«Методические рекомендации для молодых педагогов
по составлению и проведению мастер-классов»
Цель: повышение мотивации педагогов в овладении технологией проведения мастер-класса.
Задачи:
- познакомить педагогов с содержанием понятий «мастер-класс», «мастер», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника» и др.;
- раскрыть особенности и структуру мастер-класса как педагогической технологии;
- описать технологию составления и проведения мастер-класса, его варианты и формы;
- выделить требования к личности педагога-мастера и к проведению мастер-класса, критерии качества подготовки и проведения мастер-класса;
- оказать методическую помощь педагогам в выборе вариантов и форм проведения мастер-класса.
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Таким образом, понятие «мастер-класс» целесообразно рассматривать в тесной взаимосвязи с понятиями «мастер», «педагогическое мастерство», «педагогическая техника».
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
- квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
- человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
- специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Мастер класс – это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер–класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Преимущества мастер-класса как формы профессионального обучения:
- форма передачи практического опыта (практикоориентированность);
- форма интерактивного взаимодействия педагогов;
- форма организации активной самостоятельной работы всех участников.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования педагога; передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности.
Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Задачи мастер-класса:
- обобщение опыта педагога по определенной проблеме и передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Педагог-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:
- комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
- оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
Итак, обобщая представленные выше определения, мастер-класс может быть охарактеризован как:
- способ передачи педагогического опыта;
- педагогическая находка, уникальный авторский жест, который претендует на универсальность;
- своеобразное научение учению;
- содействие, взаимодействие, сочувствие, событие в пространстве коммуникации между людьми.
Особенности и структура мастер-класса.
Основные особенности мастер-класса определяются уникальным сочетанием индивидуальной работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкости во времени.
Важнейшие особенности мастер-класса:
1. Диалогичностъ. Организация учебного процесса предполагает создание условий для включения всех участников в активную деятельность и обмен мнениями; форма взаимодействия — сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идёт непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения профессиональной проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера.
2. Практическая ориентированность. Мастер-класс — это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определённой познавательной задачи. В технологии проведения мастер-класса главное — не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то приём, метод, методика или технология. Таким образом, сокращается время адаптации учителя к условиям преподавания своего предмета, специфическим в каждом отдельном случае.
3. Методическая новизна. Мастер-класс — это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия. Мастер-класс всегда есть передача личного опыта преподавания и потому он обладает особой эффективностью, т.к. позволяет его участникам увидеть большинство «подводных камней» преподавания той или иной дисциплины.
4. «Профессиональность». Мастер-класс направлен на решение проблемы научно-методической компетентности участников. Предполагается, что все действующие лица должны иметь примерно одинаковый уровень профессиональной компетентности, иначе диалог невозможен. В мастер-классе преподаватель разговаривает «на равных» с такими же преподавателями, как и он сам и, следовательно, внимание должно быть заострено, в первую очередь, не на содержательных моментах, как таковых, а на методологических особенностях преподавания данной дисциплины. Мастер-класс есть мета-уровень педагогического мастерства.
5. Рефлексивность. Мастер-класс позволяет автору самому осознать те способы, приёмы, навыки преподавания, которые выработаны им в собственном опыте. Стиль преподавания профессионала экстра-класса может также рассматриваться как мастер-класс.
В большей степени, мастер-класс — мероприятие для экспертов в соответствующей области и находится в ряду особо приоритетных и перспективных звеньев систематического активного повышения квалификации специалистов.
Таким образом, мастер-класс проводится в той ситуации, когда все заинтересованы в нём. Идеальный вариант, это когда есть «мастерство» Мастера и есть группа заинтересованных в уникальном опыте этого Мастера. Отсюда - «удалённый» (в виде текстов, инструкций, рекомендаций) мастер-класс проблематичен.
Важнейшие особенности мастер-класса:
1) новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;
2) форма работы в малых группах, позволяющая провести обмен мнениями;
3) создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность;
4) постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание заданных ситуаций;
5) формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;
6) демонстрация приемов, раскрывающих творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса;
7) новая форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск решения педагогической задачи.
СТРУКТУРА МАСТЕР-КЛАССА.
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель, научные идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки, результат:
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы педагога-мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает Мастер.
ТЕХНОЛОГИЯ (СТРУКТУРА) ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА.
Проведение мастер-класса – это всегда показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.
При подготовке мастер-класса следует обратить внимание на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.
Основной пошаговый алгоритм технологии мастер–класса
(автор Русских Г.А.)
1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера
1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом
1.2.Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии.
1.3. Описание достижений Мастера, который зафиксированы на республиканском, российском, международном уровнях.
1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога.
2-й шаг. Представление системы занятий
2.1. Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии.
2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям.
2.3. Ответы на вопросы участников мастер-класса
3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми
Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Варианты:
- Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
- Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
- Показ отдельных методов работы
- Показ инновационных моментов деятельности
Формы:
- Лекция
- Практическое занятие
- Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Форма работы мастер-класса зависит от наработанного педагогом стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия. А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупается возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения к высотам истинного воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.
4-й шаг. Моделирование
4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
4.2. Обсуждение авторских моделей занятия.
5-й шаг. Рефлексия
5.1. Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей.
5.2. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Примерный вариант описания мастер-класса
- Тема МК
- ФИО, должность мастера
- Полное наименование образовательного учреждения, город
- Введение (вводное слово)
- Цель, задачи, принципы организации МК
- Описание содержания, этапы МК
- Описание форм, методов, средств, используемых в МК
- Комментарии мастера по практическому использованию материала
- Заключение
- Список литературы
Примерная структура проведения МК
- выделение проблемы мастером
- актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (панель) предоставляющая возможность высказываться каждому участнику
- объединение в группы для решения проблемы
- работа с материалом
- представление результатов работы
- обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия)
Требования к личности педагога-мастера и к проведению мастер-класса.
Во взаимоотношениях с коллегами автор мастер-класса должен применять определённый стиль общения, обратив внимание на:
- культуру речи и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
- мимику, жест, управление эмоциями;
- пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведением участников);
- умение сосредоточиться на предмете разговора;
- педагогическую импровизацию, умение управлять незапланированными ситуациями;
- умение воздействовать на аудиторию («держать» зал)
- правильное обращение к участникам (не идентифицировать их с детьми, отсутствие критических замечаний в адрес участников);
- психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
- коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
- чувство времени.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.