Методическая статья "Использование элементов игровой технологии как эффективного ресурса формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности по иностранному языку».
Оценка 4.9

Методическая статья "Использование элементов игровой технологии как эффективного ресурса формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности по иностранному языку».

Оценка 4.9
Семинары
docx
английский язык +1
2 кл—11 кл +1
25.05.2017
Методическая статья "Использование элементов игровой технологии как эффективного ресурса формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности по иностранному языку».
Статья представляет собой инновационный опыт использования элементов игровых технологий в реализации разноуровнего проекта по иностранному языку на переменах. Данная статья может быть интересная педагогам, желающим разнообразить деятельность обучающихся по предмету, мотивировать их к изучению иностранного языка, а также организовать отработку лексического и грамматического материала без погружения в языковую среду, в интересной для обучающихся форме.
Игры во внеурочной деятельности.docx

Зиньковская Ирина Владимировна, учитель английского языка

МОУ "СОШ №6 с УИОП", г. Надым.

"Использование элементов игровой технологии как эффективного ресурса формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности».

"Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя"

(А.С. Пушкин "Евгений Онегин").      

До недавнего времени владение иностранным языком являлось скорее модным хобби, чем жизненной необходимостью. Знать иностранный язык - означало быть эстетом, принадлежать к определенному кругу в обществе. Но времена меняются… В новом, XXI веке, провозглашѐнном Юнеско веком полиглотов, весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. В связи с этим возрастает роль и значимость обучения иностранному языку. Важным становится воспитать личность, которая будет способна, и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации. Глобальные геополитические и экономические изменения, происходящие в настоящее время, предъявляют новые требования к обучению иностранному языку, в связи с этим несколько трансформировался и классический подход к преподаванию английского языка в школе. Современное общество ждет от нас мыслящих, инициативных, творческих личностей с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить эти требования. Не секрет, что важным в обучении иностранному языку является поиск эффективного ресурса формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. Проблема формирования познавательного интереса - одна из важнейших задач современной школы. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Однако обилие научной литературы неизбежно ставит учителя перед вопросами: с чего начинать, какими критериями руководствоваться в процессе отбора и оценки нового, как ориентироваться в огромном потоке педагогической информации, какие научные идеи использовать в практической деятельности? Вот почему, работая над проблемой формирования познавательных интересов в процессе обучения, я опиралась на идеи и опыт педагогов и психологов, которые занимались исследованием этого вопроса. Например, Г.И. Щукина рассматривает познавательный интерес, как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к еѐ предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. По ее словам, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу движения своих учеников к решению тех целей и задач, которые ставятся в процессе обучения. На базе МОУ СОШ №6 проводился опрос обучающихся  с целью определения уровня познавательного интереса и  мотивации  учащихся к изучению иностранного языка.  В опросе приняли участие обучающиеся  2- 11 классов, которым  было предложено ответить на вопрос «Нравятся ли тебе уроки иностранного языка?» Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что уроки иностранного языка очень нравятся в НОО и СОО, а вот в ООО ответы были  как положительные, так и отрицательные. Так, в 7 классе только 40 % учеников ответили на вопрос утвердительно. Остальные школьники дали ответы: «не очень», «нет», «не знаю». Полученный результат легко объясняется: у младших школьников уровень мотивации высок в силу психологических особенностей данной категории обучающихся (стремление к познанию всего нового, неизведанного), у старших же школьников интерес к предмету сопровождается жизненной необходимостью (ребята путешествуют в иноязычные страны без сопровождения родителей, желают показать свою независимость), а также необходимостью  сдачи ОГЭ или ЕГЭ по предмету "Иностранный язык" для поступления в ВУЗы.  Моя цель, как педагога, была выяснить причину негативного отношения к урокам английского языка у обучающихся 5-8 классов. Для выяснения отношения школьников к технологиям, используемым в учебной деятельности, я провела анкетирование.  Анкета включала в себя следующие вопросы: - Какие виды работы на уроках тебе нравятся больше всего? - Нравится ли тебе внеклассная деятельность по предмету? Ответы свидетельствовали о том, что учащимся очень нравятся игровые формы работы, работа над проектами, а также участие в праздниках, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и марафонах по предмету. На протяжении всей опытно-экспериментальной деятельности мною был сделан акцент на активность учащихся. Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в моей методике. Под принципом активности я понимаю такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Большое внимание было уделено творческому подходу к выполнению заданий, так как творческий характер является существенным признаком учебно-познавательной деятельности. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, таким образом возникла идея разноуровнего проекта "Английский на перемене", цель которого - формировать коммуникативную компетенцию обучающихся через  индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности. Задачи проекта: повышение мотивации к изучению английского языка через игровую и проектную технологии, создание ситуации успеха для каждого обучающегося, обеспечение естественной необходимости многократного повторения обучающимися языкового материала.

