1. ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ВЫСТАВОК
Библиотечная выставка - систематическое собрание различных видов и типов произведений печати и других носителей информации, объединенным определенным принципом отбора, рекомендуемых пользователям библиотек для обозрения и ознакомления.
Непосредственный показ самих книг и других источников информации, сопровождаемый ярким, образным раскрытием их содержания, служит задачам привлечения внимания к чтению, облегчает поиск необходимых изданий.
Работа над любой выставкой складывается из определённых технологических моментов. Методики организации конкретных библиотечных выставок – совокупность методов, приёмов и средств выставочной работы, направленных на достижение конкретных целей, в нашем случае создание экспозиций, отвечающих потребностям некоторой группы пользователей, отражающих информационные ресурсы библиотеки, могут быть разнообразными, т.е. какие-то технологические моменты включать (этапы), какие-то – нет.
Рассмотрим подробнее алгоритм оформления выставки:
1. Уточнение,
согласование, выбор темы. Тема должна
соответствовать двум требованиям:
Во - первых, должна быть актуальной (проблемной) на сегодняшний день и
интересной.
Во - вторых, тему необходимо конкретизировать. Например, выставка на тему «
Жизнь и творчество А.С. Пушкина» очень объёмная по содержанию, поэтому лучше её
конкретизировать и выбрать в качестве темы определённый период жизни писателя
«Лицейские годы», «Болдинская осень», жанр или тему в творчестве «Повести
Пушкина», «Любовная лирика», малоизвестные факты биографии «Неизвестный Пушкин»
и т.д.
2. Целевое и читательское назначение. Признаки, оказывающие наибольшее влияние на содержание и характер восприятия представленного материала: возраст, пол, образование. В зависимости от них одна и та же тема предполагает различную структуру (разделы) выставки, оформление и отбор документов.
3. Выявление и отбор документов. Используя библиографические и методические пособия, (каталоги и картотеки), выявляем все документы, какие есть в библиотеке по данной теме – книги, статьи из периодики, аудио- и видео - материалы. Подбираем их в фонде, знакомимся, отбираем соответствующие цели и читательскому адресу. Предпочтение отдаём документам, содержащим новую информацию, имеющим привлекательный внешний вид.
4.
Определение структуры выставки - определение
заголовка, названий разделов, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды.
Главное требование здесь - структура должна способствовать раскрытию содержания
темы и акцентировать внимание на наиболее важных проблемах.
Заголовок должен быть:
информационно ёмким
лаконичным (4-5 слов)
нешаблонным (свиток, книга…)
Заголовком может быть крылатая фраза, афоризм, пословица, поговорка, строчка из
песни, стихотворения («Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»,
«С чего начинается Родина», «Посеешь характер - пожнёшь судьбу ») и.д.
Руководствуясь логикой, идеей выставки, определяем количество разделов, книг,
наличие цитат, пояснительных текстов. Желательно, чтобы один из разделов носил краеведческий
характер.
Самые разнообразные предметы и аксессуары можно использовать как
дополнение к оформлению выставок, помимо художественных элементов (иллюстраций
– портретов, плакатов, репродукций, фотографий и т.д.)
- декоративные элементы – цветы, драпировки, игрушки, вышитые полотенца,
хохлома, гжель и др.;
- природный материал – шишки, ракушки, камни, корни, ветки…;
- творческие работы – рисунки, поделки, отзывы, мини-сочинения;
- вещи и предметы, помогающие создать образ человека или
эпохи – веер, свечи, бинокль, солдатский котелок и др.
Обязательное условие при работе особенно на данном этапе – соблюдение вкуса и
чувства меры.
5. Группировка документов. На основании проработанных двух предыдущих пунктов, отобранные документы группируем согласно разделам выставки.
6.
Оформление книжной выставки. Значение правильного
оформления книжной выставки велико, особенно для читателей школьной библиотеки.
Необходимо как можно ярче и образнее раскрыть содержание книги, её ценность.
Это позволит сделать восприятие книги юными читателями более понятным,
эмоциональным и образным.
Выставка должна привлекать непроизвольное внимание читателей. Соблюдая правила
библиотечного дизайна, имея высокий уровень эстетического вкуса,
библиотекарь может создать выставку привлекательную и интересную.
Что же нам предлагают использовать при оформлении выставок на страницах
профессиональных журналов?
– использовать самые разные материалы – ватман, цветную бумагу, картон, ткань,
пенопласт;
– правильно подбирать и сочетать цвета. Желательно использовать при оформлении
не более трёх. Исключение составляют выставки, где пестрота оправдана названием
« Разноцветные страницы», «Весёлая мозаика» и др.
– правильно подбирать шрифты (соответствие содержанию выставки)
– наклонное, вертикальное размещение заголовков, цитат, иллюстративного
материала;
– объёмную организацию информационной среды – разрезанные смещённые иллюстрации
– оживляет визуальное пространство;
– объёмные носители информации в виде склеенных кубов, шаров, конусов…;
– подвесные цитаты;
– атрибутивные ряды – дублирование изображений, или в разном масштабе, или в
разных ракурсах;
– фигурное размещение документов: веером, дугой, уступами, наклонно…;
– ленты, какие-то символы: листочки, цветочки и т.д.
7.
Реклама выставки. Как и любая форма
деятельности, библиотечная выставка нуждается в рекламе, одновременно являясь
способом рекламы самой библиотеки, проявлением её стиля – чем более интересны и
привлекательны библиотечные выставки для читателей, тем приятнее впечатления о
библиотеке в целом.
