Методические основы межотраслевой программы "БиоПроеКториЯ"
Оценка 5

Методические основы межотраслевой программы "БиоПроеКториЯ"

Оценка 5
docx
10.08.2022
Методические основы межотраслевой программы "БиоПроеКториЯ"
Методические основы межотраслевой программы "БиоПроеКториЯ"
Методические основы программы.docx

 

                                          Методические основы программы

Межотраслевой комплексной программы

по социализации детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

 "БиоПроеКТОриЯ"

для воспитанников организаций для детей - сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

в рамках оказания социальных услуг по социальному

обслуживанию граждан»

Цель программы:

Создать  и реализовать в Калужской области (на базе ГБУ КО «Центр содействия семейному воспитанию «БЕРЕГА») программу в области биотехнологии и возобновляемой энергетики, развития человеческого капитала и территорий   и обеспечить не менее 80% воспитанникам (очно и онлайн) возможность доступа к «Умной теплице» для развития навыков и компетенций в области умной энергетики, биотехнологии, инженерной экологии, интернета вещей и подготовки будущих специалистов цифровой экономики и аграрного сектора.

Программа предполагает развитие познавательных, предпрофессиональных  и социальных интересов и навыков подростков.

В педагогической части проект опирается на принципы:

1) гуманизма;

2) индивидуализации (научная база, созданная в России, рук. проф., д.пед.н. Т.М.Ковалевой),

3) открытости в образовании (А.А.Попов, Т.М.Ковалева),

4) смешанного обучения.

1) Норма социализации подростков из нижних слоев общества в XX веке  была связана с реалиями индустриального общества. «Уличное» поведение являлось жизненным этапом многих подростков, однако это не мешало им к 30 годам (а на самом деле раньше) становится интегрированными членами общества, которые имели свой доход, семью, уважение.

Изменения на рынке труда, переход к высокотехнологичным и сервисным типам профессий стали означать, что дети с «уличным» поведением и недостаточными навыками в последующем не социализируются и реакция общества на подобное поведение должна быть как можно более ранней.

Исследования в области гуманитарных наук (социология, психология, педагогика) в течение XX века привели к формированию идей гуманистического воспитания и локальных доказательных практик подобной работы с подростками. Общая идея и результаты локальных практик были в конце XX – начале XXI века осмыслены как потенциальная норма, положив начало действительному оформлению новых норм, правовых и социальных.

Наша программа реализует гуманистические принципы работы с подростками, с учетом подвижности их интересов, формирования навыков самоуправления и рефлексии.

2) «Открытое» образование расширяет доступ к обучению, предлагаемому в организациях общего и профессионального образования.

Термин «открытый» относится к устранению барьеров, которые могут препятствовать как возможностям, так и признанию участия в учебном процессе, основанном на учебе. Одним из аспектов открытости образования является разработка и внедрение открытых образовательных ресурсов.

Проект открыт межотраслевым контактам, впитывает в себя информацию из разных источников, направлен на формирование сообщества.

3) Индивидуализация в образовании.

Сегодня перед системой образования стоят задачи максимального развития в человеке его самостоятельного, активного, деятельного начала, развития индивидуального своеобразного творческого потенциала, воспитания творческой личности, являющейся субъектом социальной жизни, саморазвития, самоопределения и самореализации. Решение этих задач предполагает создание гибкой, открытой, вариативной по типам школ и образовательным уровням системы образования, требует перехода на новые, личностно ориентированные педагогические технологии (Н.Е. Мажар).

Усиливается роль обучающегося как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора учебных действий. Общественные ожидания требуют наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его сил в деятельности, связанной с предполагаемой профессией, ищут широкий спектр возможностей для реализации потребностей в общении и повышения коммуникативной компетентности обучающихся. Эти требования выполнимы при условии широкой индивидуализации процесса образования.

Участники «БиоПроектории» развивают свои интересы и формируют образовательные маршруты в богатой среде, насыщенной образовательными, коммуникативными и технологическими возможностями.

4) Программа использует смешанное обучение не только для повышения доступности для подростков  из удаленных территорий.

Явления, которые исследовал Мишель Фуко (правдоречие, забота о себе, сексуальность, территория, государство), сегодня соседствуют в интернете также,  как они соседствовали в доинтернетной эпохе. Интернет есть отдельное «поле» (по Пьеру Бурдье) и в то же время смешение и проекция всех уже существующих полей. Образовательные, личные, рабочие отношения сосуществуют в Сети. Виртуальная личность, также как и зачетка, сначала требует работы на себя, а затем работает на человека. Мы дадим подросткам возможность попробовать возможности современной цифровизации в приложении к теме проекта.

Как отмечают эксперты проекта, «…Поскольку нам надо заинтересовать детей, важно иметь в виду, что они еще не готовы к тяжелому физическому труду и длительным напряжениям. Поэтому деятельность должна им быть понятной, с точки зрения выгоды, требовать от детей минимального участия, но при этом обеспечивать максимальную отдачу.  Добавка к общему столу – сомнительная выгода. Никто из детей не готов трудиться во благо других».

