Методическая статья "Как сделать урок русского языка интересным"
Оценка 5

Методическая статья "Как сделать урок русского языка интересным"

Оценка 5
Лекции
doc
русский язык
Взрослым
24.05.2017
Методическая статья "Как сделать урок русского языка интересным"
Интерес к учению есть там, утверждал В.А.Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, исподволь заставить ребенка мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения, иначе говоря, воспитывать личность? Как научить всех - и сильных, и слабых?
как сделать урок русского языка интересным.doc
Франк  Марина Николаевна Учитель высшей квалификационной категории Как сделать урок русского языка интересным? Интерес   к   учению   есть   там,   утверждал   В.А.Сухомлинский,   где   есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес   у   нынешних   детей   к   учебе,   исподволь   заставить   ребенка  мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться, не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения,  иначе   говоря,  воспитывать   личность?  Как   научить   всех  ­   и  сильных,  и слабых? Многообразие   поисков   на   эти   вопросы   находит   свое   отражение   как   в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы). Отличительный признак нестандартных заданий – это связь с творческой деятельностью обучающегося, самостоятельный поиск обучающимися   путей   и   вариантов   решения   поставленной   учебной   задачи, необычные   условия   работы,   воспроизведение   ранее   полученных   знаний   в незнакомых условиях.        Необычность   заданий   вызывает   у   школьников   удивление   в   начале   их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес не только к изучаемым вопросам, но и к русскому языку как учебному предмету в целом. Приведу примеры таких заданий. Лингвистические "Угадайки"  ­ угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;  ­   расшифровка   пословиц,   поговорок,   фразеологических   оборотов   по отдельным признакам;  ­ разгадывание загадок (в том числе и лингвистических).  Задание 1. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.  "Глаз"   автомобиля.   "Свежезамороженный"   дождь.   "Слово"   регулировщика. "Архитектурное строение" пчел.  Родной   или   крестный.   Шляпка   на   ножке.   Лесной   барабанщик.   Собачья радость.  Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.  1 Задание 2. Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.  1.   Не   воробей.   2.   На   дворе,   на   траве.   3.   Продукт,   который   маслом   не испортишь. 4. Она пуще неволи.  Микроисследования  Задания   этого   типа   предполагают   формирование   у   обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне). Задание 1. Подготовьте развернутый ответ­исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае   рекомендуются   учителем).   Не   забудьте   проиллюстрировать   научные положения и выводы конкретными примерами.  1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?  2. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей?  Задание "На засыпку". "Предметные" (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.  Лингвистический диктант . Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Вода, от воды, к воде...  Математический диктант. Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, 1000 граммов. 100 килограммов. 1000 килограммов. 1000 метров. Кто больше сочинит  Подбирается  несколько   предметных  картинок.  Ребенку   предлагается   найти рифму к названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом соответствующих картинок. Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок.  Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи. К числу более сложных игр относится составление палиндромов. Палиндромы   —   это   слова   или   целые   предложения,   которые   одинаково читаются как слева направо, так и справа налево: Анна, шалаш, казак, наган и др. А роза упала на лапу Азора. Аргентина манит негра. Леша на полке клопа нашел и др. Завершение рассказа 2 Детям   предлагается   начало   какого­либо   рассказа.   Например:   «Стоял   ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...». Составление рассказа с использованием отдельных слов Детям предлагаются отдельные слова. Например:  а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова. Лингвистическая сказка Сказку   на   лингвистическую   тему   "учитель   использует   как   средство, помогающее   организовать   объяснение   нового   материала   и   воспроизведение усвоенного   ранее.   Лингвистическая   сказка   сразу   же   приковывает   внимание учащихся   к   теме,   помогает   им   увидеть   основное   в   изученном   явлении,   легко запомнить главное. Проблемный вопрос, поставленный перед сказкой, нацеливает учеников на активное ее восприятие, так как нужно не просто прослушать, но и искать ответ на заключенную в ней задачу".  Сказка об однородных членах  предложения. В некотором царстве, в некотором государстве жили­были два брата­близнеца. Они были очень похожи и всегда в один голос отвечали на вопросы, которые им задавали.   Все   было   хорошо,   но   они   постоянно   ссорились   и   всегда   гуляли, отделившись друг от друга вредной запятой.  Вот как­то собрались союзы А, НО, И и решили помирить братьев. Но как ни старались  сделать это союзы А и НО, ничего у них не вышло. И лишь милому и доброму союзу И это удалось. Братья Однородные Члены улыбнулись друг другу, выгнали противную запятую и взялись за руки.  С тех пор, когда близнецы гуляют с союзом И, они никогда не ссорятся и не разделяются   запятой.   Но   стоит   союзу   И   отлучиться,   как   запятая   тут   же возвращается. Даже союзы А и Но не в силах ее прогнать. Вот так и живут до сих пор братья Однородные Члены. Следующие  два   задания   одного   типа   –   сочинение,   только   форма образовательного продукта разная: в первом случае сочинение новых слов, а во втором   случае   указан   конкретный   жанр   –   сказка.   Оба   задания   способствуют развитию креативного мышления, направлены на расширение кругозора, развитие логики, пополнение словарного запаса участников путем образования новых слов. В обоих заданиях учтены возрастные особенности младших школьников.                 СОВЕШНИК. Вспомни героев истории про Винни–Пуха. Совешник – так назвала   свой   новый   домик   Сова,   а   как   еще   можно   назвать   ее   дом?   Придумай занимательные   названия   домикам   для   страуса,   бегемота,   черепахи,   пеликана, кенгуру, павлина, суслика.  ГРОМАДНЮЩЕЕ.   Представь,   что   сегодня   на   уроке   ты   неожиданно превратился в Мальчика­с­пальчика или Дюймовочку. Оглядись вокруг. Опиши в форме   сказки,   что   и   кого   ты   видишь,   используя   для   слов   увеличительные суффиксы.  3 Учебный мозговой штурм (УМШ) Развитие творческого стиля мышления, решение творческих, эвристических задач в группах – вот основная его цель. Дидактические ценности: 1.   Это   активная   форма   работы,   хорошее   дополнение   и   противовес репродуктивным формам учебы. 2. Учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли. 3. Участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей.  4.   Учителю   легко   поддержать   трудного   ученика,   обратив   внимание   на   его идею. 5. Наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы.  6.   УМШ   вызывает   большой   интерес   учеников,   на   его   основе   легко организовать деловую игру. Граник Г.Г. Русский язык в школе. ­М., 1972  Литература 1. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. ­М., 1997  2. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. ­ М., 1983 3. 4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. ­М., 1986 5. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. ­Русский  язык в школе. 1997, № 14 6. Тумина. Л.Е. Сказка на уроках русского языка. ­Русский язык в школе, 1995 4

Методическая статья "Как сделать урок русского языка интересным"

Методическая статья "Как сделать урок русского языка интересным"

Методическая статья "Как сделать урок русского языка интересным"

Методическая статья "Как сделать урок русского языка интересным"

Методическая статья "Как сделать урок русского языка интересным"

Методическая статья "Как сделать урок русского языка интересным"

Методическая статья "Как сделать урок русского языка интересным"

Методическая статья "Как сделать урок русского языка интересным"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2017