Участниками проекта стали обучающиеся ООО и НОО ступеней образования. Программа действий рассчитана на три года. Первый год происходит взаимодействие обучающихся 5 и 2 класса, второй год - 3 и 6 класса, третий год - 7,8 и 4 класса. Работа над проектом включает несколько этапов: начинание и целеполагание, планирование, подготовка проекта, принятие решения, реализация проекта, оценка результатов. На первом этапе учитель-тренер делится с обучающимися своей "проблемой" - учащиеся 2 классов с трудом запоминают английские слова, - обращается за помощью к пятиклассникам, которые, в свою очередь, обсуждают эту проблему, и думают, чем они могли бы помочь ребятам и учителю, учитель же на данном этапе мотивирует обучающихся и выполняет функцию наблюдателя. Обучающиеся принимают решение организовать языковые игры на переменах для второклассников с целью регулярного повторения ими лексических единиц по изученным темам. Игровая технология была выбрана не случайно: в игре все равны. Игра посильна практически каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность являются не менее важными компонентами, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова иностранного языка, снижает боязно ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. В игре всё вымышлено, есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т.е. снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я- это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случае снимается часть психологического стресса при общении. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство уверенности и удовлетворения. 

       Далее обучающиеся переходят к этапу планирования, на котором формируют задачи и уточняют информацию у учителя. Учитель выступает здесь в роли помощника, так как предоставляет обучающимся информацию о пройденных второклассниками темах и необходимом для усвоения вокабуляре.

       На этапе подготовки проекта обучающиеся работают с полученной информацией (в случае необходимости повторяют лексические единицы), выполняют исследования (ищут в интернете разновидности игр, с помощью которых можно закрепить лексические единицы по разной тематике, апробируют друг на друге эти игры, тем самым самостоятельно повторяя материал, изученный во втором классе). Учитель здесь наблюдатель и помощник. Исходя из результатов апробации обучающиеся переходят к следующему этапу - этапу принятия решения, когда они  отбирают для реализации проекта только те игры, которые показались им наиболее эффективными и интересными, учитель становится здесь консультантом, но принятие решения остаётся за обучающимися. Далее наступает самый интересный и самый ответственный этап: реализация проекта. Учащиеся 5 класса на большой перемене приходят в кабинеты второклассников и предлагают им поиграть, разбившись на группы (в классе одновременно проходят 3-4 игры разного вида (ролевая, подвижная, настольная), что позволяет вовлечь в игру каждого желающего). По желанию второклассники могут поиграть за перемену в несколько разных игр. Пятиклассники предложили награждать участников конфетами, которые с удовольствием приносят для малышей из дома. В своей практике я стала иногда угощать и пятиклашек, ведь если они это предложили, значит, им тоже этого хотелось бы, - своего рода стимул. Занятия с обучающимися проводятся 2 раза в неделю, в те дни, когда в расписании уроков нет английского языка, что позволяет погружать обучающихся в языковую среду не два раза в неделю в соответствии с учебной программой, а четыре. Обучающимся ООО приходится много трудится, искать и придумывать игры, чтобы ни в коем случае, второклассникам не наскучила игра и они не потеряли интерес к такой работе с лексикой изучаемого иностранного языка.

