Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №107
Методические рекомендации для воспитателей
по планированию сюжетно-ролевых игр.
Составитель:
старший воспитатель
Васильева Е.Э.
ПЕРЕЧЕНЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С СОВРЕМЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ .
Название игры |
Младшие группы |
Средние группы |
Старшие группы |
|
|
Атрибуты |
Подготовка к игре, словарная работа, |
||||
Угощение |
+ |
|
|
Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собаки, пушистый воротник |
Чтение и обсуждение рассказа Н.Калининой «Помощники» |
Семья |
+ |
+ |
+ |
Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.
Кукла – младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы-заместители. Игровые роли: мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.
Куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы-заместители. Игровые роли: дедушка, бабушка, внук, внучка, мама, папа, брат, сестра. |
Наблюдение за работой няни, воспитательницы в группах второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е.Благинина «Аленушка», З.Александрова «Мой мишка». Постройка мебели. Игры-занятия: «малыш проснулся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малышу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, воспитателя в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья». На занятиях по конструированию: постройка мебели. Игры-занятия «Как будто дома у нас младенец», «Как будто дома папа и деду, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье», «»День рождения куклы». Беседы о взаимоотношениях в семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп. |
Гости |
|
|
+ |
Кукольная посуда, воображаемое угощение, предметы-заместители; столы со скатертями, чайные приборы, вазы, чай, пироги. Игровые роли: хозяева и гости |
Этические беседы: «Ждем гостей» и «Идем в гости». Разучивание песенки «К нам гости пришли». Составление плана игры. |
День рождения |
|
|
+ |
Игрушечная посуда, пластилин, кусочки материи, нитки, цветная бумага, природный материал. Игровые роли: именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, учительница, братья, сестры, гости. |
Беседа об организации дня рождения. Разучивание стихов, придумывание игр, аттракционов. Составление плана игры. |
Куклы |
+ |
|
|
Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игры с куклой» |
Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой». Игровые роли: мама, повар, няня. |
Поезд |
+ |
|
|
Строительный материал, игрушечный поезд, картинки с изображением поезда, руль. Игровые роли: машинист, пассажиры. |
Наблюдение на прогулке за транспортом, экскурсия на вокзал. Чтение стихотворений и рассказов о поезде. Изготовление совместно с воспитателем билетов, денег. Лепка пищи, которую ребята берут с собой в дорогу. |
Поездка |
+ |
|
|
Строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-заместители. Игровые роли: машинист, шофер, пассажир |
Наблюдение на прогулке за транспортом, экскурсия в автопарк, в порт, в аэропорт, на вокзал. Чтение стихотворений и рассказов о транспорте. Изготовление из строительного материала машины, самолета, парохода, поезда, лодки, автобуса и др. |
Автобус/ Троллейбус |
|
+ |
|
Строительный материал, игрушечный автобус, руль, фуражка, палка милицонера-регулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сумка для кондуктора. Игровые роли. Водитель, кондуктор, контролер, милиционер-регулировщик. |
Наблюдение за автобусами на улице. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в автобусе. Наблюдение за игрми старших детей и совместные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателями атрибутов для игры. Просмотр фильма. |
Аптека |
+ |
+ |
|
Халат, «лекарственные препараты» (из картона), кассир, набор открыток с лекарственными растениями, рецепты, предметы-заместители |
Микстура, рецепт, заказ, натощак, грелка, пипетка |
У врача |
+ |
|
|
