Методические приёмы развития речи учащихся с ОВЗ
Оценка 4.9

Методические приёмы развития речи учащихся с ОВЗ

Оценка 4.9
docx
01.08.2021
Методические приёмы развития речи учащихся с ОВЗ
Методические приёмы развития речи учащихся с ОВЗ.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №8 имени Жени Попова»

 

 


«Методические приёмы развития речи учащихся с ОВЗ (вариант 5.1.) на уроках в начальной школе. (1 класс)»

     

Майкоп, 2019г.
 


Фотиева Анна Александровна –

учитель начальных классов МБОУ «Лицей №8»

8-918-428-48-58

ann.sakura7@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


…Дар Слова – это дар свободы,
Живёт он, множится в веках.
Самостояние народов
Основано на языках.

Родная речь сознанье будит
У человека с первых дней,
Ведёт чрез праздники и будни.
Накоплена вся мудрость в ней…       Е. Егорова

        Развитие речи – важная задача обучения родному языку.

Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Речь служит и важнейшим инструментом социализации учащихся. Дети, имеющие тяжелое нарушение речи к моменту поступления в школу, нуждаются не только в специализированной помощи учителя-логопеда, но и в постоянном внимании (основного) учителя. При этом задача учителя не только дать знания по предметам, но и способствовать речевому развитию на уроках и во неурочной деятельности.

В настоящее время в нашей стране разработан, принят и апробирован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающий возможность удовлетворить в образовательном процессе особые образовательные потребности не только каждой категории обучающихся с ОВЗ, но и различных групп, входящих в каждую из них, независимо от того, где происходит их обучение: совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Вариант 5.1 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1-4 классы).

Особенности психического развития данной категории детей выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в общении. А это обуславливает качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря. Поэтому есть все основания считать, что обеспечить речевую практику, так необходимую детям данной категории должны активные условия, создаваемые для спонтанного развития их речевой деятельности.

Методические приемы развития речи учащихся многообразны, а их продуктивность возможно определить лишь на практике. Поэтому, цель - показать систему работы по развитию речи у учащихся 1-х классов с ОВЗ (5.1вида); представить наиболее эффективные упражнения, задания, направленные на развитие речи учащихся младшего школьного возраста (1 класс).

Каждый современный учитель начальной школы хорошо понимает, что развитие речи- задача не только урока русского языка, но и других учебных дисциплин. Однако для уроков русского языка эта задача является основной. Главное место в системе обучения языку занимает исправление дефектов речевого недоразвития учащихся.

  Специфическими для младших классов являются задачи коррекции произносительной стороны речи, фонетического восприятия, зрительного восприятия, моторики мелких мышц руки, то есть тех компонентов психофизического уровня, которые участвуют в формировании навыков чтения и письма. Что касается речевого развития, то основными задачами уроков русского языка является развитие и уточнение словаря, коррекция грамматического строя речи, формирования фразовой или диагностической речи, коррекции связной речи.

Работая с учащимися 1-х классов делала акцент на профилактике нарушений чтения и письма у учащихся. Эта работа актуальна для учащихся с ТНР и для детей, которые испытывают трудности в формировании навыков чтения и письма.

Профилактика нарушений чтения и письма у учащихся первых классов должна вестись по нескольким направлениям:

1.         Совершенствование фонематического восприятия, представлений, аналитико­синтетической деятельности.

2.         Развитие оптико-пространственных и временных представлений: ориентировка на себе, в окружающем пространстве, на листе бумаги, запоминание последовательностей.

3.         Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и т.д.

4.         Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений.

5.         Обогащение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи.

6.         Формирование связной речи (разные виды пересказа, рассказы по картине и серии картин, по предложенному плану, заданному началу или концу).

7.         Совершенствование слухового и зрительного внимания, разных видов памяти, мышления. (слайд 6)

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

А. Слоговой анализ и синтез.

1.    Назвать гласные звуки в слове (произношение слова совпадает с написанием).  (слайд 7)

2.    Записать на схеме только гласные данного слова. Наоборот: подобрать картинки или слова к написанным схемам, в которых указаны только гласные буквы. Самостоятельно придумать слова к схемам, на которых записаны только гласные.

