Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение
Свердловской
области
«Талицкий
лесотехнический
колледж им.
Н.И.Кузнецова»
Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
учебной дисциплины « Метрология, стандартизация и сертификация»
специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)»
2019
Согласовано
|
Утверждаю «31» августа 2019г. |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.04
Составил преподаватель Астратов Б.А.
|
Содержание |
|
1. |
Пояснительная записка |
4 |
2.Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного |
5 |
|
процесса |
|
|
3 Цели и основные задачи СРС |
6 |
|
4. |
Виды самостоятельной работы |
7 |
5. |
Общие рекомендации по организации самостоятельной работы |
9 |
6. |
Тематический план самостоятельной работы студентов. |
11 |
7. |
Методические рекомендации для студентов по отдельным |
17 |
формам самостоятельной работы. |
|
|
Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы |
23 |
3
Пояснительная записка
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация предназначены для студентов по специальности 15.02.08 Технология машиностроения
Цель методических указаний: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация».
Настоящие методические указания содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития. |
|
|
|
|
||
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в |
|||||
профессиональной деятельности. |
|
|
|
|||
ОК 6. |
Работать |
в коллективе и |
команде, |
эффективно |
общаться |
|
с коллегами, руководством, потребителями. |
|
|
||||
ОК 7. |
Брать на |
себя |
ответственность за работу членов |
команды |
||
(подчиненных), за результат выполнения заданий. |
|
|
||||
ОК 8. |
Самостоятельно |
определять |
задачи |
профессионального и |
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях |
частой смены технологий |
|
в профессиональной деятельности. |
|
|
В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация» студенты должны:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять метрологическую поверку средств измерений; проводить испытания и контроль продукции;
применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта;
определять
износ
соединений; В
результате
освоения
учебной
дисциплины
обучающийся
должен знать:
основные понятия, термины и определения; средства метрологии, стандартизации и сертификации;
профессиональные элементы международной и региональной стандартизации;
показатели
качества и
методы их
оценки; системы
и схемы
сертификации
Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.
Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса.
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Самостоятельная работа студентов является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей
трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.
Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:
изучение
и
систематизацию
официальных
государственных
документов -
законов, постановлений,
указов,
нормативно-инструкционных
и справочных
материалов с
использованием
глобальной
сети
"Интернет";
изучение
учебной,
научной и
методической
литературы,
материалов
периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
подготовку докладов и рефератов.
участие в работе студенческих конференций.
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.
Цели и основные задачи СРС
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской
6
деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС являются:
систематизация
и
закрепление
полученных
теоретических
знаний и
практических
умений
студентов;
углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать нормативную, правовую,
справочную документацию и специальную литературу;
развитие
познавательных
способностей
и активности
студентов:
творческой
инициативы, самостоятельности,
ответственности
и организованности;
формирование
самостоятельности
мышления,
способностей
к
саморазвитию,
самосовершенствованию
и
самореализации;
развитие исследовательских умений; использование материала, собранного и полученного в ходе
самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Виды самостоятельной работы
В образовательном процессе высшего профессионального
образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы
– аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.):
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются:
формирование
и усвоение
содержания
конспекта
лекций на
базе
рекомендованной
лектором
учебной
литературы,
включая информационные
образовательные
ресурсы (электронные
учебники,
электронные
библиотеки и
др.);
написание рефератов;
подготовка
к семинарам и
лабораторным
работам, их
оформление;
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
текущие консультации;
7
коллоквиум
как форма
контроля
освоения теоретического
содержания
дисциплин: (в
часы
консультаций,
предусмотренных
учебным
планом);
прием
и разбор
домашних
заданий (в
часы практических
занятий);
прием и защита лабораторных работ (во время проведения л/р);
прохождение
и оформление
результатов
практик
(руководство
и оценка
уровня
сформированности
профессиональных
умений и навыков);
Организация СРС
Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
подготовительный
(определение
целей, составление
программы,
подготовка
методического
обеспечения,
подготовка
оборудования);
основной
(реализация
программы,
использование
приемов
поиска
информации,
усвоения,
переработки,
применения,
передачи
знаний,
фиксирование
результатов,
самоорганизация
процесса
работы);
заключительный
(оценка
значимости и
анализ
результатов,
их
систематизация,
оценка
эффективности
программы и
приемов работы,
выводы о
направлениях
оптимизации
труда).
Деятельность студентов по формированию и развитию навыков учебной самостоятельной работы.
