Методические рекомендации к урокам литературы с использованием технологии творческие мастерские
Оценка 4.8

Методические рекомендации к урокам литературы с использованием технологии творческие мастерские

Оценка 4.8
doc
12.05.2020
Методические рекомендации к урокам литературы  с использованием  технологии творческие мастерские
Методические рекомендации к урокам по технологии творческие мастерские.doc

 

Общие методические рекомендации.

 

  Мастерские, проводившиеся мной на протяжении ряда лет, показали, что восприятие художественной литературы у учеников становится более глубоким, их взгляды на мир расширяются, изменяются способы общения. Но работе в мастерской нужно учить!

3.1.Система учебных занятий.

   Такие уроки не должны проводиться раз от разу, должна существовать определенная система. Система учебных занятий в режиме технологии мастерских, на мой взгляд, такова: уроки  проводятся два-три раза в четверть. (Я считаю, этого достаточно, т.к. проблема «нехватки часов» есть и у всех!) В основном они посвящены подведению итогов изучения произведения, темам, связанным с изучением теории литературы и художественным своеобразием литературных произведений.

  Для  начинающих пяти-шестиклассников нужно проводить мастерские, на которых они учатся работать на этапе восприятия текста, отбирать материал для ответов на проблемные вопросы, делать наблюдения, выполнять сравнения, обобщения, ставить вопросы. По мере взросления учеников меняется и характер учебной деятельности. Следующим этапом совместной деятельности «учитель-ученик» становится поиск самим школьником путей решения поставленной учителем учебной задачи. В старших классах исключительно важное значение приобретает такая форма общения между учениками и учителем, как коллективный учебный диалог по поставленной проблеме. Проблемная учебная задача является мыслительной и требует от учеников самостоятельного добывания знаний. Толчком, порождающим процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, стимулирующая обучающихся к переосмыслению имеющихся знаний и самостоятельному поиску новых, нестандартных ответов и решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология творческих мастерских

ž  Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.

 

 

ž  Мастерская педагогическая — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.

ž  Технология мастерских ведет свое начало от идей французских учителей, образовавших группу “Французская группа нового воспитания”.

ž   Методика этой группы основывается на идеях свободной школы Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, психологов: Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.

ž   В основе поведенческой структуры урока – демократизм, творчество, вера в себя.

 

 

-Многомерная интегрированная рефлексивная технология с вероятным результатом, ориентирована на личностно- деятельный подход.

 

 

Главная цель мастерской на уроках литературы:

ž  Организация работы по развитию речи.

ž  Показ и передача способов работы, исследования, анализа произведения.

 

 

Занятие мастерской строится на принципах:

ž  Сотрудничество

ž  Сотворчество

ž  Совместный поиск

ž  Опережающий поиск

ž  Занятость всех учеников

ž  Самостоятельность

         Мастерская помогает в определении собственной позиции по важнейшим мировоззренческим вопросам.

Продолжается процесс самопознания

 

 

Ученики обретают целостную смысловую картину современного мира, ценность своего «Я», проявляя собственную индивидуальность.

ž  Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

ž  Мастерские объединяют все направления педагогической деятельности.

 

Важен не только результат, но и процесс

 

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:

 

ž  круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);

ž  творческие работы на компьютере;

ž  собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

 

 

 

 

Типы мастерских

ž  Для учащихся

ž  Для педагогов

ž  Смешанные

 

 

Типы мастерских по цели и способам деятельности.

 

ž  Мастерская творческого письма.

ž  Мастерская ценностных ориентаций.

ž  Мастерская построения знаний.

ž  Мастерские по самопознанию.

ž  Смешанного типа.

 

Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап мастерской отражен в предъявлении индуктора – предмета, побудителя направленной деятельности, который помогает ученикам пробиться через опыт, через заслон своих знаний. Прозреть, увидеть проблему – вот задача мастера, придумывающего индуктор.

Каковы же  основные приемы работы в мастерской? Они таковы:

1)      предъявление индуктора – побудителя познавательной деятельности;

2)      организация поиска ответа на проблемный вопрос;

3)      афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы;

4)      рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

 

Структура учебного занятия

 

ž  Налаживание социального взаимодействия.

Установление коммуникативных связей между участниками процесса - учителем и учениками.

 

 

 

ž  Индуктор. Этап урока, на котором происходит актуализация внутреннего мира участника, его опыта.

Средство включения в процесс.

Специальные задания, которые заведут процесс мыслительный, которые заставляют действовать.

 

ž  Конфликт.

«Пусковой механизм внутреннего развития, его катализатор.»

                  А.Н. Перре-Клермон.

ž  Конфликт темы, основное противоречие темы, точка «изумления», которая подпитывает интерес к теме, вызывает несогласие, потребность высказать собственную позицию.