3.   Выделить гласные из слова и подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки.

Вариант: разложить картинки под соответствующими буквами.

4.    Разделить слово на слоги и назвать количество слогов или поднять соответствующую цифру.

5.    Разложить картинки по группам в зависимости от количества слогов. (слайд 8)

6.    Определить пропущенный слог в названии картинок. Например: до - га (дорога). (слайд 9)

7.    По сюжетной картине или в названном предложении назвать слова из одного, двух, трёх слогов.

8.    Составить слово из данных слогов. Сначала слоги даны по порядку, затем врассыпную. Задание выполняется с опорой на предметные картинки и без.

9.    Разделить слова на слоги, переставить их, получив новое слово. Например: на-сос - сос-на. (слайд 10, 11)

10.                       Игра «Пирамида». Расположить слова из одного, двух, трёх слогов на первой, второй, третьей ступенях пирамиды. (слайд 12)

11.                       В ряду предметных картинок угадать по начальному слогу какая из картинок называется (ро - за, ры - ба, ру -ка)

12.                       Придумывание слов на заданный слог. Например: ДА-. ЦВЕ -. Вариант: придумывание слов на заданный слог в определённой позиции. Например: ШИ

Шило. маШИна. мыШИ. (слайд 13)

13.                       Подбор слов к слоговым схемам, в которых указано ударение. Например:

(слайд 14)

14.                       Изменить слово так, чтоб из односложного оно стало двусложным и трёхсложным. Например: дом - дома - домики. (слайд 15)

15.                       Под диктовку или по картинкам выписать заданный слог из каждого слова. Например: второй.

16.                       Составить слова по первым слогам названий картинок. (слайд 16)

17.                       Составление слов по слоговым таблицам. (слайд 17)

МА

ПА

У

ША

ШИ

РА

ЛУ

ЛА

НА

 

18.                       Игра “Живые слоги». Несколько детей держат в руках карточки со слогами (или называют слоги). Необходимо встать в таком порядке, чтобы получилось слово

19.                       Составить слова по первым слогам названий картинок. (слайд 18)

Б. Фонематический анализ и синтез.

1.    Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.

На начальном этапе работы предлагаются лишь односложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной структуры. Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец). Рекомендуется составить графическую схему слова, в которой слово обозначается прямой линией, гласный звук – кружком. В зависимости от места гласного звука кружок ставится либо в начале, либо в середине, либо в конце линии. Образец.

Двухсложные и трёхсложные слова. (слайд 19)

Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания (лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, канава, капуста) – орфографическое произношение.

2.    Выделить из предложения слова, включающие данный звук и показать соответствующую букву.

3.    Подобрать к букве картинки, в названии которых имеется данный звук. (слайд 20)

4.    Самостоятельно придумать слова на заданный звук. Вариант: придумать слова на заданный звук по заданной лексической теме или с заданным количеством слогов.

Вариант: подобрать к данной звуковой или слоговой схеме слово на заданную лексическую тему.

5.    По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с заданного звука или заканчиваются им. (слайд 21)

6.    Самостоятельно придумать слова, в которых заданный звук был бы в начале, середине, конце слова. Можно усложнить задание: подобрать такие слова в соответствии с какой-то лексической темой. (слайд 22)

7.    Подобрать слова (или разложить картинки) к схемам двухсложных или трёхсложных слов с различным местом ударения. Вариант: разложить картинки под цифрами 1.2.3. в зависимости от того, на какой слог падает ударение. (слайд 23)

8.    Выделить только гласные звуки (буквы) из заданных слов. Подбираются такие слова, в которых написание не расходится с произношением.

9.    Составление слова из данных в рассыпную букв, преобразование полученных слов.

Например: г,д,р,о.о,а, - ДОРОГА, ГОРОДА. (слайд 24)

10. Разложить картинки по группам в зависимости от количества слогов.

11. Замена одного звука (буквы) для получения нового слова. Например: майка - гайка - чайка, ком - кол - кот. (слайд 25)

Неизвестно, как случилось, 
Только буква заблудилась: 
Заскочила в чей-то дом 
И — хозяйничает в нём!

 

Но едва туда вошла 
Буква-озорница, 
Очень странные дела
Начали твориться.

