Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
ГБПОУ РО «НТТ»
Рассмотрено на заседании МО Согласовано на заседании Утверждаю
«Общеобразовательный цикл» Методического Совета Зам. директора по УМР
Протокол №____ от ________ Протокол №_____ __________ И.Ю. Волкова Председатель МО _________ от «____» _________ «____» _________
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению лабораторных и практических работ
Дисциплина: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Преподаватель: С.Н. Панчишкина
Новошахтинск
2017
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» для профессий СПО социально-экономического профиля.
Данные методические рекомендации предназначены для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений по учебной дисциплине «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» для профессий СПО социально-экономического профиля.
Выполнение лабораторных и практических работ
Обучающийся допускается к выполнению лабораторной или практической работы при наличии тетрадей для лабораторных и практических работ, включающих общие правила по технике безопасности, название и номер практической работы, цель, оборудование и реактивы, ход работы (инструкцию по выполнению) и практическую часть (таблицу).
Обучающийся должен знать правила техники безопасности при работе в кабинете естествознания. Перед началом выполнения лабораторной или практической работы обучающийся должен изучить правила по технике безопасности при работе с оборудованием и реактивами (микропрепаратами) по данной лабораторной или практической работе и в журнале инструктажа по технике безопасности в определённой графе должен поставить свою подпись.
Обучающийся подробно изучает инструкцию по выполнению лабораторной или практической работы, затем приступает к её выполнению.
В конце занятия преподаватель оценивает лабораторную или практическую работу определённой суммой баллов (по пятибалльной системе) и ставит итоговую оценку, учитывая при этом следующие характеристики:
Ø Проведение практической работы;
Ø Соблюдение правил по ТБ;
Ø Оформление работы.
Эти данные фиксируются на последнем листе тетради для лабораторных и практических работ по дисциплине «Естествознание» в итоговой ведомости.
№ лабораторной или практической работы |
Проведение лабораторной или практической работы |
Соблюдение правил по ТБ |
Оформление работы |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
Инструкция
по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по естествознанию
1. Общие требования охраны труда
1.1. К проведению лабораторных и практических работ по естествознанию допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении лабораторных и практических работ по естествознанию возможно воздействие на обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
Ø химические ожоги при работе с химреактивами;
Ø термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;
Ø порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом.
1.4. Кабинет естествознания должен быть укомплектован медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств. В медицинской аптечке должны быть опись медикаментов и инструкция по оказанию первой помощи при травмах.
1.5. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет естествознания должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителями химическим пенным и углекислотным.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить преподавателю, который сообщает администрации гимназии. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования охраны труда перед началом работы
2.1. Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.
2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
2.3. Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Точно выполнять все указания преподавателя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
3.3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
3.6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на препарат.
3.7. При использовании растворов кислот и щелочей наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду.
3.8. При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).
3.9. Во избежание отравлений и аллергических реакций не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом преподавателю, не убирать самостоятельно разлитые вещества.
4.2. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При получении травмы сообщить об этом преподавателю, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место, сдать преподавателю оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.
5.2. Отработанные водные растворы реактивов не сливать в канализацию, а в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.
5.3. Проветрить помещение кабинета и тщательно вымыть руки с мылом.
Перечень лабораторных и практических работ
Лабораторная работа №1 «Наблюдение и описание клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание»
Лабораторная работа №2 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам»
Лабораторная работа №3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
Лабораторная работа №4 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и животных»
Лабораторная работа №5 «Выявление и описание одного вида по морфологическому критерию»
Лабораторная работа №6 «Приспособления организмов к разным средам обитания»
Лабораторная работа № 7 «Опыты, иллюстрирующие зависимость скорости химических реакций от различных факторов»
Лабораторная работа № 8 «Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды»
Лабораторная работа № 9 «Опыты, иллюстрирующие химические свойства кислот»
Лабораторная работа № 10 «Опыты, иллюстрирующие химические свойства оснований»
Лабораторная работа № 11 «Опыты, иллюстрирующие химические свойства солей»
Лабораторная работа № 12 «Изготовление моделей молекул органических веществ»
Лабораторная работа № 13 «Растворение глицерина в воде и его реакция с гидроксидом меди (II)»
Лабораторная работа № 14 «Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот»
Лабораторная работа № 15 «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)»
Лабораторная работа № 16 «Качественная реакция на крахмал»
Лабораторная работа № 17 «Проведение качественных реакций на белки»
Лабораторная работа № 18 «Денатурация белков»
Практическая работа №1 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе»
Практическая работа № 2 «Решение экологических задач»
Лабораторная работа №1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, и их описание.
Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование: микроскопы; готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток; таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Ход работы:
1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты растительных и животных клеток.
2. Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
3. Сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
4. Сделайте вывод в соответствии с целью работы.
1) О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
2) О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств живых организмов? Приведите примеры.
3) Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
Лабораторная работа № 2. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.
Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.
Оборудование: кожица чешуи луковицы; эпителиальные клетки из полости рта человека; микроскоп; чайная ложечка; покровное и предметное стекла; синие чернила; йод.
Работа выполняется по вариантам.
Ход работы:
1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.
2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.
3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.
4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.
5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.
6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.
7. Сделайте вывод о проделанной работе.
Вариант № 1
Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки»
№ |
Клетки |
Сходства |
|
||
1 |
|
|
|
||
2 |
Животная |
|
Вариант № 2
Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки»
№ |
Клетки |
Цитоплазма |
Ядро |
Плотная клеточная стенка |
Пластиды |
||
1 |
|
|
|
|
|
||
2 |
Животная |
|
|
|
|
В ходе проведения лабораторной работы учащийся должен научиться:
· работать с микроскопом и изготовлять препараты;
· связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней;
· самостоятельно изучать строение клетки; владеть терминологией темы.
Лабораторная работа №3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.
Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl, фильтровальная бумага, пипетки.
Ход работы:
1. Снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);
2. Приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
3. С одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
4. Рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
5. Нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
6. В течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
7. Сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов.
1) Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
2) Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?
Лабораторная работа № 4. Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.
Ход работы.
1. Прочитать текст «Эмбриология» и рассмотреть рисунки на стр. учебника.
2. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.
3. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей?
Лабораторная работа № 5 . Выявление и описание особей одного вида по морфологическому критерию
Цель: используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.
Оборудование: гербарные или живые образцы растений одного вида.
Ход работы:
1. Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи карточки - определителя, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?
2. Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.
3. Заполните таблицу: «Название семейства и общие признаки семейства»
Таблица
№ растения |
Признаки вида |
Название вида
|
Первое растение |
|
|
Второе растение |
|
|
Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.
Дайте определение терминам – эволюция, вид.
Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.
Лабораторная работа № 6 . Приспособление организмов к различным средам обитания
Вариант №1
Цель: изучить приспособленность организмов к среде обитания. Научиться анализировать и сравнивать.
Оборудование:
1. учебник и дополнительная литература
2. гербарии,
3. справочники,
4. кабинетные растения.
Ход работы:
1. Используя материалы учебника и дополнительную литературу, а также гербарии, кабинетные растения или рисунки заполни таблицу: «Сравнительная характеристика приспособления организмов к среде обитания»
№ |
Объект изучения |
Признаки приспособленности |
Условия обитания |
Происхождение признака |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Сделай вывод о проделанной работе
Вариант № 2
Цель: научиться анализировать, сравнивать. Выявлять приспособления у организмов. Объяснить их относительный характер и причины возникновений приспособления.
Оборудование:
1. описание строения и жизнедеятельности крота,
2. коллекция насекомых,
3. описание строения и жизнедеятельности насекомых,
4. гербарии,
5. справочники,
6. кабинетные растения.
Ход работы:
1. Выявите и запишите приспособления к жизни в почве у крота:
1) в форме тела;
2) особенности внешнего строении;
3) в образе жизни.
2. Объясните, в чём состоит относительный характер этих приспособлений (на одном примере).
3. Рассмотри насекомых. Определите тип окраски насекомых.
4. Составьте и заполните таблицу
№ |
Название насекомого |
Среда обитания |
Тип окраски |
Биологическое значение окраски |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Сделайте вывод о проделанной работе.
В результате проведения лабораторной работы обучающийся должен научиться на основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей, среды, раскрыть относительный характер целесообразности; объяснить, что изменение генетики популяции есть предпосылка эволюционного процесса.
Лабораторная работа №7. Опыты, иллюстрирующие зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
Цель работы:
Ø Повторить и закрепить знания о зависимости скорости химических реакций от различных факторов;
Ø Закрепить и проверить умения и навыки учащихся пользоваться химическими реактивами и оборудованием, записывать уравнения проведённых химических реакций, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, держатель для пробирок, сухое горючее, спички.
