Методические рекомендации для педагогов . Образовательный модуль "Математическое развитие". "Использование логических блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений"

  • docx
  • 23.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование БЛОКОВ ДЕНЬЕША.docx

 

Методические рекомендации для педагогов.

образовательный модуль

«Математическое развитие»

«Использование логических блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений.»

Составитель: воспитатель МБДОУ № 244 Елесина М.Д.

Познавательное развитие детей и формирование элементарных математических представлений одна из важных задач дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

Эффективным пособием в настоящее время являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.                                                                                                                                                                   

Основной метод развития – проблемно-поисковый,                                                 

Главная форма организации – игра

 

Задачи использования логических блоков в работе с детьми:                                  1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях;                                                                                                                                             2. Развивать умение выявлять свойства в предметах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия;                                                                                                         3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной предметов;                                      4. Развивать пространственные представления. Развивать самостоятельность;                                                                                                         5. Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей;                                                                                                                                                              6. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции;                                     7. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Описание:

 

                

 Логический материал представляет собой набор из 48 цветных блоков, различающихся четырьмя свойствами:                                                                              1. Формой – имеются круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;                                             2. Цветом – используется только 3 цвета красные, желтые, синие;                                                 3. Размером – есть большие и маленькие;                                                                           4. Толщиной – толстые и тонкие.                                                                                  Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками.

Формы организации работы детей с логическими блоками Дьенеша.                      

· Занятия по математике, а также конструирование. На занятиях по математике логические блоки предлагаются как раздаточный материал, который очень привлекает внимание детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям.                                                                                                                                             · Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). Вне занятий, в предметной среде.                                                                                                                            

На занятиях по математике логические блоки Дьенеша широко используются:                                                                                                                    в разделе «количество и счет»:                                                                                                        - для совершенствования навыков счета и отсчета в пределах 10;                                                                                                            - по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше;                                                                - в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел;                                                                                                              - для  усвоения смысла арифметических действий сложения и вычитания;                                                              - для составления арифметических задач в одно действие.                                                    

В разделе «величина»:                                                                                                       - для сравнения предметов по размеру (большие, маленькие),                                                 - для сравнения предметов по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.                                                                                                  

В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы.                                                                                                                           

В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие.                                                                                                                      Раздел «Ориентировка в пространстве», для закрепления пространственных представлений.                                                                                                                                         Например, дать задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; или слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше.                                                                                                                        

 Блоки Дьенеша хорошо дополняют предметно - развивающую среду, таким образом, в старшей группе организован центр конструирования, где находятся не только разнообразные конструкторы, но и наборы палочек Кюизенера.                                                                                                                           С Блоками возможны разные игры. Начинать необходимо с младшего возраста, простые игры «Найди по цвету», «Найди домики». Игра «Цепочка, или бусы», где ребёнок выполняет задания по предложенному образцу. Собирает бусы, из геометрических фигур. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети установят самостоятельно, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.                                                                                                      В комплекте с наборами предложены альбомы.

 Дети самостоятельно берут альбомы и выкладывают животных и различные предметы. Наборы и альбомы находятся в свободном доступе в уголке конструирования. В дальнейшем используются игры с усложнением, по карточкам, где цвет обозначается пятном;                                                                                                                       - форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,);                                                                                                     - величина - силуэт домика (большой, маленький);                                                                      - толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Используя блоки Дьенеша, формируется устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими в жизни, стремление самостоятельно их приобретать.                                                                                                                                          В работе с блоками на занятиях по ФЭМП предоставляется возможность по-разному варьировать задания с ними, используя их на разных этапах обучения. Педагог может использовать логические фигуры в игровой форме и добиться того, чтобы обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым.                                                                            Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников, поставленные в «Программе воспитания и обучения в детском саду».