Рекламно-информационная поддержка книжной выставки – это создание рекламных
сообщений и публикаций, причём, к сообщению предъявляются свои требования: даётся
новая информация, которая должна убеждать в полезности рекламируемой выставки,
учитывая возрастные особенности читателей.
Рекламное сообщение может быть внутренним и внешним. Наиболее
распространённые традиционные формы рекламных сообщений – плакаты-объявления, индивидуальные приглашения.
Можно рассказать о выставке в индивидуальной беседе одному читателю или
сразу нескольким, провести краткий обзор лучших книг или подробный
рекомендательный всех представленных документов. Оживление читательской
активности может вызвать конкурс, вопросы викторины по книгам с выставки.
Ещё одним средством распространения рекламы библиотечных выставок, ориентированным
как на потенциальных, так и активных читателей, является сайт библиотеки.
Самая интересная и эффективная, но при этом самая сложная и трудоёмкая форма
представления книжной выставки – это её премьера (презентация), первый показ.
Премьеру можно превратить в праздник для читателей. Она может включать
литературно-музыкальную композицию, отрывки из фильмов, викторины, конкурсы.
Таким образом, реклама выставки даже может при желании перерасти в комплексное
массовое мероприятие.
8.
Анализ эффективности книжной выставки. Очень важный
этап. Анализ эффективности выставочной деятельности помогает выявить интересы и
потребности читателей, позволяет планировать выставочную работу в соответствии
с читательскими ожиданиями.
Прежде всего, эффективность нужно учесть. Для этого в «Дневнике библиотеки» можно
выделить отдельную графу, в которую ежедневно заносится число документов,
взятых с выставки читателями. Соответствующая запись делается и в читательском
формуляре. Сравнивая число представленных документов на выставке, и количество
выданных, вычисляют коэффициент эффективности книжной выставки и делают выводы.
Коэффициент эффективности книжной выставки равен отношению числа книговыдач с
выставки к числу документов, представленных на выставке:
Кн. выдача с
выставки / Колич. выставленных книг
Можно определить и коэффициент популярности какого-либо издания:
Колич. названий выданных книг / Колич. названий представленных книг на
выставке.
Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась
спросом. Для этого анализируют все этапы организации выставки, начиная с выбора
темы, заканчивая рекламой, и определяют допущенные ошибки. Высокую
эффективность также изучают, определяя причины успеха.
Широко используют в работе метод опроса – беседы, интервью, анкетирование,
письменные опросы. Большой объём информации даёт метод наблюдения. Библиотекарь
составляет таблицу наблюдения, куда заносит единицы наблюдения:
-Прошёл
мимо, не обратил внимания;
- Прошёл мимо, но обратил внимание;
- Подошёл к выставке, посмотрел и отошёл;
- Подошёл к выставке, посмотрел отдельные книги;
- Посмотрел выставку, взял с неё книгу почитать домой.
Анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшей работе, делая каждую новую выставку яркой, содержательной и запоминающейся.
И ещё, что очень важно, книжная выставка всегда была и должна оставаться частью, или даже лучше, если будет основой целого комплекса мероприятий, посвящённых определённой теме. В этот комплекс могут входить самые разные формы индивидуальной и массовой библиотечной работы с детьми и руководителями детского чтения: беседы, громкие чтения, обзоры, викторины, игры, конкурсы, утренники, обсуждения, дни информаций, дни библиографии и др.
2.КЛАССИФИКАЦИЯ КНИЖНЫХ ВЫСТАВОК
Специалисты,
связанные с практикой, огромное количество выставок, в свою очередь, разделили
на традиционные и нетрадиционные формы организации
Традиционные книжные выставки
Какие традиционные виды
книжных выставок используются в библиотеках?
На протяжении нескольких десятилетий в библиотечной практике активно
используются традиционные виды книжных выставок:
• выставки новых поступлений;
• выставки по актуальным темам и проблемам;
• персональные выставки;
• жанровые выставки;
• выставки к знаменательным и памятным датам;
• выставки в помощь учебному процессу.
В чем особенность выставки новых поступлений?
Цель выставки
— познакомить читателей с новыми документами — книгами, газетами, журналами,
аудио- и видеоматериалами, поступившими в библиотеку. Чаще всего эти выставки
универсальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний
и художественные, поэтому порядок расположения документов на таких выставках
должен быть систематическим, то есть по системе таблиц ББК. Традиционный для
такой выставки заголовок — «Новые книги». Он давно уже стал шаблоном, поэтому
стоит поискать новые варианты названий, например: «К нам новая книга пришла»,
«Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки». В качестве цитаты
можно поместить такое обращение:
Друзья,
Потеснитесь немного,
Торжественный час настает.
Своей интересной, чудесной дорогой
К нам новая книга идет.
Как правильно оформить выставку по актуальным темам и проблемам?
Выставки по актуальным темам и проблемам пользуются большой популярностью в библиотеках. Главная цель такой выставки — привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря — выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть:
• экология («В святой обители природы», «Экология: отравлен хлеб и воздух выпит»);
• авиация («Голубая рапсодия»);
• космос («Там, на неведомых орбитах, следы невиданных Планет»);
• краеведение
• первая любовь («О чем девчонки столько
говорят?»);
• этикет («Буратино хочет знать, как себя держать») и многие другие.
Пример: тематической выставки «Здравствуй, милая картошка!»
Цель: Заинтересовать читателей литературой о картофеле.
Читательский адрес: дети среднего и старшего школьного возраста, руководители
детского чтения. Цитата: Тот не знает наслажденья, Кто картошки не едал.
