Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию адекватной самооценки младших школьников
Оценка 4.9

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию адекватной самооценки младших школьников

Оценка 4.9
docx
20.04.2022
Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию адекватной самооценки младших школьников
метод рек.docx

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию адекватной самооценки младших школьников

Анализируя литературу по изученной проблеме, мы составили рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников:

-Индивидуальный подход к каждому ребенку.

-Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

-Предлагать слабоуспевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь успевающему младшему школьнику.

. В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

Необходимо предлагать учащимся самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель.

 

Мною был проведён и анализ уровня успеваемости учащихся. Было выявлено: 4 человека характеризуются как “отличники”, 11 человек характеризуются как “хорошисты”, 5 человек характеризуются как “слабоуспевающие”.

Сопоставляя эти данные с полученными результатами в ходе исследования можно сделать вывод, что уровень самооценки и успеваемости связаны между собой. Чаще всего низкий уровень самооценки наблюдается у учащихся с низкой успеваемостью, а высокий уровень самооценки – у детей, которые характеризуются как “отличники” или “хорошисты”.

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

Мною были разработаны рекомендации учителю по работе с детьми с высоким уровнем самооценки:

1. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.

2. Учить слушать других.

3. Воспитывать чувство сопереживания.

4. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.

5. Аргументировать оценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки:

1. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.

2. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.

3. Вовлекать учащихся в коллективную работу.

4. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.

5. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Обобщая изложенное выше, можно сказать, что у 60% учащихся выбранного мной класса, самооценка завышенная.

Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.

Учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.



Рекомендации педагогам по развитию адекватной самооценки младших школьников Завышенная оценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученых, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Чтобы развитие и коррекция самооценки младших школьников было наиболее продуктивным, в своей работе педагоги должны придерживаться некоторых правил. Для правильного развития самооценки младших школьников необходимо тщательно следить за ее уровнем — два раза в год требуется проведение контрольного тестирования. Безусловно, опираться в этой работе нужно на ведущую для данного возраста деятельность – учебную. Именно от благополучности ее протекания, от успеваемости, от успехов в учении зависит уровень самооценки. Обучение детей должно обязательно иметь и воспитывающую, и развивающую, и коррекционную направленность. Воспитывающая направленность обучения в школе состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется, прежде всего, в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее. Развивающая направленность работы с детьми проявляется в содействии общему развитию учащихся. Но их развитие не может быть успешным без коррекции психических функций и мышления. Поэтому обучение детей должно носить коррекционно-­развивающий характер. Среди педагогических условий развития адекватной самооценки необходимо особо выделить обучение ребенка умению учиться – умению видеть настоящие учебные задачи и находить соответствующие способы их решения. При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия. Соблюдение принципов систематичности и последовательности обучения, связи обучения с жизнью для детей обязательно. При обучении младших школьников, необходимо широко использовать принцип наглядности. На уроках важно развивать сознательность и активность самих учащихся. К детям необходим особый индивидуальный и дифференцированный подход. Так как самооценка младших школьников практически лишена самостоятельности и имеет большую зависимость от взрослых, важно давать детям и их поступкам самые объективные оценки. В формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке учителем деятельности, поступков, высказываний учащихся. При этом оценки должны быть и положительными, и отрицательными. Если отдавать предпочтение только положительным оценкам, то в сознании учащегося может произойти перекос в сторону переоценивания себя. Среди методических приемов организации процесса обучения большое значение в формировании самооценки школьников отводится игровым приемам. При этом игровые приемы должны не отвлекать от учебы, а привлекать еще больше внимания к программному материалу. Игровую оболочку можно придать не только учебному процессу, но и трудовой, и художественной деятельности. В силу своих возрастных особенностей приглашение к игре младшие школьники воспринимают с радостью. Игры должны обеспечивать ребенку активность, возможность самонаблюдения и самоконтроля. В игре ребенку легче оценить свои возможности, соотнести их с возможностями других учащихся, подчиниться определенным требованиям, проявить индивидуальные личностные качества . Большой воспитательный потенциал имеют такие игровые ситуации, в которых ученику отводится роль педагога. С позиции руководителя ребенок может поделиться своими знаниями, проконтролировать других, исправить их ошибки. Игровой характер заданий, подразумевающий элементы состязательности, соревнования, активизации внимания, стимулирует речевую, умственную, творческую деятельность и оказывает эффективное влияние на развитие адекватной самооценки. Большой простор для организации полезных для развития самооценки игр предоставляет внеурочная деятельность. Она позволяет смоделировать ситуации необходимого взаимодействия и взаимопомощи, сплочения с другими участниками игры. Здесь есть возможность для фантазии, импровизации, проявления личностных качеств, демонстрации таких собственных умений и навыков, которые не применяются в обыденной жизни. Полезно предоставить возможность для проявления умений учащегося, в которых у него наметились заметные успехи. Это поможет приобрести заслуженное уважение окружающих. Среди факторов развития самооценки решающими являются отношение окружающих и правильное осознание ребенком особенностей своей деятельности, ее результатов. Педагогу важно научить школьников умению видеть и понимать себя, согласовывать свои желания с требованиями и нормами окружающей среды. Важно понимать, что для учащегося начальных классов важен результат деятельности, а не процесс работы и ее планирование. Поэтому необходимо регулярно напоминать учащимся о контроле каждого этапа своих действий, промежуточных результатов, правильно их оценивать. Это, безусловно, положительно скажется на результатах их учебной деятельности и создаст добротные основы формирования самооценки. У хорошо успевающих школьников важно развивать самокритичность, умение ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и находить пути их решения. Не следует забывать и о формировании ретроспективной и прогностической самооценки. Первая обращена в прошлое и направлена на осуществления самооценки выполненных действий. Не следует забывать и о формировании ретроспективной и прогностической самооценки. Первая обращена в прошлое и направлена на осуществления самооценки выполненных действий. Вторая направлена на прогнозирование и предвосхищение необходимых операций, оценку своих возможностей еще до совершения реальных действий. Целью использования этих двух самооценок является пониманием самими учащимся характера происходящих изменений, касающихся структуры их знаний, развития умений. Таким образом, сам школьник, постоянно находясь в оси координат взаимооценок его и его сверстников, обсуждения способов решения задач и их оценивания, применения разных критериев, постепенно будет приближаться к необходимому уровню адекватности самооценки.