      На заключительном этапе - оценке результатов обучающиеся анализируют проведённую работу, высказывают новые идеи, предлагают новые игры, обсуждают наиболее удавшиеся игровые моменты, рассматривают неудачи, анализируя их причины и выдвигают идеи их избежания в будущем, ведут статистику  интереса второклассников к разным видам игр, тем самым переходя от проекта уже к более серьёзной технологии - исследовательской деятельности. 

      Во второй и третий год реализации проекта происходит то же самое, только меняется уровень овладения материалом, меняется лексика и грамматика, качество игр усложняется, так как второклассники уже стали третьеклассниками, а пятиклассники - шестиклассниками, на третий год происходит взаимодействие уже 7 и 4 классов.

      В нашей школе этот проект реализуется уже четвертый год. За этот период мы добились высоких результатов. На протяжении всех 3 лет обучающиеся НОО сохраняют высокую мотивацию к изучению иностранного языка и показывают 100% качество обученности .

Учебный год

Класс

% кач.

2014/2015

Безотметочное обучение

2015/2016

100%

2016/2017

100% (по результатам 2 четверти)

      Хорошо спланированная система работы с обучающимися, реализующими проект, способствовала росту качества обученности обучающихся, задействованных в проекте "Английский на перемене" (так, например, в нынешнем 2016/2017 учебном году: 1 четверть - 62%, 2 четверть - 70%).

      Более того, реализация данного проекта нынешними уже восьмиклассниками позволяет им регулярно повторять материалы, изученные в начальной школе, мотивирует их на повторение этих материалов, так как каждый хочет пойти играть с младшими школьниками, ведь именно там они чувствуют себя максимально  успешными, "знатоками" английского языка, а это стимулирует их на дальнейшие проекты, исследования и открытия.

       Мне же как учителю интересно наблюдать за тем, как происходит личностное становление обучающихся, как развивается креативное и критическое мышление, творческие способности, осознание себя социально активной личностью, уважение мнения других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать (если в пятом классе при подготовке игр возникали конфликтные ситуации между участниками проекта из-за желания большинства играть в определённую игру или с какой-либо конкретной игрушкой, то к седьмому классу подобные конфликтные ситуации практически не возникают, ребята научились самостоятельно находить компромиссные решения и сотрудничать, а не конфликтовать друг с другом).

      Следует отметить положительную динамику и в отборе игр для реализации проекта. Если в 5 классе обучающиеся использовали уже имеющиеся в школе или дома игры для уроков английского языка, то в 6 классе стали использовать обычные русские игры, адаптируя их для повторения английских лексических единиц (так, например, для повторения числительных от 1 до 100 третьеклассникам было предложено поиграть в русскую игру "Лото" на английском языке, а для отработки произношения отдельных слов -  поиграть с хомяком-повторюшкой, только называть ему английские слова, а не русские.). В 7 же классе ребята начали самостоятельно создавать настольные игры по разным темам, используя  сайт http://learnenglishkids.britishcouncil.org/ru/.

      Таким образом, благодаря проекту "Английский на перемене" решается целый ряд педагогических задач, а главное  - повышается качество обученности обучающихся.

      При этом большое значение для стимулирования коммуникативной активности имело не только разнообразие видов деятельности, но и их содержательная сторона. Использование новых, неизвестных материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывали потребность в коммуникации. На уроках мои ученики стали более эмоциональны, у них пробудилось желание активно участвовать в разных видах деятельности.

       После проведенных мною мероприятий учащимся вновь было предложено ответить на вопросы анкеты, и уже 70% учащихся 7 класса написали, что им нравятся уроки английского языка.

       Результаты анкетирования учащихся также свидетельствовали о том, что отношение детей к предмету изменилось в положительную сторону. Проведенное исследование подтвердило еще раз гипотезу о том, что если создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, и, следовательно, качественному росту результатов обучения. По моему мнению, приемов, при которых происходит развитие познавательного интереса, множество. К ним можно отнести ситуации, в которых ученик должен практиковать свободный выбор знаний, создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий, защищать свое мнение, углубляться в процесс познания, выполнять задания, рассчитанные на изучения дополнительной литературы. Следовательно, учителю необходимо разнообразить деятельность, включать в познание элементы игры, вовлекать учащихся во внеклассную, проектную работу, создавать заинтересованность, формируя активную позицию.

