Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Частинская средняя общеобразовательная школа»
Полный адрес: 617191, Пермский край, Частинский район, с. Частые,
ул. Карла Маркса, д. 33
Методические
разработки контрольных работ по литературе за 1-4 четверть для учащихся 5,6,7,
8, 9 классов
Автор: Шерстобитова Светлана Ивановна,
учитель русского языка и литературы
с. Частые, 2020г.
Инструкция для учащихся по выполнению задания
Контрольная работа состоит из 10 заданий.
На его выполнение дается 1 час 20 минут.
Задания рекомендуются выполнять по порядку.
Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему.
Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Данная работа проверяет знания учащихся за текущую четверть в 5-9 классах
по программе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина.
Контрольная работа по литературе 1 четверть 5 кл.
1.Назовите жанры сказок.
2.В чем идейный смысл сказки «Царевна лягушка»?
3.Какие проблемы поставлены в сказке «Журавль и цапля»?
4.В каком веке зародилась древнерусская литература?
5.В чем подвиг отрока-киевлянина в повести «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»?
6.Чем был известен М.В.Ломоносов?
7.В чем мораль басни И.А.Крылова «Волк на псарне»?
8.Чему поучает басня И.А.Крылова «Свинья под дубом»?
9. Каков идейный смысл баллады В.А.Жуковского «Кубок»?
10.Назовите лицейских друзей А.С.Пушкина.
Контрольная работа по литературе 1 четверть 6 кл.
1.В чем русский народ проводил обряд колядок?
2.В чем мудрость русских народных пословиц и поговорок? Поясните и приведите по 1 примеру.
3.Что главное отражала древнерусская летопись «Сказание о белгородском киселе»?
4.Какие пороки противопоставил И. И. Дмитриев в басне «Муха»?
5.Выпишите 2 эпитета из стих. А.С.Пушкина «Узник».
6.Что главное хотел сказать А.С.Пушкин в стих. «И.И.Пущину»?
7.Какие черты характера были присущи помещику К.П.Троекурову в романе А.С.Пушкина «Дубровский»?
8.Как жил сосед Троекурова дворянин А.Г.Дубровский?
9.В чем произошла ссора друзей Троекурова и старого Дубровского?
10.Почему Троекуров наказал А.Г.Дубровского и как это ему удалось?
11.Расскажите о воспитании Марьи Кириловны- дочери Троекурова.
12. Каким рос молодой Владимир Дубровский? Как служил?
13.Почему Антон Пафнутьич был наказан В.Дубровским, а Троекуров нет?
Контрольная работа по литературе 1 четверть 7 кл.
1.Что такое былина?
2.В чем отличие киевской былины от новгородской?
3.Кто подлинный герой былины «Вольга и Микула Селянинович» и почему?
4.В чем мудрость русских народных пословиц и поговорок ?Приведите по 1 примеру.
5.В каком веке зародилась древнерусская литература?
6.В чем идейный смысл «Поучений Владимира Мономаха»?
7.Почему А.С.Пушкин решил написать поэму «Медный всадник»?
8.Выпишите 4 устаревших слова из поэмы «Песнь о вещем Олеге» и поясните их.
9.В чем идейный смысл стих. Г.Р.Державина «На птичку»?
Контрольная работа по литературе 1 четверть 8кл.
1. В чем заключается мир русских народных песен?
2. Какие исторические песни слагал народ и почему?
3. Каким мы видим Ермака Тимофеевича в предании «О покорении Сибири Ермаком»? Почему народ сложил о нем легенду?
4. За какие заслуги имя Александра Невского было причислено к лику святых?
5. Какие 3 подвига он совершил?
6. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Каким воспитала Митрофана госпожа Простакова?
7. Почему ее в доме все боялись? Как она относилась к слугам?
8. Что означает имя «Митрофан»?
9. В чем идейный смысл комедии «Недоросль»?
10. Какому историческому событию И.А.Крылов посвятил басню «Обоз»? Напишите.
Контрольная работа по литературе 1 четверть 9кл.
1.Что описывала древнерусская литература?
2.»Слово о полку Игореве». Что подтолкнуло князя Игоря совершить поход на половцев с малой дружиной?
3.Почему князь Игорь был прощен народом и князем Святославом?
4.В чем идейный смысл «золотого слова» Святослава?
5.Назовите литературные направления, унаследованные русской литературой 18-19 века.
