Методические рекомендации для работы с учащимися по классу домры
Оценка 5

Методические рекомендации для работы с учащимися по классу домры

Оценка 5
doc
21.02.2020
Методические рекомендации для работы с учащимися по классу домры
статья.doc

Методические рекомендации для работы с учащимися по классу домры

 

 

                                                                                           Преподаватель МБОУ « Гимназия №10 г. Челябинска» Гура М.Л.

 

 

 

Основные задачи и цели специального класса.

    От педагога по специальному инструменту, который является ос­новным руководителем и воспитателем ученика, требуется профессио­нальное мастерство, творческая инициатива, умение использовать про­грессивные методы обучения, способствующие формированию индиви­дуальных способностей учащегося (творческого импульса, воображения, впечатлительности, музыкальной памяти и т.д.)

На основании детального изучения программных требований соответствующего класса, учета всех индивидуальных особенностей ученика и строгого соблюдения дидактического принципа доступности и последовательности, педагогу необходимо найти оптимальный вари­ант полугодового индивидуального плана работы. Примерные репер­туарные списки и программы академических концертов рассчитаны на различную степень развития учащихся. В то же время педагогу предос­тавляется право расширять репертуар в соответствии с индивидуальны­ми особенностями ученика.

     Репертуар.

В воспитании музыкально-эстетического вкуса учащихся качество художественного репертуара играет решающую роль. Репертуар должен включать разнообразные по содержанию, форме, стилю и фактуре му­зыкальные произведения композиторов-классиков, современных совет­ских и зарубежных композиторов, музыку старинных авторов, произве­дения крупной формы для учащихся старших классов (концерты, кон­цертино, сонаты, сонатины, вариации), а также обработки народных пе­сен и танцев и оригинальные произведения. Желательно, чтобы в репер­туаре ученика были произведения популярной музыки или эстрадного жанра. Такой репертуар позволит ученикам сразу   же     включиться в му­зыкально-просветительскую работу общеобразовательных школ, лаге­рей и других детских коллективов. Все это будет способствовать повы­шению общественной значимости обучения в ДШИ и, вместе с тем, ак­тивизировать учебный процесс в классе.

Педагог, применительно к данному ученику, должен включать в его репертуар, также произведения, работа над которыми как в музы­кальном, так и в техническом отношении связана прежде всего с разви­тием слабых сторон в постановке и его исполнительских возможностях.

Во всех формах педагогической работы следует руководствоваться принципом постепенности и последовательности. Задачи усложняются по мере музыкального развития детей. Недопустимо завышение требований к уче­нику, включение в индивидуальный план необоснованно сложных про­изведений. Лишь в отдельных случаях, учитывая музыкальную и техни­ческую подготовку ученика, можно включить в план произведение из репертуара следующего класса.[1]

 Воспитание активности в различных частях тела и рук.

     При активности в одной части тела нужно добиваться легкости в другой.

A) сидим на стуле расслабленно, плечи ссутулены, руки тяжело лe-
жат на плоскости ног чуть выше колен.

Б) приведем спину из состояния расслабленности в состояние лег­кого тонуса: выпрямимся, слегка ощутим мышцы бедер, голова припод­нята. Руки

 по-прежнему расслаблены.

B)сохраняя легкий тонус в спине, чуть разведем локти в стороны,
приводя плечо и предплечье в активность. Затем приподнимаем запяс­тье и кисть,  легко упираясь подушечками скругленных пальцев в ноги.

Вернемся также последовательно к исходному положению.[2]

Посадка и положение инструмента.

Посадка домриста является одним из важных звеньев в процессе обучения игре на домре. Правильная посадка обеспечивает устойчивость домры во время игры, создает хороший контакт исполнителя с инстру­ментом и способствует нахождению рациональных игровых движений.

Домрист должен сидеть ровно, с небольшим наклоном корпуса вперед, с приподнятой, а не опущенной головой.  Нельзя допускать вяло­сти мышц спины. Они должны находится в легком тонусе. Но не следует избыточно напрягать мышцы, достаточно чувствовать пружинистость в сидении. Сидеть нужно не на всей плоскости стула, а ближе к его краю. Чтобы обеспечить необходимую для исполнителя высоту подъема инст­румента, можно положить правую ногу на левую. Левая нога имеет креп­кую опору и всей ступней находится на полу Возможно использование складной скамеечки (типа гитарной) под правую ногу. В этом случае опора распределяется равномерно между обеими ногами.