Конфликт заранее планируется за счёт поиска парадокса содержания.

      Основное назначение – вывести ученика из равновесия.

Вызывает внутренний непроизвольный мыслительный процесс

 

 

ž  Самоконструкция. Создание собственного интеллектуального продукта.

Социоконструкция – группа создаёт продукт.

Продукт – результат совместной деятельности

 

 

ž  Социализация.

Предъявление продукта другим участникам.

Формы:    афиширование

                   чтение текстов

                   защита

                   прочтение

                   выставка

 

ž  Рефлексия. анализ достижения собственной мысли, чувства, ощущений…

 

ž  Отражение воспоминаний своего проживания в мастерской, чувств, ощущений, эмоций.

ž  Самооценка учащимися своей мыслительной деятельности и её результатов.

 

- Проводится в письменной или устной форме

ž  ( -Как вы поняли, что происходило на мастерской?

ž   -Какие чувства сменялись в вашей душе?

ž   -О чем пришлось задуматься?

ž   -Что было трудным?

ž  -Какие моменты особенно запомнились?)

 

 

Мастерская универсальна, так как  охватывает весь образовательный процесс – воспитание, обучение и развитие.

 

Приёмы развивающего метода, используемые на мастерской:

 

ž  Построение ассоциативных рядов.

ž  Построение древопонятия.

ž  Работа с текстом.

ž  «Задай вопрос».

ž  Использование таблиц.

ž  Приёмы развития критического мышления.

ž  Построение сиквейна.

 

 

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:

 

ž  круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);

ž  творческие работы на компьютере;

ž  собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

 

 

3.5.Применение ИКТ на уроке-мастерской.

      Новые информационные компьютерные технологии помогают учителю в достижении образовательных и воспитательных целей на уроке-мастерской.

Применение информационных технологий на творческих мастерских необходимо, и мотивировано тем, что они:

  1. позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
  2. способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
  3. позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  4. повышают интерес к урокам литературы;
  5. активизируют познавательную деятельность;
  6. развивают творческий потенциал учащихся;
  7. Применение информационных технологий при проведении

    урока-мастерской

     
    осовременивают урок.

 

 

Обучающие

программы

 

Слайд-фильм

 

Самостоятельная поисковая работа в Интернет

 
 


                                  

   

Интерактивный демонстрационный материал

 

Обучающий контроль

 

Терминологический электронный словарь

 
 


                                                

 

Творческие, научно-исследовательские, конкурсные работы

 
 

 

 


1. Слайд-фильм (презентация) – визуальная информация: иллюстративный, наглядный материал (набор слайдов – иллюстраций, фотоматериалов, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке).
Эта конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным, информационным и поэтому запоминающимся.

2. Интерактивный демонстрационный материал (тексты, задания, опорные схемы, таблицы, понятия). Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).

3. Обучающий контроль.

Компьютерные тесты, предназначенные для контроля уровня усвоения знаний учащимися, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания.

4. Самостоятельная поисковая работа – использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы.

5. Выполнение творческих и научно-исследовательских, конкурсных работ на персональном компьютере с возможностью проверки их учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе.

6. Электронные словари – литературоведческие, толковые и др., особенно хочется выделить терминологический словарь.

 

Мастерская позволяет решать основные задачи литературного образования:

 

ž  Выработать коммуникативные навыки.

ž  Развить устную и письменную речь учащихся.

ž  Обогащать словарный запас.

ž   Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.

Строить текст сочинения в  определенной композиционной форме

Эффективность развивающего метода.

 

 

ž  Активная мыслительная деятельность каждого ученика.

ž  Эмоциональная сопричастность учащегося к собственной деятельности и деятельности других.

ž  Мотивация познавательной деятельности.

ž  Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся.

ž  Наличие самостоятельного или творческого задания.

Достижение целей урока.

 

Творческая мастерская –

ž  условие для развития литературно-творческих способностей школьников;

ž  учит видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях;

ž  формирует человека активного, уверенного в себе.

 

Уроки «мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:

 

ž  развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

ž   воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

ž  (И самое главное!!!) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.

 

 

Использование  развивающего метода, включение мастерских в программу  помогает каждому учащемуся выходить на уровень как минимум применения знаний в сходных ситуациях, как максимум на творческий уровень.

 

    Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных.
  Занятия в мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.


Общие методические рекомендации

Общие методические рекомендации

Технология творческих мастерских ž

Технология творческих мастерских ž

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой: ž круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой: ž круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др

Структура учебного занятия ž

Структура учебного занятия ž

Что было трудным? ž -Какие моменты особенно запомнились?)

Что было трудным? ž -Какие моменты особенно запомнились?)

Интерактивный демонстрационный материал

Интерактивный демонстрационный материал

Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания

Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020