6.В чем идейный смысл оды М.В.Ломоносова «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны»?
7.Что хотел сказать главное Г.Р.Державин в стих. «Властителям и судьям»?
8.А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Чем был возмущен писатель, обратив взор на следы крепостничества в главах «Пешки» и «Любани»?
9.Н.М.Карамзин «Бедная Лиза».Укажите черты сентиментализма в повести.
10.В чем романтизм стих. В.А.Жуковского «Море»?
11.Сравните романтические баллады В.А.Жуковского «Кубок» и «Светлана». В чем их отличие? (Найдите черты таинственных сил, влияющих на человека)
Контрольная работа по литературе за 2 четверть 5 класс
1.Какому историческому событию посвящено стих. М.Ю.Лермонтова «Бородино»?
2. В чем идейный смысл стих. «Бородино»?
3.Приведите пример фантастического эпизода рассказа Н.В.Гоголя «Заколдованное место».
4.Какой по характеру рисует поэт Н.А.Некрасов русскую женщину – крестьянку в поэме «Мороз, Красный нос»?
5. В чем заключается главная мысль поэмы «Мороз, Красный нос»?
6.Стих. Н.А.Некрасова. «Крестьянские дети».Почему автор обратился к теме крестьянских детей?
7. Какие картины детства и мирного труда рисует поэт Некрасов в этом стих.?
8. И.С.Тургенев. «Муму». Опишите жизнь Герасима в деревне.
9. Какие обязанности были у Герасима в доме барыни?
10. Зачем автор описывает каморку Герасима?
Контрольная работа по литературе за 2 четверть 6 класс
1. В чем заключается крестьянский мир детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»?
2. Приведите 2 примера «страшных рассказов» детей в ночном, когда они пасли лошадей.
3. В чем трагизм положения крестьянских детей?
4. В чем главная мысль стих. Н.А.Некрасова «Железная дорога»?
5. Н.С.Лесков. «Левша». Расскажите о характере Левши.
6. В чем проявился талант тульских мастеров?
7. А в чем был талант косого Левши?
8. Как вы понимаете слова полшкипера « у него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?
9. Какой секрет выведал Левша у англичан?
10. Почему Левша не остался жить у англичан?
Контрольная работа по литературе за 2 четверть 8 класс
1. Как звали родителей капитанской дочки?
2. Почему повесть А.С.Пушкин назвал «Капитанская дочка»?
3. Каков идейный замысел повести «Капитанская дочка»?
4. М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Какими качествами характера обладал Мцыри?
5. Что обозначает это имя?
6. Что отстаивает в своей исповеди перед стариком юноша? О чем он печалится?
7. Какой скрытый смысл имеет сцена «Бой с барсом»?
8. Н.В.Гоголь. «Ревизор». Почему произведение автор назвал комедией?
9. Какие беспорядки были в провинциальном городе, управляемом Городничим?
10. Расскажите об Иване Александровиче Хлестакове. Кто он такой? О чем мечтает?
Контрольная работа по литературе за 3 четверть 5 класс
1. И.А.Бунин «Косцы» В чем идейный смысл рассказа?
2. В.Г.Короленко. «В дурном обществе» Как изменились отношения Васека и отца-судьи после разговора судьи и Тыбурция?
3. Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу?»
4. П.П.Бажов «Медной горы Хозяйка». Какие три испытания должен был выполнить Степан?
5. Почему все же Степан погиб?
6. К.Г.Паустовский «Теплый хлеб» Расскажите о характере Фильки.
7. Почему конь простил Фильку?
8. В чем идейный смысл рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»?
9. Какие проблемы поднимает автор в этом произведении?
10. Какое произведение, прочитанное тобой, больше всего понравилось и почему?
Контрольная работа по литературе за 3 четверть 6 класс
1. А.И.Куприн «Чудесный доктор» Как жила семья Мерцаловых?
2. В чем проявилась отзывчивость и доброта профессора Пирогова?
3. А.С.Грин «Алые паруса». Как произошла победа романтической мечты Ассоль над реальностью?
4. А.П.Платонов «Неизвестный цветок». Почему так называется сказка-быль?
5. Что сделала девочка Даша?
6. В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Почему бабушка Катерина все же купила герою пряник конем?
7. В.Г.Распутин «Уроки французского». Как жил герой, когда учился в районе вдали от дома?
8. Кто помог ему выжить и почему?
9. В чем идейный смысл рассказа?
10. В.М.Шукшин. «Критики». Почему дед и Петька дружили?
11. За что они боролись?
12. Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Почему герой с благодарностью вспоминает учителя математики Харлампия Диогеновича?
Контрольная работа по литературе за 3 четверть 8 класс
1. М.Е. Салтыков – Щедрин «История одного города». В чем идейный смысл сатирической сказки?
2. Приведите пример гротеска из данного произведения.
3. Н.С.Лесков «Старый гений». Опишите великосветского франта, его характер, привычки и жизнь.
4. Каким образом все же старушка получила свой долг 15 тысяч рублей?
5. Какие нравственные проблемы поднимает автор в этом произведении?
6. Л.Н.Толстой «После бала». Какое отношение было к солдатам в Николаевской России?
7. В сем проявлялось двуличие полковника Петра Владиславовича?
8. Что было отвратительно для Ивана Васильевича и почему его любовь к Вареньке пошла на убыль?
9. А.П.Чехов «О любви». В чем выражалась душевная пустота Алехина?
10. И.А.Бунин «Кавказ». Как тема несчастной любви и страдания отражена в рассказе? Опишите.
11. А.И.Куприн «Куст сирени». В чем идейный смысл рассказа?
Контрольная работа по литературе за 4 четверть в 9 классе
Вариант №1
Вопросы:
1.В чем замысел романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
2. Почему Печорин приносил окружающим одни страдания и беды? Проанализировать главы «Бэла» (Печорин и Бэла), «Княжна Мери»(Печорин, Грушницкий, Мери), «Тамань» (Печорин и контрабандисты), «Фаталист», (Печорин и Вулич).
3.Как сам Печорин оценивает свою жизнь?
4. Кто виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли?
5. В чем различие характера Евгения Онегина и Григория Александровича Печорина?
6. Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души».Какими рисует писатель образы помещиков Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина? Дайте краткую характеристику персонажам.
7. Павел Иванович Чичиков. Почему Гоголь называет его «новым» героем эпохи? В чем заключается предприимчивость Чичикова? Почему «чичиковщина» охватила всю Россию?
Контрольная работа по литературе за 2 полугодие в 9 классе
Вариант №2
1.Какая проблема поставлена в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
2.Какова идейная связь романа Лермонтова с «Евгением Онегиным»А.С.Пушкина?
3.В чем трагедия Печорина?
4.Как сам герой оценивает себя и свою жизнь?
5.Какой смысл вкладывает автор в название самого произведения?
6. В каких эпизодах романа проявляется смелость и решительность Печорина? Опишите кратко.
7. Каким персонажам романа Печорин принес одни несчастья и страдания?
Итоговая контрольная письменная работа по литературе в 5 классе
за 4 четверть
1. В чем идейный смысл волшебной сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?
2. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества, находясь под крепостническим гнетом барыни? (И.С.Тургенев «Муму»)
3. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Почему автор назвал свой рассказ «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?
4. Какой смысл вложил И.А.Бунин в рассказ «Косцы»?
5. Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам в рассказе К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»?
6. Чему учит рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»?
Итоговая контрольная письменная работа по литературе в 6 классе
за 4 четверть
1. А.С.Пушкин «Дубровский». Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?
2. Почему Левша и его товарищи взялись поддержать Платова и с ним всю Россию?
3. Над кем и над чем смеется А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?
4. Почему бабушка Катерина Ивановна все же купила герою пряник – коня с розовой гривой? (В рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»)
5. Какие трудности в жизни пришлось испытать герою в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»?
6. Чему учит сказка Антуана де Сент – Экзюпери «Маленький принц»?
Итоговая контрольная письменная работа по литературе в 8 классе
за 4 четверть
1. Чему научился Петр Гринев, находясь на службе в Белогорской крепости?
2. В чем смысл сравнений Мцыри жизни в монастыре и на воле в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?
3. Что такое «хлестаковщина» по мнению Н.В.Гоголя в комедии «Ревизор»?
4. Какое же лицо полковника истинное в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»? Охарактеризуйте его.
5. В чем идейный смысл рассказа А.П.Чехова «О любви»?
6. Каким был Василий Теркин на войне? (А.Т.Твардовский поэма «Василий Теркин»)
7. В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Почему писатель называет фотографию «своеобычной летописью народа»? Что она хранит?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.