Методические основы программы
Межотраслевой комплексной программы
по социализации детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
"БиоПроеКТОриЯ"
для воспитанников организаций для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
в рамках оказания социальных услуг по социальному
обслуживанию граждан»
Цель программы:
Создать и реализовать в Калужской области (на базе ГБУ КО «Центр содействия семейному воспитанию «БЕРЕГА») программу в области биотехнологии и возобновляемой энергетики, развития человеческого капитала и территорий и обеспечить не менее 80% воспитанникам (очно и онлайн) возможность доступа к «Умной теплице» для развития навыков и компетенций в области умной энергетики, биотехнологии, инженерной экологии, интернета вещей и подготовки будущих специалистов цифровой экономики и аграрного сектора.
Программа предполагает развитие познавательных, предпрофессиональных и социальных интересов и навыков подростков.
В педагогической части проект опирается на принципы:
1) гуманизма;
2) индивидуализации (научная база, созданная в России, рук. проф., д.пед.н. Т.М.Ковалевой),
3) открытости в образовании (А.А.Попов, Т.М.Ковалева),
4) смешанного обучения.
1) Норма социализации подростков из нижних слоев общества в XX веке была связана с реалиями индустриального общества. «Уличное» поведение являлось жизненным этапом многих подростков, однако это не мешало им к 30 годам (а на самом деле раньше) становится интегрированными членами общества, которые имели свой доход, семью, уважение.
Изменения на рынке труда, переход к высокотехнологичным и сервисным типам профессий стали означать, что дети с «уличным» поведением и недостаточными навыками в последующем не социализируются и реакция общества на подобное поведение должна быть как можно более ранней.
Исследования в области гуманитарных наук (социология, психология, педагогика) в течение XX века привели к формированию идей гуманистического воспитания и локальных доказательных практик подобной работы с подростками. Общая идея и результаты локальных практик были в конце XX – начале XXI века осмыслены как потенциальная норма, положив начало действительному оформлению новых норм, правовых и социальных.
Наша программа реализует гуманистические принципы работы с подростками, с учетом подвижности их интересов, формирования навыков самоуправления и рефлексии.
2) «Открытое» образование расширяет доступ к обучению, предлагаемому в организациях общего и профессионального образования.
Термин «открытый» относится к устранению барьеров, которые могут препятствовать как возможностям, так и признанию участия в учебном процессе, основанном на учебе. Одним из аспектов открытости образования является разработка и внедрение открытых образовательных ресурсов.
Проект открыт межотраслевым контактам, впитывает в себя информацию из разных источников, направлен на формирование сообщества.
3) Индивидуализация в образовании.
Сегодня перед системой образования стоят задачи максимального развития в человеке его самостоятельного, активного, деятельного начала, развития индивидуального своеобразного творческого потенциала, воспитания творческой личности, являющейся субъектом социальной жизни, саморазвития, самоопределения и самореализации. Решение этих задач предполагает создание гибкой, открытой, вариативной по типам школ и образовательным уровням системы образования, требует перехода на новые, личностно ориентированные педагогические технологии (Н.Е. Мажар).
Усиливается роль обучающегося как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора учебных действий. Общественные ожидания требуют наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его сил в деятельности, связанной с предполагаемой профессией, ищут широкий спектр возможностей для реализации потребностей в общении и повышения коммуникативной компетентности обучающихся. Эти требования выполнимы при условии широкой индивидуализации процесса образования.
Участники «БиоПроектории» развивают свои интересы и формируют образовательные маршруты в богатой среде, насыщенной образовательными, коммуникативными и технологическими возможностями.
4) Программа использует смешанное обучение не только для повышения доступности для подростков из удаленных территорий.
Явления, которые исследовал Мишель Фуко (правдоречие, забота о себе, сексуальность, территория, государство), сегодня соседствуют в интернете также, как они соседствовали в доинтернетной эпохе. Интернет есть отдельное «поле» (по Пьеру Бурдье) и в то же время смешение и проекция всех уже существующих полей. Образовательные, личные, рабочие отношения сосуществуют в Сети. Виртуальная личность, также как и зачетка, сначала требует работы на себя, а затем работает на человека. Мы дадим подросткам возможность попробовать возможности современной цифровизации в приложении к теме проекта.
Как отмечают эксперты проекта, «…Поскольку нам надо заинтересовать детей, важно иметь в виду, что они еще не готовы к тяжелому физическому труду и длительным напряжениям. Поэтому деятельность должна им быть понятной, с точки зрения выгоды, требовать от детей минимального участия, но при этом обеспечивать максимальную отдачу. Добавка к общему столу – сомнительная выгода. Никто из детей не готов трудиться во благо других».
