Методические материалы. Русский язык 5 класс
Оценка 5

Методические материалы. Русский язык 5 класс

Оценка 5
doc
25.05.2020
Методические материалы. Русский язык 5 класс
Изложение и сочинение.doc

 

Работа над изложением и сочинением

 Изложение – это восприятие и понимание чужого текста с последующей его передачей в письменной и устной форме. Обучение изложению следует начинать с текстов, передающих уже известно детям содержание. Цель изложения как письменного упражнения – развитие умений и навыков связной речи, а именно:

- умения определять тему и основную мысль текста;

- умения делить текст на части, составлять план;

-умения использовать языковые особенности текста-образца в собственном изложении.

Виды изложений, используемые в учебном процессе:

1.     По полноте воспроизведения исходного текста изложения бывают полные, близкие к тексту, выборочные и сжатые.

2.     По отношению к исходному тексту – близкие к образцу и с дополнительным заданием. К последним можно отнести изложение с творческим заданием, например, высказать свое мнение по поводу изложенного в тексте, дописать заключение.

3.     По цели проведения – обучающие и контрольные.

4.     По типам речи – повествовательные, описательные, изложения-рассуждения.

Мною отработан определенный алгоритм работы над изложением:

1. Постановка цели.

    Перед началом урока необходимо обязательно заинтересовать учеников.

2. Чтение текста учителем.

    Перед чтением обязательно предупреждаю, что после прочтения будут вопросы по тексту.

3. Беседа. Вопросы по тексту.

4. Составление заголовка.

5. Разделение текста на смысловые части. Каждая часть озаглавливается.                

 Записывается план.

6. Орфографическая подготовка (опорные слова, трудные слова).

7. Лексическая подготовка.

8. Устный рассказ 2-3 человека.

9. Повторное чтение текста учителем.

10. Изложение текста.

11. Самопроверка.

В помощь обучающимся разработана памятка.

Памятка для ученика

1.     Внимательно послушай рассказ.

2.     Напиши варианты заголовка.

3.     Составь план.

4.     Сделай пересказ по плану сам.

5.     Напиши изложение.

6.     Проверь, ясно ли передана мысль.

7.     Проверь грамотность.

(Критерии и параметры анализа изложения – Приложение 1)

    Работа над сочинением

Сочинение – это вид упражнений по развитию связной речи. Тип деятельности при выполнении этого упражнения – продуктивный, творческий. По форме речевой деятельности бывает письменным и устным.

Виды сочинений:

1. По типу текста:

- описание – предмета, интерьера, животного, природы;

- повествование;

- рассуждение на литературные, морально-этические темы.

2. По стилю: художественные, научные, публицистические.

3. По характеру темы: на заданную тему, свободную тему.

Цель сочинения – выработка следующих умений и навыков:

- определение темы и ее границ;

- формулирование основной мысли;

- собирание материала по теме и его систематизация;

- выбор необходимого типа речи, стиля, языковых средств для выражения основной мысли;

- деление текста на смысловые части, составление плана;

- отделять новую мысль красной строкой;

      Работаем над сочинением в классе. На уроке обсуждаем, как будем раскрывать тему сочинения. Дети уже знакомы с частями сочинения: вступлением, основной частью и заключением. План составляем коллективно, я записываю на доске. Обсуждаем, что и как будем писать в каждой части, с каких слов можно начать работу, записываю их на доске: «Однажды..., как - то раз..., а вы знаете..., у меня в доме... и т.д.». Напоминаю детям, что вступление может быть коротким: 1–2 предложения. Затем обсуждаем основную часть. Дети больше говорят сами. В заключительной части сочинения учу детей выражать свои чувства: радость, огорчение, сочувствие и т.д. затем следует самостоятельная творческая работа детей. Следующий урок посвящаю анализу сочинений каждого ребенка».

     Таким образом, представленный комплекс приемов способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся, а также обеспечивает условия для разностороннего, свободного и творческого развития ребенка.  

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

Параметры и критерии анализа изложения

I .Познавательные УУД

1.Знание орфографических правил:

2 балла – владеет;

1 балл – частично владеет;       

0 баллов – не владеет. 

2.Запоминание событий, фактов;

2 балла – правильное полное запоминание;

1 балл – частичное запоминание фрагментов или запоминание с искажениями;

0 баллов – не запоминает.        

3.Знание требований к построению изложения, его оформлению.

2 балла – знает;

1 балл – частично владеет знаниями;        

0 баллов – не знает.

 

II.Регулятивные УУД

1. Планирование:              

З балла – определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляет план и последовательность действий;

2 балла – неточно определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляет план и последовательность действий;

1 балл – составляет неполный план и последовательность действий;

0 баллов – не умеет составить план и последовательность действий.

2. Контроль:

2 балла – умеет сличить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 1 балл – не в полной мере умеет сличить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

0 баллов -  не умеет сличить способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.    

3. Оценка:                              

2 балла – выделяет и осознает то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения;     

1 балл – выделяет и осознает то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, но не осознает качество и уровень усвоения;

0 баллов – не выделяет и не осознает то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, не осознает качество и уровень усвоения.   

III.Коммуникативные УУД  

Выражение собственного отношения к происходящим событиям:      

                                                 3 балла – полно, обстоятельно оформлена заключительная мысль, эмоционально выражено отношение к происходящему;

2 балла – заключительная мысль оформлена полно, но достаточно стандартно;                                  

1 балл – неполно оформлена заключительная мысль, бедность речевых форм;                                               

0 баллов – заключительная мысль не оформлена.     

                                                

 

                                                       Отметка.       

  16-15 баллов – «5»

 14-11 баллов – «4»              

 10 - 8 баллов – «3»             

  7 - 0   баллов – «2»

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      

 


Работа над изложением и сочинением

Работа над изложением и сочинением

Изложение текста. 11. Самопроверка

Изложение текста. 11. Самопроверка

Напоминаю детям, что вступление может быть коротким: 1–2 предложения

Напоминаю детям, что вступление может быть коротким: 1–2 предложения

Приложение 1 Параметры и критерии анализа изложения

Приложение 1 Параметры и критерии анализа изложения

Оценка: 2 балла – выделяет и осознает то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения; 1 балл – выделяет…

Оценка: 2 балла – выделяет и осознает то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения; 1 балл – выделяет…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020