Корпус домры опирается па бедро правой ноги и касается груд­ной клетки исполнителя. Дека располагается с небольшим поворотом к лицу играющего, чтобы он мог спокойно видеть все лады па грифе. Го­ловка грифа должна находится чуть ниже уровня плеча исполнителя. Чтобы корпус инструмента не скользил по бедру играющего, достаточ­но положить поролоновую подкладку или наклеить овальный кусочек поролона на нижнюю часть корпуса, в месте соприкосновения домры с бедром играющего.[4]

При постановке рук особое внимание следует уделить сбалансирован­ности веса правой и левой рук в точках приложения к домре:

1.   Основные опоры: игровой палец на грифе с одной стороны, ме­диатор па струне - с другой;

2.  Дополнительные скользящие опоры-балансы: основание указа­тельного пальца и большой палец на грифе с одной стороны, мизинец на панцире и предплечье на обечайке - с другой.

3.  Воздействуя именно на эти точки опоры, по три с каждой сторо­ны, исполнитель обеспечивает устойчивое удержание домры во время игры.[3]

Индивидуальный план.

Индивидуальные планы составляются к началу каждого полугодия. В конце полугодия педагог отмечает в индивидуальном плане качество выполнения программы в виде оценки и изменения, если они имеются, а в конце года дает развернутую характеристику музыкального и техни­ческого развития, успеваемости и работоспособности ученика

В индивидуальный план входит:

- новый репертуар( концертный);

- самостоятельная работа над музыкальным произведением;

- работа над упражнениями и гаммами;

- работа над этюдами;

- подбор мелодии по слуху и транспонирование.

- чтение нот с листа;

- повторение пройденного материала.

Для расширения кругозора в индивидуальный план учащегося мо­гут входить произведения, предназначенные для ознакомления, при этом допускается различная степень завершенности работы над ними.

Отчетность.

Успеваемость ученика проверяется в 1 и II полугодии. Кроме того, начиная со второго года обучения, нужно проводить технический зачет, на который выносится исполнение гамм, арпеджио, этюдов, знание при­емов игры, штрихов, музыкальных терминов, определенных программ­ными требованиями для соответствующего класса.

Академические концерты проводятся каждое полугодие, причем один раз при комиссии из ведущих педагогов отдела, а другой - в виде контрольного прослушивания в классе. Переводные экзамены проводятся в конце каждого года, а для выпускных классов (шестого и восьмого) в начале второго полугодия проводится предварительное прослушивание. Помимо перечисленных выступлений ученик должен выступать в откры­тых концертах в школе или за ее пределами.

В рабочем порядке проводится занятия по чтению нот с листа.

Примечание:

Выпускные программы учащихся представляются в конце перво­го полугодия и утверждаются на заседании отдела.

 

В самом начале своего обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от педагога ясные представления о домре, как о сольном и оркестровом музыкальном инструменте, о роли домры в профессио­нальных оркестрах народных инструментов и оркестрах художествен­ной самодеятельности.

 

 

 

Список литературы:

1.И.Гареева «Ступени мастерства домриста»                                                           

     2.В.Б.Попонов «Школа игры на четырехструнной домре»

     3.Т.В.Бурнатова «Вопросы методики обучения игре на домре»

      4.В.Михелис, А.Калинин «Начальная школа игры на четырехструнной домре»


Методические рекомендации для работы с учащимися по классу домры

Методические рекомендации для работы с учащимися по классу домры

Лишь в отдельных случаях, учитывая музыкальную и техни­ ческую подготовку ученика, можно включить в план произведение из репертуара следующего класса

Лишь в отдельных случаях, учитывая музыкальную и техни­ ческую подготовку ученика, можно включить в план произведение из репертуара следующего класса

Индивидуальный план. Индивидуальные планы составляются к началу каждого полугодия

Индивидуальный план. Индивидуальные планы составляются к началу каждого полугодия

В.Б.Попонов «Школа игры на четырехструнной домре» 3

В.Б.Попонов «Школа игры на четырехструнной домре» 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020