Статья "Экологическое воспитание в условиях учреждения дополнительного образования детей"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
естествознание +1
Взрослым
20.09.2019
Из опыта работы по экологическому воспитанию в условиях учреждения дополнительного образования, основанного на системе работы по подготовке и проведению экологических мероприятий и акций с учащимися учреждения и привлечением в них школьников образовательных школ. Разнообразие форм и содержания работы по экологическому воспитанию находит поддержку среди педагогического сообщества города Курска.
статья экологическое образование ....docx
Экологическое образование в условиях учреждения
дополнительного образования детей
Королева Валентна Никлаевна, педагогорганизатор МБУ ДО
«Дворец пионеров и школьников г. Курска»
Аннотация: Из опыта работы по экологическому воспитанию в
условиях учреждения дополнительного образования, основанного на
системе работы по подготовке и проведению экологических мероприятий
и акций с учащимися учреждения и привлечением в них школьников
образовательных школ.
Актуальность широкого экологического образования определяется
множеством причин. Среди них важнейшей является резкое ухудшение
экологической обстановки на Земле. Много тысяч лет назад человек старался
избавиться от власти природы, пытался взять над ней верх, и вот прошло
время, когда человек приобрел огромную силу. Его взаимоотношения с
природой стали совсем иными. Взаимовлияние человека и природы может
быть как положительным, так и отрицательным, и это зависит от того, кем мы
себя считаем, кто мы – гости или хозяева, созидатели или разрушители
природного интерьера,
впоследствии страдающие от собственной
самоуверенности.
Поэтому государство поставило
Экологическая проблема взаимодействия человека и природы и
воздействия общества на окружающую среду стала наиболее острой и приняла
огромные масштабы.
задачу
совершенствования экологического образования подрастающего поколения.
Целью экологического образования школьников является воспитание
ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели
возможно при условии целенаправленной работы по формированию у детей
экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к
природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
Одним из направлений деятельности Дворца пионеров и школьников
является естественнонаучное, которое
объединяет обучающихся по
развивающим общеобразовательным программам «Эколюм», «Биоэкология»,
«Окружающий мир», «Космические горизонты», «Занимательная физика», их
родителей, педагогов, а так же учащихся и учителей общеобразовательных
школ.
Процесс образования и воспитания строится таким образом, чтобы
формировать и углублять знания детей о природе, стимулировать их
стремление охранять природу родного края, вырабатывать умение и навыки
природоохранительной деятельности,
формировать убежденность в
необходимости бережного отношения к окружающей среде, к природным
ресурсам. Ввести каждого ребенка в мир природы, научить его понимать ее,
воспитывать бережное отношение к ней – основа экологического образования.
И достичь это возможно по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных формирование системы знаний об экологических
проблемах современности и пути их разрешения;
развивающих развитие системы интеллектуальных и практических
умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды
своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране
окружающей среды:
интеллектуального (способности к анализу
экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к
универсальной ценности),
нравственного (воли и настойчивости,
ответственности);
воспитательных формирование мотивов, потребностей и привычек
экологически целесообразного поведения и деятельности, а также здорового
образа жизни.
Мы понимаем, что от того, каким ребенок сможет увидеть окружающий
мир, какое место он отведет себе в этом мире, как простроит свои
взаимоотношения с ним, зависит его жизнь и то, каким будет этот мир.
Содержание экологического образования в условиях Дворца пионеров
вырабатывается в соответствии с современными подходами к пониманию, как
проблем окружающей среды, так и актуальных задач подготовки
подрастающего поколения к жизни. Здесь важное место занимает создание
условий для развития у детей причастности к решению экологических
проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и
содействию улучшения экологической обстановки нашего края, через
привлечение общественности к местным экологическим проблемам. Это
определяет сущность обучения и развития детей, т.е. формирование
экологической культуры личности.
Работа по формированию экологической культуры личности ребенка
нами осуществляется по трем направлениям деятельности.
