Методические рекомендации для педагогов «Экологические сказки как эффективный метод экологического воспитания детей школьного возраста»
Оценка 4.6

Методические рекомендации для педагогов «Экологические сказки как эффективный метод экологического воспитания детей школьного возраста»

Оценка 4.6
docx
02.10.2023
Методические рекомендации для педагогов «Экологические сказки как эффективный метод экологического воспитания детей школьного возраста»
Методические рекомендации Экологические сказки для школьников.docx

Государственное бюджетное учреждение

Новосибирской области

«Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «ВИКТОРИЯ»

 

 

 

 

 

 

Директор ГБУ НСО

«Центр «Виктория»

__________З.И. Хихлова

«____»_________2022 год

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации для педагогов

 

«Экологические сказки как эффективный метод

экологического воспитания детей школьного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2022 год

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества.

В силу этого сегодня важно приложить усилия по воссозданию интенсивного процесса экологизации общей культуры человечества. В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с его целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Приобретение экологических знаний, развитие у ребенка своих знаний законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, формирование умений управлять физическим и психическим состоянием – вот главные задачи деятельности учителя начальных классов в данном направлении.

Хорошим материалом в плане познания окружающего мира и экологии является сказка. Ведь именно сказка доступно воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. А если в нее внесены определенные природоведческие знания, понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой, то сказка будет первоисточником формирования элементарных экологических понятий. Следует обратить внимание на то, что целью экологической сказки является подача точной, научно-достоверной информации, а не очередное развлечение детей.

А нужны ли экологические сказки? Конечно, да. Именно в них удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка начальной школы. Через сказки удается распространить научные знания о природе, привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. Экологическая сказка должна учить думать о последствиях своих поступков, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, ответственность за сохранение ее богатства и красоты, расширить экологический кругозор, быть познавательной и художественной.

К сожалению, существуют достоверные факты того, что большинство младших школьников равнодушны к окружающему миру, к себе, к людям, к чувствам, поступкам, иначе говоря, у них не воспитано чувство единения с природой и они вряд ли смогут без напоминания обратить внимание на какой-нибудь объект природы, нуждающийся в его помощи, тем самым дать возможность применить свои знания на практике. Отсюда следует, что назрела необходимость со стороны педагога привлечение подобных ребят к действу экологической сказки. В своей работе я использую разнообразные варианты деятельности, связанные со сказкой: чтение экологических сказок, совместная творческая работа по составлению сюжета сказок, их показы, изготовление поделок на тему сказок, масок для персонажей, художественное оформление сказок и многие другие, которые плодотворны, интересны, эффективны с учащимися младшего школьного возраста. Не так это легко – научить учащегося замечать важное, нужное, прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам педагог. Надо заметить, что при выборе сказок природоведческого содержания педагог должен учитывать, какой познавательный материал в них заложен, откликнуться ли дети на него, вызовет ли он интерес к наблюдению, любознательность, заставит ли обращать внимание на окружающий его мир, будет ли воздействовать на его чувства, и, наконец, можно ли его использовать в воспитательных целях. На мой взгляд, использование традиционных сказочных приемов и атрибутов, к которым дети уже привыкли, например, лексику: «жили – были», «долго ли, коротко ли», «стали жить – поживать», является неоспоримым средством экологического воспитания. В работе со сказкой уместны следующие принципы:

- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (говорить, думать, передвигаться, смеяться и т. д.);

- главное, вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям и их поступкам.

Главной особенностью экологической сказки является то, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира. Экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять. Здесь уместно упомянуть замечательные сказки В. Бианки, Б. Заходера, народные сказки. Известно, что экология – это наука. Детская писательница Т. Крюкова уверена, что «…любая наука начинается со сказки. Прежде, чем появился самолет, был ковер – самолет, а вместо телевизора – блюдечко с наливным яблочком».

Хочется отметить, что существует много различных позиций по отношению к экологическим сказкам, но все безоговорочно сходятся в одном – роль экологической сказки весьма значительна для учащихся начальных классов, поэтому она занимает достойное место в арсенале самых эффективных средств, способствующих экологическому воспитанию младших школьников. Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе, интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Использование сказок в экологическом воспитании младших школьников позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.

«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок», - сказал Р. Эмерсон. Вот тот важный постулат, который хорошо должен знать каждый житель планеты.

 

Список литературы

 

1.Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. / Сост. Г. А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2003.

 

2.Экологические сказки: Для детей, родителей и педагогов / Сост. Л. П. Молодова. – Мн.: Асар, 1998. – 160 с. ил.

 

3.Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2001.

 

4.Поделимся опытом. Сборник методических разработок. – Иркутск, 2009.


 

Государственное бюджетное учреждение

Государственное бюджетное учреждение

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества

Отсюда следует, что назрела необходимость со стороны педагога привлечение подобных ребят к действу экологической сказки

Отсюда следует, что назрела необходимость со стороны педагога привлечение подобных ребят к действу экологической сказки

Использование сказок в экологическом воспитании младших школьников позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным

Использование сказок в экологическом воспитании младших школьников позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2023