МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Оценка 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Оценка 5
docx
11.12.2022
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
25.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

В современных условиях актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках настоящей статьи рассмотрены вопросы методической поддержки воспитателей и педагогов в ходе их деятельности по развитию у дошкольников социальнокоммуникативных навыков. Успешность и социализация личности зависит от уровня формирования социальнокоммуникативных навыков, в особенности в детском возрасте. В связи, с чем как нельзя актуален вопрос выработки методических рекомендаций для педагогов с целью избегания ошибок при работе с детьми дошкольного возраста. Выбор форм и методов, влияющих на результативность социализации ребенка, связано с множеством условий, среди них определение уровня интенсивности занятий с каждой возрастной группой детей. В частности, дети младшего дошкольного возраста ощущают серьезную надобность в эмоциональном взаимодействии со взрослыми, что вызвано потребностью в познании окружающего мира и поиске ответов на интересующие ребенка вопросы. Также, в этом возрасте дети заинтересованы в общении с ровесниками в процессе игровых занятий. В возрасте 3-5 лет у ребенка проявляется интерес к определенным занятиям, начинается процесс формирования интересов, ценностных ориентаций. Для данного возраста характерно начало процесса осознания своего собственного «Я». В старшем дошкольном возрасте развивается стойкая надобность в постоянных товарищеских отношениях с ровесниками. Ребенок нуждается в эмоциональной поддержке, выражающейся в сопереживании, взаимопонимании, близости с друзьями; в уважении и сопереживании взрослых. Он способен общаться, сосредотачиваться на отношениях в социальном мире; имеет устойчивые дружеские ассоциации для того, чтобы играть и реализовывать другие общие интересы; проявляет коммуникативные навыки высокого уровня и использует; стремится к социальной реализации. В рамках настоящей статьи мы говорим о деятельности воспитателей, направленной на формирование у детей дошкольного возраста социально-коммуникативных навыков. Более того, как уже упоминалось выше, это взаимодействие может быть спонтанным и сознательно сформированным. Новизна опыта методической работы с педагогами заключается в следующем: - разъяснить содержание определения «готовность педагогов дошкольного образования к социально-коммуникативному развитию детей» в ходе профессионального функционирования педагогического коллектива, которое рассматривается как неотъемлемое качество личности педагога, формируемое в процессе овладения знаниями, навыками, творческими приемами и профессиональным опытом, тем самым обеспечивая социальное и коммуникативное развитие; - установлено, что эффективность процесса формирования воспитателя детского сада для социально-коммуникативного развития детей обеспечивается интеграцией трех его составляющих: коммуникативной, обеспечивающей продуктивность процесса общения и совместной деятельности детей и взрослых за счет адекватного использования средств коммуникации; когнитивной, направленный на развитие когнитивных; регулирование, обеспечивающее способность педагогов выстраивать стратегию поведения - видеть, планировать, ставить педагогическую задачи при социализации ребенка; - разработана педагогическая модель поддержки дошкольного образования в социально-коммуникативном формировании детей, основанная на вовлечении педагогов в занятие, направленную на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, на основе интеграции основных образовательных областей дошкольного образования (когнитивное, социально-коммуникативное, речевое, художественное и эстетический, физический); - созданы педагогические условия с обеспечением формирования готовности педагогов дошкольного образования к социально-коммуникативному развитию детей; - создание необходимой образовательно-воспитательной среды в процессе профессионального развития, предоставление учителям эффективных способов решения социальных и коммуникативных задач; - реализация педагогами в процессе профессионального развития субъектного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса; - использование системы заданий, соответствующих этапам технологии, для формирования готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по социально-коммуникативному развитию детей; - интеграция ведущих видов профессиональной деятельности педагогов в дошкольном образовании; - вовлечение педагогов в деятельность по прохождению стажировок в дошкольных образовательных учреждениях. Рассмотрим более подробно методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков при соблюдении режима дня. Распорядок дня - это рациональная организация, выстроить коммуникацию между педагогом и ребенком. Распорядок дня влияет на процесс изучения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и указания воспитателя. Кроме того, существуют методики, помогающие оптимизировать процесс социальнокоммуникативного развития учащихся. Особое внимание стоит уделить следующим элементам: Ритуалы и традиции, установленные воспитателем, временами обсуждают их заранее, иногда просто повторяют изо дня в день, пока дети не выучат их; утро радостных посиделок, когда, например, принято пожимать друг другу руки или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное; день читателя - это день в неделю, когда один из детей приносит свою любимую книгу, и все читают ее и обсуждают вместе; день любимых игрушек - это один день в неделю, когда разрешается приносить свои любимые игрушки из дома и рассказывать о них друзьям. Условные сигналы, указывающие на переход от одного вида деятельности к другому: - учитель звонит в колокольчик перед началом каждого занятия; - учитель стучит в бубен, когда нужно идти на утреннюю зарядку; - сообщить устойчивой фразой воспитателя, что начинается интересная игра, например: «Я зову своих