Разделы выставки:
1. Страницы «картофельной» летописи.
Материал об истории появления картофеля в России и у нас на Севере, о
«картофельных бунтах» и других исторических событиях, связанных с картофелем.
2. Вот это овощ! Картофель как биологический вид: особенности строения, химический состав, сорта и др.
3. Чтобы был богатым урожай. Рекомендации
специалистов по выращиванию картофеля, советы опытных огородников. 4. В книгу
рекордов. Материал о необычных клубнях (самом большом, круглом, квадратном и
других — необыкновенных форм). Здесь же представлены сами причудливые
клубни (напоминающие фигуру человека, собаки, дракона, пирамидку и др.),
собранные читателями и библиотекарями.
5. «Когда с сольцой ее память...» - Рецепты приготовления самых разных блюд из картофеля — как опубликованные в книгах, газетах и журналах, так и рекомендуемые самими читателями.
6. «Низко бьем тебе челом». Стихи, песни, пословицы, поговорки о картошке, а также художественная проза, авторы которой рассказывают о том, как картофель помогал выжить людям в трудные периоды нашей истории (например, произведения Ф.А.Абрамова).
Такая выставка может быть результатом
большой работы, проведенной библиотекарем с читателями разных возрастных групп.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием примут участие в конкурсе на
самый диковинный клубень картофеля. Собранные детьми «экспонаты» используются
для оформления четвертого раздела выставки. Подросткам можно предложить
записать воспоминания своих бабушек и дедушек о том, как картошка помогла
выжить в голодные военные и послевоенные годы. Эти воспоминания и сочинения
самих ребят уместно представить в последнем разделе выставки. Родителей,
учителей, всех взрослых читателей можно попросить поделиться собственными
«секретами» выращивания хорошего урожая картофеля, а также рецептами
«фирменных» семейных картофельных блюд. Их лучше всего представить в пятом
разделе выставки.
Всех участников конкурсов можно пригласить на заключительный праздник «Картошку
все мы уважаем», который провести в форме тематического вечера. В программу
такого вечера могут войти:
• рассказ ведущего (или ведущих) об интересных исторических событиях и фактах, связанных с картофелем;
• воспоминания героев детских сочинений; • викторина; •инсценировки отрывков из художественных произведений; • конкурс чтецов стихов; • награждение участников и победителей всех конкурсов и викторин; • дегустация блюд, приготовленных из картофеля; • чаепитие с картофельными пирогами и др.
Как правильно оформить
персональную выставку?
Цель — привлечь внимание к какой-то личности, персоне, пробудить желание
как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Такая
выставка может быть посвящена художнику, писателю, поэту, композитору, ученому,
политику, историческому лицу и др., например: «Последний русский самодержец» (о
Николае II) «Открыватель неведомых стран» (о Льве Кассиле); «фантазии сеньора
Родари» (о Джанни Родари);
Традиционно на персональной выставке
присутствуют три раздела:
первый раздел рассказывает о жизни личности, персоны;
второй раздел посвящен ее деятельности;
третий раздел представляет
сами произведения, труды этого человека.
Пример персональной выставки: «Удивительная страна Гринландия».
Цель: Познакомить читателей с жизнью и творчеством А.С.Грина.
Цитата:
Он жил среди нас, этот сказочник странный,
Создавший страну, где на берег туманный
С прославленных бригов бегут на заре
Высокие люди с улыбкой обманной…
С извечной, как солнце, мечтой о добре.
( В.Саянов )
Разделы выставки:
1. Создатель Гринландии.
2. Годы, проведенные на Севере.
3. Волшебный мир Александра Грина.
4. Под Алыми парусами романтики.
В чем особенность выставок к знаменательным и памятным датам?
Цель выставки, оформляемой к знаменательной или памятной дате, —
представить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и традициях,
дать советы и рекомендации по его проведению.
Традиционно в библиотеке оформляются выставки к «красным» дням календаря:
• к Новому году («Весело, весело встретим Новый год", «Новогодняя мозаика», «Новогодний калейдоскоп’";
• ко дню Защитника Отечества («Есть такая профессия — Родину защищать», «На страже Отчизны», «Наша армия родная»);
• к празднику 8 Марта («Милая моя», «За что они нас любят’>, «дамская мозаика");
• ко дню Победы («Поклонимся великим тем годам», «Этот день мы приближали, как могли").
В последние годы в библиотеках оформляются выставки, посвященные христианским праздникам — Рождеству («Свет Вифлеемской звезды"), Пасхе («Праздник всех праздников"), Троице («Праздник русской березки") и праздникам народного календаря, например, Кузьминкам («Первый зимний праздник") и др. Большой популярностью у читателей пользуются выставки ко дню Святого Валентина («Праздник всех влюбленных», «С любимыми не расставайтесь!"), к Татьяниному дню («Она звалась Татьяной", «Таня, Танечка, Танюша"). Интересные выставки можно оформить ко дню Матери («За что «спасибо» маме говорят»), ко дню пожилого человека («Бабушка рядышком с дедушкой»).
Что представляет собой жанровая выставка?
Цель - привлечь внимание читателей к книгам определенного жанра, заинтересовать, побудить к чтению. Как это сделать? Один из вариантов — представить на выставке не только произведения определенного жанра, но и материал о возникновении этого жанра, его основателях, интересные и малоизвестные факты из его истории. Первыми помощниками школьного библиотекаря в подготовке такой выставки будут «Энциклопедический словарь юного литературоведа», «Словарь литературоведческих терминов» и популярная литература из раздела «Занимательное литературоведение».