Реактивы: гранулы цинка, разбавленная соляная кислота (1:2), разбавленная уксусная кислота (1:2), порошок железа, железные стружки, разбавленная серная кислота (1:5), разбавленная серная кислота (1:10).
Ход работы
Опыт I. В две пробирки положите по две гранулы цинка. В первую налейте 2 мл разбавленной соляной кислоты (1:2), во вторую - столько же разбавленной уксусной кислоты (1:2).
Опыт 2. В одну пробирку насыпьте немного порошка железа, а в другую - столько же железных стружек. В обе пробирки налейте по 2 мл, разбавленной соляной кислоты (1:2).
Опыт 3.В две пробирки положите по две гранулы цинка. В первую налейте 2 мл разбавленной серной кислоты (1:5), а во вторую — 2 мл разбавленной серной кислоты (1:10).
Опыт 4. В две пробирки положите по две гранулы цинка. В обе пробирки, налейте но 2 мл разбавленной серной кислоты (1:10). Одну пробирку слегка подогрейте, а вторую оставьте для сравнения.
Задание. На основании проделанных опытов сделайте вывод, какие факторы влияют на скорость химических реакций. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном виде.
Лабораторная работа №8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.
Цель работы:
Ø Повторить и закрепить знания о реакциях ионного обмена в водных растворах, об условиях их необратимости;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться химическими реактивами, записывать уравнения проведённых химических реакций, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.
Реактивы: раствор нитрата серебра, раствор хлорида натрия, раствор гидроксида натрия, раствор гидроксида кальция, раствор хлорида аммония, разбавленная серная кислота, фенолфталеин.
Ход работы
1. Налейте в пробирку 1 мл раствора нитрата серебра и прилейте к нему 1 мл раствора хлорида натрия, запишите уравнения химической реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде, наблюдения и вывод.
2. Налейте в пробирку 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель фенолфталеина, запишите наблюдения; затем прилейте в пробирку 1 мл серной кислоты (разб.), запишите наблюдения, уравнения химической реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде и вывод.
3. Налейте в пробирку 1 мл раствора гидроксида кальция и прилейте к нему 1 мл раствора хлорида аммония, запишите наблюдения, уравнения химических реакций в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде и вывод.
Лабораторная работа № 9. Опыты, иллюстрирующие химические свойства кислот.
Цель работы:
Ø Повторить и закрепить знания о химических свойствах кислот.
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться химическими реактивами и оборудованием, записывать уравнения химических реакций, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.
Реактивы: соляная кислота (р-р), серная кислота (р-р), азотная кислота (р-р), гидроксид натрия (р-р), фенолфталеин, раствор сульфата меди (II), раствор карбоната натрия, раствор нитрата серебра, гранулы цинка, стружка меди.
Ход работы
1. Испытание растворов кислот индикаторами
1. В три пробирки налейте растворы соляной, серной и азотной кислот соответственно. Затем добавьте к ним по 2-3 капли раствора лакмуса. Повторите опыт с использованием раствора метилового оранжевого.
2. Запишите, как изменился цвет сродержимого пробирок?
2. Изучение взаимодействия кислот с основаниями
1. В пробирку налейте 2-3 мл раствора щелочи и добавьте несколько капель фенолфталеина. (Что наблюдаете!) Затем прилейте в пробирку раствор кислоты до полного обесцвечивания содержимого. Объясните результаты наблюдений.
2. Получите нерастворимый гидроксид меди (II) реакций обмена. Для этого в пробирку с 2-3 мл раствора сульфата меди (II) прилейте 1-2 мл раствора щелочи. (Что наблюдаете?)
3. К полученному осадку добавьте раствор соляной или серной кислоты до полного растворения. Объясните результаты наблюдений, напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
3. Изучение взаимодействия кислот с солями
1. В пробирку с раствором карбоната натрия (1-2 мл) добавьте такой же объем раствора соляной кислоты. (Что наблюдаете?)
2. В пробирку с раствором соляной кислотой добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. (Что наблюдаете?) Напишите уравнения в молекулярной и ионной формах.
