Методические приемы обобщения результатов контроля и аудита

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 01ь.docx

Методические приемы обобщения результатов контроля и аудита

Обобщение результатов контроля и аудита включает комплекс методических приемов группирования и систе­матизации его результатов, необходимых для принятия ре­шений по устранению выявленных недостатков в деятель­ности контролируемого предприятия. В частности, состав­ляют ведомости выборочной инвентаризации ценностей, акты ревизии кассы, аудиторского контроля деятельности предприятия и предпринимательской деятельности, обсле­дования мест хранения ценностей. Однородные недостатки обобщают в таблицах, схемах, графиках, ведомостях, маши­нограммах и других документах с помощью таких методи­ческих приемов: группирование недостатков, документиро­вание результатов промежуточного контроля, аналитическое группирование, следственно-юридическое обоснование не­достатков, систематизированное группирование недостатков в актах аудиторского контроля деятельности предприятия и предпринимателей.

Как уже отмечалось, результаты аудиторского исследования группируются и систематизируются в журнале ауди­тора (см. табл. 6.1), где разрабатываются также меры по профилактике правонарушений в предпринимательской деятельности.

Кроме того, эти меры позволяют контролирующему орга­ну лучше разобраться в причинах недостатков и принять обоснованные решения по результатам аудита.

Своевременное устранение руководством предприятия выявленных аудитом недостатков, которые касаются не­полной и несвоевременной уплаты налогов в бюджет, осво­бождает от уплаты штрафных санкций налоговым орга­нам. Поэтому предприятия заинтересованы в получении аудиторских услуг, которые предупреждали бы недостатки в финансово-хозяйственной деятельности.

Обобщение недостатков в журнале аудитора проводится с использованием хронологического, систематизированного и хронологически-систематизированного группирования.

Хронологическое— недостатки группируют последова­тельно по периодам их возникновения в финансово-хозяй­ственной деятельности контролируемого предприятия. Не­достатком этого метода является то, что аудитору прихо­дится одновременно исследовать за месяц, квартал все хо­зяйственные операции, используя много нормативных до­кументов. Кроме того, при проведении комплексного ко­миссионного аудита возникают определенные трудности во взаимном контроле операций и документов.

Систематизированное — это группирование выявлен­ных в деятельности контролируемого предприятия недо­статков по однородности и содержанию и предварительно зафиксированных аудитом в хронологической последова­тельности. Недостатком является то, что при этом дубли­руются недостатки в хронологическом и систематизиро­ванном группированиях.

Хронологически-систематизированное группирование позволяет обобщить недостатки, выявленные аудитором, по времени возникновения и их однородности. Этот вид группирования применяется при проведении комплексного ко­миссионного аудита, когда недостатки систематизируют по разделам акта или вопросам, поставленным на исследова­ние аудита.

Документирование результатов промежуточного кон­троля используется как методический прием при оформ­лении контрольных процедур в процессе выполнения их на промежуточных стадиях, чтобы засвидетельствовать со­стояние объектов контроля на момент проверки (ревизия кассы, выборочная инвентаризация материальных ценно­стей, хронометражные наблюдения и тематические обсле­дования аудита и др.).

Аналитическое группирование — составление ведомос­тей, таблиц, обобщение однородных недостатков, выявлен­ных в процессе аудита, с помощью таких методических при­емов, как экономический анализ, статистические расчеты, экономико-математические методы. Этот вид группирования применяется при составлении ведомостей на забракован­ные изделия и работы, переплату заработной платы, сверх­нормативные расходы сырья за конкретный период (квар­тал, полугодие) и связанные с ними материальные убытки, уплаченные штрафные санкции за нарушения договорных обязательств, а также при составлении графика ритмично­сти производства, работ, услуг и т. п.

Следственно-юридическое обоснование недостатков применяется тогда, когда необходимо обосновать доказатель­ствами сумму причиненного ущерба или установить ответ­ственность должностных лиц контролируемого предприя­тия. При этом аудитор выполняет определенные следствен­но-юридические процедуры. Он собирает доказательства, подтверждающие юридические факты, т.е. такие, с которы­ми закон связывает возникновение, изменение или прекра­щение правоотношений объекта с субъектом (например, рабочего с предприятием). По источникам обобщения юри­дические доказательства делят на личные и вещественные, первичные и производственные.

Личные доказательства — такие, источником которых являются люди (разъяснения сторон и третьих лиц, заклю­чения экспертов).

Вещественные доказательства — это письменные и предметные доказательства. Например, оригиналы первич­ных документов, изъятые по решению правоохранительных органов, заключения инвентаризационных комиссий по списанию недостач и другие, свидетельствующие о право­нарушении.

Первичные доказательства — полученные от первоис­точника (первичные документы, договоры о материальной ответственности, коммерческие акты и др.).

Производные доказательства — полученные повторным группированием (учетные регистры, машинограммы, состав­ленные при обобщении данных первичных документов).

