Методические основы развития творческого воображения младших школьников

  • docx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ[1]

 

Германова Н.П., учитель начальных классов МБОУ Павловская СОШ № 3 Павловского района Воронежской области

 

Периоды развития ребенка, согласно биогенетическому закону, сравниваются с изменением видов биологического мира: ребенок в первую половину года своего существования сопоставляется с миром млекопитающих, во вторую - с обезьянами, от года до 2 лет он находится в элементарном человеческом состоянии, а до 5 лет уподобляется представителям первобытных народов. Ребенок «приговорен» к определенным стадиям развития и лишь пассивно приспосабливается к среде. Таким образом, совершается механический перенос теории биологической эволюции в область науки о человеке, и эти положения кладутся в основу прагматической психологии. Мыслью профессора Вейсмантеля была идея - показать, что «индивидуум на протяжении своей жизни, от зачатия и рождения до момента его смерти, повторяет развитие культуры народов и человечества» [4]. В ребенке все уже заложено от природы, ему только предстоит саморазвиваться: «…в ребенке, начиная с зародыша, уже заложена вся его судьба, и дальнейшие возрастные космосы скрыты в тех начальных возрастных космосах, развитие которых происходит по однозначным законам» [2]. А. Леонтьев отмечает положительное значение взглядов французского ученого А. Валлона, рассматривающего социальные условия не в отрыве от изучения природных особенностей ребенка. В своей книге «От действия к мысли» Анри Валлон подчеркивает, что «ребенка нельзя рассматривать отдельно от среды, в которой происходит его рост и которая окружает его с самого рождения. Мир, к которому ребенок должен приспосабливаться, с которым он сообразует свою деятельность и свои впечатления, не является своего рода миром в себе вечным и неизменным» [1]. Существенные мысли по этой проблеме высказаны Б.М. Тепловым. Подчеркивая особую роль изучения индивидуальных различий для любой проблемы психологии, автор устанавливает следующее: «В психологии особенно важно принять во внимание, что никакое явление нельзя объяснить только действием внешних причин. Такое пояснение было бы механическим. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. Внешние причины, конечно, определяют акты поведения человека, но действие этих причин всегда опосредуется внутренними условиями, то есть, прежде всего, свойствами личности» [3]. Автор подчеркивает диалектическую взаимосвязь внешних и внутренних условий, показывая, что первые всегда опосредованы вторыми. Наличие определенных трудностей в восприятии объекта стимулирует деятельность воображения, творчество учащихся, т.е. работа воображения активизируется в условиях информационного дефицита. Это можно объяснить как явление компенсаторное, состоящее, по сути, в восполнении недостатка внешней стимуляции за счет внутренних информационных резервов.

Однако одного дефицита внешней информации как фактора активизации воображения еще далеко недостаточно. Необходимо наличие «строительного материала» для его восполнения, роль которого выполняю, образы памяти, т.е. представления, полученные ребенком в процессе познания окружающего мира и отложившиеся в его личном опыте. Так, П.П. Блонский отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и заканчивается сознательной репродукцией и творческим воображением. Постоянно развиваясь, эти процессы находятся в тесной взаимосвязи. Средствами развития воображения у детей в учебном процессе является дидактические игры, творческие задания, произведения искусства. 

Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – художественно-эстетического сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка. Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства, в воспитании интереса и потребности к общению с произведениями искусства разных культур. Образовательный компонент цели выражается в знакомстве с произведениями искусства (живописи, музыки, литературы). Практический компонент цели заключается в овладении ребенком умений слушать, воспринимать, работать с красками, бумагой, в творческих умениях создавать продукты ручного творчества. Выработали образовательные принципы для младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла (чтение, музыка ИЗО), осваивая любой вид искусства: принцип культуросообразности; принцип поликультурности; познание и усвоение ребенком прекрасного; проявление ребенком его истинной индивидуальности; комплексное решение основных задач уроков художественно-эстетического цикла; систематичность; постепенность; последовательность; повторность.

Адекватное полноценное восприятие произведений искусств есть синтез эмоционального и рационального при доминанте переживания. Без эмоционального отклика со стороны воспринимающего духовно-ценностный потенциал художественного произведения останется невостребованным. Только при условии, что учитель создает эти благоприятные условия, при которых возникшие мысли и чувства нашли свое отражение в оценочных суждениях и творческой деятельности младшего школьника, проявляется и развивается художественное восприятие. Для развития воображения на уроках существуют различные приёмы. Успех их обеспечен в том случае, если есть творческое сотрудничество учителя и ученика. Здесь важен и тон учителя, и настроение учеников. Важно помочь ученику раскрыться, помня об особенностях возраста.С целью выявления уровня развития творческого воображения у младших школьников была проведена диагностика. 

Младший школьный возраст является периодом интенсивного и качественного преобразования познавательных процессов (восприятие, память, воображение и др.): они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. В своей педагогической деятельности мы используем методику «Вербальная фантазия», разработанную Немовым Р.С. [3]. 

Детям предлагалось придумать историю о каком-либо живом существе или о чем-либо ином по выбору ученика и изложить ее устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа отводится до одной минуты. В ходе рассказа оценивалось: скорость процессов воображения; необычность, оригинальность образов; богатство фантазии; глубина и проработанность (детализированность) образов; впечатлительность, эмоциональность образов.

1.   Если в течение 1 минуты ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов;

2.   Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл;

3.   Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивалась следующим способом:

4.   Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов;

5.   Если ребенок пересказал известное, но при этом внес от себя что-то новое, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Воображение рассматривается как своеобразная отражательная деятельность сознания, основной механизм которой состоит в активной переработке имеющегося опыта. Отражение окружающего мира возможно лишь в процессе активного взаимодействия субъекта с объектом в процессе деятельности. Ученые отмечают, что психика человека существует и может развиваться лишь в деятельности. Процесс формирования умственных действий первоначально осуществляется первоначально на базе внешних действий и затем путем поэтапной обработки переходят во внутренний план, в сознание. Поскольку сущность воображения составляют механизмы по конструированию опыта, являющиеся разновидностью умственных действий, следовательно, необходимым условием их формирования является включение субъекта в активные формы деятельности. Итак, следует выделить следующие особенности воображения младших школьников: воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирования и реализацию; оно становится особой деятельностью, включая фантазию; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов; воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития во многом зависит успешность освоения школьной программы. 

Список литературы

1.            Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М., 1981. - 147с.

2.            Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический Проект, 2003. - 304с.

3.            Жуйкова Т.П. Кому нужны творческие способности. Искусство и образование. - 2001. - №4. 

4.Шадрикова В.Д. Способности человека. - М., «Ин-т практич. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 288с

 


 

Скачано с www.znanio.ru