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя студент должен:
освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами профессионального образования по материаловедению.
планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.
студент может:
8
сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ГОС СПО по матераловедению:
самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;
в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;
предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной
работы; использовать для самостоятельной работы методические пособия,
учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня; использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля,
предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно. Самостоятельная работа студентов должна оказывать важное влияние
на формирование личности будущего специалиста, она планируется студентом самостоятельно. Каждый студент самостоятельно определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине. Он выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от его подготовки, времени и других условий.
Общие рекомендации по организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы студента является изучение конспекта лекций, их дополнение, рекомендованной литературы, активное участие на практических и семинарских занятиях. Но для успешной учебной деятельности, ее интенсификации, необходимо учитывать следующие субъективные факторы:
1. Знание школьного программного материала, наличие прочной системы зияний, необходимой для усвоения основных курсов. Это особенно важно для математических дисциплин. Необходимо отличать пробелы в знаниях, затрудняющие усвоение нового материала, от малых способностей. Затратив силы на преодоление этих пробелов, студент обеспечит себе нормальную успеваемость и поверит в свои способности.
2. Наличие умений, навыков умственного труда:
а) умение конспектировать на лекции и при работе с книгой; б) владение логическими операциями: сравнение, анализ, синтез,
обобщение, определение понятий, правила систематизации и классификации. 3. Специфика познавательных психических процессов: внимание, память, речь, наблюдательность, интеллект и мышление. Слабое развитие
каждого из них становится серьезным препятствием в учебе.
9
4. Хорошая работоспособность, которая обеспечивается нормальным физическим состоянием. Ведь серьезное учение - это большой многосторонний и разнообразный труд. Результат обучения оценивается не количеством сообщаемой информации, а качеством ее усвоения, умением ее использовать и развитием у себя способности к дальнейшему самостоятельному образованию.
5. Соответствие избранной деятельности, профессии индивидуальным способностям. Необходимо выработать у себя умение саморегулировать свое эмоциональное состояние и устранять обстоятельства, нарушающие деловой настрой, мешающие намеченной работе.
6. Овладение оптимальным стилем работы, обеспечивающим успех в деятельности. Чередование труда и пауз в работе, периоды отдыха, индивидуально обоснованная норма продолжительности сна, предпочтение вечерних или утренних занятий, стрессоустойчивость на экзаменах и особенности подготовки к ним,
7. Уровень требований к себе, определяемый сложившейся самооценкой.
Адекватная оценка знаний, достоинств, недостатков - важная составляющая самоорганизации человека, без нее невозможна успешная работа по управлению своим поведением, деятельностью.
Одна из основных особенностей обучения в высшей школе заключается в том, что постоянный внешний контроль заменяется самоконтролем.
10
Тематический план самостоятельной работы студентов.
Вопросы |
Содержание |
Рекомендуем |
Форма |
Кол |
|
самостоятельной |
ая |
контроля |
-во |
|
работы |
литература |
|
час |
|
Нормативная |
Черепахин, |
опрос |
1 |
|
документация. |
А.А. |
|
|
Метрология, |
|
Метрология, |
|
|
стандартизаци |
|
стандартизаци |
|
|
я и |
|
я и |
|
|
сертификация |
|
сертификация: |
|
|
в системе |
|
Учеб. |
|
|
подготовки |
|
|
|
|
компетентного |
|
|
|
|
специалиста. |
|
|
|
|
Цели и задачи |
|
|
|
|
курса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Общероссийские |
Черепахин, |
Ответы на |
2 |
Система |
классификаторы |
А.А. |
вопросы, |
|
национальной |
|
Метрология, |