Фотографии, иллюстрации, картины, куклы, игрушки-животные, строительные материалы, халат и шапочка врача, медицинские инструменты (набор). Игровые роли: врач, медсестры, мама, папа. |
Прогулка к поликлинике, к пункту скорой помощи, экскурсия в аптеку, в медицинский кабинет детского сада. Игры-занятия «Кукла заболела», «Выздоровление куклы и встреча с детьми», «Лесная больница». Рассказ воспитателя о том, как в другом детском саду играют во «врача». Чтение отрывка из произведений В.Маяковского «Кем быть?», К.Чуковского «Айболит», Я.Райниса «Кукла заболела» (книга «На взморье»). Просмотр мультфильма «Айболит». Рассматривание альбома, изготовленного детьми совместно с воспитателем на тему «Мы играем во «врача». Лепка на тему «Угощение заболевшей кукле», конструирование кровати для куклы. |
Поликлиника |
|
|
+ |
Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, пачка горчичников, шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, самодельные игрушки из картона, предметы-заместители, некоторые реальные предметы. Игровые роли: врачи различных специализаций, медсестра, пациенты. |
Экскурсия в поликлинику. Беседа с медицинским персоналом поликлиники. Посещение медицинского кабинета в детском саду. Чтение произведений «Больной» Ю.Яковлева, «С человеком беда» Ю.Синицины, «Человек заболел» И.Туричина, сказки «Доктор Айболит» К.И.Чуковского. Просмотр фильма и мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. |
Лиса |
+ |
|
|
Предметы-заместители, игрушки, булочки. Игровые роли: лиса, лисята. |
Знакомство с отличительными признаками лисы по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про лису. |
Медвежата |
+ |
|
|
Конфеты, фрукты, пироги. Игровые роли: медвежата. |
Знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про мишку. |
Кошка |
+ |
|
|
Предметы-заместители, игрушки. Игровые роли: кошка, котята. |
Знакомство с отличительными признаками кошки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про кошку и котят. |
Лошадка |
+ |
|
|
Предметы-заместители, игрушки, султанчики, картинки, иллюстрации. Игровые роли: лошадка, жеребята. |
Знакомство с отличительными признаками лошадки по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про лошадку и жеребят. |
Ежиха |
+ |
|
|
Предметы-заместители, игрушки, иллюстрации. Игровые роли: ежиха, ежата. |
Знакомство с отличительными признаками ежа и ежат по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про ежа и ежат. |
Воробьиха |
+ |
|
|
Предметы-заместители, игрушки. Игровые роли: воробьиха, воробьята. |
Знакомство с отличительными признаками воробья по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про воробьев. |
В лесу |
|
|
+ |
Коллекция цветов, листов, семян, грибов. Рисунки стволов деревьев. Костюмы для детей. Ключ из картона. Угощение. Игровые роли: хозяева лесных опушек, гости леса. |
Экскурсия в лес. Изготовление с родителями костюмов для игры. Разучивание лесных танцев. Выставка коллекций семян, листьев, цветов, грибов. Подготовка игр и аттракционов для лесного карнавала. |
Самолет |
+ |
|
|
Предметы-заместители, мягкие игрушки, куклы, грузовик. Игровые роли: самолет, покупатели, продавец. |
Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением самолета. Экскурсия в аэропорт, магазин. Чтение стихотворений и рассказов про самолеты. |
Ветер и листочки |
+ |
|
|
Листики. Игровые роли: листочки, ветер |
Наблюдение за листьями и ветром на улице. Рассматривание иллюстраций, картин. Чтение стихотворений и рассказов о природе. |
Почта |
|
+ |
+ |
Предметы-заместители, штемпель, конверты, ящик, телефон, компьютер, костюмы, газеты, журналы, открытки, сумка почтальона, телеграммы, бланки телеграмм, монеты и купюры (нарисованные) Плакат «Почта», прилавки, почтовый ящик, открытки, конверты, белая и цветная бумага, карандаши, деньги, кошельки, детские журналы и газеты. Игровые роли: работники почты: сортировщица, почтальон, телеграфист, оператор по приему бандеролей и посылок, начальник почты, шофер; посетители. |
Связь, подписка, абонемент, связист, бланк, оператор, адрес, адресат.