Первое,
эмоциональноценностное,
ориентировано на развитие
эмоциональных, ценностных, перецептивных навыков взаимодействия с
природой. Задачами данного направления являются развитие экологической
ответственности, воспитание бережного отношения к природе, развитие
ценности экоцентрического типа сознания. В рамках данного направления
проводятся экскурсии в музеи природы, сезонные экскурсии в природу,
экскурсии в заповедные места, проведение бесед по охране окружающей
среды, проведение акций «Кто, если не мы?», «Берегите воду», «Покормите
птиц зимой».
В ходе акции её участники познакомились с особенностями Детского
парка и его обитателями – зимующими птицами, узнали об особенностях их
питания, сделали запас кормов и развесили кормушки. В соответствии с маршрутным листом команды школ прошли по станциям
познавательно маршрутной игры «Птицы – наши друзья», где выполнили
конкурсные задания, а в конце развесили кормушки и насыпали в них корм.
Второе интеллектуальноразвлекательное направление ориентировано
на развитие когнитивных представлений о мире природы. Задачами данного
направления является привлечение внимания обучающихся к проблемам
охраны окружающей среды через исследовательскую деятельность;
популяризация бережного отношения к природе средствами художественного
творчества. По данному направлению ежегодно в рамках городской
воспитательной программы Эрудит»
проводится городская конференция
школьников по экологии «Природа и Курский край: «Охрана окружающей
среды как одна из проблем современных городов», День экологии, где
обсуждались такие проблемы, как: «Если я стану губернатором Курской
области: мои мысли и планы по сохранению природы родного края», «Мы и
экология. Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке»,
экологический проект "Принеси пользу своему городу», «Зеленая улица,
Зеленый город, Зеленая планета». Такие формы работы позволяют
обучающимся Дворца пионеров и учащимся общеобразовательных школ
устанавливать творческие
работниками
природоохранных
области,
занимающимися проблемами охраны окружающей среды.
учеными нашего города,
контакты между собой,
комитетов,
И третье направление – деятельностное,
ориентировано на
приобретение конкретных навыков природоохранного взаимодействия
ребенка и природы.
Задачами направления являются развитие
непрагматичных ориентиров экологической деятельности; приобретение
опыта практического взаимодействия с природой. В рамках данного
направления нами с 1991 года организуется и проводится городская неделя
родного края «Мой край родной», где один день посвящен экологии. В
последние годы участникам недели предлагалось участие в проектах «Живой
символ малой родины», «Моей Отчизны уголок – памятники природы», а в
этом юбилейном году предлагается экологический проект по теме «На наш
взгляд цветком Победы можно считать….. », закладка сиреневой аллеи.
Основной задачей такой деятельности является поиск и поддержка детей и
подростков, проявляющих интерес к опытнической, исследовательской,
практической работе по сохранению природных и искусственно созданных
экосистем, активизации деятельности образовательных учреждений по
естественнонаучному направлению.
Таким образом, созданная и реализуемая Дворцом пионеров и
школьников города Курска система мероприятий разнообразного уровня
затрагивает практически все аспекты экологического образования, что
обеспечивает создание системы непрерывного экологического образования.
Литература 1. Аксенова М. «Энциклопедия для детей. Биология Т. 2». М., 1997.
2. Аксенова М. «Энциклопедия для детей. География. Т. 3». М.. 1997.
3. Адольф Т.А., Давыдова М. М. «Заповедными тропами». М., 1988.
4. Кабанова Р.В. «География Курской области». Курск, 2000.
5.
Кащеев Е.Л. и др. «Путешествие в мир природы». М., 2009.
«Красная книга РСФСР. Животные». М., 1985.
6.
7.
«Красная книга Курской области Т. 1,2». Тула, 2001.
8. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. «Экология, здоровье и природопользование в
России». М., 1998.
Статья "Экологическое воспитание в условиях учреждения дополнительного образования детей"
Статья "Экологическое воспитание в условиях учреждения дополнительного образования детей"
Статья "Экологическое воспитание в условиях учреждения дополнительного образования детей"
Статья "Экологическое воспитание в условиях учреждения дополнительного образования детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.