тренировочные |
|
стандартизаци |
|
стандартизаци |
упражнения, |
|
и. |
|
я и |
задачи. |
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб. |
|
|
|
Порядок |
Черепахин, |
Составление |
1 |
Организация |
разработки |
А.А. |
отчета по |
|
работ по |
национальных |
Метрология, |
проведенному |
|
стандартизаци |
стандартов. |
стандартизаци |
опыту. |
|
и Российской |
|
я и |
|
|
Федерации. |
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб. |
|
|
|
Принципы |
Черепахин, |
Построение |
1 |
Стандартизаци |
управления |
А.А. |
диаграммы |
|
я в различных |
качеством в |
Метрология, |
|
|
сферах. |
соответствии с |
стандартизаци |
|
|
|
ИСО 9000. |
я и |
|
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб. |
|
|
|
Порядок |
Черепахин, |
Ответы на |
1 |
Международн |
разработки |
А.А. |
вопросы, |
|
ая |
международных |
Метрология, |
тренировочные |
|
стандартизаци |
стандартов. |
стандартизаци |
упражнения, |
|
я |
|
я и |
задачи. |
|
|
|
|
|
11 |
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб. |
|
|
|
Промышленная |
Черепахин, |
Составление |
1 |
Стандартизаци |
продукция изделия |
А.А. |
отчета по |
|
я |
|
Метрология, |
проведенному |
|
промышленно |
|
стандартизаци |
опыту. |
|
й продукции. |
|
я и |
|
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб. |
|
|
|
Свойства качества |
Черепахин, |
Составление |
2 |
Стандартизаци |
и |
А.А. |
отчета по |
|
я и качество |
функционирование |
Метрология, |
проведенному |
|
продукции. |
изделия. |
стандартизаци |
опыту. |
|
|
|
я и |
|
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб. |
|
|
|
Переходная |
Черепахин, |
Ответы на |
2 |
Основные |
посадка. |
А.А. |
вопросы, |
|
понятия и |
|
Метрология, |
тренировочные |
|
определения о |
|
стандартизаци |
упражнения, |
|
размерах, |
|
я и |
задачи. |
|
отклонениях и |
|
сертификация: |
|
|
посадках. |
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Квалитет. |
Черепахин, |
Ответы на |
2 |
Система |
|
А.А. |
вопросы, |
|
допусков и |
|
Метрология, |
тренировочные |
|
посадок для |
|
стандартизаци |
упражнения, |
|
гладких |
|
я и |
задачи. |
|
элементов |
|
сертификация: |
|
|
деталей |
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Измерение |
Черепахин, |
Ответы на |
2 |
Нормирование |
размеров детали |
А.А. |
вопросы, |
|
отклонений |
методом |
Метрология, |
оформление |
|
формы и |
непосредственной |
стандартизаци |
практической |
|
12
расположения |
оценки. |
я и |
работы. |
|
поверхностей. |
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обозначение |
Черепахин, |
Ответы на |
2 |
Нормирование |
требований к |
А.А. |
вопросы, |
|
требований к |
шероховатости |
Метрология, |
тренировочные |
|
шероховатост |
поверхностей на |
стандартизаци |
упражнения, |
|
и поверхности. |
чертежах. |
я и |
задачи. |
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Обозначение |
Черепахин, |
Ответы на |
1 |
Нормирование |
метрической |
А.А. |
вопросы, |
|
точности |
резьбы. |
Метрология, |
тренировочные |
|
метрической |
|
стандартизаци |
упражнения, |
|
резьбы. |
|
я и |
задачи. |
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Расчет размерных |
Черепахин, |
Ответы на |
2 |
Точность |
цепей методом |
А.А. |
вопросы, |
|
размерных |
полной |
Метрология, |
оформление |
|
цепей. |
взаимозаменяемос |
стандартизаци |
практической |
|
|
ти. |
я и |
работы. |
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
Эвольвентные |
Черепахин, |
Ответы на |
2 |
Нормирование |
шлицевые |
А.А. |
вопросы, |
|
точности |
соединения |
Метрология, |
тренировочные |
|
шпоночных и |
|
стандартизаци |
упражнения, |
|
шлицевых |
|
я и |
задачи. |
|
соединений. |
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормируемые |
Черепахин, |
Ответы на |
2 |
Нормирование |
параметры |
А.А. |
вопросы, |
|
точности |
(показатели), |
Метрология, |
тренировочные |
|
цилиндрическ |
характеризующие |
стандартизаци |
упражнения, |
|
их зубчатых |
кинематическую |
я и |
задачи. |
|
колес и |
точность, |
сертификация: |
|
|
передач. |
плавность работы, |
Учеб.- М.: |
|
|
|
полноту контакта и |
Академия, |
|
|
|
боковой зазор. |
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные термины |
Черепахин, |
Презентации. |
1 |
Общие |
и определения. |