Мы предполагаем, что интерес к проекту может возникнуть и развиваться:
1) на основе новизны предлагаемой деятельности и окружения;
2) на основе увлекательного времяпрепровождения;
3) на основе желания общаться со сверстниками, быть авторитетным для них;
4) на основе признания авторитета и механизмов подражания авторитетным взрослым;
5) на основе возможности проявить свою личность в проекте;
6) на основе заинтересованности в содержании предлагаемых видов деятельности;
7) на основе раннего профессионального самоопределения.
Мы предполагаем, что в ходе проекта будет происходить развитие и смена мотивов детей, меняться их соотношение, произойдет усиление мотивов познания, личностного развития, профориентации, а также ярче проявят себя просоциальные и альтруистические мотивы.
Выбор профессии с/х профиля является производной проявленного интереса, а не целью проекта. Вторичной производной может стать желание проживать в сельской местности и иметь свой огород, что и будет способствовать сохранению малых городов, за счет минимализации оттока молодых людей в города.
Чтобы участие детей в проекте было не по принуждению, и целесообразным, с точки зрения краткосрочной программы, необходимо обеспечить ряд условий.
1. Целесообразные формы и методы работы
Основная форма проекта:
- групповая.
Дополнительно: индивидуальная, парная.
Методы проекта:
- Беседа (диалог)
- Ролевая игра
- Дидактическая игра
- Подвижная игра
- Квест
- Загадка
- Экскурсия
- Составление ментальных карт
- Составление коллажей
- Создание матриц для составления рассказов
2. Условия индивидуализации и поддержки инициативы
Базовое условие – в проект включаются только желающие дети.
Дополнительные условия индивидуализации:
- вариативность, многообразие форм работы – каждому откликается что-то свое;
- можно выбрать свою роль в игре или задании, маршрут в квесте или экскурсии;
- на занятия можно пригласить своих друзей, членов сообщества;
- беседы строим как диалог, дети свободно говорят;
- обсуждаем сложные ситуации;
- дети создают свои коллажи и ментальные карты – это тоже способ их самовыражения;
- дети разрабатывают социально-ориентированные проекты.
Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие участников проекта
Л.С. Выготский считал, что "эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются "центральным звеном" психической жизни человека, и прежде всего ребенка"
Создание условий для эмоционального благополучия одна из важнейших задач педагога в работе с детьми. Эмоциональное благополучие обеспечивает у ребенка высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Эмоциональное благополучие является крайне важным для определения успешности развития ребенка.
Что же относится к условиям, обеспечивающим эмоциональное благополучие ребенка дошкольника?
· Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
· Педагогический такт, как неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей;
· Соответствие форм и методов при обучении и воспитании, возрастным особенностям детей;
· Образовательная деятельность ориентирована на возможности ребенка;
· Воспитывать в детях уважительного отношения друг к другу;
· Вовлечение наставников в воспитании и обучения детей, через
образовательные проекты, совместные игры, квесты, маршруты выходного дня.
Проект подразумевает включение детей разных возрастов и использование преимуществ разновозрастного сотрудничества.
В качестве деятельности, в рамках краткосрочной программы, можно предусмотреть знакомство детей с приготовлением каких-то блюд из овощей, которые будут выращиваться на приусадебном хозяйстве, знакомство с особенностями выращивания овощей в тепличных хозяйствах, на макете умной теплицы (в разрезе они увидят слой гидропоники, которая служит почвой для выращивания, и к которой подводят питательные вещества, узнают, в интерактивной игре, какую химию огурец любит, и какая ему не нравится.
В рамках краткосрочных программ можно показать, что такое гидропоника, как можно самим приготовить почвенный субстрат, что нужно для выращивания рассады. Какие болезни есть у растений. Как они выглядят, как с ними можно бороться. Какие растения каких соседей не любят, и наоборот. Для интерактива можно придумать квест с использованием возможностей умной теплицы.
А вот в долгосрочном проекте дать возможность пройти все этапы выращивания растений от начала до конца в обычной теплице. Выбрав, в качестве проектных культур, беспроигрышные. Такие как, огурец, помидор, сладкие сорта репки, в качестве экзотики можно взять ремонтантную землянику.
Для мотивации важно, чтоб участник проекта имел возможность своей продукцией частично распоряжаться, есть сам, угощать других.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.