Например, можно оформить выставку, посвященную детективному жанру. Назвать ее — «Мой нежно любимый детектив». Цель выставки — познакомить читателей с историей и различными направлениям детективного жанра, лучшими произведениями, написанными в этом жанре.
Разделами такой выставки могут стать названия разных видов детективной литературы: «Классический», «Психологический», «Ироничный», «Остросюжетный», «Детский».
Как правильно оформить выставку в помощь изучению учебных программ?
Выставки по
школьным программам — самые распространенные в школьных библиотеках. К
сожалению, они же — самые скучные и неинтересные. А ведь их цель расширить
рамки школьного предмета, рассказать о многом удивительном и интересном, о чем
ребенку не удалось узнать на уроке, и тем самым заинтересовать, увлечь
предметом. Как же достичь этого? Начнем с заголовка. Взгляд читателя скользит,
не останавливаясь, по давно надоевшим названиям — «За страницами школьных
учебников», «В стране интересных уроков». А давайте попробуем назвать выставку «Удивительные
приключения в стране Математика» или «Путешествие в
Средневековье». Но красивому названию должно соответствовать содержание
и оформление выставки. Например, название выставки «Путешествие в
Средневековье» можно написать шрифтом, стилизованным под готический, а
рядом с выставкой поместить макет средневекового замка и нарисованную на
картоне фигуру рыцаря. Рядом с рыцарем можно поставить небольшой сундучок. В
него вложить карточки с вопросами, ответы на которые ребята найдут в книгах,
представленных на выставке. На щите рыцаря написать обращение к читателям с
предложением ответить на вопросы, а листочки с ответами накалывать на копье
рыцаря.
Для того, чтобы тема выставки соответствовала
изучаемому разделу школьной программы, чтобы она была востребована в дни
предметных олимпиад, недель, необходимо сотрудничество библиотекаря с
учителями-предметниками. Выставка, оформленная в библиотеке, беседы и обзоры
книг с выставки могут войти в программу предметной школьной недели, а
победители конкурсов и викторин и самые активные читатели будут награждены при
подведении итогов недели. Такая работа способствует востребованности и
результативности библиотечной выставки.
Пытаясь удовлетворить возрастающие потребности читателей на библиотечные услуги, учитывая разнообразие их интересов, библиотекари пришли к тому, что у традиционных видов выставок стали появляться нетрадиционные формы.
Персональная или
тематическая выставка, дополненная дискуссией, становится гораздо интереснее и
уже приобретает форму выставки-дискуссии. Цель книжной
выставки-дискуссии – вызвать у читателей желание поспорить подискутировать,
высказать своё мнение по какому-то вопросу. Для этого необходимо представить на
выставке литературу, освещающую выбранную проблему с разных точек зрения.
Возьмём историческую тематику. Всем известно, что никакое явление нельзя
оценивать однозначно, тем более деятельность большинства политических и
исторических личностей.
Пример: «Николай II: кто он?»
Разделы:
1. Великий самодержец?
2. Кровавый убийца?
3. Невинная жертва обстоятельств?
Обращение к читателям может послужить цитатой:
«Личность последнего русского императора до
сих пор будоражит умы и вызывает споры. А какой точки зрения придерживаетесь
вы?»
Крайне полезна для детей будет организация выставок-словарей.
Их цель – объяснять значение терминов и понятий, представлять дополнительную
информацию о них. Термины могут быть какие угодно – экономические,
политические, литературоведческие…
Названиями разделов служат понятия, цитаты – определения понятий из толкового
словаря. Рядом книги.
Пример:
Выставка-словарь «Из копилки деда Литературоведа».
Цель – объяснить значение некоторых литературоведческих терминов,
познакомить с интересным материалом. Разделы:
1. ПРОТОТИП- реальное лицо, подсказавшее автору образ главного героя.
2. ПСЕВДОНИМ – выдуманное имя или знак, которым автор подписывает своё
произведение.
3. ПАРОДИЯ – комический образ художественного произведения, стиля, жанра.
4. ПЛАГИАТ – литературное воровство, публикация чужого произведения или его
части под своим именем.
Задание – опрос: Вспомнить непонятные слова, значение которых хотелось бы
узнать.
По итогам года, выбрав лучшего читателя, можно оформить выставку одного
формуляра при активном участии самого же читателя. На ней можно представить
увеличенную копию читательского формуляра, прочитанные книги, журналы.
Подобрать цитаты к разделам мог бы сам читатель. А на презентации выставки он
же мог бы рассказать и о наиболее понравившихся книгах, о роли библиотеки в
своей жизни. Можно оформить и такие выставки как:
Выставка
- отзыв «Семейное чтение для сердца и разума»,
Выставка - стихотворение «На заповедных Дятловых горах»,
Выставка - итог «Читаем вместе»,
Выставка - цитата «Чтение это жизнь, наполненная смыслом»,
Выставка - карта «Тайна книжной вселенной»,
Выставка-иллюстрация « Имя А.М.Горького объединило всех»,
Выставка юбилейных материалов « Творчество. Книга. Дети».
Выставка-путешествие «Сохраним природу вместе»;
Выставка-экскурсия «В стране интересных книг»;
Выставка-вернисаж « Азбука русской живописи» о жанрах в живописи;
Выставка – инсталляция (установка, монтаж) «Помогите найти Я».
Выставка-театр
Выставка-викторина
Выставка-урок
Все виды выставок просто невозможно перечислить. Более подробно стоит остановиться на выставках с использованием мультимедийных технологий.