4. Изучение взаимодействия растворов кислот с металлами
В две пробирки опустите по грануле цинка и по кусочку меди соответственно и прилейте в каждую по 2-3 мл раствора соляной кислоты. (Что наблюдаете?) Объясните результат наблюдения. Напишите уравнения в молекулярной и ионной формах.
Лабораторная работа №10. Опыты, иллюстрирующие химические свойства оснований.
Цель работы:
Ø Повторить и закрепить знания о химических свойствах оснований.
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться химическими реактивами и оборудованием, записывать уравнения химических реакций, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок.
Реактивы: раствор гидроксида натрия, фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, раствор хлорида аммония, влажная лакмусовая бумажка, раствор сульфата меди (II), соляная кислота.
Ход работы
1. Испытание растворов щелочей индикаторами
В три пробирки налейте 2-3 мл раствора щелочи, затем добавьте: в первую - несколько капель фенолфталеина, во вторую -небольшое количество раствора лакмуса, в третью - небольшой объем раствора метилового оранжевого. (Что наблюдаете?)
2. Изучение взаимодействия щелочей с солями
1. В пробирку налейте 2 - 3 мл раствора хлорида аммония, затем добавьте 1 - 2 мл раствора щелочи. Содержимое пробирки нагрейте, осторожно понюхайте выделяющийся газообразный продукт или поднесите к отверстию пробирки влажную лакмусовую бумажку.
2. Получите гидроксид меди (II) реакцией обмена. Для этого в пробирку с 2 - 3 мл раствора сульфата меди (II) прилейте 1-2 мл раствора щелочи. (Что наблюдаете?) Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
3. Изучение взаимодействия щелочей с кислотами
В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель фенолфталеина, запишите наблюдения; затем прилейте в пробирку 1 мл соляной кислоты, запишите уравнения химической реакции в молекулярном и ионном виде, наблюдения и вывод о характере взаимодействия щёлочи и кислоты.
Лабораторная работа №11. Опыты, иллюстрирующие химические свойства солей.
Цель работы:
Ø Повторить и закрепить знания о химических свойствах солей.
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться химическими реактивами и оборудованием, записывать уравнения химических реакций, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, стальная кнопка или скрепка.
Реактивы: раствор хлорида натрия, раствор фосфата натрия, раствор иодида натрия, раствор нитрата серебра, раствор карбоната натрия, раствор нитрата аммония, раствор хлорида калия, универсальная индикаторная бумага, раствор сульфата меди (II), раствор сульфата натрия, раствор гидроксида бария.
Ход работы
1. Изучение взаимодействия солей с солями
В каждую из трех пробирок с раствором хлорида, фосфата и иодида натрия соответственно прилейте несколько капель раствора нитрата серебра (II). (Что наблюдаете?) Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
2. Изучение гидролиза солей
Испытайте растворы карбоната натрия, нитрата аммония и хлорида калия универсальной индикаторной бумагой. (Что наблюдаете?) Сравните изменение цвета с эталонной шкалой. Определите значение рН растворов. Напишите уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионной формах.
3. Изучение взаимодействия солей с металлами
Налейте в пробирку 2 - 3 мл раствора сульфата меди (II) и опустите в него стальную кнопку или скрепку. Напишите наблюдения и уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.
4. Изучение взаимодействия солей со щелочами
Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата меди (II) и прилейте к нему 1 мл раствора гидроксида натрия.
Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата натрия и прилейте к нему 1 мл раствора гидроксида бария. Запишите наблюдения, уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде и сделайте соответствующий вывод.
Лабораторная работа № 12. Изготовление моделей молекул органических веществ.
Цели:
Ø Повторить и закрепить знания о предельных углеводородах и их производных;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться химическим оборудованием, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приёмами сравнения и обобщения.
Оборудвание: наборы разного цвета шаров и стержней.
Задания:
1. Соберите шаростержневые модели молекул метана, этана, пропана, бутана.
2. Соберите шаростержневые модели молекул дихлорметана и дихлорэтана.
Ход работы
1. Возьмите шарик, который условно будет изображать атом углерода, и четыре стержня (или спички), которые будут изображать связи С-Н. Объясните, почему химические связи располагаются вокруг атома углерода под углом 109°28' относительно друг друга. Расположите четыре стержня под указанным углом.
2. На свободные концы стержней прикрепите (наколите) четыре шарика. Такая модель молекулы метана называется шаростержневой моделью.
