Методические рекомендации к урокам общеметодологической направленности.
Оценка 4.7

Методические рекомендации к урокам общеметодологической направленности.

Оценка 4.7
Лекции
docx
другое
Взрослым
07.01.2021
Методические рекомендации к урокам общеметодологической направленности.
Большое значение для обобщения и систематизации имеют схематические изображения и графические модели. Для общеметодологических уроков обобщения и систематизации материала наиболее целесообразно использование аудиовизуальных средств обучения
Методические рекомендации к урокам общеметодологической направленности.docx

Методические рекомендации к урокам общеметодологической направленности.

В общеметодологическом уроке можно выделить следующие структурные звенья, или этапы:
Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности    учащихся;

Воспроизведение и коррекция опорных знаний;

Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;

Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

1. Большое значение для обобщения и систематизации имеют схематические изображения и графические модели. Чем более широких обобщений мы желаем достичь, тем большее значение следует придавать развитию мышления, аналитико-синтетической деятельности учащихся, тем большую роль в этом процессе играют схемы, числовые таблицы, диаграммы, карты различных видов, графики и прочие схематические и символические изображения.

2. Для общеметодологических уроков обобщения и систематизации материала наиболее целесообразно использование аудиовизуальных средств обучения (обучающих кинофильмов или серий диафильмов). После просмотра фильма проводится беседа, которая способствует систематизации приобретенных на предыдущих уроках знаний. Учащиеся не только воспроизводят содержание кинофильма, но и связывают его с материалом учебника и со своими знаниями.

Обобщающая беседа после демонстрации кинофильма должна охватывать как содержание учебного материала, так и содержание фильма. При этом фактический материал фильма становится средством для иллюстрации теоретических положений, отраженных в учебнике. Обобщающая беседа дает возможность связать знания учащихся с жизнью, практикой.

3. Определенную роль в общеметодологических уроках обобщения и систематизации знаний могут играть лабораторные опыты и практические работы. Лабораторно-обобщающие занятия отличаются определенной сложностью заданий и состоят обычно из целого комплекса знаний, умений и навыков, объединенных одной идеей и родственными по содержанию понятиями. Кроме таких сложных заданий, нередко с целью обобщения и систематизации знаний применяются целые серии простых, небольших по объему лабораторных опытов и практических заданий. Во время выполнения подобных заданий важную роль играет мыслительная деятельность учащихся – анализ предметов и явлений, их сравнение и сопоставление, обобщение. 

4. Одним из наиболее распространенных методов проведения общеметодологических уроков является беседа. Важно, чтобы эта беседа имела действительно обобщающий характер, а не направляла учащихся на простое воспроизведение полученных прежде знаний.

Вместе с тем беседа как метод обобщения имеет свои недостатки. Она не дает возможности наиболее полно охватить общие и существенные особенности больших по объему тем. Во время беседы не все учащиеся достаточно активны, часть из них остается вне внимания учителя, особенно те, которые слабо подготовились к уроку или имеют определенные пробелы в знаниях.

5. В старших классах эффективны обзорные лекции с применением системного анализа сложных объектов и их моделирования (знакового или графического). В этом материале учитель выделяет основные, ведущие линии и идеи и излагает их в предварительно спланированной последовательности, которая не всегда совпадает с последовательностью первичного ознакомления с материалом.

6. Для активизации мыслительной деятельности учащихся во время изложения учителя рекомендуется составлять план, тезисы или конспект сообщения. Это заставит учащихся рассуждать, обдумывать отдельные мысли, выделять главное, формулировать свою мысль так, чтобы удобно было фиксировать ее на бумаге. Правда, в начале подобной работы не все учащиеся могут правильно сформулировать главную мысль и зафиксировать ее в своей тетради. Некоторые смысловые группы при этом они упускают. Поэтому следует сначала научить их слушать устное изложение и одновременно делать краткие записи. Эти умения следует вырабатывать еще в начальных классах и совершенствовать в средних и старших классах. Для успешного выполнения учащимися подобных заданий учитель должен четко формулировать переход от одного вопроса к другому.

7. Одним из важных средств обобщения и систематизации в ходе урока общеметодологической направленности является самостоятельная работа учащихся с учебником на уроке. При этом могут применяться различные приемы работы с текстом: чтение и составление простого распространенного плана, тезисов, конспекта, сравнение предметов, процессов, фактов, понятий. Текст учебников можно анализировать отдельными частями, останавливаясь на тех, которые могут помочь найти ответы на обобщающие вопросы. Работа с учебником сочетается с рассматриванием обобщающих таблиц, диаграмм, графиков, схематических рисунков. Руководство этой работой заключается в том, что учитель предварительно тщательно разрабатывает и на уроке ставить перед учащимися конкретные задания и вопросы для обобщения и систематизации знаний, объясняет, как выполнить эти задания, наблюдает за их работой, корректирует ее.

               Широкие обобщения по важнейшим разделам и темам программы требуют выполнения таких заданий, которые касались бы всего материала, способствовали бы усвоению четкой системы понятий. С этой целью перед учащимися ставят вопросы, требующие анализа материала сквозного характера. Одной из наиболее сложных для учителя задач является четкое определение рациональной структуры и методики уроков общеметодологической направленности и ее соблюдения. Эти уроки могут отличаться друг от друга по структуре и методике в зависимости от содержания и объема учебного материала, возраста и подготовки учащихся, наличия в школе соответствующего оборудования, природного и производственного окружения, педагогического опыта учителя и т.п.

            В ходе подготовке к уроку общеметодологической направленности в по определенному предмету,  учитель должен поставить перед собой следующие задачи: охватить за один урок наиболее существенные особенности учебного материала всего раздела (темы), чтобы обобщить и систематизировать знания учащихся, постараться, чтобы методы и приемы были продуктивными, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся и усилить самостоятельную  работу  над материалом, сочетать речь учителя с деятельностью учащихся, руководить этой деятельностью, применяя наиболее подходящие содержанию материала и цели занятия методы, постепенно переходить от частных к более широким обобщениям, от понятий и их систем к теориям и идеям. Особенно важно соблюдать определенную последовательность вопросов и заданий для учащихся. Уроки общеметодологической направленности в рассматриваемой классификации должны направлять учащихся на раскрытие закономерностей в развитии природы и общества и сведение усвоенных знаний в целостную систему.
                 Анализ программ и учебников показывает, что в них еще недостаточно отражены идеи системности знаний. К сожалению, многими программами на общеметодологические уроки  не отводится времени или отводится несколько часов в конце учебного года, но уроки общеметодологической направленности имеют огромное значение для реализации технологии системно-деятельностного подхода, позволяющего достигнуть основной цели современного образования – подготовку  грамотной личности, способной и готовой с помощью знаний, умений и навыков решать различные задачи. Целесообразно такие уроки практиковать после изучения важнейших разделов и тем, а также в конце изучения курса.

 

 


 

Методические рекомендации к урокам общеметодологической направленности

Методические рекомендации к урокам общеметодологической направленности

Вместе с тем беседа как метод обобщения имеет свои недостатки

Вместе с тем беседа как метод обобщения имеет свои недостатки

В ходе подготовке к уроку общеметодологической направленности в по определенному предмету, учитель должен поставить перед собой следующие задачи: охватить за один урок наиболее существенные особенности…

В ходе подготовке к уроку общеметодологической направленности в по определенному предмету, учитель должен поставить перед собой следующие задачи: охватить за один урок наиболее существенные особенности…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2021