Экскурсия на почту, краткая беседа с работниками почты, наблюдение за их трудом. Рассматривание и чтение детских книг: Н.Григоева «Ты опустил письмо», Е.Мара «история одного пакета», А.Шейкин «Вести приходят так», С.Я.Маршака «Почта». Показ фильма или мультфильма по теме «Почта». Беседа по картине «На почте». Изготовление совместно с воспитателем игровых атрибутов: почтовой бумаги, маленьких конвертов, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др. |
Банный день |
|
+ |
|
Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы. Игровые роли: мама, папа. |
Чтение произведений «девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Рассматривание картины Е.И.Радиной, В.А.Езикеевой «Игра с куклой». Изготовление атрибутов для ванной комнаты, оборудование совместно с родителями большой комнаты (или бани) на участке. |
Большая стирка |
|
+ |
|
Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы. Игровые роли: мама, папа, дочка, сын, тетя. |
Экскурсия в прачечную детского сада, наблюдения на прогулке за тем, как прачка развешивает белье, и помощь ей (подавать прищепки, уносить сухое белье). Чтение рассказа А.Кардашовой «Большая стирка». |
Дом моды |
|
+ |
+ |
Телефон, выкройки, журналы мод, линейка, образцы тканей, разноцветные нитки, «швейные машинки» |
Закройщица, заказчик, модель, подиум, манекенщица |
Ателье |
|
|
+ |
Строительный материал, цветная бумага, картон, линейка, сантиметровая лента, ножницы, сумки, кошельки, блокнот, предметы-заместители. Игровые роли: приемщица, закройщик, портной, заказчик, художник, заведующий ателье. |
Экскурсия в ателье. Экскурсия в магазин готовой одежды. Беседа с работником ателье. Рассматривание иллюстраций по теме «Ателье». Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Рисование образцов одежды. |
Парикмахерская |
|
|
+ |
Самоделки, предметы-заместители (разные детали из строительного набора в условной роли: брусок в качестве расчески, цилиндры в качестве флаконов, плоская пластинка, прислоненная к призме, вместо зеркала, призма в качестве машинки, узкий брусок вместо бритвы), некоторые реальные предметы (простынка, зеркало, кисточка, флаконы, расческа), набор специальных игрушек «детский парикмахер». Игровые роли: парикмахер (мастер), клиенты, кассир, уборщица. |
Экскурсия в парикмахерскую. Беседа с работниками парикмахерской. Чтение произведений о работе парикмахера. Изготовление альбома «Модели причесок». Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. |
Завод |
|
|
+ |
Строительный материал, технические игрушки: заводные машины, автобусы, катера, теплоходы, самолеты, вертолеты, поезда, предметы-заместители Игровые роли: шофер, пассажир, старший строитель, газорезчик, инженеры, механики, монтажники, техник, радист, бензозаправщик, мойщик, шофер сопроводительной машины, диспетчер пульта управления полетом и др.
Машины легковые, грузовые, подъемный кран, флажки для украшения построек, железная дорога, защитные очки, трубы для завода из бумаги, картона, катушек, защитные рукавицы, пропуска, ведерко, цветная бумага, природный материал, ткань, нитки, иголки. Игровые роли: директор завода, сталевар, оператор, грузчик, прокатчик, шофер, бригадир, крановщик, сборщик, контролер, строитель, конструктор, швея, инструктор. |
Экскурсия на автовокзал, автозавод, речной вокзал, судостроительный завод, железнодорожный вокзал, вагоностроительный завод, аэропорт, вертолетный завод, авиазавод. Беседа с работниками автовокзала, речного вокзала, аэропорта, с работниками заводов. Чтение произведений «На аэродроме» И.Винокурова, «Вертолет» Ф.Лева, «Дом в космосе» М.Реброва, «Человек поднялся в небо» К.Арона. Изготовление атрибутов для игр. Лепка транспорта. Экскурсия к проходной завода. Экскурсия на фабрику. Беседа о труде рабочих. Просмотр фрагментов фильма о людях рабочих специальностей. Чтение рассказа «Автомобильный завод» из книги А.Дорохова «Сто послушных рук». Чтение отрывка из книг В. Маяковского «Кем быть?», В.Авдиенко «Все работы хороши», В.Арро «Встань пораньше». Рассматривание иллюстраций к книге В.Соколова «Сталевар». Рисование на тему «Наш завод (фабрика)». Лепка автомобилей. Составление альбома о труде взрослых на заводе (фабрике). |
Акционеры |
|
|
+ |
Шаблоны денег, акции, компьютер |
Акция, акционер, компьютер |
Менеджеры |
|
|
+
|
Шаблоны ценных бумаг, договор, телефон, сотовый телефон |
