень хорошо идет при работе в группах. Так как в группе  происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад  в работу. И более слабые ученики не чувствуют себя не востребованными, т. к.  им могут поручить выступать от группы, после работы Методика использования кубика «Блума»  1 Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написано: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.  2.Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать 3.Кубик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Учитель или ученик бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос. Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д. Например басня И.Крылова «Стрекоза и Муравей» , назовите главных героев басни или назови кто написал эту басню. Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогут проверить самые общие знания по теме. Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями. Например: почему Муравей так поступил со Стрекозой. Объясни. Это вопросы уточняющие.Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока. -Ты действительно думаешь, что Стрекоза поступила неправильно? -Ты уверен в поступке Муравья? Предложи. Ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи. Ученик должен объяснить ,как использовать то или иное задание на практике, для решения конкретных ситуаций. Например. Предложи , как бы ты поступил если бы был на месте Стрекозы или на месте Муравья? Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла. Например. Придумай свою версию концовки басни. Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой. Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Мне очень понравилось это произведение, потому что она учит решать проблемы» Варианты использования "Кубика Блума" на уроках Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может  использовать любой учитель­предметник. Возможны два варианта: ­Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на  начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы  работы с кубиком. ­Вопросы формулируют сами учащиеся. Этот вариант требует определенной  подготовки от детей, определенного навыка. Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют  ответы одноклассников. Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию.  Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы. «Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у ребят уже  есть представление о сути темы.   Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала,  то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на  вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый  способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в  ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести  ответственность за работу всех членов команды.   Формулировки для учеников начальной школы грани кубика можно упростить,  но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную  стороны личности.       Например, в 1­2 классах вместо стандартных вопросов можно использовать  следующие: ­Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д. ­Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи  сходства и различия. ­Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С  чем можно сравнить? ­Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие. ­Примени. Приведи примеры использования или покажи применение. ­Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы". Применение «Кубика Блума» на уроке окружающего мира по теме  «Атмосферные осадки, дождь»: Опиши: ­Мелкий, жидкий, мокрый, тёплый, ледяной. Сравни: ­В отличие от снега, дождь идёт весной, осенью, летом, а зимой очень  редко. Предложи ассоциацию: ­Грусть. Сделай анализ: ­Дождь — это вода, которая накапливается в верхних слоях  атмосферы. Примени: ­Можно собирать её для полива комнатных растений. Оцени: ­Увлажняет почву, питает растения, но можно намочить ноги и заболеть.        Мастер­класс Давайте, разделимся на 2­3 группы. Каждая группа будет придумывать вопросы  для Кубика Блума по заданной теме. А следующая группа будет отвечать на  вопросы. Каждой группе придется выбрать предмет. (Русский язык, чтение,  математика) А сейчас выберем тему урока. Вам предлагается за 5­10 минут  составить 6 вопросов по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи  » , « Поделись», «Придумай») Задание: 1.Расшифруйте, что здесь написано. 2 1 3 5 4 А Щ Б К Е Р Ю Т Д Н М В З О С Я Ш К Ж О Г Ц И Э Ч 1 2 3 4 5 Ключ: 3,2; 1,1; 4,1; 5,3; 2,4;.2,2; 4,3; 1,3; 3,5 ; 5,4. (Таксономия) 2.Классификация и систематизация. Виды усвоения Примеры Уровни вопросов усвоения Кто? Что? Узнавание Где? Когда? Правильно ли Понимание я понял…? Как можно Применение применить…? Почему? Анализ Что будет Синтез если..? Оценка Согласен ли ты..? Попробуйте написать Примеры вопросов. Простые Уточняющие Практические Интерпретирую щие Творческие Оценочные 3. Работа с текстом в группах. Каждая группа составляет по три вопроса по граням кубика Блума. Зайчик и Месяц. (В.А.Сухомлинский). Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует. Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит: – Месяц, любимый, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать. Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит: – Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы. Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу: – Спасибо, любимый Месяц, теперь твои лучи тёплые-тёплые. Простые вопрсы: 1.Что это за произведение? Кто его написал? Когда это было? Кто выбежал на опушку? Где происходило действие? Уточняющие вопросы: 2.Вопросы: Правильно ли понял что это сказка? Интерпретирующие вопросы: 3.Почему зайчику стало холодно? Почему он обратился к Месяцу? Творческие вопросы: 4.Вопросы: Что было бы если бы зайчик не обратился к Месяцу? Как бы ты поступил если бы встретил зимой зайчика? Придумай свое окончание сказки? 5.Оценочные вопросы. Что хорошо? Что плохо? Как в реальной жизни можно помочь зимой животным? 4.Составление Текста-рассуждения «Аквариум» Назови : Какого цвета ? Какого размера? Какой он ощупь? Сравни(Укажи сходство и различие) Сравнить аквариум и клетку для птиц. Чем похожи и чем отличаются? Назови ассоциацию. (С чем можно сравнить.) Нельзя детям говорить , что ребенок ошибается. Ассоциации имеют личностный характер. Если ребенок ошибается лучше пусть он объяснит, почему так думает? Сделай анализ.(С чего состоит, сделан?) Проанализировать в целом и отдельно из каких частей? Примени.( Где можно применить?) Можно ли аквариум использовать в жизни для других целей? Оцени.(Что хорошего, что плохого? Почему? )Определить свое отношение. Правильно ли делает человек, что человек содержит животных в аквариуме? Составление текста- описания на тему «Зима». Мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится ученикам, они быстро осваивают технику его использования. А учителю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения учащихся. Рефлексия: Ромашка Блума 32

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.

«Кубик Блума»- приём теории развития критического мышления. Мастер-класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2019