Методические основы программы
Межотраслевой комплексной программы
по социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
"БиоПроеКТОриЯ"
для воспитанников организаций для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
в рамках оказания социальных услуг по социальному
обслуживанию граждан»
Цель программы:
Создать и реализовать в Калужской области (на базе ГБУ КО «Центр содействия семейному воспитанию «БЕРЕГА») программу в области биотехнологии и возобновляемой энергетики, развития человеческого капитала и территорий и обеспечить не менее 80% воспитанникам (очно и онлайн) возможность доступа к «Умной теплице» для развития навыков и компетенций в области умной энергетики, биотехнологии, инженерной экологии, интернета вещей и подготовки будущих специалистов цифровой экономики и аграрного сектора.
Программа предполагает развитие познавательных, предпрофессиональных и социальных интересов и навыков подростков.
В педагогической части проект опирается на принципы:
1) гуманизма;
2) индивидуализации (научная база, созданная в России, рук. проф., д.пед.н. Т.М.Ковалевой),
3) открытости в образовании (А.А.Попов, Т.М.Ковалева),
4) смешанного обучения.
1) Норма социализации подростков из нижних слоев общества в XX веке была связана с реалиями индустриального общества. «Уличное» поведение являлось жизненным этапом многих подростков, однако это не мешало им к 30 годам (а на самом деле раньше) становится интегрированными членами общества, которые имели свой доход, семью, уважение.
Изменения на рынке труда, переход к высокотехнологичным и сервисным типам профессий стали означать, что дети с «уличным» поведением и недостаточными навыками в последующем не социализируются и реакция общества на подобное поведение должна быть как можно более ранней.
Исследования в области гуманитарных наук (социология, психология, педагогика) в течение XX века привели к формированию идей гуманистического воспитания и локальных доказательных практик подобной работы с подростками. Общая идея и результаты локальных практик были в конце XX – начале XXI века осмыслены как потенциальная норма, положив начало действительному оформлению новых норм, правовых и социальных.
Наша программа реализует гуманистические принципы работы с подростками, с учетом подвижности их интересов, формирования навыков самоуправления и рефлексии.
2) «Открытое» образование расширяет доступ к обучению, предлагаемому в организациях общего и профессионального образования.
Термин «открытый» относится к устранению барьеров, которые могут препятствовать как возможностям, так и признанию участия в учебном процессе, основанном на учебе. Одним из аспектов открытости образования является разработка и внедрение открытых образовательных ресурсов.
Проект открыт межотраслевым контактам, впитывает в себя информацию из разных источников, направлен на формирование сообщества.
3) Индивидуализация в образовании.
Сегодня перед системой образования стоят задачи максимального развития в человеке его самостоятельного, активного, деятельного начала, развития индивидуального своеобразного творческого потенциала, воспитания творческой личности, являющейся субъектом социальной жизни, саморазвития, самоопределения и самореализации. Решение этих задач предполагает создание гибкой, открытой, вариативной по типам школ и образовательным уровням системы образования, требует перехода на новые, личностно ориентированные педагогические технологии (Н.Е. Мажар).
Усиливается роль обучающегося как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора учебных действий. Общественные ожидания требуют наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его сил в деятельности, связанной с предполагаемой профессией, ищут широкий спектр возможностей для реализации потребностей в общении и повышения коммуникативной компетентности обучающихся. Эти требования выполнимы при условии широкой индивидуализации процесса образования.
Участники «БиоПроектории» развивают свои интересы и формируют образовательные маршруты в богатой среде, насыщенной образовательными, коммуникативными и технологическими возможностями.
4) Программа использует смешанное обучение не только для повышения доступности для подростков из удаленных территорий.
Явления, которые исследовал Мишель Фуко (правдоречие, забота о себе, сексуальность, территория, государство), сегодня соседствуют в интернете также, как они соседствовали в доинтернетной эпохе. Интернет есть отдельное «поле» (по Пьеру Бурдье) и в то же время смешение и проекция всех уже существующих полей. Образовательные, личные, рабочие отношения сосуществуют в Сети. Виртуальная личность, также как и зачетка, сначала требует работы на себя, а затем работает на человека. Мы дадим подросткам возможность попробовать возможности современной цифровизации в приложении к теме проекта.