3. Мысленно или при помощи нити соедините центры ядер атомов водорода (свободные концы стержней) друг с другом. Изображение какой геометрической фигуры вы получили?
4. Уберите стержни из шаростержневой модели молекулы метана. Сохраняя направленность валентных связей, присоедините к «атому углерода» четыре «атома водорода». Изменилось ли пространственное строение молекулы метана? Аналогичные модели молекул, в которой детали, изображающие атомы элементов, выполняются в соответствующем масштабе, называются масштабными,
5. Соберите шаростержневые модели молекул метана, этана, пропана, бутана. Что общего в строении молекул этих веществ, в чем различие? Чем объясняется зигзагообразное строение углеродной цепи в молекулах пропана и бутана? Какова величина угла в зигзагообразном отрезке углеродной цепи? Продемонстрируйте на моделях молекул этана и пропана возможность свободного вращения углеводородных радикалов относительно друг друга (конформация) и образования в результате огромного числа пространственных изомеров. Почему нельзя выделить эти пространственные изомеры?
6. Изготовьте шаростержневые модели молекул метана и четырех молекул хлора. Продемонстрируйте на этих моделях поэтапное замещение атомов водорода в метане на атомы хлора с образованием хлороводорода и соответствующих галогенопроизводных метана.
7. Соберите шаростержневые модели молекул дихлорметана и дихлорэтана.
8. Ход лабораторной работы и ответы на вопросы занесите в таблицу.
Лабораторная работа № 13. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II).
Цели:
Ø Повторить и закрепить знания о многоатомных спиртах;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться химическими реактивами, записывать уравнения проведённых химических реакций, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробок.
Реактивы: глицерин, вода, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II).
Ход работы
1. Налейте в пробирку 1-2 мл глицерина, добавьте столько же воды и встряхните. Затем добавьте в 2-3 раза больше воды.
2. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавите немного раствора сульфата меди (II) до выпадения осадка
Задания:
1. Какова растворимость глицерина в воде?
2. Какая реакция характерна для глицерина и других многоатомных спиртов? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Лабораторная работа № 14. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.
Цели:
Ø Повторить и закрепить знания о химических свойствах и карбоновых кислот;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться химическими реактивами, записывать уравнения проведённых химических реакций, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, сухое горючее, спички.
Реактивы: стружки магния, гранулы цинка, раствор гидроксида натрия, фенолфталеин.
Ход работы
1. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
· В две пробирки влейте по 1 мл раствора уксусной кислоты.
· В одну пробирку всыпьте немного стружек магния, а во вторую - несколько гранул цинка. В первой пробирке происходит бурная реакция, а во второй - реакция протекает спокойно (иногда она начинается только при нагревании).
Задания:
1. Как уксусная кислота реагирует с магнием и цинком?
2. Сравните скорость этих реакций и напишите уравнения в молекулярном, ионном и сокращенном виде.
2. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
· Влейте в пробирку 1-1,5 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. При добавлении уксусной кислоты происходит обесцвечивание.
Рис. Получение уксусной кислоты
Задание: Напишите уравнения взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом натрия в молекулярном, полном и сокращенном виде.
Лабораторная работа № 15. Взаимодействие раствора глюкозы с гидроксидом меди (II).
Цели:
Ø Повторить и закрепить знания о дисахаридах;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться химическими реактивами, записывать уравнения проведённых химических реакций, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, сухое горючее, спички, держатель для пробирок.
Реактивы: раствор глюкозы, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II)
Ход работы
· Налейте в пробирку 2-3 мл раствора глюкозы и столько же разбавленного раствора гидроксида натрия (NaOH должен быть в избытке).
· Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II).
· Пробирку с полученным раствором нагрейте.
Задания:
1. Что представляет собою раствор синего цвета?
2. Что доказывает данный опыт?
3. Почему при нагревании в пробирке появляется сначала желтый, а затем красный осадок?
4. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Лабораторная работа № 16. Качественная реакция на крахмал.
Цели:
Ø Повторить и закрепить знания о полисахаридах;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться химическими реактивами, записывать уравнения проведённых химических реакций, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, сухое горючее, спички, держатель для пробирок.
Реактивы: вода, крахмал, раствор йода в спирте, раствор иодида калия.
