Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"
Оценка 4.8

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Оценка 4.8
Памятки
docx
естествознание +1
Взрослым
15.10.2019
Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"
Материал методической учебы адресован педагогам дополнительного образования, работающим с одаренными и талантливыми детьми в системе дополнительного образования детей.Даны рекомендации по разработке индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей по различным направлениям деятельности. Подробно прописаны этапы работы над составленияем программы индивидуального маршрута и дана структура написания данной программы
Индивидуального образовательного маршрут как вектор развития одаренных детей.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Методические рекомендации  «Составление и использование индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей».                                   Составитель:                                               Шухлина Людмила Александровна,                                                            Методист МБУДО «ДПШ» Кувандык, 2019год Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К Актуальность. большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Если учащийся, занимающийся в   детском объединении, сможет само­ реализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и про­ фессиональному самоопределению. Для развития одаренности учащимся необходимы как групповые, так и индивидуальные  формы   обучения.   Поиски   в   направлении   разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в   разных   странах.  Большинство   зарубежных   исследователей   склоняются   к тому,   что   предельно  индивидуализировать   образовательную   деятельность ребенка   можно   только   одним   способом   ­   разработать   индивидуальные образовательные   маршруты   для   каждого   учащегося,   исходя   из   его индивидуальных возможностей и особенностей. Индивидуальный образовательный маршрут ­  это образовательная программа,  предназначенная   для   обучения   одного   конкретного   учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный   образовательный   маршрут   поможет   одаренному   ре­ бенку   раскрыть   все   свои   таланты   и   определиться   в   мире   профессий. Использование   индивидуальных   образовательных   маршрутов   в   системе дополнительного   образования   является   одной  из   форм   педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся.  Методика построения индивидуального  образовательного маршрута. Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного учащегося, должен опираться в первую очередь на содержание базовой про­ граммы своего объединения. Главный   вопрос   всякой   образовательной   программы   или   маршрута ­как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального об­ разовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе. Различные   структуры   образовательных   программ   могут   быть представлены простыми геометрическими линиями. Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх  (Рис.1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, та­ ким   образом,  очень   сложно,  потому   что   одаренные   дети,  зачастую,   имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Ре­ шение этих задач в рамках программы, основные требования которых систе­ матичность и последовательность, довольно затруднительно. Другой способ решения ­ структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов  (Рис.2).  В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм. Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. Второй   принцип   при   разработке   индивидуального   образовательного маршрута   возможен,   но   наиболее   продуктивен   ­   третий  (Рис.3) логарифмическая спираль.  ­ Благодаря такой структуре, один и тот же вид деятельности отрабаты­ вается на занятиях периодически, многократно, причем содержание посте­ пенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углуб­ ленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала   открываются   большие   возможности   для   исследовательской   дея­ тельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их ода­ ренности. Определив тип структуры образовательной программы можно присту­ пить к разработке индивидуального образовательного маршрута. Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли счи­ тает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный мар­ шрут должен действовать примерно по такой схеме: ­Определить   уровень   развития   учащегося   (в   т.ч.   его   качества   и способности); ­Очертить   долгосрочные   и   краткосрочные   цели   и   пути   к   их достижению; ­Определить   время,   которое   должен   затратить   учащийся   на   освоение стандартной и специальной программы; ­Предусмотреть участие родителей; ­Определить способы оценки успехов учащегося. Используя   данную   методику,   была  разработана   схема   построения индивидуального   образовательного  маршрута  для  одаренных   детей   в  Доме пионеров и школьников. уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных Диагностика особенностей или одаренности. Определение целей и задач, Которые должны быть достигнуты учащимся по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута. Который должен затратить учащийся на основание базовой и Определение времени, специальной программы. Определение роли родителей в реализации маршрута. Разработка учебно­тематического плана (почасового) Определение   содержания   учебно­тематического   плана,   формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов. Интеграция с другими специалистами. Определение способов оценки успехов учащегося на каждом Итак,   на   основе   базовой   программы   и   данной   схемы   педагог   может этапе освоении маршрута. разрабатывать индивидуальный маршрут. Рассмотрим подробнее этапы: ­   Диагностика  уровня   развития   способностей   учащегося   и   его индивидуальных  особенностей. Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические   работники   в   своей   практической   деятельности,   чтобы   не проглядеть,   не   потерять   одаренность   проявляют   большое   внимание   к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя   дарование,   талант   и   просто   заметные   способности,   педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных. Существует множество методик диагностики уровня развития способ­ ностей и одаренности. Назовем несколько из них: • ребенка; Методика использования личной карточки одаренного • • • • ­ Определение  цели и задачи маршрута.  