Мы предполагаем, что интерес к проекту может возникнуть и развиваться:

1)                 на основе новизны предлагаемой деятельности и окружения;

2)                 на основе увлекательного времяпрепровождения;

3)                 на основе желания общаться со сверстниками, быть авторитетным для них;

4)                 на основе признания авторитета и механизмов подражания авторитетным взрослым;

5)                 на основе возможности проявить свою личность в проекте;

6)                 на основе заинтересованности в содержании предлагаемых видов деятельности;

7)                 на основе раннего профессионального самоопределения.

Мы предполагаем, что в ходе проекта будет происходить развитие и смена мотивов детей, меняться их соотношение, произойдет усиление мотивов познания,  личностного развития, профориентации, а также ярче проявят себя просоциальные и альтруистические мотивы.

Выбор профессии с/х профиля является  производной проявленного интереса, а не целью проекта. Вторичной производной может стать желание проживать в сельской местности и иметь свой огород, что и будет способствовать сохранению малых городов, за счет минимализации оттока молодых людей в города.

Чтобы участие детей в проекте было не по принуждению, и целесообразным, с точки зрения краткосрочной программы, необходимо обеспечить ряд условий.

1. Целесообразные  формы и методы работы

Основная форма  проекта:

- групповая.

Дополнительно: индивидуальная, парная.

Методы проекта:

- Беседа (диалог)

- Ролевая игра

- Дидактическая игра

- Подвижная игра

- Квест

- Загадка

- Экскурсия

- Составление ментальных карт

- Составление коллажей

- Создание матриц для составления рассказов

2. Условия индивидуализации и поддержки инициативы

Базовое условие – в проект включаются только желающие дети.

Дополнительные условия индивидуализации:

- вариативность, многообразие   форм работы – каждому откликается что-то свое;

- можно выбрать свою роль в игре или задании, маршрут в квесте или экскурсии;

- на занятия можно пригласить своих друзей, членов сообщества;

- беседы строим как диалог, дети свободно говорят;

- обсуждаем сложные ситуации;

- дети создают  свои коллажи и ментальные карты – это тоже способ их самовыражения;

- дети разрабатывают социально-ориентированные проекты.

Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие участников проекта

Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка"

Создание условий для эмоционального благополучия одна из важнейших задач педагога в работе  с детьми.  Эмоциональное благополучие обеспечивает у ребенка  высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Эмоциональное благополучие является крайне  важным для определения успешности развития ребенка.

Что же относится к условиям, обеспечивающим эмоциональное благополучие ребенка дошкольника?

·                    Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

·                    Педагогический такт, как неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей;

·                    Соответствие форм и методов при обучении и воспитании, возрастным особенностям детей;

·                    Образовательная деятельность ориентирована на возможности ребенка;

·                    Воспитывать в детях уважительного отношения друг к другу;

·                    Вовлечение наставников в воспитании и обучения детей, через

образовательные проекты,  совместные игры, квесты, маршруты выходного дня.

Проект подразумевает включение детей разных возрастов и использование преимуществ разновозрастного сотрудничества.

В качестве деятельности, в рамках краткосрочной программы, можно предусмотреть знакомство детей с приготовлением каких-то блюд из овощей, которые будут выращиваться на приусадебном хозяйстве, знакомство с особенностями выращивания овощей в тепличных хозяйствах, на макете умной теплицы (в разрезе они увидят слой гидропоники, которая служит почвой для выращивания, и к которой подводят питательные вещества, узнают, в интерактивной игре, какую химию огурец любит, и какая ему не нравится.

В рамках краткосрочных программ можно показать, что такое гидропоника,  как можно самим приготовить почвенный субстрат, что нужно для выращивания рассады. Какие болезни есть у растений. Как они выглядят, как с ними можно бороться. Какие растения каких соседей не любят, и наоборот.  Для интерактива  можно придумать квест с использованием возможностей умной теплицы.

А вот в долгосрочном проекте дать возможность пройти все этапы выращивания растений от начала до конца в обычной теплице. Выбрав, в качестве проектных культур, беспроигрышные. Такие как, огурец, помидор, сладкие сорта репки, в качестве экзотики можно взять ремонтантную землянику. 

Для мотивации важно, чтоб участник проекта имел возможность своей продукцией частично распоряжаться, есть сам, угощать других.


 

Методические основы программы

Методические основы программы

XX – начале XXI века осмыслены как потенциальная норма, положив начало действительному оформлению новых норм, правовых и социальных

XX – начале XXI века осмыслены как потенциальная норма, положив начало действительному оформлению новых норм, правовых и социальных

Явления, которые исследовал Мишель

Явления, которые исследовал Мишель

Целесообразные формы и методы работы

Целесообразные формы и методы работы

Что же относится к условиям, обеспечивающим эмоциональное благополучие ребенка дошкольника? ·

Что же относится к условиям, обеспечивающим эмоциональное благополучие ребенка дошкольника? ·
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2022