Договор, менеджер, управлять, руководить |
Рынок |
|
+ |
+ |
Строительные наборы, муляжи фруктов, овощей и других продуктов, ценники, рубли, кассовые аппараты |
Продавать, аппарат, спрос, товар |
Оранжерея |
|
+ |
+ |
Отращенные черенки растений, почва, горшочки, лопаточки, палочки, набор открыток |
Оранжерея, черенкование, подкормка почвы |
Театр |
+
|
+
|
+
|
Афиши, билеты, атрибуты (би-ба-бо), наборы для объёмного и плоскостного театра кукол, настольный плоскостной театр, фланелеграф, игрушки-фигурки с персонажами, костюмы, игровые атрибуты: деньги, кошельки, билеты, большие таблички «Театр», «Касса». Игровые роли: кассир, контролер, водитель автобуса, артисты |
Гастроли, афиша, представление, антракт, персонажи, актёр, актриса. Кукольный спектакль. Чтение стихотворений о театре. Совместные игры со старшими детьми. Изготовление детьми атрибутов для театра. Просмотр фильма о театре. |
Путешествие с героями любимых книг |
|
|
+ |
Костюмы литературных героев, бумага, карандаши, краски, атрибуты для игры, фишки, елочные шишки, конфеты, печенье. Игровые роли: Петрушка, Доктор Айболит, Буратино, герои детских сказок. |
Чтение сказок детских писателей. Выставка рисунков по прочитанным произведениям. Инсценировки фрагментов сказок. Просмотр мультфильмов по сказке. |
Библиотека |
|
|
+ |
Книги, формуляры. Игровые роли: библиотекарь, читатели. |
Экскурсия в библиотеку с последующей беседой. Рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?». Чтение произведения С.Жупанина «Я – библиотекарь». Показ фильма или мультфильма о библиотеке. Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формулярах. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений. |
Диагностический центр |
|
|
+ |
Набор «Доктор», таблички с указанием специальности врача «педиатр», «окулист», и т.д., карточки, бланки, компьютер, кушетка, таблица с буквами и картинками, рентгеновский кабинет (большая коробка), полиэтиленовые плёнки, ингаляторы, фонендоскоп |
Рецепт, шпатель, рентген, осмотр, ингалятор, диагноз, справка |
Киностудия |
|
|
+ |
Макеты кинокамер, фотоаппарата, плёнка |
Кинокамера, киноплёнка, режиссёр, оператор, актриса, актёр, кадр |
Российская армия |
|
|
+ |
Строительный материал, фуражки, пилотки, шлемы, сумочки для медицинской сестры, значки, игрушка – собака, компьютер, строительный набор, спортивные снаряды, военные машины, пограничный столб, мешочки с песком, предметы-заместители. Игровые роли: танкист, солдат, медсестра, капитан, матрос.
|
Экскурсии к памятникам, к местам боевой славы. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Чтение произведений Л. Кассиля «Памятник советскому солдату», В.Никольского «Что умеют танкисты» из книги «Солдатская школа», Я.Длугаленского «Что умеют солдаты» из книги «Не потеряйте знамя». Составление альбомов о воинах-героях. Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники. Военизированный, полковник, генерал, награждение, герой, заслуги, солдат, граница |
Пароль |
|
|
+ |
Красная кепка и наручная повязка, носовые платки, чистая одежда; афиши, билеты и др. Игровые роли: часовой, воспитанники, кассир, билетер, зрители, артисты. |
Беседа о требованиях детского сада, предъявляемых к ребенку. Этические беседы на тему «Мы идем в театр». Подготовка атрибутов для игры в театр. |
Пограничники |
|
|
+ |
Игрушки: пистолеты, автоматы; погоны, знаки различия, палатка (для оборудования санчасти), санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, бинокли, котел, кружки. Игровые роли: командующий армией, командир заставы и наряда, шпионы, разведчики, связные, снайперы, санитарки, рядовые пограничники, повар и др. |
Встреча с пограничником, беседа о трудной и почетной службе в пограничных войсках. Чтение нескольких рассказов о пограничниках, просмотр кинофильмов. Рисование на тему «Граница». Разучивание и драматизация песен о границе, Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. |
Летчики
Космос
|
|
+ |
+ /космонавты |
Игрушечные самолеты, бензовозы, тележки, фуражки для летчиков, пилотка для стюардессы, штурвал, пропеллеры, крылья самолета, резиновые трубки-шланги для заправки самолетов бензином. Игровые роли: первый и второй пилоты (летчики), стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры – мамы, папы, дети, бабушки, дедушки, работники аэропорта, кассир, буфетчица, продавцы аптечного и газетного киосков.