При обобщении доказательств важной процедурой, ко­торую выполняет внутренний аудит, является изъятие под­линников документов из текущего архива контролируемо­го предприятия. Аудитор может изымать документы в по­рядке, предусмотренном законом, на основании постанов­ления правоохранительных органов. Вместо подлинника в делах предприятия оставляют копии изъятых документов. Процедуру изъятия документов оформляют специальным актом, составленным аудитором при участии руководите­ля и главного бухгалтера предприятия, а также понятых, лиц, не имеющих отношения к контрольно-аудиторскому процессу. Для того чтобы не перегружать акт описательностью реквизитов документов, составляют отдельный реестр изъятых подлинников документов, являющийся приложе­нием к акту.

Форма акта и реестра изъятых документов приводится ниже.

Изымать подлинники документов могут также ревизо­ры, проводящие внутренний аудит, аудиторы налоговых служб. Внешний аудитор может выполнять эти функции как исключение.

АКТ

изъятия документов из текущего бухгалтерского

архива Белоцерковского универмага

20.02.19_г.                                                                                             г. Белая Церковь

Основание: постановление от 10.02.19_ г. № 48 следова­теля прокуратуры Белоцерковского района Киевской области С. С. Давиденко.

Составлен старшим аудитором Белоцерковского объединения торговли М. С. Чернявским в том, что им в присутствии дирек­тора Белоцерковского универмага Н. Ф. Тарасенко и главного бухгалтера В. Б. Крамаря, а также понятых — сотрудников фи­нансового отдела Белоцерковского райисполкома В. В. Крячевской и И. П. Покотилюка изъяты оригиналы товарно-транспорт­ных накладных в количестве 5 (пять) штук согласно реестру из текущего бухгалтерского архива Белоцерковского универмага.

Составлен в трех экземплярах:

1.й — старшему аудитору М. С. Чернявскому для вручения следо­вателю прокуратуры Белоцерковского района Киевской области С. С. Давиденко;

2-й — Белоцерковскому универмагу;

3-й — прилагается к акту комплексного аудита Белоцерковско­го универмага за период с 01.01.19_ г. по 31.12.19_ г.

Приложение:

1. Реестр изъятых подлинников товарно-транспорт­ных накладных (ко всем трем экземплярам акта).

2. Подлинники товарно-транспортных накладных только к первому экземпляру акта.

Изъятие осуществил старший аудитор Белоцерковского объе­динения торговли.

                                                       (подпись)              М. С. Чернявский

Присутствовали:

1. Ответственные за финансово-хозяйственную деятельность Белоцерковского универмага

Директор                                       (подпись)                            Н. Ф. Тарасенко

Главный бухгалтер                       (подпись)                            В. Б. Крамарь

2. Понятые: сотрудники финансового отдела Белоцерковского райисполкома

                                                        (подпись)                           В. В. Крячевская

                                                        (подпись)                           И. П. Покотилюк

 

 

 

Приложение к акту изъятия документов

Реестр

документов, изъятых из текущего бухгалтерского архива

Белоцерковского универмага

Всего изъято 5 (пять) подлинников товарно-транспортных на­кладных, вместо которых оставлены их копии, подписанные ли­цом, изъявшим документы.

Подлинники документов изъял старший аудитор Белоцерков­ского объединения торговли.

                                    (подпись)            М. С. Чернявский

20.02.19__ г.

При изъятии присутствовали лица, ответственные за финан­сово-хозяйственную деятельность Белоцерковского универмага, которые получили копии документов

Директор                    (подпись)           Н. Ф. Тарасенко

Главный бухгалтер   (подпись)            В. Б. Крамарь

 

При выполнении следственно-юридических процедур обосновывают судебно-арбитражные иски о возмещении материального ущерба, причиненного контролируемому предприятию.

Систематизированное группирование результатов кон­троля — изложение в акте комплексного аудита, темати­ческой проверки, обследования в систематизированном виде выявленных недостатков в деятельности контролируемого предприятия. Результаты служебного расследования внут­ренний аудитор оформляет справкой.

Обобщение и изложение результатов аудита в акте осу­ществляется аудиторами по данным записей в журнале ауди­тора (группирования недостатков), согласованных с руковод­ством предприятия, деятельность которого контролируется.

Контрольно-аудиторские приемы в процессе контроля и аудита хозяйственной деятельности предприятия выполня­ются с помощью как простейших приборов вычислитель­ной техники, так и микро-ЭВМ, персональных и универ­сальных больших ЭВМ и вычислительных комплексов.

Совершенствование контрольно-аудиторского процесса с применением ЭВМ разных классов, созданием АСОИ по­зволяет автоматизировать контроль производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия, вклю­чая стадию обобщения и реализации результатов контроля.

Для решения комплекса задач контроля и аудита фи­нансово-хозяйственной деятельности предприятий на ЭВМ создают информационную систему в виде упорядоченных массивов информации. Создание массивов информации, поиск информации, внутренние взаимосвязи между масси­вами осуществляются с помощью технических средств с максимальной автоматизацией информационно-поисковых работ ЭВМ по специальным программам.

Результаты аудиторского контроля обобщают и излагают в акте комплексного аудита на основании записей в журнале группирования недостатков (журнале аудитора), согласован­ных с руководителем контролируемого предприятия.