Электронные выставки (виртуальные) – синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации. Уже существуют различные виды таких выставок. Основа их всё та же - совокупность библиографических описаний, иллюстративный материал. Электронные выставки могут быть представлены в виде каталога, иметь гиперссылки со списками литературы по разделам, насыщены викторинами, конкурсами, играми и т.д. Какие дополнительные возможности предоставляет виртуальная выставка библиотекарям и читателям?
Во-первых, использование информационных технологий. Само
«участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора,
анимация, - всё это приводит не только детей, но иногда и взрослых просто в
восторг.
Во-вторых, выставка рассчитана на разную аудиторию. И один человек и
большая группа читателей могут познакомиться самостоятельно с книгами, или на
мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете – познакомиться
сможет каждый желающий. Для презентации может быть представлено большое
количество книг.
Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей,
особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых
моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную
страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной.
Процесс создания электронной книжной выставки требует высокой профессиональной
подготовки библиотекарей, (автоматизации), серьёзной материально-технической
базы самой библиотеки, да можно упомянуть и о повышении информационной
грамотности самих пользователей – детей.
Сегодня дети и подростки ищут информацию и тексты книг в интернете на своих
ноутбуках, планшетах, iPad-ах или iPhone-ах. Они работают на этих гаджетах как
в школах и библиотеках, так и в любом другом месте. Библиотекари,
разрабатывая виртуальные книжные выставки для них, берут на себя особую
ответственность за привлекательность рекомендуемых книг, ведь пустующие школьные
библиотеки должны компенсироваться "виртуальными библиотеками",
наполненными читателями и посетителями. Именно поэтому виртуальные книжные
выставки такого рода - по сути, презентация изданий для детей, которые
раскрывают их содержание, а также доступ к материалам библиографического,
фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном
виде и доступным через Интернет, должны быть представлены в каком-то
интересном, возможно, необычном, виде. В каком?
Структура виртуальной выставки, как и обычной, должна состоять из разделов, сопровождаться цитатами, вступительными статьями, иллюстративным материалом и т.п.
Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб-пространстве, и может содержать следующие разновидности информации:
Данные об изданиях
· - визуальные (изображение обложи, оцифрованные части книги: предисловие, вступление и т.п.)
· - библиографические данные (библиографическая запись + шифры фонда библиотеки, представляющей выставку)
· - аналитическую информацию (аннотации, рефераты к изданиям, рецензии, отзывы читателей и т.п.)
· - оцифрованные части книги (главы, наиболее интересные выдержки и прочее)
· - ссылки на полные тексты книги, если они доступны в библиотеке или в сети Интернет
Дополнительные материалы по теме выставки, существующие в сети
· - ссылки на Интернет-ресурсы (биографии, критические статьи, рецензии, отзывы, тематические сайты)
· - сведения о наличии книг в других библиотеках, Интернет-магазинах и пр.
· - изображения: портреты, иллюстрации, фотографии тематического характера
Дополнительная информация, представленная создателями выставки, и сведения о дополнительном сервисе
· - биографические, библиографические, энциклопедические сведения по теме выставки (биографии авторов и других персон, библиографические списки, исторические сведения и пр.)
· - указание о возможности заказать электронную копию
· - указание о возможности заказать книгу по МБА.
I. Разработка модели электронной книжной выставки:
•Выберите тему вашей электронной выставки.
• Проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки.
• Подберите необходимые вам книги и иллюстрации.
•Составьте схему выставки.
II. Техническая подготовка проекта.
• Проведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые материалы.
• Создайте на диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.
III. Оформление работ в формате Power Point.
• Создайте 6-10 слайдов презентации самостоятельно или используя шаблоны.
• Проиллюстрируйте слайды, используя подготовленные материалы, а также эффекты анимации.
• Проведите предварительный просмотр выставки.
• Исправьте замеченные вами недостатки.
• Подготовьте электронную выставку к показу.
На
материале любой выставки можно разработать её электронный вариант. Таким
образом, выставка приобретёт форму компьютерной презентации.
Выставки – кроссворды, викторины, вопросы, игры, советы являются диалоговыми
выставками и предполагают
обратную связь с читателями.
Пример электронной (виртуальной) выставки: (приложение №1)
В Паспорте книжной выставки учет ведется по следующим параметрам:
Страница |
Содержание |
1 страница |
Полное название общеобразовательного учреждения |
2 страница |
Читательское назначение: Целевое назначение: С Сроки экспонирования:
Заглавие: Цитаты: Разделы: Список литературы и иллюстраций: Оценка эффективности: Библиографическое обеспечение: Средства рекламы выставки: Сопутствующие мероприятия: |
3 страница |
Допускается приложение в виде фотографий выставки. |
Пример паспорта выставки: (приложение №2)
Заключение
Исследования
содержательных и технологических аспектов организации выставок в школьный библиотеке
позволяют говорить о том, что инновационные процессы серьёзно затронули этот
вид библиотечной деятельности, хотели мы того или нет, более того, организация
выставок на данном этапе приобретает некоторые черты проектной деятельности:
- решение какой-либо проблемы;
- получение конкретного результата;
- презентация созданного продукта.
Время не стоит на месте, настойчиво диктует необходимость перемен. Мы и сами видим,
в жизнь активно внедряются проектные технологии. Следовательно, школьная библиотека,
работая в проектной технологии по выставочной деятельности, решает уже целый
спектр задач:
1. Раскрывает фонд;
2. Рекламирует лучшие книги и попутно свою продукцию;
3. Интегрирует функциональные обязанности;
4. Расширяет пространство культуры, образования, информации;
5. Предоставляет образовательные услуги;
6. Создаёт привлекательный имидж библиотеки в педагогическом и библиотечном
сообществе.