А.А. |
|
|
сведения о |
Международная |
Метрология, |
|
|
метрологии. |
организация по |
стандартизаци |
|
|
|
метрологии. |
я и |
|
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб .- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стандартизация в |
Черепахин, |
Презентации. |
1 |
Стандартизаци |
системе |
А.А. |
|
|
я в системе |
технического |
Метрология, |
|
|
технического |
контроля и |
стандартизаци |
|
|
контроля и |
измерения. |
я и |
|
|
измерения. |
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб .- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Измерение |
Черепахин, |
Подготовительн |
2 |
Средства для |
размеров детали |
А.А. |
ая работа к |
|
измерения |
методом сравнения |
Метрология, |
выполнению |
|
линейных |
с мерой |
стандартизаци |
изделия, подбор |
|
размеров. |
|
я и |
материала, |
|
|
|
сертификация: |
подготовка |
|
|
|
Учеб. - М.: |
инструмента и |
|
|
|
Академия, |
т.д. |
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Настройка гладкой |
Черепахин, |
Подготовительн |
2 |
Гладкие |
регулируемой |
А.А. |
ая работа к |
|
калибры и их |
скобы и контроль |
Метрология, |
выполнению |
|
допуски. |
размера. |
стандартизаци |
изделия, подбор |
|
|
|
я и |
материала, |
|
|
|
сертификация: |
подготовка |
|
|
|
Учеб.- М.: |
инструмента и |
|
|
|
Академия, |
т.д. |
|
|
|
2006 (Среднее |
Ответы на |
|
|
|
проф. |
вопросы, |
|
|
|
Образование) |
тренировочные |
|
|
|
|
упражнения, |
|
|
|
|
задачи. |
|
|
Измерение углов и |
Черепахин, |
Подготовительн |
2 |
Методы и |
конусов. |
А.А. |
ая работа к |
|
средства |
|
Метрология, |
выполнению |
|
измерения |
|
стандартизаци |
изделия, подбор |
|
параметров |
|
я и |
материала, |
|
точности |
|
сертификация: |
подготовка |
|
типовых |
|
Учеб.- М.: |
инструмента и |
|
элементов |
|
Академия, |
т.д. |
|
деталей. |
|
2006 (Среднее |
Ответы на |
|
|
|
проф. |
вопросы, |
|
|
|
Образование) |
тренировочные |
|
|
|
|
упражнения, |
|
|
|
|
задачи. |
|
|
Причины |
Черепахин, |
Презентации. |
1 |
Погрешности |
возникновения. |
А.А. |
|
|
15
измерений. |
|
Метрология, |
|
|
|
|
стандартизаци |
|
|
|
|
я и |
|
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
Грубые |
Черепахин, |
Презентации. |
1 |
Классификаци |
погрешности. |
А.А. |
|
|
я |
|
Метрология, |
|
|
погрешностей |
|
стандартизаци |
|
|
измерений. |
|
я и |
|
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
Методы |
Черепахин, |
Ответы на |
1 |
Методы |
определения |
А.А. |
вопросы, |
|
определения |
показателей |
Метрология, |
тренировочные |
|
показателей |
качества. |
стандартизаци |
упражнения, |
|
качества |
|
я и |
задачи. |
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Статистические |
Черепахин, |
Ответы на |
1 |
Контроль |
методы анализа. |
А.А. |
вопросы, |
|
качества |
|
Метрология, |
тренировочные |
|
продукции |
|
стандартизаци |
упражнения, |
|
|
|
я и |
задачи. |
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
информационной |
Черепахин, |
Ответы на |
1 |
Сущность |
технологии в |
А.А. |
вопросы, |
|
управления |
современной |
Метрология, |
тренировочные |
|
качеством |
стратегии |
стандартизаци |
упражнения, |
|
продукции. |
рыночной |
я и |
задачи. |
|
|
экономики |
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Функция |
Черепахин, |
Ответы на |
1 |
Принципы |
управления |
А.А. |
вопросы, |
|
управления |
качеством. |
Метрология, |
тренировочные |
|
качеством |
|
стандартизаци |
упражнения, |
|
продукции |
|
я и |
задачи. |
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Стандарты ИСО. |
Черепахин, |
Ответы на |
1 |
Особенности |
|
А.А. |
вопросы, |
|
управления |
|
Метрология, |
тренировочные |
|
качеством |
|
стандартизаци |
упражнения, |
|
на российских |
|
я и |
задачи. |
|
предприятиях |
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
2006 (Среднее |
|
|
|
|
проф. |
|
|
|
|
Образование) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нормативные |
Черепахин, |
Ответы на |
1 |
Сертификация |
документы в |
А.А. |
вопросы, |
|
продукции |
области |
Метрология, |
тренировочные |
|
|
сертификации. |
стандартизаци |
упражнения, |
|
|
|
я и |
задачи. |
|
|
|
сертификация: |
|
|
|
|
Учеб.- М.: |
|
|
|
|
Академия, |
|
|
|
|
|
|
17 |
2006
(Среднее
проф.