Как отмечают эксперты проекта, «…Поскольку нам надо заинтересовать детей, важно иметь в виду, что они еще не готовы к тяжелому физическому труду и длительным напряжениям. Поэтому деятельность должна им быть понятной, с точки зрения выгоды, требовать от детей минимального участия, но при этом обеспечивать максимальную отдачу. Добавка к общему столу – сомнительная выгода. Никто из детей не готов трудиться во благо других».
Мы предполагаем, что интерес к проекту может возникнуть и развиваться:
1) на основе новизны предлагаемой деятельности и окружения;
2) на основе увлекательного времяпрепровождения;
3) на основе желания общаться со сверстниками, быть авторитетным для них;
4) на основе признания авторитета и механизмов подражания авторитетным взрослым;
5) на основе возможности проявить свою личность в проекте;
6) на основе заинтересованности в содержании предлагаемых видов деятельности;
7) на основе раннего профессионального самоопределения.
Мы предполагаем, что в ходе проекта будет происходить развитие и смена мотивов детей, меняться их соотношение, произойдет усиление мотивов познания, личностного развития, профориентации, а также ярче проявят себя просоциальные и альтруистические мотивы.
Выбор профессии с/х профиля является производной проявленного интереса, а не целью проекта. Вторичной производной может стать желание проживать в сельской местности и иметь свой огород, что и будет способствовать сохранению малых городов, за счет минимализации оттока молодых людей в города.
Чтобы участие детей в проекте было не по принуждению, и целесообразным, с точки зрения краткосрочной программы, необходимо обеспечить ряд условий.
1. Целесообразные формы и методы работы
Основная форма проекта:
- групповая.
Дополнительно: индивидуальная, парная.
Методы проекта:
- Беседа (диалог)
- Ролевая игра
- Дидактическая игра
- Подвижная игра
- Квест
- Загадка
- Экскурсия
- Составление ментальных карт
- Составление коллажей
- Создание матриц для составления рассказов
2. Условия индивидуализации и поддержки инициативы
Базовое условие – в проект включаются только желающие дети.
Дополнительные условия индивидуализации:
- вариативность, многообразие форм работы – каждому откликается что-то свое;
- можно выбрать свою роль в игре или задании, маршрут в квесте или экскурсии;
- на занятия можно пригласить своих друзей, членов сообщества;
- беседы строим как диалог, дети свободно говорят;
- обсуждаем сложные ситуации;
- дети создают свои коллажи и ментальные карты – это тоже способ их самовыражения;
- дети разрабатывают социально-ориентированные проекты.
Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие участников проекта
Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка"
Создание условий для эмоционального благополучия одна из важнейших задач педагога в работе с детьми. Эмоциональное благополучие обеспечивает у ребенка высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Эмоциональное благополучие является крайне важным для определения успешности развития ребенка.
Что же относится к условиям, обеспечивающим эмоциональное благополучие ребенка дошкольника?
· Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
· Педагогический такт, как неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей;
· Соответствие форм и методов при обучении и воспитании, возрастным особенностям детей;
· Образовательная деятельность ориентирована на возможности ребенка;
· Воспитывать в детях уважительного отношения друг к другу;
· Вовлечение наставников в воспитании и обучения детей, через
образовательные проекты, совместные игры, квесты, маршруты выходного дня.
Проект подразумевает включение детей разных возрастов и использование преимуществ разновозрастного сотрудничества.
В качестве деятельности, в рамках краткосрочной программы, можно предусмотреть знакомство детей с приготовлением каких-то блюд из овощей, которые будут выращиваться на приусадебном хозяйстве, знакомство с особенностями выращивания овощей в тепличных хозяйствах, на макете умной теплицы (в разрезе они увидят слой гидропоники, которая служит почвой для выращивания, и к которой подводят питательные вещества, узнают, в интерактивной игре, какую химию огурец любит, и какая ему не нравится.
В рамках краткосрочных программ можно показать, что такое гидропоника, как можно самим приготовить почвенный субстрат, что нужно для выращивания рассады. Какие болезни есть у растений. Как они выглядят, как с ними можно бороться. Какие растения каких соседей не любят, и наоборот. Для интерактива можно придумать квест с использованием возможностей умной теплицы.
А вот в долгосрочном проекте дать возможность пройти все этапы выращивания растений от начала до конца в обычной теплице. Выбрав, в качестве проектных культур, беспроигрышные. Такие как, огурец, помидор, сладкие сорта репки, в качестве экзотики можно взять ремонтантную землянику.
Для мотивации важно, чтоб участник проекта имел возможность своей продукцией частично распоряжаться, есть сам, угощать других.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.