 

12. Чтение слов в обратном порядке. Например: нос - сон. (слайд 26)

ЧТО ПРИДУМАЛИ БУКВЫ

Эти буквы такие выдумщицы! Что придумали: становятся так, чтобы во читалось одинаково и слева направо и справа налево!

Вот и получились у них перевёртыши:

БОБ ТОПОТ ШАЛАШ

Дальше — больше: теперь буквам захотелось составить целые предложения.

Увидели они, что Олесе бабушка пирог печёт, — пошутили:

ГОРИ, ПИРОП

Олеся прочитала (сначала — как полагается, потом наоборот), смеялась.

А буквы только того и ждали...

ОЛЕСЕ ВЕСЕЛО!

И вдруг как закричат:

ТОНЕТ ЕНОТ! ТО НЕ ЕНОТ, ТО — КОТ...

Олеся даже испугалась: не про её ли это любимого кота Макси­ма?! Но с ним всё было благополучно. И Олеся налила Максиму з миску молока.

А буквы опять принялись за свою игру:

МАКСИМ — К МИСКАМ! ВИЖУ — ЖИВ! ЛАКАЛ — ПЛАКАЛ...

Олеся дала Максиму кусочек булки. Тут буквы сказали:

БЕЛ ХЛЕБ, НО ТЫ МЕНЬШЕ ЕШЬ, НЕ МЫТ ОН.

Вот озорные буквы! Но ничего, не будем на них сердиться.

МИР ИМ!

 

13. Игра «Наборщик». Из букв данного слова составить новые слова.

Например: МОРОЖЕНОЕ - море, морж, нож. (слайд 27)

14. Игра «Кто быстрее, кто больше». На каждую букву данного слова придумать новые слова.

Например: РУКА - рысь, уши, кот, август.

15.           Придумывание лесенок слов на данную букву в определённой позиции. (слайд 28)

16.           Подбор слов к данной рифме. Например: сок - лесок, носок.

Муравей — воробей, трава — дрова,  крот — рот, корона — корова,  картина — корзина,  врач — грач. (слайд 29)

17.                       Работа со словами-паронимами. Одинаковые слова или разные, как из одного слова сделать другое, какими буквами отличаются слова       (слайд 30)

18.                       Ребусы с предметными картинками. (слайд 31,32,33)

19.  Игра «Угадай животное». Из данных врассыпную букв составить название животного и подобрать соответствующую картинку. Например:

ркокилдо - крокодил. (слайд 34)

20. Придумать предложение, в котором все слова начинаются на одну букву.

В. Анализ и синтез словосочетания или предложения.

1.      Составить предложение по предметной или сюжетной картинке и определить количество слов в нём. Вариант: Составить предложение по картинке с заданным количеством слов. (слайд 35)

2.     Придумать предложение с определённым количеством слов.

3.     Распространить предложение, увеличив количество слов.

4.     Составить предложение из слов, данных в беспорядке. Слова даны с нужными окончаниями (катается, качелях, девочка, на). Усложнённый вариант: слова для составления предложения даны в исходной форме. (слайд 36)

5.     Составить предложение по нескольким картинкам, в которых один и тот же предмет изображён в различных ситуациях. Например: Книга лежит на столе. Девочка покупает книгу в магазине. (слайд 37)

6.     Придумать предложение, в котором все слова начинаются на одну букву. (слайд 38)

7.     Составление графических схем предложений. Придумывание предложений к данным графическим схемам.

8.     Определение место слова в предложении (какое по счёту).

9.     Игра «Живые слова». Детям раздаются карточки. На каждой - слово. Ученики должны стать таким образом, чтобы получилось предложение (слова даются с нужными окончаниями). (слайд 39)

Г. Р а б о т а над анализом и синтезом на уровне текста.

1.     Выделение границ предложений в тексте.

а)     Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда смысловая фраза закончилась. (Взрослый читает монотонно). Вначале подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, а потом более длинные и близкие по смыслу. (слайд 40)

б)     Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках.

2.     Выделение слов и предложений в слитном тексте.

Например: падаютлистьядуетветерльютдожди. (слайд 41)

3.     Чтение деформированных текстов, где имена существительные заменены картинками. (слайд 42)

4.     Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.

