МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА НА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ДЛЯ ПМПК

  • docx
  • 27.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

НА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ДЛЯ ПМПК

 

Современное образование идет по пути совершенствования форм, содержания, технологий обучения и воспитания, основываясь на принципах открытости, свободы выбора, адаптивности, индивидуализации, недопустимости дискриминации, обеспечения условий для раскрытия способностей и воспитания личности, готовой к жизни в обществе. Однако, по-прежнему, среди обучающихся на разных уровнях обучения встречаются дети, испытывающие трудности в развитии, освоении основных общеобразовательных программ, адаптации в силу причин как социального, так и биологического характера.

В связи с этим перед педагогическим коллективом образовательной организации встает важная задача, связанная с наиболее ранним выявлением таких детей, определением причин их трудностей, а также проектированием и реализацией адресной помощи всем участникам образовательного процесса (обучающиеся, педагоги, родители).

В настоящее время комплексная оценка особенностей развития обучающегося, трудностей в усвоении основной общеобразовательной программы и проблем социальной адаптации может быть осуществлена психолого-педагогическим консилиумом в условиях образовательной организации.

Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 г. № Р-93 утверждено примерное Положение о психолого-­педагогическом консилиуме образовательной организации.

Психолого-педагогический консилиум (далее-ППК) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - Организации), с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-­педагогического сопровождения.

По итогам заседания ППК оформляются два итоговых документа. Коллегиальное решение ППК, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в коллегиальном заключении ППК. Заключение подписывается всеми членами ППК в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося в условиях образовательной организации. Коллегиальное заключение ППК доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания.

Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума является документом внутреннего пользования и входит в номенклатуру дел ППК образовательной организации.

При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее  ПМПК) оформляется второй итоговой документ ППК - представление на обучающегося. Представление ППК (далее Представление) для предоставления на ПМПК является документом, в котором обобщается информация о ребенке, полученная в процессе его обучения в образовательной организации, в ходе диагностической, коррекционно­-развивающей работы с ребенком, работы с его семьей. Представление ППК - это документ психолого-педагогического консилиума образовательной организации для направления ребенка на ПМПК.

Представление ППК не заменяет характеристику образовательной организации на обучающегося (воспитанника), это два взаимодополняющих документа, которые предоставляются на ПМПК одновременно.

Представление на обучающегося выдается родителям (законным представителям) под личную подпись, о чем делается запись в Журнале направлений обучающихся на ПМПК.

Представление предоставляется на комиссию в печатном виде, заверяется подписью председателя ППК образовательной организации и печатью организации.

Общие требования к оформлению Представления дошкольными и
общеобразовательными организациями.

Представления дошкольной и общеобразовательной организации на обучающегося имеют общую структуру и содержат следующие части:

·         общие сведения о ребенке, сведения о его обучении, семье;

·         информацию об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации, его индивидуальных психологических особенностях;

·         выводы и рекомендации образовательной организации.

Требования к заполнению общих сведений о ребенке.

·         в пункте программа обучения указывается полное наименование образовательной программы в соответствии с ФГОС;

·         в пункте конфликт семьи с образовательной организацией указывается причина конфликта (при его наличии): отсутствие единых требований семьи и образовательной организации, не выполнение семьей требований образовательной организации, необоснованные претензии семьи к качеству образовательной и/или коррекционно-развивающей деятельности и т.п.;

·         в пункте трудности, переживаемые в семье, следует выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных, либо указать дополнительную информацию (например, состоит ли семья на учете по какой-либо из категорий (многодетная, неполная, находящаяся в трудной жизненной ситуации и т.д.).

Требования к заполнению информации об условиях и результатах
образования ребенка в образовательной организации.

В пунктах 1-3 следует выбрать вариант ответа из предложенных, соотнося его с возрастными нормами развития.

В пункте 4 динамика освоения программного материала необходимо качественно описать в соответствии с ФГОС:

·         достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения) (для детей дошкольного возраста);

·         соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающихся 1-4 классов);

·         достижение образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях (для обучающихся 5-9 классов).

В пункте 7 получаемая коррекционно-развивающая, психолого­педагогическая помощь следует охарактеризовать направления занятий с каждым из специалистов коррекционного профиля, указать их длительность, регулярность посещения занятий ребенком. Если Представление оформляется на обучающегося по АОП, перечисляются все коррекционно-развивающие курсы, которые были предоставлены ребенку, отмечается динамика в коррекции нарушений развития.