Таким образом,
мы плавно подошли к пониманию того, что сегодня выставочная деятельность
включает в себя не просто оформление выставки, а её проектирование,
организацию, создание, то есть – это творческий трудоёмкий процесс. Сегодня
выставочная деятельность
- рассматривается как образовательный проект, в котором участники получают
информационные, коммуникативные знания, обучаются проектной технологии,
выстраивают социальное партнёрство и приобретают навыки культуры чтения и
направлена на:
-привлечение читателей;
-активизацию творческой и познавательной деятельности;
-продвижение современной литературы и современных авторов в
круг чтения подростков;
-формирование информационной культуры учащихся;
-развитие навыков управления коллективной и индивидуальной
деятельностью;
-непрерывное образование библиотечных кадров.
Различные формы выставок не только привлекают внимание, но и
активизируют познавательную деятельность читателей, способствуют повышению
уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций. Возможности таких выставок огромны
для развития творческих способностей наших читателей. Работа над выставками с
инновационными моментами интересной становится и для самих библиотекарей.
В заключение можно сказать, что на сегодняшний день библиотечная
книжная выставка представляет собой авторский образовательный проект,
включающий как сотрудников, так и пользователей в непрерывный процесс
образования. Это сочетание разнообразных форм и методов работы, компьютерные
технологии, высокие технические возможности, позволяют традиционную выставочную
деятельность наполнить новым содержанием, но главным её элементом по-прежнему
продолжает оставаться книга, а главной целью – пропаганда книги и чтения.
Составитель: Скоробогатская Н.И. – методист РМК
(Приложение №1)
Русская доблесть и слава: виртуальная книжная выставка
РАЗДЕЛ 1. ГДЕ БОЙ КИПИТ, ГДЕ РУССКИЙ ШТЫК БУШУЕТ
|
Братцы! Грудью
послужите, Н.Астафьев |
|
1. Когинов Ю.И.
Багратион : историч. роман / Ю.И.Когинов. - М : Астрель : АСТ, 2004. –
525 с. - (Золотая б-ка исторического романа). |
|
2. Балязин В.Н. Верность
и терпение : историч. роман / В.Н.Балязин. – М. : Астрель : АСТ, 2004. – 540
с. - (Золотая б-ка исторического романа). |
|
3. Шефов Н.А. Самые
знаменитые войны и битвы России / Н.А.Шефов. — М. : Вече, 2002. — 528 с. -
(Самые знаменитые). |
|
4.
Соколов Б.В. 100 великих войн / Б.В.Соколов. — М. : Вече, 2009. — 432
с. - (100 великих). |
|
5.
Лубченков Ю.Н. Война 1812 года : для мл. и сред. шк. возраста / Ю.Н. Лубченков
; худож. А.Чаузов. – М. : Белый город, 2004. – 48 с. : ил. – (История
России). |
|
6.
Герои 1812 года : сборник / сост. В. Левченко. — М. : Мол. гвардия,
1987. — 608 с. : ил., 23 л. ил.- (Жизнь замечат. людей : Сер. биогр. ; Вып.
11 (680)). |
|
7. Лотман Ю. М. Беседы
о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX
века) / Ю.М.Лотман. — 2-е изд., доп. — СПб. : Искусство-СПБ, 1999. — 415 с.,
5 л. ил. |
|
8. Михайлов О. Н.
Славный год войны народной : повесть / О.Н.Михайлов ; худож. О.Пархаев.—M. :
Дет. лит., 1990.— 191 с. : ил. |
|
9.
Артемов В. В. Русские полководцы / В.В.Артемов. - М. : ООО «Изд-во
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2002. — 351 с. — (Великие русские). |
|
10. Куранов Ю. Н. Дело
генерала Раевского : из истории войны 1812 года : роман / Ю.Н.Куранов ;
оформл. В.И.Харламова.—М. : АРМАДА, 1997.—469 с. - (Россия. История в
романах). |
|
11. Лубченков
Ю.Н. Русские полководцы / Ю.Н. Лубченков ; худож. О.Пархаев. М. : Белый
город, 2005. - 48 с. : ил. – (История России). |
|
12. Любецкий С. М.
Русь и русские в 1812 году : книга для чтения всех возрастов / С.М.Любецкий.—
М. : Современник, 1994. — 303 с. : ил. - (История России в рассказах для
детей). |
|
13. Сироткин
В.Г. Отечественная война 1812 года : кн. для учащихся ст. классов сред. шк. /
В.Г.Сироткин. - М.: Просвещение, 1988. - 255с.: ил. |
|
14. Сурмина, И.О. Самые
знаменитые герои России / И. Сурмина. - М. : Вече, 2003. - 432 с. : ил. -
(Самые знаменитые). |
РАЗДЕЛ 2. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ БОРОДИНА
|
Сей день пребудет М.И.Кутузов |
|
1. 100 великих битв /
руков. авт. коллектива и науч. ред. А.Н.Мячин. — М. : Вече, 2002. - 640 с. -
(100 великих). |
|
2. Шефов Н.А. Битвы
России / Н.А.Шефов. — М. : ООО «Изд-во ACT», 2004. — 704 с. : ил. —
(Военно-историческая библиотека). |
|
3. Герои русской
истории : для сред. шк. возраста / ред. Л. Жукова ; худож. А.Чаузов,
О.Пархаев, О. Корчагина. – М. : Белый город, 2006. – 431 с. : ил. |
|
4. Балязин В. Н. 1000
занимательных сюжетов из русской истории : справочное изд. / В.Н. Балязин. -
М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 320 с. : ил. |
|
5. Ермильченко Н.В.