Образование)
Методические рекомендации для студентов по отдельным формам самостоятельной работы.
Работа с книгой.
При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил.
Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу.
Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода).
При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа.
Особое внимание следует обратить на определение основных понятий курса. Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем.
Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались.
Опыт показывает, что многим студентам помогает составление листа опорных сигналов, содержащего важнейшие и наиболее часто употребляемые формулы и понятия. Такой лист помогает запомнить формулы, основные положения лекции, а также может служить постоянным справочником для студента.
Различают два вида чтения; первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения.
18
Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым).
Правила самостоятельной работы с литературой.
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться. Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру...).
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время.
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет...
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста:
1. информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию)
19
2. усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений)
3. аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему)
4. творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке).
С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения:
1. библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.;
2. просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе;
3. ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала;
4. изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала;
5. аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли.
Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
20
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Правила написания рефератов.
• Важно разобраться сначала, какова истинная цель Вашего научного текста - это поможет Вам разумно распределить свои силы, время и.
• Важно разобраться, кто будет «читателем» Вашей работы.
• Писать серьезные работы следует тогда, когда есть о чем писать и
когда есть настроение поделиться своими рассуждениями.
• Писать следует ясно и понятно, стараясь основные положения формулировать четко и недвусмысленно (чтобы и самому понятно было), а также стремясь структурировать свой текст. Каждый раз надо представлять,
21
что ваш текст будет кто-то читать и ему захочется сориентироваться в нем, быстро находить ответы на интересующие вопросы.
Практические занятия.
Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Подготовка к зачетам.
Изучение Метрологии, стандартизации и сертификации завершается дифференцированным зачѐтом. Подготовка к зачѐту способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к зачѐту, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На зачѐте студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Правила подготовки к зачету:
22
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно экзаменационным вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале!).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1.Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике [Текст] : учеб. пособие для сред. проф. образования / [С. А. Зайцев и др.]. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2014. – 224 с. - (Профессиональное образование).
2.Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении [Текст] : учеб. для сред. проф. образования / [С. А. Зайцев и др.]. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2014. – 288 с.
3.Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении [Текст] : учеб. для сред. проф. образования. - Москва : Академия, 2009. - 288 с.
4.Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте [Текст] : учеб. для сред. проф. образования. - Москва : Академия, 2009. - 336 с.
Дополнительные источники:
1.Ильянков, А. И. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Практикум [Текст] : учеб. пособие для сред. проф. образования / А. И. Ильянков, Н. Ю. Марсов, Л. В. Гутюм. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2013. – 160 с
2.Зайцев, С. А. Допуски, посадки и технические измерения [Текст] : учеб. для нач. проф. образования / С. А. Зайцев, А. Д. Куранов, А. Н. Толстов.
– 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. - 240 с.
3.Контрольно-измерительные приборы и инструменты [Текст] : учеб. для нач. проф. образования / [С. А. Зайцев и др.] . – Москва : Академия, 2008.
- 464 с.
4.Зайцев, С. А. Нормирование точности [Текст] : учеб. пособие для сред. проф. образования / С. А. Зайцев, А. Н. Толстов, А. Д. Куранов. - Москва :
Академия, 2004. - 256 с.
Интернет-ресурсы:
23
1. http://www.gost.ru/wps/portal/ – Официальный сайт Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
2.http://www.vniiki.ru – Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия («Стандартинформ»).
3.http://www.iso.ch – Международная организация по стандартизации
(ИСО).
4.http://www.oiml.org – Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ).
5.«http://ria-stk.ru/ stq/detail.php – Стандарты и качество»: научно-экономический и технический журнал.
Электронные ресурсы
1. Голуб О.В. Стандартизация, метрология и сертификация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Голуб О.В., Сурков И.В., Позняковский В.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 334 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/4151.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Хрусталева З.А. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум М.:КноРус 2013г Эл. ресурс.сайта http://www.book.ru/book/915069
3. Бисерова ,В.А. Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.А Бисерова., Н.В Демидова., А.С Якорева.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.—
159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8207.— ЭБС «IPRbooks»,
по паролю
4. Пучка ,О.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Часть 1. Метрология [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс/ О.В Пучка.— Электрон. текстовые данные.— Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ,
2011.— 90 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28357.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
24
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.