Строительный набор, телефон, пейджер, пульт управления, наушники, альбомы, модель ракеты, костюмы космонавтов
Строительный материал, игрушка-самолет, пропеллер, крылья, куклы, предметы-заместители. Игровые роли: летчик, стюардесса, контролер, пассажиры.
Строительный материал, эмблемы, игрушки, атрибуты для игры. Игровые роли: командир отряда космонавтов (педагог), бортинженер, диспетчер, командиры космических экипажей, космонавт номер 1, космонавт номер 2, космонавт номер 3.
|
Экскурсия в аэропорт. Встреча с работником аэропорта. Чтение стихотворений из книги Б.Житкова «Что я видел?» («Аэропорт») и из книги И.Винокурова «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты»). Совместные игры со старшими детьми. Изготовление из строительного материала или из песка взлетной полосы, ангара, самолетов, большого самолета (с использованием стульчиков и деталей из картона). Конструирование бумажных самолетов.
Радиоуправление, луноход, летающая тарелка, космическая станция, телевизор
Экскурсия в аэропорт. Беседа с работниками аэропорта. Чтение произведений «На аэродроме» И.Винокурова. Просмотр фильма о летчиках. Рисование самолета. Лепка самолета. Изготовление атрибутов для игры. Рассматривание иллюстративного материала. Чтение художественной литературы (А.Андреев «Звездный») и очерков о космонавтах. Просмотр фильма о космонавтах. Рисование на тему «Космос» Разучивание песен о космонавтах. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. |
Морской флот (Речной флот) |
|
|
+ |
Бинокль, фуражка, российский флаг, флаг Татарстана, матросский воротник, спасательный круг, штурвал, карта, энциклопедия о странах, компьютер, пейджер, предметы-заместители |
Мачта, моряк, капитан, боцман, прогноз погоды, пейджер, ненастье |
Рыбаки |
|
+ |
|
Конструктор, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные рыбки. Игровые роли: рыбаки |
Экскурсия на реку. Встреча с рыбаками. Чтение стихотворений о рыбной ловле. Совместные игры со старшими детьми. Изготовление из строительного материала лодки, весел. Изготовление удочек. Лепка рыб. |
АЗС |
|
|
+ |
Колонка с указанием марки бензина, машины: грузовая, уборочная, легковая; строительный набор, сотовый телефон, касса, чеки, таблички «въезд», «выезд» |
Транспорт, водитель, автозаправочная станция, бензин, бензоколонка |
Шоферы |
+ |
+ |
|
Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор, фуражка регулировщика. Игровые роли: шофер, механик, бензозаправщик.
Машины различных марок, светофор, бензозаправочная колонка, строительный материал, рули, фуражка и палка милиционера-регулировщика, куклы. Игровые роли: шоферы, механик, бензозапрвщик, диспетчер |
Наблюдение за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, автогаражу. Рассматривание картины «Автобус». Разучивание стихотворения А.Барто «Грузовик». Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Воробышки и автомобиль». Чтение и рассматривание иллюстраций: «Наша улица», рассматривание фотографий из серии «маленькие шоферы». Постройка гаража из строительного материала. Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, гаражу. Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблюдение за играми старших дошкольников и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Пешеходы и такси». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б.Житкова «Что я видела?». Постройка гаража для нескольких машин и грузового автомобиля из строительного материала. Постройка из песка мостов, туннелей, дорог, гаражей. |
Улица |
|
|
+ |
Картонные дома, вывески, фигурки людей, игрушки-машины, светофор, рули. Игровые роли: пешеходы, шоферы, милиционер, дворник и др. |
Тематические прогулки – экскурсии по улице. Беседы с использованием иллюстративного материала. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов игры. Просмотр фильмов и фрагментов на тему «Улица». |
Детский сад |
+ |
+ |
+ |
Книги-малютки, игрушки, иллюстрации о д/с, фотографии из жизни д/с, наборы строительные (для сооружения помещений: мед. кабинет, кухня, муз. зал, и т.д.), компьютер, телефон, спортивный инвентарь, предметы-заместители.
Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители. Игровые роли: врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, няня, повар. |
Группа, кабинет, оборудование, возраст, холл
Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А.Кардашовой «Наш доктор», Наблюдение труда прачки. Организация труда детей – стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «Повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «Детский сад». |
Школа |
|
|
+ |
Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы – заместители. Игровые роли: учитель, ученики.
