Методические аспекты работы с одарёнными детьми
Оценка 4.8

Методические аспекты работы с одарёнными детьми

Оценка 4.8
docx
30.04.2020
Методические аспекты работы с одарёнными детьми
Методич. аспекты работы с одарёнными детьми.docx

 Алексина Е.Ю., учитель истории

 и обществознания высшей категории

МБОУ гимназии № 2 г. Георгиевска .

 

Методические аспекты

работы с детьми, проявившими выдающиеся способности по обществознанию и праву (Слайд 1)

 

Одно из направлений моей педагогический деятельности – работа с детьми, проявляющими повышенную мотивацию к изучению обществознания и права. 

Можно выделить несколько этапов в работе по данному направлению (Слайд 2):

1)    Выявление детей, способных изучать обществознание и право на повышенном уровне:

*    интеллектуальные марафоны проводятся в гимназии с 1 по 8 классы. Задания повышенного уровня сложности позволяют выявить детей, способных решать проблемные задания по обществознанию и праву.

*    совместная работа педагога с психологом по выявлению одарённых детей в области гуманитарных знаний.

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции: поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

Не вступая в спор ни с одной из сторон, для себя я определила в понятие «одарённого» - ребёнка, имеющего способности и потенциал дальнейшего развития этих способностей в том или ином виде деятельности.

Психологом проводятся исследования, которые помогают мне в работе с одарёнными детьми, например:

1.                 Интеллектуальная шкала Векслера для определения уровня общего интеллекта.

2.                 Диагностический тест для учащихся «Способности школьника».

3.                 При выявлении одарённости  используются  коучинг–приёмы, которые ускоряют процесс определения одарённости и обработку результатов.

4.                 Тест структуры интеллекта Амтхауэра (SIT) и др.

 

*    (Слайд 3) Участие детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах помогает повысить мотивацию к изучению обществознания, права; стимулирует ребят использовать различные источники информации.

 

2)    (Слайд 4) Индивидуальная работа с обучающимися и их родителями проводится с целью формирования позитивного отношения к участию в олимпиадном движении. Кроме желания самого ребёнка участвовать в олимпиадах различного уровня, много работать, очень важна поддержка родителей.

 

Только взаимодействие, сотрудничество учителя, обучающегося и родителей может дать положительные результаты.

3)    Составление индивидуального маршрута интеллектуального развития каждого ученика (Слайд 5).

4)    Подготовка к олимпиадам по обществознанию и праву различного уровня:

-  отработка теоретического материала, работа в группах и индивидуальная работа с каждым учащимся с использованием как традиционных технологий, дающих положительный результат, так и инновационных.  Например (Слайд 6):

*    технология интерактивного обучения,

*    кейс-технологии,

*    «мозговой штурм»,

*    технология проведения дискуссий,

*    информационные технологии дают возможность ученикам работать с информацией на разных носителях: печатные средства, электронные и сетевые (информационные ресурсы сети Интернет), позволяют индивидуализировать процесс подготовки к олимпиадам. Сущуствует огромное количество ресурсов, которые можно использовать. Например, (Слайд 7) большие возможности даёт портал "Российская электронная школа" как при индивидуальной работе, так и групповой. 

*    технологии развития критического мышления (инвентаризация знаний, таблица ЗХУ, кластер и др.) (Слайд 8-11)

*    имитационно-игровое обучение,

*    проектно-исследовательская деятельность,

*    коучинговый подход. (Слайд 12) Коучинговый подход в отношениях с детьми  - это когда мы выстраиваем позитивный диалог с ребенком и даем  позитивную обратную связь, задаем  вопросы, намечаем действия, усиливаем мотивацию и создаем поддерживающее окружение.  Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.

В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.

         Модель процесса коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:

1.     Постановка цели и осознание её реальности.

2.     Анализ необходимых составляющих успеха.

3.     Анализ имеющихся возможностей.

4.     Определение путей достижения цели, выбор стратегии.

5.     Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

 

- (Слайд 13-16) выполнение заданий олимпиад прошлых лет муниципального, регионального, всероссийского этапов. В своей практической деятельности я использую следующие сайты:

·        http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/obs.php, http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/pra.php - Всероссийская олимпиада школьников и международные олимпиады школьников по общеобразовательным предметам;

·        http://vos.olimpiada.ru/ - Этапы всероссийской олимпиады школьников в г. Москве;

·        http://минобрнауки.рф/олимпиада - информация о всероссийской олимпиаде школьников на сайте министерства образования РФ.

 

- (Слайд 1-19) отработка заданий вузовских олимпиад с использованием архивов заданий:

·        https://olymp.msu.ru/ - Олимпиада школьников «Ломоносов»

·        https://pvg.mk.ru/ - Олимпиада «Покори Воробьёвы горы»

·        http://olympiada.spbu.ru/ - Олимпиада Санкт-Петербургского университета

·        https://rgup.ru/?mod=pages&id=151 – Олимпиада «Фемида» (Российский государственный университет правосудия)

·        https://www.msal.ru/content/abiturientam/kutafinskaya-olimpiada-shkolnikov-po-pravu/informatsionnaya-spravka/ - Кутафинская олимпиада школьников по праву

·         https://olymp.hse.ru/mmo/ - «Высшая проба» (НИУ-ВШЭ) и др.

Сложившаяся система работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности по обществознанию и праву, даёт позитивные результаты.

(Слайд 20-23)За последние 5 лет мои ученики добились высоких результатов на олимпиадах различного уровня по обществознанию, праву и истории:

- муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников - 20 победителей, 29 призёров;

- региональный этап – 2 победителя, 6 призёров;

- заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по праву – 1 призёр;

- (Слайд 24-29) всероссийские олимпиады, включённые в перечень олимпиад, дающих право льготного поступления в высшие учебные заведения, - 8 человек (олимпиады МГУ, СПбГУ, МГИМО, НИУ-ВШЭ, Финансовая академия).

 (Слайд 30-33)Участники олимпиадного движения успешно сдают ЕГЭ по обществознанию (90-95 баллов), поступают в ведущие вузы страны (МГИМО, МГУ, СПбГУ, НИУ-ВШЭ, МГЮА им. Кутафина, РГУП и др.) и подтверждают свои знания уже на новом уровне.

Мы продолжаем сотрудничество с ребятами и после окончания гимназии. (Слайд 34) Они принимают активное участие в работе нашего научного общества старшеклассников «НИКА», проводят мастер-классы, делятся своим опытом участия в олимпиадном движении.

(Слайд 35-37) И завершить своё выступление я хотела бы словами Оноре де Бальзака «Талант — это развитие природных склонностей». Главная цель любого педагога - вовремя заметить природные склонности в каждом ребёнке и помочь им развиться в талант.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Алексина Е.Ю., учитель истории и обществознания высшей категории

Алексина Е.Ю., учитель истории и обществознания высшей категории

Слайд 3) Участие детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах помогает повысить мотивацию к изучению обществознания, права; стимулирует ребят использовать различные источники информации

Слайд 3) Участие детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах помогает повысить мотивацию к изучению обществознания, права; стимулирует ребят использовать различные источники информации

Слайд 12) Коучинговый подход в отношениях с детьми - это когда мы выстраиваем позитивный диалог с ребенком и даем позитивную обратную связь, задаем вопросы, намечаем…

Слайд 12) Коучинговый подход в отношениях с детьми - это когда мы выстраиваем позитивный диалог с ребенком и даем позитивную обратную связь, задаем вопросы, намечаем…

Олимпиада «Фемида» (Российский государственный университет правосудия) · https://www

Олимпиада «Фемида» (Российский государственный университет правосудия) · https://www
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020