Например.Вот и зима. Школьники устроили живой уголок. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Там живут кролики и белки. Крыши тоже в снегу. Ребята ухаживают за животными. Кроликам они дают морковку и капусту. Кругом тишина. Только волки рыщут. Белке приносят орехи и грибы. Они ищут пищу.

5.     Деформированный текст. Восстановить порядок следования предложений, данных вперемешку. К рассказу (не более 5-6 предложений) составить схемы, затем вспомнить рассказ, опираясь на них.

РАЗВИТИЕ ПРОТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ И КОНСТРУКТИВНОГО

ПРАКСИСА

А. Н а буквенном материале. (слайд 43)

1.     Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.

2.     Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные, перевёрнутые вверх ногами) буквы.

3.     Узнавание букв (вырезанных на картоне, пластмассовых и т.д.) с закрытыми глазами на ощупь: назвать букву, положить её на стол так, чтоб она отражала верное написание.

4.     Найти недостающие элементы букв:

5.     Обведение букв по трафарету, шаблону.

6.     Складывание буквы из проволоки, выкладывание пушистой ниткой по бархатной бумаге, фланелеграфу.

4.      Дорисовывание недостающих частей буквы. Ребёнку предлагается замкнуть незамкнутый контур, например, буквы Б, дорисовать серединку у бук­вы Н и

 

 

 

 


                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(слайд 44)

Превращение одной буквы в другую

5.      Превратить одну букву в другую, например: О в Ю, Л в А, Г в Б, Е в Ё,

РвВ, СвО, УвХ, ЦвЩ, ЬвЪ или в Ы.

 

 

 


6.      Дорисовывание половинок у букв, имеющих вертикальную или гори­зонтальную ось симметоии

 

 

 

7.      image7Раскрашивание наложенных контуров букв и цифр. Ребён­ку предлагается, например, раскрасить только буквы, только гласные (соглас­ные). (слайд 45)

 

 

8.    Демонстрация букв в разном положении: вверх ногами, под наклоном.

9.    Предъявление букв разного шрифта: печатные, письменные заглавные и строчные, стилизованные. Соотнесение письменных и печатных букв друг с другом.

10.                        Определение буквы, написанной на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе ( с открытыми и закрытыми глазами).

11.                        Поиск букв в геометрических фигурах.

Например: в данном квадрате отыскать спрятавшиеся буквы:

Р,У,И,М,П,Г,Т,С,Х,Р,Л,Э.                  

12.                        Реконструирование букв: П - Н, Т - Г.

13.                        Определение букв, которые можно выложить из трёх ( И,А,П ),из двух ( Т,Г,Х,Х) палочек.

14.                        Конструирование букв из элементов ( по словесной инструкции) : длинная палочка, справа от неё в верхней части полуовал и т.д.

15.                        Найти букву в ряду других букв, сходных по написанию.

16.                        Лепка букв (слов) из глины, пластилина, воска.

17.                        Выкладывание контура буквы семенами, пуговицами, деталями мозаики, конструктора, аппликация из природного материала.

18.                        Вышивка контура буквы по ткани или картону.

19.                        Изображение букв с помощью пальцев (буквы - жесты). (слайд 46)

20.                        Изображение букв с помощью поз пантомимы (одним или двумя детьми) стоя, сидя, лёжа на полу.

21.                        По нарисованной на полу букве пройти ногами так, как её пишут. Потом повторить этот путь по памяти. Вариант: один ребёнок загадывает букву шагами, другой отгадывает.

22.                        Угадывание буквы по описанию (даны элементы и их расположение в пространстве).

23.                        Узнавание букв в усложнённых условиях: зашумлённых, изображённых пунктиром, недописанных, стилизованных, наложенных друг на друга.

Объяснение сходства и различия в написании пар букв:

печатные : П - Н, С - Э и т.д. письменные: а-о,и-м, ш-щ, у -д.

24.                        Поиск одинаковых букв среди похожих.

25.                        Отбросить лишние элементы букв. Например:

26.                        В ряду письменных букв выделить заданную. Например:

Разделить ряд букв, написанных без пробелов.