История Москвы : для сред. шк. возраста / Н.В. Ермильченко. – М. : Белый
город, 2004. – 48 с. : ил. – (История России). |
|
6. Калинов В.И.
Русские победы / В.И. Калинов ; ил. О. Пархаева, В. Михайлова. – М. : Белый
город», 2002. – 48 с. : ил. – (История России). |
|
7. Сергиенко К.К.
Бородинское пробуждение : повесть / К.К. Сергиенко ; худож. Л. Дурасов. – М.
: Дет. лит., 1990. – 208с. |
|
8. Бородинская
битва : русская доблесть и слава / авт.-сост. В.Феклушин // Детская
энциклопедия АиФ. – 2010. - № 8. – С. 1-56. |
|
9. Брагин М.Г. В
грозную пору. 1812 год / М.Г. Брагин ; худож. В. Перцов. – М. : Малыш, 1984.
– 127 с. : ил. |
|
10. Ганин Е. 1812
год // Детская энциклопедия АиФ. – 2008. - № 5. – С. 1-70. |
|
11. Лермонтов М.Ю.
Бородино. – Любое издание. |
РАЗДЕЛ 3. ДВА ВОИНА, ДВА ВЕЛИКАНА
|
Бонапарт… не подумал, в сущности, не о чем
спорить М.И. Кутузов |
|
1. Шишов А.В. 100
великих военачальников / А.В. Шишов. - М. : Вече, 2004. - 608 с. : ил. – (Сто
великих). |
|
2.
Жилин П.А. Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов : жизнь и
полководческая деятельность / П.А. Жилин. - 3-е изд., доп. - М. : Воениздат,
1988. — 368 с. : 10 л. ил. |
|
3. Тарле
Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год / Е.В .Тарле. - М. : Воениздат,
1992. - 304 с. : ил. |
|
4. Михайлов
О. Н. Кутузов : историч. роман / О.Н. Михайлов. - М. : «Астрель» : ACT, 2004,
- 571, [5] с. - (Золотая б-ка исторического романа). |
|
5.
Раковский Л. Кутузов : роман / Л. Раковский.— Л. : Лениздат, 1986.—655
с. |
|
6. Шишов А.В. 100 великих героев /
А.В. Шишов. - М. : Вече, 2007. - 480 с. -(Сто великих). |
|
7. Ришелье
; Оливер Кромвель ; Наполеон I ; Князь Бисмарк : биогр. очерки / послесл. Н. Попова
; оформл. худож. Е.Г. Клодта. — М. : Республика, 1994. — 320 с. : ил. - (Б-ка
Флорентия Павленкова. Биографическая серия). – Содерж. : Ришелье / В.Л. Ранцов.
Оливер Кромвель / Е.А. Соловьев. Наполеон I / А.С. Трачевский. Князь Бисмарк
/ Р.И.Сементковский. |
|
8.
Моруа А. Наполеон / А. Моруа. Жизнь Наполеона / Стендаль // Всемирная
роман-газета. – 1999. - № 1-2. – С. 1-80. |
РАЗДЕЛ 4. КАЗАКИ В ВОЙНЕ 1812 ГОДА
|
Казаки делают чудеса, |
|
1. Ратушняк В.Н. История
Кубани с древнейших времен до конца XIX в. : учебник для уч-ся ст. классов
общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных-учебных
заведений / В.Н. Ратушняк. – Краснодар : ОИПЦ «Перспективы образования»,
2000. - 232 с. |
|
2. Энциклопедия
Кубанского казачества / под общ. ред. В.Н. Ратушняка. – Краснодар : Традиция,
2011. - 504 с. : ил. |
|
3. История казачества
России : учеб. пособие / отв. ред. А.В. Венков. - Ростов н/Д : Изд-во Рост.
ун-та, 2001. - 256 с. : ил. |
|
4. Шишов А.В. 100 великих
казаков /А.В. Шишов. - М. : Вече, 2007. - 480 с. — (Сто великих). |
|
5. Гордеев А.А.
История казачества / А.А. Гордеев. — М. : Вече, 2008. - 640 с. : ил. |
РАЗДЕЛ 5. ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ
|
Описание Бородинского сражения С. Селивановский |
|
1. Жуковский В.А.
Избранные сочинения / В.А .Жуковский ; вступ. статья, сост. и примеч. И. Семенко.
— М. : Худож. лит., 1982. - 431 с. - (Биб-ка классики. Русская лит-ра). |
|
2. Недаром помнит вся
Россия... : сборник / сoст. В.Г. Левченко, В.В. Володин. - М. : Мол. гвардия,
1987. — 303 с. : ил. — (Б-ка юношества). |
|
3. Давыдов Д. В.
Стихотворения. Военные записки / Д.В. Давыдов ; сост., вступит. ст. и примеч.
В.И. Сахарова.— М. : ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 543 с. : ил., 1 л. портр. - (Б-ка
классической поэзии). |
|
4. Толстой Л. Н. Война и мир : роман : В
4 т. : Т. 3 / Л.Н. Толстой ; коммент. Л. Д. Громовой-Опульской ; худож. А. В.
Николаев. — М. : Дет. лит., 2003. — 489 с. : ил. — (Школьная б-ка). |
|
5.