В графе общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации необходимо ответить на следующие вопросы:

·         усваивает или нет обучающийся предложенную образовательную программу и в какой степени (полностью, частично);

·         какие условия коррекции нарушений развития и социальной адаптации необходимы обучающемуся;

·        - сформулировать запрос к ПМПК, т.е. отметить, в чем нуждается обучающийся: в уточнении, либо изменении, либо подтверждении образовательного маршрута;

 

Рекомендации по оформлению Представления на обучающегося
общеобразовательной организации.

В Представление школьного консилиума включены дополнительные графы, которые заполняются только на обучающихся 5-11 классов, в том числе демонстрирующих девиантное (общественно опасное поведение).

Графа характеристики взросления содержит как пункты, требующие развернутой характеристики, так и пункты, где необходимо сделать выбор из предложенных вариантов.

В пункте отношение к педагогическим воздействиям необходимо указать, какие педагогические приемы были использованы в работе с подростком, какова результативность этих приемов и реакция подростка на них.

В пункте самосознание (самооценка) указывается уровень сформированности данных образований в соответствии с возрастной нормой.

Особое внимание при оформлении Представления на обучающегося с девиантным поведением следует уделить графе: поведенческие девиации. Большинство пунктов данной графы требуют ответов «да» или «нет».

Пункт проявление злости и/или ненависти к окружающим следует конкретизировать, указав, каковы эти проявления: драки, травля, вербальная агрессия, унижение и т.п.

В пункте дезадаптивные черты личности следует перечислить, что характерно для подростка: замкнутость в себе, грубость, агрессивность, демонстративная противоречивость, сомнительные знакомства, слабость планирования поведения, стремление к удовлетворению ситуационно возникающих побуждений без соотнесения своих поступков с более отдаленными перспективами, ситуативность, неустойчивость самооценки.

В графе информация о проведении индивидуальной профилактической работы следует указать конкретные профилактические мероприятия, которые проводились в отношении подростка и его семьи, их длительность и регулярность, а так же результативность проведенной индивидуальной профилактической работы. Так же следует отметить, какие субъекты системы профилактики были включены в работу с обучающимся и каковы результаты их деятельности.

Приложение 1

Представление психолого-педагогического консилиума МБДОУ д/с №   на воспитанника для предоставления на ПМПК

ФИО_________________________________________________________

Дата рождения________________________________________________

Общие сведения:

-                                                                                                                                                                                                                    

дата поступления в образовательную организацию

-                                                                                                                                                                                                                    

программа обучения (полное наименование)________________________

-                                                                                                                                                                                                                    

форма организации образования: группа комбинированной направленности, компенсирующей направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.

- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации):

переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию по причине _________________________________________________________________________________;

конфликт семьи с образовательной организацией, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др___________________________________________________

- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок, родственные отношения и количество детей/взрослых)- - трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствамив том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком)__________________________

Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:

1.Краткая характеристика развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало):

-  познавательное______________________________________________________________

-  речевое____________________________________________________________________

-  двигательное________________________________________________________________

-  коммуникативно-личностное___________________________________________________

2.Краткая характеристика развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает):

-  познавательное______________________________________________________________

-  речевое____________________________________________________________________

-  двигательное________________________________________________________________

-  коммуникативно-личностное___________________________________________________

3.Динамика (показатели) развития ребенка (крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная)

-  познавательное______________________________________________________________

-  речевое____________________________________________________________________

-  двигательное________________________________________________________________

-  коммуникативно-личностное___________________________________________________

4.Динамика освоения программного материала: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная)

- достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)_______________________

5.Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в продуктивной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует,другое     ), качество деятельности при этом(ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.

6.Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (с логопедом,дефектологом,психологом)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Получаемая коррекционно-развивающая психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом — указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации______________

 

Председатель ППк МБДОУ № ______________________________ /______________________ /

М.П.

«                                            »            20 г.

Дополнительно:

1.Для обучающегося по АОП — указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в коррекции нарушений.