Заключение.

Подводя итоги работы, можем сделать вывод, что действительно школьная успеваемость оказывает влияние на развитие самооценки младших школьников. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что центральной характеристикой любой личности является «Я­концепция». Составной и неотъемлемой частью «Я — концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. В процессе диагностики, было установлено, что уровень самооценки ребенка зависит от успешности его учебной деятельности, и оценки учителя. Положительные отметки позволяют судить о высоком уровне самооценки и высокой успеваемости. Еще необходимо отметить, что самооценка младших школьников полностью воспринимается как оценка его личности в целом. Данные методики свидетельствуют о следующем: 1. В каждом классе выявлен большой процент детей, оценивающих свои работы выше, чем учителя. 2. Соответственно уменьшается количество учеников, оценивающих результаты своей учебной деятельности выше, чем учителя. 3. Наблюдается увеличение количества детей с заниженной самооценкой. Он способствует осознанию оценки учащимся своих реальных возможностей. В итоге, гипотезы, выдвинутые в исследовании, подтвердились. На основании проведенного исследования, были сформулированы следующие рекомендации учителям, которые могут помочь им в формировании адекватной самооценки учащихся:

1 Необходимо принимать ученика таким, какой он есть, учитывая его индивидуальные;

2. Нужно создать ребенку ситуацию успеха, в которой он может проявить себя (на уроке и во внеурочное время).

3. Важно стимулировать познавательную активность ребёнка положительными подкреплениями.

4. Необходимо поощрять ребенка в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы. Нужно иметь терпение, чтобы понять вопрос ученика и обязательно ответить- в этом проявляется уважение к ученикам, и они это очень ценят.

5. Необходимо формировать у ребёнка критичное отношение к своим поступкам, прививать ему ответственность за свои действия.

6. Важно учитывать зону ближайшего развития ребёнка.

7. Нужно поощрять и стимулировать ученика за реальные, пусть даже небольшие достижения. Применение данных рекомендаций в учебной деятельности позволят сформировать адекватную самооценку.
Библиографический список.

1. Амонашвили Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педагогике. – М., 2002. – 412 с.

2. Андрущенко Т.Ю., Захарова А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии. – 2004. – №4. – С. 91–99.

3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. Т.2. /Б.Г. Ананьев. – М., 2003. – 276 с.

4. Бернс Р. Развитие я – концепции и воспитание /Р. Бернс. – М., 2005. – 301 с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М., 2003. – 243 с.

6. Божович Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения личности школьника // Вопросы психологии личности школьника. – М., 2002. – 102 с.

7. Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения /Г.М. Бреслаев. – М., 2005. – 263 с.

8. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах /О.С. Богданова, В.И. Петрова. – М., 2003. – 275 с.

9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь /С.М. Вишнякова. – М., 2001. – 538 с.


 

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию адекватной самооценки младших школьников

Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию адекватной самооценки младших школьников

Аргументировать оценки. Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки: 1

Аргументировать оценки. Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки: 1

При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия

При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия

Важно понимать, что для учащегося начальных классов важен результат деятельности, а не процесс работы и ее планирование

Важно понимать, что для учащегося начальных классов важен результат деятельности, а не процесс работы и ее планирование

Соответственно уменьшается количество учеников, оценивающих результаты своей учебной деятельности выше, чем учителя

Соответственно уменьшается количество учеников, оценивающих результаты своей учебной деятельности выше, чем учителя

Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве:

Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2022