27.                        Чтение текста, напечатанного справа налево, сверху вниз.

28.                        Запомнить 3-5 букв или цифр, затем найти их среди 8-10 предъявленных

29.                        Разложить по памяти буквы или цифры в предъявленной последовательности.

30.                        Определить различие сходных букв, отличающихся одним дополнительным элементом: В - 3, О - Ю и т.д.

31.                        Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: П - Н, Р - Ь.

32.                        Нахождение «спрятавшихся» букв в так называемых совмещённых буквах.

Например: Ф. Б, Т, Г, Р

Чтение слова по полубукве. Закрывается верхняя или нижняя половинка слова, детям предлагают догадаться, какое слово написано

33.                        «Корректурная проба». В заданном тексте зачеркивать (подчёркивать) разные буквы.

Например: зачеркни букву П и подчеркни букву Н.

34.                        На карточках написаны половинки букв. Найти нужные половинки, составить буквы. Вариант: из получившихся букв составить слово.

35.                        Вспомнить печатные или письменные буквы, которые «смотрят» влево, вправо, одинаково в обе стороны.

Б. На другом материале.

1.     Развитие тактильной памяти. На десять дощечек одинакового размера наклеить кусочки меха, наждачной бумаги, фланели, спички, верёвочку, бархат, фольгу и т.д. Узнавать наощупь дощечки, запоминать и воспроизводить последовательность из нескольких дощечек.

(слайд48)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевая деятельность определяется в современной отечественной психолингвистике как процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой, друг с другом. Основу его составляет интеллектуальная деятельность передачи или приёма сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей в ходе общения.

Любой психический процесс (речь) несет в себе как подследственные предпосылки, так и влияние среды. Но удельный вес этих влияний различен для разных сторон психики в разном возрасте.

Л.С. Выготский подчеркивал, что развитие сложных психических процессов (внимание, память, мышление, речь), а также характера, поведения неизмеримо больше зависит от среды, чем от наследственности. Для развития связной речи ребенка с особыми образовательными потребностями среда выступает не только как условие, но и источник его развития.

Учитывая возможности детей с ограниченными возможностями здоровья Л.С. Выготский говорил о необходимости всемерно использовать предметно-практическую деятельность, на   основе   которой   можно   и   нужно   развивать   практический интеллект. Основным принципом обучения и единственно твердой почвой для формирования   речи, Л.С.    Выготский    считал    действенность, опору    на практическую и трудовую деятельность, воспитывающую умение ставить цели, планировать, мыслить.

Данные упражнения позволяют учащимся обогащать словарный запас, развивать мышление, преодолевать трудности в формировании чтения и письма.


 

Скачано с www.znanio.ru

Методические приёмы развития речи учащихся с ОВЗ

Методические приёмы развития речи учащихся с ОВЗ

Дар Слова – это дар свободы,

Дар Слова – это дар свободы,

Поэтому есть все основания считать, что обеспечить речевую практику, так необходимую детям данной категории должны активные условия, создаваемые для спонтанного развития их речевой деятельности

Поэтому есть все основания считать, что обеспечить речевую практику, так необходимую детям данной категории должны активные условия, создаваемые для спонтанного развития их речевой деятельности

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Составить слова по первым слогам названий картинок

Составить слова по первым слогам названий картинок

Составление слова из данных в рассыпную букв, преобразование полученных слов

Составление слова из данных в рассыпную букв, преобразование полученных слов

Подбор слов к данной рифме. Например: сок - лесок, носок

Подбор слов к данной рифме. Например: сок - лесок, носок

Г. Р а б о т а над анализом и синтезом на уровне текста

Г. Р а б о т а над анализом и синтезом на уровне текста

Б, дорисовать серединку у бук­вы

Б, дорисовать серединку у бук­вы

Демонстрация букв в разном положении: вверх ногами, под наклоном

Демонстрация букв в разном положении: вверх ногами, под наклоном

В ряду письменных букв выделить заданную

В ряду письменных букв выделить заданную

Речевая деятельность определяется в современной отечественной психолингвистике как процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой, друг с другом

Речевая деятельность определяется в современной отечественной психолингвистике как процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой, друг с другом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2021