мальчиков на интересную игру». Символы группы (эмблема, гимн, флаг), идентифицирующие детскую группу. Общественные сигналы: - повязка в столовой, для уроков; - флаг того, кто замыкает строй. Учителя могут привести много примеров этого. Каждый из этих приемов не только способствует социализации и эффективному общению с детьми, но и помогает учителю организовать их жизнедеятельность. Одной из наиболее эффективных форм работы с персоналом является проведение мастер-классов. Для повышения компетентности педагогов в организации взаимодействия с воспитанниками младшего дошкольного возраста был проведен мастер-класс «Формирование навыков ролевого диалога у младших дошкольников в сюжетноролевой игре». Во время мастер-класса преподаватели занимались практической деятельностью, направленной на совершенствование собственных педагогических навыков, организацию взаимодействия с детьми в форме сюжетно-ролевой игры с целью развития ролевого диалога. Это дало им возможность закрепить материал. В процессе плановой работы по методическому сопровождению процесса социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста были достигнуты положительные результаты. Наши преподаватели имели возможность повысить свою компетентность в образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Предлагается увеличить участие педагогов, воспитателей родителей и детей в мероприятиях и конкурсах: совместные творческие выставки с родителями «Спасибо дедушке за победу», «Музей одной семьи», участие детей в городских конкурсах «Три минуты славы» (гражданско-патриотическая поэзия) и др. Участники творческой группы подвели итоги педагогического опыта по темам «Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» (Ефимович Н. В.), «Создание DAPPS в дошкольном образовательном учреждении как предпосылка благополучной работы по развитию социально-коммуникативной осведомленности детей дошкольного возраста. Все это подтверждает результативность созданной модели поддержки социально-коммуникативного формирования детей дошкольного возраста. В результате получилось разнообразить работу педагогов, повысить их действенность, обогатить ее, а также сделать детские занятия интересными и привлекательными для социально-коммуникативного формирования дошкольников. Перспектива работы в этом направлении заключается в следующем: - улучшение работы по воспитанию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста как одного из направлений социально-коммуникативного развития; - обеспечение личностно-ориентированного подхода в организации образовательного процесса; - использование информационных технологий в распространении опыта дошкольного образования посредством использования интерактивных форм работы (вебинары, конференции, педагогические мосты). Анализируя опыт психолого-педагогического сопровождения социальнокоммуникативного развития дошкольников в дошкольном учреждении, можно сделать следующие выводы: - социально-коммуникативное развитие детей в настоящее время возведено в ранг стратегических методов обновления российского образования; - дошкольный возраст - это чувствительный период в социальном развитии человека; - социальные и коммуникативные навыки включают в себя: - подготовительный (диагностический), базовый (коррекционно-развивающий) и заключительный (диагностический и аналитический) этапы; - игровая деятельность в процессе социально-коммуникативного развития является приоритетной, поскольку игра предоставляет ребенку доступные возможности для моделирования жизни, усвоение моделей поведения. Комплексное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей способствует этому повышению психологической компетентности участников педагогического процесса, оказывает положительное влияние на детей. Психологическая поддержка социально-коммуникативного развития детей наблюдается тенденция к увеличению числа учащихся с высоким уровнем самооценки и самоуважения, а также коммуникативных навыков. Таким образом, модель стимулирования социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в рамках реализации государственного образовательного стандарта является эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у детей дошкольного возраста. Библиографический список: 1.Андреева И. А. Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста / И. А. Андреева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2014.№ 4 (6). С. 7-11. 2.Когут А. А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников / А. А. Когут // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 161-164. 3.Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: учеб.-метод. пособие / А. М. Щетина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с. 4.Образование 2022: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2022 – 102 с. 5.Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки. – М: ТЦ сфера, 2014.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Рассмотрим более подробно методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков при соблюдении режима дня

Рассмотрим более подробно методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков при соблюдении режима дня

Условные сигналы, указывающие на переход от одного вида деятельности к другому: - учитель звонит в колокольчик перед началом каждого занятия; - учитель стучит в бубен,…

Условные сигналы, указывающие на переход от одного вида деятельности к другому: - учитель звонит в колокольчик перед началом каждого занятия; - учитель стучит в бубен,…

Перспектива работы в этом направлении заключается в следующем: - улучшение работы по воспитанию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста как одного из направлений социально-коммуникативного…

Перспектива работы в этом направлении заключается в следующем: - улучшение работы по воспитанию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста как одного из направлений социально-коммуникативного…

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования

Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022