       Также в рамках внеурочной деятельности в школе был организованы кружки "Театр на английском" и "Клуб любителей английского языка", где обучающиеся разыгрывают сценки, делают постановки. Я заметила, что уровень познавательного интереса у детей, посещающих такие занятия заметно повысился и качество знаний значительно улучшилось. Приятно осознавать и то, что мои ученики добиваются высоких результатов на ОГЭ и ЕГЭ, побеждают на олимпиадах, становятся призерами различных страноведческих и лингвистических конкурсов.  Конечно, в этом я вижу не только свою заслугу, но, и в первую очередь, заслугу родителей обучающихся, которые во всем поддерживают детей и нередко сами разучивают с ними длинные презентации, помогают разрабатывать проекты. Многие недооценивают роль учителя, но именно от него зависит полюбит ли ученик этот предмет, или будет думать, что у него нет никаких способностей. Ведущая педагогическая идея моей деятельности - это сотрудничество педагога и ученика в процессе обучения на основе взаимного уважения и доверия. Считаю, что такая работа и обучение должны приносить радость и удовлетворение. Я очень хочу, чтобы мои ученики по-настоящему любили мой предмет и страну изучаемого языка. Итак, «To be or not to be», - как писал известный английский поэт, - решать нам! Быть настоящим учителем, вкладывающим душу в свою работу и в своих учеников, или, плыть по течению, - решать нам! Но, не забывайте, что в наших руках дети, которые ждут от нас чуда, доверяют нам, надеются на нас. Не подводите в первую очередь их, будьте педагогом с большой буквы. С гордостью говорите: «Я – учитель»!


 

Зиньковская Ирина Владимировна, учитель английского языка

Зиньковская Ирина Владимировна, учитель английского языка

По ее словам, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу движения своих учеников к решению тех целей и задач, которые ставятся в процессе обучения

По ее словам, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу движения своих учеников к решению тех целей и задач, которые ставятся в процессе обучения

Задачи проекта: повышение мотивации к изучению английского языка через игровую и проектную технологии, создание ситуации успеха для каждого обучающегося, обеспечение естественной необходимости многократного повторения обучающимися…

Задачи проекта: повышение мотивации к изучению английского языка через игровую и проектную технологии, создание ситуации успеха для каждого обучающегося, обеспечение естественной необходимости многократного повторения обучающимися…

На этапе подготовки проекта обучающиеся работают с полученной информацией (в случае необходимости повторяют лексические единицы), выполняют исследования (ищут в интернете разновидности игр, с помощью которых…

На этапе подготовки проекта обучающиеся работают с полученной информацией (в случае необходимости повторяют лексические единицы), выполняют исследования (ищут в интернете разновидности игр, с помощью которых…

В нашей школе этот проект реализуется уже четвертый год

В нашей школе этот проект реализуется уже четвертый год

Мне же как учителю интересно наблюдать за тем, как происходит личностное становление обучающихся, как развивается креативное и критическое мышление, творческие способности, осознание себя социально активной…

Мне же как учителю интересно наблюдать за тем, как происходит личностное становление обучающихся, как развивается креативное и критическое мышление, творческие способности, осознание себя социально активной…

Результаты анкетирования учащихся также свидетельствовали о том, что отношение детей к предмету изменилось в положительную сторону

Результаты анкетирования учащихся также свидетельствовали о том, что отношение детей к предмету изменилось в положительную сторону

Многие недооценивают роль учителя, но именно от него зависит полюбит ли ученик этот предмет, или будет думать, что у него нет никаких способностей

Многие недооценивают роль учителя, но именно от него зависит полюбит ли ученик этот предмет, или будет думать, что у него нет никаких способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017