Алексина Е.Ю., учитель истории
и обществознания высшей категории
МБОУ гимназии № 2 г. Георгиевска .
Методические аспекты
работы с детьми, проявившими выдающиеся способности по обществознанию и праву (Слайд 1)
Одно из направлений моей педагогический деятельности – работа с детьми, проявляющими повышенную мотивацию к изучению обществознания и права.
Можно выделить несколько этапов в работе по данному направлению (Слайд 2):
1) Выявление детей, способных изучать обществознание и право на повышенном уровне:
интеллектуальные марафоны проводятся в гимназии с 1 по 8 классы. Задания повышенного уровня сложности позволяют выявить детей, способных решать проблемные задания по обществознанию и праву.
совместная работа педагога с психологом по выявлению одарённых детей в области гуманитарных знаний.
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции: поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.
Не вступая в спор ни с одной из сторон, для себя я определила в понятие «одарённого» - ребёнка, имеющего способности и потенциал дальнейшего развития этих способностей в том или ином виде деятельности.
Психологом проводятся исследования, которые помогают мне в работе с одарёнными детьми, например:
1. Интеллектуальная шкала Векслера для определения уровня общего интеллекта.
2. Диагностический тест для учащихся «Способности школьника».
3. При выявлении одарённости используются коучинг–приёмы, которые ускоряют процесс определения одарённости и обработку результатов.
4. Тест структуры интеллекта Амтхауэра (SIT) и др.
(Слайд 3) Участие детей в дистанционных олимпиадах и конкурсах помогает повысить мотивацию к изучению обществознания, права; стимулирует ребят использовать различные источники информации.
2) (Слайд 4) Индивидуальная работа с обучающимися и их родителями проводится с целью формирования позитивного отношения к участию в олимпиадном движении. Кроме желания самого ребёнка участвовать в олимпиадах различного уровня, много работать, очень важна поддержка родителей.
Только взаимодействие, сотрудничество учителя, обучающегося и родителей может дать положительные результаты.
3) Составление индивидуального маршрута интеллектуального развития каждого ученика (Слайд 5).
4) Подготовка к олимпиадам по обществознанию и праву различного уровня:
- отработка теоретического материала, работа в группах и индивидуальная работа с каждым учащимся с использованием как традиционных технологий, дающих положительный результат, так и инновационных. Например (Слайд 6):
технология интерактивного обучения,
кейс-технологии,
«мозговой штурм»,
технология проведения дискуссий,
информационные технологии дают возможность ученикам работать с информацией на разных носителях: печатные средства, электронные и сетевые (информационные ресурсы сети Интернет), позволяют индивидуализировать процесс подготовки к олимпиадам. Сущуствует огромное количество ресурсов, которые можно использовать. Например, (Слайд 7) большие возможности даёт портал "Российская электронная школа" как при индивидуальной работе, так и групповой.
технологии развития критического мышления (инвентаризация знаний, таблица ЗХУ, кластер и др.) (Слайд 8-11)
имитационно-игровое обучение,
проектно-исследовательская деятельность,
коучинговый подход. (Слайд 12) Коучинговый подход в отношениях с детьми - это когда мы выстраиваем позитивный диалог с ребенком и даем позитивную обратную связь, задаем вопросы, намечаем действия, усиливаем мотивацию и создаем поддерживающее окружение. Коуч вместе с учеником должен осуществлять постоянный мониторинг процесса достижения промежуточных целей и оценку достигнутого, которая проводится после каждого этапа. На этой стадии учащийся должен найти для себя ответы на следующие ключевые вопросы: «Достигнуты ли поставленные цели?», «Какие изменения были внесены в планы и почему?», «Чему научил данный опыт?», «Что я сделаю теперь по-другому?» и т.д.
В результате ученик должен рассматривать свои ошибки и неудачи не как проигрыш или провал, а как ценный опыт, который позволит более эффективно продвигаться вперед.
Модель процесса коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:
1. Постановка цели и осознание её реальности.
2. Анализ необходимых составляющих успеха.
3. Анализ имеющихся возможностей.
4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
- (Слайд 13-16) выполнение заданий олимпиад прошлых лет муниципального, регионального, всероссийского этапов. В своей практической деятельности я использую следующие сайты:
· http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/obs.php, http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/pra.php - Всероссийская олимпиада школьников и международные олимпиады школьников по общеобразовательным предметам;
· http://vos.olimpiada.ru/ - Этапы всероссийской олимпиады школьников в г. Москве;
· http://минобрнауки.рф/олимпиада - информация о всероссийской олимпиаде школьников на сайте министерства образования РФ.
- (Слайд 1-19) отработка заданий вузовских олимпиад с использованием архивов заданий:
· https://olymp.msu.ru/ - Олимпиада школьников «Ломоносов»
· https://pvg.mk.ru/ - Олимпиада «Покори Воробьёвы горы»
· http://olympiada.spbu.ru/ - Олимпиада Санкт-Петербургского университета
· https://rgup.ru/?mod=pages&id=151 – Олимпиада «Фемида» (Российский государственный университет правосудия)
· https://www.msal.ru/content/abiturientam/kutafinskaya-olimpiada-shkolnikov-po-pravu/informatsionnaya-spravka/ - Кутафинская олимпиада школьников по праву
· https://olymp.hse.ru/mmo/ - «Высшая проба» (НИУ-ВШЭ) и др.
Сложившаяся система работы с обучающимися, проявившими выдающиеся способности по обществознанию и праву, даёт позитивные результаты.
(Слайд 20-23)За последние 5 лет мои ученики добились высоких результатов на олимпиадах различного уровня по обществознанию, праву и истории:
- муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников - 20 победителей, 29 призёров;
- региональный этап – 2 победителя, 6 призёров;
- заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по праву – 1 призёр;
- (Слайд 24-29) всероссийские олимпиады, включённые в перечень олимпиад, дающих право льготного поступления в высшие учебные заведения, - 8 человек (олимпиады МГУ, СПбГУ, МГИМО, НИУ-ВШЭ, Финансовая академия).
(Слайд 30-33)Участники олимпиадного движения успешно сдают ЕГЭ по обществознанию (90-95 баллов), поступают в ведущие вузы страны (МГИМО, МГУ, СПбГУ, НИУ-ВШЭ, МГЮА им. Кутафина, РГУП и др.) и подтверждают свои знания уже на новом уровне.
Мы продолжаем сотрудничество с ребятами и после окончания гимназии. (Слайд 34) Они принимают активное участие в работе нашего научного общества старшеклассников «НИКА», проводят мастер-классы, делятся своим опытом участия в олимпиадном движении.
(Слайд 35-37) И завершить своё выступление я хотела бы словами Оноре де Бальзака «Талант — это развитие природных склонностей». Главная цель любого педагога - вовремя заметить природные склонности в каждом ребёнке и помочь им развиться в талант.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.