Приложение 2

Представление психолого-педагогического консилиума МОБУ СОШ № на обучающегося для  предоставления на ПМПК

ФИО___________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________

Класс__________________________________________________________

Общие сведения:

-                                                                                                                                                                                                                          дата поступления в образовательную организацию_____________________________________

-                                                                                                                                                                                                                          программа обучения (полное наименование)___________________________________________

-                                                                                                                                                                                                                           - форма организации образования:

1. в классе: класс общеобразовательный, отдельный для обучающихся с___________________

2. на дому: № приказа о переводе на индивидуальное обучение, длительность периода

обучения на дому________________________________________________________________

 3.в форме семейного образования;

 4.сетевая форма реализации образовательных программ;

 5.с применением дистанционных технологий.

- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка: переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию по причине    __________________________________

перевод в состав другого класса, замена учителя  начальных классов (однократная. повторная),

межличностные конфликты среде  сверстников ____________________________________конфликт семьи с образовательной организацией (причина) ______________________________________;

наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др

состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок, родственные отношения и количество детей/взрослых)           

-                 трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая

психотравматизация, наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствамив том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком)________________________

Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:

1 .Краткая характеристика развития ребенка на момент поступления в

образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало):

-    познавательное_____________________________________________________________

-    речевое____________________________________________________________________

-    двигательное_______________________________________________________________

-    коммуникативно-личностное__________________________________________________

2. Краткая характеристика развития обучающегося на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает):

-    познавательное_____________________________________________________________

-    речевое____________________________________________________________________

-    двигательное_______________________________________________________________

-   коммуникативно-личностное___________________________________________________

3.Динамика (показатели) развития ребенка (крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная)

-   познавательное_____________________________________________________________

-   речевое____________________________________________________________________

-   двигательное_______________________________________________________________

-   коммуникативно-личностное___________________________________________________

4.Динамика            освоения программного материала (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная):

-                  соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающихся 1-4 классов)________________________________________________________________________ ;

-                  достижение образовательных результатов в соответствии с годом

обучения в отдельных образовательных областях (для обучающихся 5-9 классов)____________ .

5.                Особенности, влияющие на результативность обучения:

мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность,                  фактически не                                               реагирует,

другое_________________________________________ ), качество деятельности

при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.

6 .Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до

готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство)____________________________________________

7. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов — указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов, для обучающегося по АОП — указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в коррекции нарушений___________________________________________________

8.              Характеристики взросления (для обучающихся 5-11 классов).

-                 хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость

для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний — например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.)____________________________________________________________________ ;

-                 характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению)____________________________________________________________________ ;

-                 отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов,

любимых учителей)______________________________________________________________ ;

-                 отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них)            ;

-                 характер общения со                                           сверстниками,        одноклассниками

(отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер)_______________________________________________________________________________ ;

-                 значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная);

-                 значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственномумнению проводит в социальных сетях)             ;

-                 способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»);

-                 самосознание (самооценка)___________________________________________________ ;

-                 принадлежность к молодежной субкультуре(ам)__________________________________ ;

-                 особенности психо-сексуального развития (задержанное развитие, преждевременное развитие, девиации: нарушение полового самосознания, стереотипа полового поведения, психо-сексуальной ориентации );

-                 религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);

-                 отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого

слушается, к кому привязан, либо                               эмоциональная                   связь                  с семьей

ухудшена/утрачена)______________________________________________________________ ;

-                 жизненные планы и профессиональные намерения________________________________ .

9. Поведенческие девиации (для подростков и обучающихся с девиантным (общественно опасным поведением):

-                 совершенные в прошлом или текущие правонарушения___________________________ ;

-                 наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество____________________________ ;

-                 проявления агрессии (физической и/или вербальной) по

отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию___________________________ ;

-                 оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо

негативизм (делает наоборот)_______________________________________________________ ;

-                 отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психо­

активным веществам (пробы, регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость)_____ ;

-                 сквернословие;

-                 проявления злости и/или ненависти к окружающим

(конкретизировать)______________________________________________________________ ;

-                 отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);

-                 повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние

дисфункциональных групп сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.)__________________________________________________________________________

-                 дезадаптивные черты личности (конкретизировать)_______________________________

10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать)_

Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы________________________

Председатель ППК МОБУ СОШ №                     ______________________ /__________________ /

М.П.

«          »              20 г.

Преддставление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей ребенка

 

 

Использованная литература:

 

1.       Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

2.       Письмо Министерства образования науки России от 23.05.2016 ВК 1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий