Методические рекомендации для учителей ритмики в начальных классах
Особенности задач преподавателя ритмики дать возможность детям овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений. Целостный процесс обучения ритмическим упражнениям можно условно разделить на три этапа:
1. Первый этап – обучение отдельному движению;
2. Второй этап - усложнение или дополнение движений;
3. Третий этап – закрепление и совершенствование движений. Для полного освоения программы по ритмике преподавателю рекомендую разделить классы на младшие, средние и старшие классы: подготовительный и первый «младшие», второй и третий «средние», четвертый «старшие».
Подбор упражнений для выработки и совершенствования движений. Учителю нужно соблюдать основной дидактический принцип – идти «от простого к сложному». При обучении несложным упражнениям (например, основные движения руками, ногами, головой, туловищем, простейшие прыжки и другие) - это начальный этап. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения. Показ упражнения или отдельного движения должен быть ярким, выразительным и понятным, желательно в зеркальном изображении. Правильный показ создает образ-модель будущего движения, формирует представление о нем и о способе его выполнения. Элементы классического танца разносторонне развивают мускулатуру всего тела, особенно ног, рук, спины; помогают формировать правильную осанку и координацию движений. Учебный процесс охватывает лишь необходимый, посильный детям комплекс.
Использование музыкально - ритмических заданий (упражнения и игры) преподавателю необходимо рассмотреть произвольно, с учетом возраста и состояния здоровья детей, с индивидуально-ориентированным подходом. При активизации музыкального восприятия через движение, особое внимание уделяется точному началу движений с началом звучания музыки и четкой остановке с ее окончанием. Если в музыке есть вступление, оно используется как момент подготовки к движению. Дети постепенно учатся изменять свои движения, согласуя их с формой музыкального сопровождения, быстро переключаться с одного движения на другое, изменять характер, направления движению, выполнять различные перестроения, и так далее. Полезно использовать в наше время народные и детские песни, знакомые песни из мультиков характеризующиеся четким построением музыкальных фраз.
Разминка и гимнастические комплексы, растягивание разного рода мышц как правило, разучиваются в первой части урока ритмики.
Музыкальные игры очень нравятся детям, начиная с подготовительного класса и кончая выпускного четвертого класса. Игры можно использовать после разучивания танцевального материала, так как, детский организм быстро устает и не терпит большой физической нагрузки, правильно подобранные по возрасту и с интересом поданный материал «музыкальные игры» пользуются у детей большим интересом, вызывают веселое, бодрое настроение, с музыкально - двигательными заданиями присутствуют элемент занимательности, а нередко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание. Дети вживаются в разнотипные образы, изображая животных, птиц, явления природы. Движения пантомимы дети воспринимают все по разному, если даже взять простую, имитацию игры на музыкальных инструментах, изображения игрушечного или сказочного героя и т.д. Игра со спортивным инвентарем развивает способности человека, сообразительности, наблюдательности, ловкости, все то, что требуется в повседневной жизни, это улучшение контакта и отстранения комплексов в общении.
Постановочная работа.
Изучение танцевального репертуара целесообразно начать с детских бальных танцев, так как доступность движений и простота композиций позволяет освоить их довольно быстро. Танцевальная миниатюра и народные танцы - это наиболее законченные виды музыкально-ритмических упражнений, в которых стимулируются приобретенные детьми навыки. Танцевальная миниатюра имеет разнообразное содержание: игра, построение в танцевальной форме, действие с предметами, инсценировка, сюиты, танцевальные миниатюры.
Для освоения детских танцев необходимо ознакомить учащихся с наиболее характерными рисунками танца, чтобы в дальнейшем они научились к понятию «танцевальный рисунок». Важно также научить их переходу из одного построения в другое:
Ø круг, полукруг;
Ø колонна по одному, по два, по четыре;
Ø круг, два круга;
Ø шеренга, колонна;
Ø цепочка, змейка, улитка;
Ø круг, звездочка;
Ø шахматное построение колонны;
Ø круг в круге, корзиночка, воротца, карусель, свечи и др.
Можно создавать композиции на основе простых шагов, подскоков в разном характере, темпе и ритме. С учетом возрастных и психологических особенностей детей, уровня их восприятия, эмоционального и физического развития, интересов.
Занятия по ритмике для детей подготовительного класса
Вводная часть. Попросить своих воспитанников войти в зал под музыку марша. Пройти по кругу и построиться в шахматном положении лицом к учителю. Сначала это может, не удастся, но надо понятно объяснить, как нужно встать. Затем – познакомиться с ребятами. Для этого рекомендуем завести журнал. Проверка по журналу на каждом занятии дисциплинирует ребят и даже влияет на них психологически.
Назвав фамилию и имя малыша, попросите его шагнуть с правой ноги вперед и сказать «Я». Правда, иногда нужно помочь ребенку найти эту ногу. Один малыш сделает шаг вперед вяло, другой - шаг лихо, четко. Нужно присмотреться к этим оттенкам детской реакции. Наблюдения окажут бесценную помощь. Вы увидите своих будущих воспитанников – детей волевых, активных, и застенчивых, робких, которых нужно расшевелить, приободрить. Ну и, обнаружите потенциальных озорников, которых умело и незаметно для них самих нужно угомонить, заинтересовать. Далее приступать к обучению таким понятиям, как шеренга, колонна, круг, интервалы. Особое внимание старайтесь обратить на интервал между занимающимися, расстояние должно быть таким, чтобы дети могли свободно делать движения руками и ногами вперед, в сторону и назад - не задевая друг друга. Это поможет избежать ненужных слез, обид и даже травм.
Надо объяснить, как здороваются языком хореографии, т.е., поклон. На первых порах лучше разучить самый простой поклон – наклон головы вниз (кивок) и вверх, а потом движение ног, рук. Поклон исполняется дважды, потому что первое приветствие обращено к педагогу, а второе - к другим присутствующим.
В заключение вводной части желательно очень кратко провести беседу – о танцевальном искусстве.
Подготовительная часть. Работа над правильной осанкой. Разъяснить детям, что правильное положение тела – это когда спина прямая (как будто растем вверх), голову держим прямо, подбородок не поднимаем, грудная клетка раскрыта, плечи опущены, живот втянут. Ноги вместе, носки чуть разведены наружу. Ребятам предлагается выдержать это положение на протяжении двух тактов 4\4. Педагог проверяет осанку каждого, указывает на неправильность в постановке тела. Следующие два такта дети отдыхают, расслабляя мышцы. Затем вновь повторяют постановку корпуса.
Педагог объясняет далее, что такое «бытовой шаг» и что такое «танцевальный шаг». Вначале можно маршировать на месте, затем попробовать фигурную маршировку, на первом занятии может быть ходьба вслед за педагогом. Возможны следующие фигуры: круг, змейка, ходьба по спирали.
Точки зала надо знать, они определяют положение и направление движений исполнителей. Познакомив детей с этими точками, сможем успешнее ориентировать их в пространстве зала. В движении по кругу существуют два основных понятия:
а) лицом по линии танца;
б) спиной по линии танца.
Основная часть. Музыкально - ритмическое упражнения напряжение и на расслабление корпуса. Разминка.
Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов:
Повороты и наклоны головы;
Круговые движения плеч;
Одно плечо с рукой вверх, вниз, работа лопаток «фиксация» вниз, затем с обоими рук тоже, круговые движения: вперед, назад,
Упражнения для грудной клетки: назад, вперед, налево, направо.
Упражнение для кисти рук (собрание в кулак пальцев и открытие веером, разгибание пальцев, встряхивание кистей рук, сгибание локтя);
Упражнение «Добрая и злая кошка», сидя «шире» второй позиции подтянутся в стороны, подтягивая боковые части тела;
Наклоны в пояснительной части: вперед, назад, налево, направо.
Приседание и поднимание на полупальцы;
После разогрева мышц можно приступить к растяжке мышц тела, начиная с шейных, растяжки позвоночника, мышц рук, боковых частей тела, наклона вперед, к ногам, в стороны с открытием ноги на каблук, еще можно сделать выпады внизу, растяжки ног на «шпагат» в разные стороны, поднятие ноги на разные градусы вперед, назад на «ласточку», в стороны тоже, поднимание колен с помощью рук назад, вперед. В конце можно сделать прыжки разного рода.
Занятие отведенная на разминку может меняться, связи с освоенности материала, разминку можно сделать сидя на коврике, или разминка начинается с верха вниз, затем наоборот «с низу вверх», упражнения для ног тоже меняется, по мере необходимости нагрузка дается на связки мышцы ноги и на внутреннюю работы стопы, различного рода выпады, перевод всего корпуса назад, вперед, в стороны, перевод корпуса на одну или на другую сторону. Дать понятие опорной и рабочей ноги, положение корпуса во время работы работающей ноги.
Задания на произведение динамических оттенков музыки движением:
Высокий и тихий шаг (на сильную долю в музыке – шаг с высоко поднятым коленом; на слабую долю- подъем на полупальцы).
Хлопок на сильную долю такта, если это удается сразу, то можно предложить более сложный ритмический рисунок, хлопок в ладоши, притопывая ногами. Определение темпа, размера 2/4, 3/4, 4/4 и характера музыки: «быстрый», «ритмичный-быстрый», «медленный», «очень медленный».
Можно провести музыкальные игры. Например: Игра на определение мелодии; при звучании вальса все дети строятся в круг, при звучании польки - в шеренгу, при марше - в колонну. Задание можно варьировать, предлагая другие мелодии и другие формы построения или отгадывание.
Разучивание танцев, этюдов или элементы, танцевальных комбинаций для разучивания танца на следующем уроке.
Заключительная часть. Построение. Поклон. Дети уходят из зала.
3.2. Примерный план построения урока ритмики для детей 1-4 классов
В работе с детьми по ритмике рекомендую придерживаться примерно такого же плана. Обычно они проходят следующим образом:
Организационный момент: ПОКЛОН
1 часть – разминка: МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ, направленные на развитие чувства ритма и совершенствование ритмических навыков: определение размера произведений, передача ритмических рисунков через движение, это может быть разнохарактерные песни: джаз, опера, русская народная песня, песни 80-ми десятых «диско» или музыка бальных танцев начиная с польки, кончая танго, анализ формы произведений и т. д.
2 часть – основная: УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫРАБОТКУ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ на основе восприятия музыки по выбору педагога. Это могут быть основные движения, гимнастические комплексы, упражнения для развития мышечной свободы рук, танцевальные элементы, упражнения из области хореографии, способствующие правильной постановке корпуса, изучение позиций ног и рук. Основные элементы основы классического танца, т.е. танцевальная азбука.
3 часть – музыкальная игра: игры- считалки на раскрывание и закрытия своего тела например: можем считать до десяти и сделать обратный счет на русском, на английском, можно разучить на китайском языке, а потом можем сделать выполняя движения, игры с мячиком, с лентами, со скакалкой или для старших, интеллектуальные игры на тему хореографическое искусство и т.д. Игра не только развлечение, она ценна для детей еще потому, что развивает его интеллектуально, физически, психически и конечно эстетически.
4 часть - постановочная и закрепительная: ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ, БАЛЬНОГО, ТАНЦА, ДИСКО- ТАНЦА, инсценировки, упражнения с предметами, разучивание или повторение раннее пройденного танца. Изучение танцевального репертуара рекомендуется начать с детских бальных и народных танцев, так как доступность движений и простота композиций позволяют освоить их довольно быстро. Изучения бального танца начинается со знакомства с элементами простейших танцевальных форм.
Заключительная часть. В заключительной части урока используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Если урок направлен преимущественно на разучивание нового материала и требует от детей максимального внимания, то необходимо эмоциональная разрядка. В этом случае в заключительной части следует проводить музыкально – подвижные игры малой интенсивности, полюбившиеся детям ритмические упражнение, танцы и другие задания. Домашнее задание. Повторять музыкально - ритмические упражнение и больше слушать музыкальное произведение, для себя придумать движения.
Разработки уроков ритмики
Задача: Передавать настроение, чувства и переживания свободными естественными движениями под музыку.
Цели:
развивать память и чувство ритма;
уметь распознавать характер музыки;
воспитывать чувство коллективизма и дружбы у первоклассников;
уметь общаться языком движения.
При проведении урока необходимо руководствоваться следующими правилами:
постепенно увеличивать нагрузку от простых упражнений к более сложным;
чередовать ритмические упражнения с различной нагрузкой для различной мышечной группы: рук, ног, мышц спины, мышц шеи и т.д.;
упражнения должны быть сначала медленными с последующим ускорением;
в течение урока включать элементы танцевально-игрового характера.
1 часть. Поклон. Разминка. Музыкальный размер 2/4 – 32 такта. Марш по кругу по часовой и против по 8 такта, перестроение по двое – 16 такта. Разогрев мышц всего тела. Растяжка.
2 часть. Музыкальные упражнения, это может быть: игра - танец «Пингвин» - 32 такта, игра – танец «Стирка» - 32 такта, «Слоненок», «Маленький танец», «Глухари», «Часики», «Куклы», «Буратино» или «Будильник» и т.д.
3 часть. Игра «Тень»- повторение то что делают дети 1линии, затем меняются и сами себе ставят оценки. Инсценировка сказки «Теремок» для младших.
4 основная часть. - Знаем ли мы старую притчу: «В одно государство прибыли послы. А в государстве этом не оказалось людей говорящих на их языке. Тогда привели танцовщиков – актеров. Они на своем языке – пластическом объяснились с послами, и все закончилось миром и дружбой. Так было в древности».
Комплекс гимнастических упражнений, может быть «эмбрионная» гимнастика - для расслабления мышцы головы, руки, ног и тела, дыхание ровное и глубокое.
Музыкальный размер 3/4, очень тихая, медленная и спокойная мелодия, 32 такта.
Список литературы
1.Барто С.Е., Сердюков В.П. Ритмика и танец. - М., 1980.
2.Уроки мастерства «Музыкальная ритмика».Т.А.Затямина, Л.В.Стрепенова., составление с изменениями, 2013., ООО «Планета», 2013.
3. Самбу И.У. Тувинские народные игры. - Кызыл, 1978
4. Францио Г.Р., Лифиц И.Н. Методическое пособие по ритмике.- М., 1995.
5. .Шлемина А.М. Физкультурно-оздоровительная работа в школе.- М., 1988.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.