Методика «Карта одаренности»; Характеристика воспитанника; Анкета для родителей; Пожелания воспитанника. ­  Определение   времени.   Этот   этап   не   должен   вызвать   у   педагога затруднение. В индивидуальном  порядке по согласованию с родителями  и самим   учащимся   срок   действия   маршрута   определяется   в  соответствии  с поставленными целями и задачами.   ­   Определение   роли   родителей    в   реализации   маршрута.   Он предусматривает   участие   родителей  в   разработке   маршрута,   определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)                    ­Разработка   учебно­тематического   плана.   Педагогу  необходимо совместно с учащимися и родителями подобрать темы занятий дополнительно к   темам   из   базовой   программы,   опираясь   на   интересы   воспитанника,   его возможности и поставленные цели. ­  Определение   содержания   учебно­тематического   плана,   формы занятий,   приемов   и   методов,   формы   определения   итогов.   Рассмотрим   его подробнее.   Каждый   одаренный   ребенок   неповторим,   но   существует   много черт   характерных   для   большинства   одаренных  детей.   Учитывая   эти особенности,  можно   очертить   круг   методов   и   технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута. Качество личности 1. Любопытство,  любознательность,   познавательная  потребность. Характеристика качества  личности Любопытство характерно для  каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности.  Ребенок испытывает  удовольствие от умственного  напряжения. Одаренным  детям в большей степени, чем  их нормальным сверстникам,  свойственно стремление к  познанию, исследованию  окружающего мира. Методы и формы Исследовательская  деятельность.  (Например: реферат  по истории  фотографии, по  истории  музыкальной  культуры,  исследование  народного песенного творчества родного  края). 2. Сверхчувствительно сть к проблеме. 3. Склонность к  задачам  дивергентного типа. 4. Оригинальность  мышления. 5. Высокая  концентрация  внимания. 6. Отличная память. Способность видеть проблему  там, где другие не видят  никаких сложностей, где все  представляется как будто  ясным одно из важнейших  качеств, отличающих  истинного творца от  посредственного человека. Способность выдвигать новые  неожиданные идеи,  отличающиеся от широко  известных, а также  способность разрабатывать  существующие идеи, что  особенно  ценится в  художественном творчестве. Синтез памяти и способности  классифицировать,  структурировать,  систематизировать не редко  выражается в склонности к  Проблемные,  ориентированные на  самостоятельную  творческую работу  задания. Творческие задания,  которые допускают  множество  правильных ответов. Работа по  разработке новых  идей или уже  существующих.  (Например: в  хореографии игры и  этюды на создание  определенного  образа). Сложные и  сравнительно  долговременные  задания. Задание по ведению  летописи, собирание материала для  музея. 7. Способность к  оценке. коллекционированию. Производное критического  мышления. 8. Широта интересов. Одаренные дети могут если не все, то многое. Задание по анализу  собственной или  чужой деятельности. (Например: педагог  вместе с  воспитанником  посещает выставку  известного  художника и  анализирует его  творчество). Развивать и  поддерживать  широту интересов  (Например: добавить занятие с другими  специалистами). Используя данную таблицу, педагог может подобрать методы работы с одаренным   ребенком   по   индивидуальному   образовательному   маршруту   и добавить их к традиционным методам из базовой программы. Что   касается   рекомендуемых   форм   занятий,   они   разнообразны (приложение 1). Форма   подведения   итогов   используемых   в   индивидуально­ образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны (приложение 2).   ­Интеграция   с   другими   специалистами.   Разработчик   маршрута, проанализировав   результаты   диагностики   и   исходя   из   содержания   учебно­ тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если учащийся занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом,   или   если   по   результатам   диагностики  выяснилось,   что   у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом). ­Определение способов оценки и самооценки успехов учащихся. Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с учащимся. Предлагается   проводить   оценку   успехов   на   каждом   этапе   освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагно­ стики. Самооценку   учащийся   может   провести   по   схеме   самоанализа (приложение 3).                                                                                 Возможные   формы   занятий   для   одаренных   учащихся, Приложение №1 занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту. 1 Игра. 2 Беседа. 3 Экскурсия. 4 Бенефис. 5 Наблюдение. 6 Практическое занятие. 7 Размышление. 8 Тренинг. 9.Творческий отчет. 10. Творческая мастерская. 11. Эксперимент. 12.Беда эвристическая. 13.Круиз. 14.Мозговой штурм. 15. «Фабрика». 16.Урок погружение.                                                                                                                 Приложение№2   Схема самоанализа учащегося, обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту. 1. Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Какие   действия   я   спланировал   для   достижения   цели?   (Что   я должен сделать?)__________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 3. Удалось   ли   мне   реализовать   задуманное?   (Что   я   сделал   для достижения цели?) _________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 4. Какова   эффективность   моих   действий?   (Чему   научился?   Что необходимо еще сделать?) ___________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________                                                                            Приложение №3 Возможные формы подведения итогов. 1 2 3 4 5 6 7 8 Концерт. Открытое занятие. Показ достижений. Зачетная работа. Экзамен. Тест. Рефлексия. Персональная выставка.

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития одаренных и талантливых учащихся"

Методическая учеба на тему "Индивидуальный образовательный маршрут- как вектор развития  одаренных и талантливых учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2019