Подготовительная группа. Строительный материал, тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, портфели, пеналы, картон. Игровые роли: учитель, ученики, директор, вахтер, уборщица. |
Экскурсия в школу. Беседа с учителем 1 –го класса. Чтение произведений Л.Воронковой «подружки идут в школу» или Э.Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми подготовительной группы. Экскурсия в школу, беседа с работниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом. Рассматривание и чтение детских книг по теме «Школа». Показ фильма или мультфильма о школьной жизни. Беседа по картине «На уроке». Изготовление совместно с воспитателем игровых атрибутов: портфелей, пеналов, маленьких тетрадей, альбомов для рисования, маленьких палочек, картонных фигурок. |
Стройка/ строители |
+
|
+ |
+ |
Строительный набор, каски, фартуки, рукавицы, кубики, кирпичи, предметы-заместители, мастерок, носилки. Строительный материал, машины, куклы, игрушки-животные. Игровые роли: шофер, строитель, новосел.
Строительный материал, каски, предметы-заместители. Игровые роли: строитель, каменщик, шофер, грузчик |
Строительный мастерок, раствор, бетономешалка, носилки
Экскурсия на стройку, встреча – беседа со строителями, наблюдения за трудом строителей. Наблюдения за играи детей подготовительной группы. Игра-занятие «У кукол новоселье» (постройка мебели). Рассматривание картин «Строим дом», «Дети играют в кубики». Чтение стихотворения «Плотник» из книги Е.Тихеевой «Игры и занятия малых детей». Чтение произведения С.Баруздина «Кто построил этот дом». Рассматривание фотографий из серии «Маленькие строители». Конструирование гаража, домика, дорожки. Рисование на тему «Забор», «Дом». Экскурсии на стройку. Беседа со строителем. Чтение сказки «теремок», произведений «Кто построил этот дом?» С.Баруздина, «Здесь будет город» А.Маркуши, «Как метро строили» Ф.Лева. Просмотр фильма о строителях. Рисование на тему: «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр. |
Строительство плотины |
|
+ |
|
Машины различных марок, светофор, бензозаправочная колонка, строительный материал, рули, фуражка и палка милиционера-регулировщика, куклы. Игровые роли: строители, шоферы. |
Наблюдения за работой строителей. Экскурсия на плотину (можно с помощью мультимедийки). Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Строители». Постройка плотины из строительного материала. Постройка из песка мостов, туннелей, дорог, плотины. |
Зоопарк |
|
+ |
+ |
Настольные игры, игрушки животных различных видов с табличками, кассир Самоделки, предметы-заместители, игрушки животных, набор «Зоопарк», куклы, проволока для изготовления клеток, природный материал и др. Игровые роли: воспитатель, кассир, контролер, уборщица, ветеринар и др. |
Зоопарк, ухаживать, животные
Экскурсия в зоопарк. Беседа с работником зоопарка. Чтение стихотворения С.Я.Маршака «детки в клетке» и «Где обедал воробей?», В.Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица». Изготовление альбома «Зоопарк». Просмотр мультфильмов и фильмов о животных. Рисование и лепка животных. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры. |
Торговый дом, супермаркет |
|
+ |
+ |
Касса, деньги, кошельки, предметы-заместители, весы, халат, ценники, витрина, иллюстрации, образцы тканей, пуговиц и др. изделий, образцы обуви (из картона, кожи), строительный материал, игрушки, муляжи продуктов, одежда для кукол, вешалки, зеркало, касса, витрина, куклы, книжки-самоделки. Игровые роли: продавец, кассир, покупатель, заведующая магазином, шофер.