Поле славы / сост. В.И. Калугин ; предисл. И.Ф. Стаднюка ; ввод. статьи
В.И. Калугина и А.Б. Иванова. — 2-е изд. — М. : Мол. гвардия, 1988. — 351 с,
ил. — (Отечество). |
|
6. Бородинская
панорама : путеводитель / Л.В.Ефремова, И.Я.Крайванова, О.П.Андреева,
Т.Д.Шувалова, О.П.Панков. - 4-е изд., перераб. - М. : Моск. рабочий, 1985.
-157 с. : ил. |
|
7. Бородино, 1812 /
Б.С.Абалихин, Л.П.Богданов, В.П.Бучнева и др. ; отв. ред. П.А. Жилин. - М. :
Мысль, 1987.—383 с. : ил., схем., карт. |
|
8. Давыдов Д. В.
Гусарская исповедь : стихотворения / Д.В. Давыдов. - М. : ТОО Летопись, 1997.
- 169 с., портр. - (Мир поэзии). |
|
9. Памятники истории
России / сост. В. Л. Егоров, Л.В. Максакова ; худож. Г.И. Метченко. - М. :
Сов. Россия, 1987. - 152 с. : ил. |
|
10. Данилевский Г. П.
Княжна Тараканова ; Сожженная Москва : историч. романы / Г.П. Данилевский ;
сост., вступ. ст. и примеч. В.П. Мещерякова.—М. : Сов. Россия, 1983. —352 с.,
1 л. портр. — (Биография Отечества). |
|
11. Музей-панорама
«Бородинская битва» : фотопутеводитель / сост. и авт. текста Л.И. Желаднова ;
фото Б.К.Грошникова ; худож. Ю.Н. Маркаров. – М. : Планета, 1986. – 95 с. :
ил. |
|
12. Бородино 1812.
Шипка 1877 / Музей-панорама «Бородинская битва» ; Национальный парк-музей
«Шипка-Бузлуджа» ; авт. и сост. О. Андреева, И. Христов, Р. Петкова. – София
: София Пресс, 1984. – [161] с. : ил. |
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья общеобразовательная школа-интернат №2 I-II вида
«В гостях у сказки»
г. Ейск
2010 год
Читательское назначение:
Ученики младших классов школы.
Целевое назначение:
Прививать любовь к чтению, на основе русского народного творчества прививать любовь к Родине, её истории, воспитание доброты, уважения к старшим.
Сроки экспонирования:
В течение учебного года.
Заглавие:
В гостях у сказки.
Цитаты:
«Добро всегда побеждает зло»
«Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок»
«Волшебное слово»
Разделы:
v Сказки для малышей.
v Русские народные сказки.
v Любимые сказочники.
Список литературы и иллюстраций:
1. Колобок/ Пересказ.Рашина, Худ.Д.Резниченко.- Ростов-на-
Дону: «ПРОФ-ПРЕСС», 2003.- Илл
2 .Кот в сапогах/ Худ. Е.Крыга.- Ростов-на Дону.: «ПРОФ-ПРЕСС,
2003.- Илл.
3. Скатерть, баранчик и сума/Обраб.М.А.Булатова, Худ.
Р.Кобзарев, Д.Белозерцев.- М.:ООО»Алтей и К», 2002.-Илл
4. Маша и медведь / Худ. О.Попугаева, Непомнящий.- С.-
Петербург: «Нева», 2000.-Илл.
5. Три поросенка.- Ростов-на-Дону: Изд-во «Владис», 2002.- 352с.,
илл.
. 6. Репка: Русская народная сказка/ Худ. И.Н.Приходкин.- М.:
ООО «Фламинго», 2000.- Илл.
7. Русские сказки: для дошкольного и младшего школьного
Возраста.- Краснодар: «Советская Кубань», 2001.- 64 с., ил.
8. Русские сказки про зверей / Сост. О.Капица; Худ. Л.Токмаков.-
Владимир: «Золотые ворота», 1993.- 112 с,, ил.
9. Русские народные сказки/ Худ. Т.А.Ляхович.-Смоленск: «Посох»,
1994.- 126 с., ил.
10. Волшебное слово: Сказки / Сост. И авт.предисл. В.И.Калугин.-
М.:Мол.гвардия, 1988.- 383 с., ил.
11. Русские народные сказки /Худ. Г.Филатов.- М.: «Содействие», 1994.- 58 с., ил.
12. Андерсен Х.К. снежная королева и другие сказки /Пер. с дат. А.Ганзен; Ил. Бенвенути.- М.: Дом, 1993.- 166 с., ил.
13. Чуковский К.И. Сказки.- М.: «Советская Россия», 1989.- 140 с.,ил.
14. Толстой А.Н. Золотой ключик или приключения Буратино/ Худ М.А.Скобелев.- М.:Малыш, 1976.- 138 с., ил
15. Братья Гримм. Золотой гусь.- С.-Петербург: ИнКа, 1992.- 124 с., ил.
16. Коллоди Карло. Приключения пиноккио / Пер. с итал. Э.Казакевича.- М.: СП «вазар-Ферро», 1991.- 140 с., ил.
17. Лагерлеф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями / Худ. З.Задунайский, А. Любарской.- М.: Малыш, 1977.- 198 с., ил.
Оценка эффективности:
Количество обзоров и бесед проведенных у книжной выставки –1
Посещаемость обзорных экскурсий - 56
Количество книг, выданных с книжной выставки - 24
Библиографическое обеспечение:
Картотека «Загадочная азбука»
Средства рекламы выставки:
Презентация выставки;
Представления выставки на классных часах..
Сопутствующие мероприятия:
Презентация выставки;
Обзоры и беседы у выставки и на уроках;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.