МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОМОЩИ МЕТОДИКИ СОЗДАНИЯ ЛЕПБУКА
В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) учителю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения.
Одним из способов достижения этих задач является проектно- исследовательская деятельность. Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так:
· чтобы пройденный материал остался в памяти ученика;
· чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках;
· чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме?
В ходе поисков решения этой проблемы открыла для себя методику создания лэпбука. С его помощью можно организовать проектную деятельность в учебно-воспитательном процессе.
Итак, что такое Лэпбук? Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная папка» (lap – колени, book – книга), или как его еще называют тематическая папка.
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками окошечками с заданиями и т.д., которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Лэпбук – является достаточно новым способом организации учебной деятельности с младшими школьниками. Это и интеграция уроков технологии с тем предметом, какому посвящен проект. Это - игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а также родителей и ребенка.
Создание лэпбука содержит все этапы проекта:
· целеполагание (выбор темы);
· разработка лэпбука (составление плана);
· выполнение (практическая часть);
· подведение итогов.
В качестве примера рассмотрим лепбук «Крымский мост». Он явился результатом совместной работы на занятиях внеурочной деятельности курса «Крымоведение».
Крымский мост - это один из самых масштабных проектов современной России, в котором собраны многие передовые идеи и технологии. На современном этапе актуальность этой темы значима.
Цель данной работы- познакомить обучающихся со строительством уникального инженерного объекта.
1 этап – подготовительный. |
|
Цель: подвести детей к формулировке темы проекта, изучить материал о лэпбуке. |
|
Деятельность учеников: Формулирование темы проекта |
Деятельность учителя: Создание проблемной ситуации для подведения обучающихся к теме проекта.
|
2 этап – проектировочный. |
||
Цель: построить план создания лэпбука, продумать ход деятельности, распределение заданий по группам. |
||
Деятельность учеников: распределение обязанностей в группах, выбор материала для оформления своего раздела
|
Деятельность учителя: Распределение ребят по группам, координация работы
|
|
3 этап –практический. |
||
Цель: создание лэпбука. |
||
Деятельность учеников: Сбор материала, создание лэпбука
|
Деятельность учителя: координация работы
|
|
4 этап – заключительный. |
||
Цель: защита проекта. |
||
Деятельность учеников: Представление (презентация) проекта
|
Деятельность учителя: координация работы
|
|
Интерактивная тематическая папка состоит из 7 развивающих элементов.
1. Карта района будущего места строительства Крымского моста с определением мест обнаруженных археологических находок. Карта сложена вчетверо (ребёнок разворачивает её при выполнении задания).
2. Фигурный карман в форме цветка с фотографиями растений, занесенных в Красную книгу. Он предназначен для знакомства обучающихся с растениями, которые пересадили в безопасные места.
3. Уголок с фотографиями рыб Черного моря и птиц. Знакомит обучающихся с численностью видов рыб, водоплавающих птиц.
4. Нумерованный блокнот с интересными фактами о Крымском мосте расскажет о его истории, особенностях.
5. Гармошка- растяжка «Крымский мост в цифрах» позволит представить уникальность строительного объекта.
6. Книжка уменьшенной копии детского путеводителя по стройке века А. Усачева познакомит с людьми разных профессий, задействованными на строительстве Крымского моста.
7. Конверт с фотографиями усатого хозяина Крымского моста- кота Мостика.
В интерактивной папке поместилось много информации в очень привлекательной и интересной форме. Дети очень бережно относятся к продукту творчества, проявляют интерес.
Такая необычная подача материала обязательно привлекает внимание детей, и они еще раз возвращаются к этой папке, чтобы полистать, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Таким образом, лэпбук помогает ребенку организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал, с хорошей зрительной памятью). В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию.
Хочется отметить, что Лепбук:
полифункционален:
способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти,
внимания;
пригоден
к использованию одновременно группой ребят;
обладает
дидактическими свойствами;
является
средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру
искусства;
вариативен
(есть несколько вариантов использования каждой его части);
его
структура и содержание доступны возрасту;
обеспечивает
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Лэпбук помогает:
структурировать
сложную информацию;
развить
познавательный интерес и творческое мышление;
разнообразить
даже самую скучную тему;
научить
простому способу запоминания;
объединить
учеников для увлекательного и полезного занятия.
Лэпбук – это не просто форма подачи материала, помогающая закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Использованная литература:
1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2015. — С.162-164.
Интернет-ресурсы:
1. https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/
2. http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.