Плакат «Магазин», прилавки, кассы, бумага, карандаши, несколько игрушечных весов, счеты, банки емкостью 0,5 л, 1л, 2л, пластилин, природный материал, предметы-заместители, одежда для продавцов, сумки, кошельки. Игровые роли: директор магазина, продавцы, кассиры, покупатели, рабочие фабрики, шоферы. |
Кассир, контролёр, услуги, метр, сантиметр, названии тканей (шерстяная, и т.д.), натуральная, искусственная. Экскурсия в овощной магазин, книжный, продуктовый и в магазин одежды. Встреча с работником магазина. Чтение стихотворений о продавцах. Чтение отрывка из книги Б.Житкова «Что я видел?» и книгу С.Михалкова «Овощи». Рисование на тему «Экскурсия в магазин». Совместные игры со старшими детьми. Лепка овощей, продуктов. Изготовление совместно с воспитателем книжек-самоделок. Этическая беседа о поведении ребят в общественных местах, в том числе в магазине. Экскурсия в магазин. Беседа с администрацией магазина. Сооружение прилавков и касс. Изготовление атрибутов для игры. |
Издательский дом |
|
|
+ |
Компьютер, листочки для изготовления книжек-малышек, разрезные картинки, фломастеры, цветные карандаши |
Издательство, литература, книжный, подписка |
Путешествие на северный полюс |
|
+ |
+ |
Строительный материал, бинокль, рупор, компас, спасательные круги, наушники, микрофон, карта |
Полюс, карта, материк, география |
Путешествие по реке |
|
+ |
+ |
Строительный материал, кухонная посуда, игровые наборы «у врача», «парикмахерская», штурвал, спасательный круг, флажки, куклы, предметы-заместители, пластмассовые лодочки, катера, теплоходы, надувной бассейн, фуражка капитана, бинокль, рупор, якорь на цепи. Игровые роли: капитан, матрос, рулевой, повар, врач, парикмахер
Строительный материал, пластилин, картон и др. материалы; атрибуты для игры; тельняшки, фуражка капитана, руль. Игровые роли: капитан, матросы, грузчики, пассажиры, жители города, директор завода, рабочие. |
Экскурсия на речной вокзал, целевые прогулки к реке. Встреча с работником речного вокзала. Чтение стихотворений о моряках, о флоте; совместные игры со старшими детьми. Игра-занятие «путешествие Ясочки на теплоходе». Чтение отрывков из книги Б.Житкова «Что я видел?» («Пароход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др.). Аппликация из готовых геометрических фигур на тему «Теплоход». Лепка из глины лодочек. Изготовление совместно с воспитателем спасательных кругов, флажков. Экскурсия в порт. Беседа о порте с использованием иллюстративного материала. Чтение отрывков из книги Ф.Лева «Мы плывем на самоходке». Сооружение из строительного материала причалов и судов. Рисование различных кораблей. Изготовление карты-схемы реки. Лепка подарков для отправки в другие города. Подготовка выставки рисунков. Рассматривание картины «морской порт». Изготовление совместно с воспитателем атрибутов игры. Просмотр фильмов и фрагментов на тему «В порту». |
Путешествие |
|
|
+ |
Строительный материал, технические игрушки: заводные машины, катера, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «дорожные знаки», набор игрушечных животных и птиц, предметы-заместители. Игровые роли: милиционер, начальник порта, кассир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, доярка, птичница, оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники, садоводы и т.д. |
Экскурсия на речной вокзал, на теплоход. Беседа с милиционером, работником флота, тружениками села. Чтение произведений М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; А.Соколовского «Здравствуйте, товарищ милиционер!»; М.Маркова «Про Топку – моряка»; Ф.Льва «Мы плывем на самоходке»; Л.Воронковой «Таня въезжает в деревню»; П.Донченко «Петрусь и золотое яичко»; Г.Юрмина «Все работы хороши!»; С.Баруздин «Страна, где мы живем»; А.Членова «Как Алешка жил на Севере»; Б.Житкова «Что я видел?». Изготовление атрибутов для игры: погоны полицейского, повязка дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «милиция», «Пост ГИБДД», «Бюро находок»; лепка из разноцве5тного пластилина судов с разными «огнями». |
Банк |
|
|
+ |
Компьютеры, бланки, охранник, машина |
Банк, деньги, инкассатор, вклад, доллар, обмен |
Волшебники |
|
|
+ |
Карандаши, бумага, картон, пластилин и др. Игровые роли: волшебники. |
Чтение сказок. Этическая беседа «Добрые волшебники». Изготовление подарков для малышей. Подготовка к концерту. |
Младший и средний дошкольный возраст – новая игра планируется каждые 3 – 5 дней.
Старший дошкольный возраст – новая игра планируется каждые 10 дней.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.