МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
В современных условиях актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках настоящей статьи рассмотрены вопросы методической поддержки воспитателей и педагогов в ходе их деятельности по развитию у дошкольников социальнокоммуникативных навыков. Успешность и социализация личности зависит от уровня формирования социальнокоммуникативных навыков, в особенности в детском возрасте. В связи, с чем как нельзя актуален вопрос выработки методических рекомендаций для педагогов с целью избегания ошибок при работе с детьми дошкольного возраста. Выбор форм и методов, влияющих на результативность социализации ребенка, связано с множеством условий, среди них определение уровня интенсивности занятий с каждой возрастной группой детей. В частности, дети младшего дошкольного возраста ощущают серьезную надобность в эмоциональном взаимодействии со взрослыми, что вызвано потребностью в познании окружающего мира и поиске ответов на интересующие ребенка вопросы. Также, в этом возрасте дети заинтересованы в общении с ровесниками в процессе игровых занятий. В возрасте 3-5 лет у ребенка проявляется интерес к определенным занятиям, начинается процесс формирования интересов, ценностных ориентаций. Для данного возраста характерно начало процесса осознания своего собственного «Я». В старшем дошкольном возрасте развивается стойкая надобность в постоянных товарищеских отношениях с ровесниками. Ребенок нуждается в эмоциональной поддержке, выражающейся в сопереживании, взаимопонимании, близости с друзьями; в уважении и сопереживании взрослых. Он способен общаться, сосредотачиваться на отношениях в социальном мире; имеет устойчивые дружеские ассоциации для того, чтобы играть и реализовывать другие общие интересы; проявляет коммуникативные навыки высокого уровня и использует; стремится к социальной реализации. В рамках настоящей статьи мы говорим о деятельности воспитателей, направленной на формирование у детей дошкольного возраста социально-коммуникативных навыков. Более того, как уже упоминалось выше, это взаимодействие может быть спонтанным и сознательно сформированным. Новизна опыта методической работы с педагогами заключается в следующем: - разъяснить содержание определения «готовность педагогов дошкольного образования к социально-коммуникативному развитию детей» в ходе профессионального функционирования педагогического коллектива, которое рассматривается как неотъемлемое качество личности педагога, формируемое в процессе овладения знаниями, навыками, творческими приемами и профессиональным опытом, тем самым обеспечивая социальное и коммуникативное развитие; - установлено, что эффективность процесса формирования воспитателя детского сада для социально-коммуникативного развития детей обеспечивается интеграцией трех его составляющих: коммуникативной, обеспечивающей продуктивность процесса общения и совместной деятельности детей и взрослых за счет адекватного использования средств коммуникации; когнитивной, направленный на развитие когнитивных; регулирование, обеспечивающее способность педагогов выстраивать стратегию поведения - видеть, планировать, ставить педагогическую задачи при социализации ребенка; - разработана педагогическая модель поддержки дошкольного образования в социально-коммуникативном формировании детей, основанная на вовлечении педагогов в занятие, направленную на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, на основе интеграции основных образовательных областей дошкольного образования (когнитивное, социально-коммуникативное, речевое, художественное и эстетический, физический); - созданы педагогические условия с обеспечением формирования готовности педагогов дошкольного образования к социально-коммуникативному развитию детей; - создание необходимой образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального развития, предоставление учителям эффективных способов решения социальных и коммуникативных задач; - реализация педагогами в процессе профессионального развития субъектного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса; - использование системы заданий, соответствующих этапам технологии, для формирования готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по социально-коммуникативному развитию детей; - интеграция ведущих видов профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовании; - вовлечение педагогов в деятельность по прохождению стажировок в дошкольных образовательных учреждениях. Рассмотрим более подробно методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков при соблюдении режима дня. Распорядок дня - это рациональная организация, выстроить коммуникацию между педагогом и ребенком. Распорядок дня влияет на процесс изучения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и указания воспитателя. Кроме того, существуют методики, помогающие оптимизировать процесс социальнокоммуникативного развития учащихся. Особое внимание стоит уделить следующим элементам: Ритуалы и традиции, установленные воспитателем, временами обсуждают их заранее, иногда просто повторяют изо дня в день, пока дети не выучат их; утро радостных посиделок, когда, например, принято пожимать друг другу руки или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное; день читателя - это день в неделю, когда один из детей приносит свою любимую книгу, и все читают ее и обсуждают вместе; день любимых игрушек - это один день в неделю, когда разрешается приносить свои любимые игрушки из дома и рассказывать о них друзьям. Условные сигналы, указывающие на переход от одного вида деятельности к другому: - учитель звонит в колокольчик перед началом каждого занятия; - учитель стучит в бубен, когда нужно идти на утреннюю зарядку; - сообщить устойчивой фразой воспитателя, что начинается интересная игра, например: «Я зову своих мальчиков на интересную игру». Символы группы (эмблема, гимн, флаг), идентифицирующие детскую группу. Общественные сигналы: - повязка в столовой, для уроков; - флаг того, кто замыкает строй. Учителя могут привести много примеров этого. Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному общению с детьми, но и помогает учителю организовать их жизнедеятельность. Одной из наиболее эффективных форм работы с персоналом является проведение мастер-классов. Для повышения компетентности педагогов в организации взаимодействия с воспитанниками младшего дошкольного возраста был проведен мастер-класс «Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетноролевой игре». Во время мастер-класса преподаватели занимались практической деятельностью, направленной на совершенствование собственных педагогических навыков, организацию взаимодействия с детьми в форме сюжетно-ролевой игры с целью развития ролевого диалога. Это дало им возможность закрепить материал. В процессе плановой работы по методическому сопровождению процесса социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста были достигнуты положительные результаты. Наши преподаватели имели возможность повысить свою компетентность в образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Предлагается увеличить участие педагогов, воспитателей родителей и детей в мероприятиях и конкурсах: совместные творческие выставки с родителями «Спасибо дедушке за победу», «Музей одной семьи», участие детей в городских конкурсах «Три минуты славы» (гражданско-патриотическая поэзия) и др. Участники творческой группы подвели итоги педагогического опыта по темам «Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» (Ефимович Н. В.), «Создание DAPPS в дошкольном образовательном учреждении как предпосылка благополучной работы по развитию социально-коммуникативной осведомленности детей дошкольного возраста. Все это подтверждает результативность созданной модели поддержки социально-коммуникативного формирования детей дошкольного возраста. В результате получилось разнообразить работу педагогов, повысить их действенность, обогатить ее, а также сделать детские занятия интересными и привлекательными для социально-коммуникативного формирования дошкольников. Перспектива работы в этом направлении заключается в следующем: - улучшение работы по воспитанию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста как одного из направлений социально-коммуникативного развития; - обеспечение личностно-ориентированного подхода в организации образовательного процесса; - использование информационных технологий в распространении опыта дошкольного образования посредством использования интерактивных форм работы (вебинары, конференции, педагогические мосты). Анализируя опыт психолого-педагогического сопровождения социальнокоммуникативного развития дошкольников в дошкольном учреждении, можно сделать следующие выводы: - социально-коммуникативное развитие детей в настоящее время возведено в ранг стратегических методов обновления российского образования; - дошкольный возраст - это чувствительный период в социальном развитии человека; - социальные и коммуникативные навыки включают в себя: - подготовительный (диагностический), базовый (коррекционно-развивающий) и заключительный (диагностический и аналитический) этапы; - игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития является приоритетной, поскольку игра предоставляет ребенку доступные возможности для моделирования жизни, усвоение моделей поведения. Комплексное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей способствует этому повышению психологической компетентности участников педагогического процесса, оказывает положительное влияние на детей. Психологическая поддержка социально-коммуникативного развития детей наблюдается тенденция к увеличению числа учащихся с высоким уровнем самооценки и самоуважения, а также коммуникативных навыков. Таким образом, модель стимулирования социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в рамках реализации государственного образовательного стандарта является эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у детей дошкольного возраста. Библиографический список: 1.Андреева И. А. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста / И. А. Андреева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2014.№ 4 (6). С. 7-11. 2.Когут А. А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников / А. А. Когут // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 161-164. 3.Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие / А. М. Щетина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с. 4.Образование 2022: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022 – 102 с. 5.Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки. – М: ТЦ сфера, 2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.