Ход работы:
· Налейте в пробирку 4-5 мл воды, добавьте немного крахмала и встряхните смесь. Образующуюся суспензию понемногу вливайте её пробирку с кипящей водой, постоянно раствор взбалтывая.
· Полученный клейстер разбавьте холодной водой (1:20) и разлейте его по 3-5 мл в две пробирки.
· В одну пробирку добавьте немного раствора йода в спирте, а в другую - раствор иодида калия.
Задание:
Почему синее окрашивание появилось только в первой пробирке? (ответ запишите в графе «Вывод»).
Лабораторная работа № 17. Проведение качественных реакций на белки.
Цели:
Ø Повторить и закрепить знания о белках;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться химическими реактивами, записывать уравнения проведённых химических реакций, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, сухое горючее, спички, держатель для пробирок.
Реактивы: раствор куриного белка, раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), концентрированная азотная кислота, ацетат свинца.
Ход работы:
1. Биуретовая реакция (на пептидные связи).
Влейте в пробирку 2-3 мл раствора
белка и добавьте несколько миллилитров раствора гидроксида натрия, а затем
немного раствора
сульфата меди (II).
2. Ксантопротеиновая реакция (на остатки аминокислот, содержащих
бензольные кольца).
В пробирку налейте 2-3 мл раствора белка и добавьте 0,5-1 мл концентрированной азотной кислоты. (Осторожно!). Нагрейте.
3. Цистеиновая реакция (на остатки аминокислот, содержащих серу).
В пробирку налей 2-3 мл раствора белка, добавьте несколько миллилитров раствора гидроксида натрия и немного ацетата свинца.
Задания:
1. Как можно доказать наличие белков в пище?
2. Какова сущность цветных реакций белков?
Лабораторная работа № 18. Денатурация белков.
Цели:
Ø Повторить и закрепить знания свойствах белков;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться химическими реактивами, записывать уравнения проведённых химических реакций, соблюдать правила техники безопасности;
Ø Закрепить умения и навыки пользоваться приёмами сравнения, обобщения, делать выводы.
Оборудование: пробирки, штатив для пробирок, сухое горючее, спички, держатель для пробирок, пипетка.
Реактивы: раствор куриного белка, 1%-ный раствор уксусной кислоты, 10%- ный раствор уксусной кислоты, насыщенный раствор хлорида натрия, раствор гидроксида натрия.
Ход работы:
· Налейте в пробирку 1 мл раствора белка. Нагрейте.
· В пробирку с 1 мл раствора белка добавьте 1 каплю 1 %-ного раствора уксусной кислоты. Нагрейте.
· В пробирку с 1 мл раствора белка добавьте 0,5 мл 10%-ного раствора уксусной кислоты. Нагрейте.
· В пробирку с 1 мл раствора белка добавьте 0,5 мл 10%-ного раствора уксусной кислоты и 0,5 мл насыщенного раствора хлорида натрия. Нагрейте.
· В пробирку с 1 мл раствора белка добавьте 0,5 мл раствора! гидроксида натрия. Нагрейте.
Задания:
1. Запишите схематически уравнения реакций, проделанных вами опытов.
2. На основании проделанных опытов сделайте соответствующие выводы.
Практическая работа № 1 . Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и агроценозе.
Цель: Закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.
Ход работы:
1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:
2 Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
2. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?
Практическая работа № 2. Решение экологических задач
Цель работы: Закрепить знания о том , что энергия, заключенная в пище, передается от первоначального источника через ряд организмов, что такой ряд организмов называется цепью питания сообщества, а каждое звено данной цепи – трофическим уровнем.
Ход работы:
Задача (Разбирают вместе с преподавателем) На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин.
Решение: Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи, зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию.
300кг – 10%,
Х – 100%.
Найдем чему равен Х. Х=3000 кг. (хищные рыбы) Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг(масса нехищных рыб)
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию
30 000кг.- 10%
Х =100%
Х = 300 000кг
Ответ: Для того что бы вырос дельфин массой 300 кг. необходимо 300 000кг планктона
Задачи
1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.
2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.
3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> насекомоядные птицы-> орел.
4. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев
№ п/п |
Тема |
Дата/оценка |
Подпись |
1 |
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам |
|
|
2 |
Анализ фенотипической изменчивости
|
|
|
3 |
Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной) |
|
|
4 |
Описание антропогенных изменений в природных ландшафтах своей местности |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.