Методические разработки просветительско-профилактической программы
«Суицид у подростков»
Современная действительность отмечается неутешительной тенденцией. Частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их.
Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству.
Самоубийство кажется отталкивающим событием для посторонних наблюдателей, опустошительным для родственников и душераздирающим для имеющих к нему профессиональное отношение. Поэтому, к несчастью, эта тема может совсем не обсуждаться, даже если люди угрожают покончить с собой. Быть может, потому, что некоторые свидетели суицидальных тенденций не хотят попасть в затруднительное положение. Особенно опасно, если равнодушная и бесчувственная позиция окружающих сталкивается с сенситивной и взволнованной личностью. Это отношение только подтверждает подозрения, что ей реально никто не может оказать помощь.
Люди с суицидальными тенденциями испытывают не только печаль, тоску, уныние и разочарование, но могут проявлять враждебность к своему окружению. Очень часто, к сожалению, семья и друзья в ответ реагируют негодованием, допускают в беседе бурлящие эмоциями доводы, которые только толкают рассерженных людей к еще большему неистовству. Они могут сосредоточиться на инфантильности депрессивной личности, а не на истинной, заботливой и поддерживающей встрече с отчаянием. Часто вслед за исчезновением раздражения может быть потеряна и жизнь близкого человека.
В связи с данными проблемами необходима просветительская работа среди родителей и подростков, служащая профилактикой и возможностью предупредить суицидальное поведение.
Ниже предлагается просветительско-профилактическая программа «Суицид у подростков», рассчитанная на учащихся 8-9 классов, а так же их родителей и учителей. Данная программа рассчитана на 8 часов, четыре из которых посвящены взрослым, четыре – подросткам.
Цель программы: просветительская работа среди родителей и подростков о причинах суицида и его профилактики.
Задачи:
Повышение психологической грамотности участников учебно-воспитательного процесса;
Определение актуального состояния участников (уровень депрессии);
Повышение уверенности в себе у учителей, подростков и их родителей;
Помощь в поиске своих ресурсов в борьбе со стрессом.
В данную программу включены 3 основных блока: просветительская часть, диагностика и практическая часть. Программа начинается с занятий, основными задачами которых является ознакомление участников учебно-воспитательного процесса с видами и мотивами суицида, а так же определение основных признаков депрессии.
В программу так же входят две диагностические методики: тест на определение уровня депрессии Жмурова В.А и методика определения индивидуальных копинг – стратегий Э.Хайма. Целью первой является определение актуального состояния участников занятия, выявление возможной «группы риска». Методика определения индивидуальных копинг – стратегий Э.Хайма позволяет понять свои основные стратегии поведения в стрессовых ситуациях.
Задачами дальнейшей работы является поиск собственных ресурсов в борьбе со стрессом (обсуждение результатов диагностики, упражнения «Чем я люблю заниматься», «Мои сильные стороны»), формирование уверенности в себе (методика «Я замечательный человек, потому что…», «Я уважаю себя, когда я…», «Хваставство», «Мои сильные стороны»), повышение эмоционального фона (упражнения «Круг чувств», «Досчитай до 10», «Волшебная котомка»).
Заканчивается программа занятием, посвященным уверенному поведению. Участникам необходимо научиться разграничивать агрессивное, уверенное и неуверенное поведение. Далее совместно разрабатывается руководство по уверенному, успешному поведению и разыгрываются ситуации из повседневной жизни, где необходимо побывать в роли неуверенного, уверенного и агрессивного человека. В результате участники занятия научаться «примерять» на себя определенный стиль поведения – уверенный.
Таким образом, предполагается повышение психологической грамотности участников учебно-воспитательного процесса в рамках проблемы суицида, определение возможной «группы риска», повышение уверенности в себе у педагогов, подростков и их родителей, а так же расширение их представлений о своих внутренних ресурсах борьбы со стрессом.
взрослые
время
подростки
время
Лекция о суициде: виды, мотивы, возраст
30 мин
Беседа о суициде: выведение видов суицида, его мотивы.
20 мин
Депрессия, признаки
20 мин
Признаки депрессии
10 мин
Тест на определение уровня депрессии (Жмуров В.А).
20 мин
Методика определения индивидуальных копинг – стратегий Э.Хайма.
20 мин
Методика «Мои сильные стороны»
20 мин
Обсуждение результатов. Чем я люблю заниматься?
30 мин
Заключение. Задание на дом «Я уважаю себя, когда я…»
20 мин
Методика «Хвастовство»
10 мин
Домашнее задание – методика «Я замечательный человек, потому что…», «Я уважаю себя, когда я…»
15 мин
Методика определения индивидуальных копинг – стратегий Э.Хайма.
20 мин
Итоги методики, обсуждение результатов
30 мин
Методика «Досчитай до 10»
15 мин
Руководство по успешному уверенному поведению
30 мин
Методика «Волшебная котомка»
20 мин
Рефлексия
30 мин
Опрос домашнего задания
30 мин
4 ч
Методика «Мои сильные стороны»
20 мин
Методика «Круг чувств»
20 мин
Руководство по успешному уверенному поведению
30 мин
4 ч
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.