Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся по дисциплине "Основы философии"
Оценка 5

Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся по дисциплине "Основы философии"

Оценка 5
Контроль знаний
docx
философия
9 кл—10 кл
28.01.2022
Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся по дисциплине "Основы философии"
Данные методические рекомендации предназначены для студентов 2 курсов для всех специальностей, являются необходимым учебным пособием для индивидуальной и самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии». Рекомендации включают в себя различные виды заданий, предназначенные для углубления и закрепления знаний студентов, для отработки практических умений. Задания рассчитаны на углубленную работу с литературой и первоисточниками, а также для выполнения заданий по теоретическим вопросам.
САМ.РАБ.ФИЛОСОФ КОнкурс!!!.docx

 

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

 «Хабаровский промышленно-экономический техникум»

 

 

 

 

                                                           

 

 

 Методические рекомендации

к выполнению внеаудиторной

самостоятельной работы обучающихся по 

дисциплине «Основы философии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск-2021

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Преподаватель высшей категории Яценко О.И.

Рецензент: Преподаватель социально-гуманитарных дисциплин КГБ ПОУ «Хабаровский педагогический колледж имени Героя Советского Союза Д.Л.Калараша»  А.С.Чикишева

 

Номинация: «Лучшая методическая разработка по организации самостоятельной работы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

Данные методические рекомендации предназначены для студентов 2 курсов для всех специальностей,   являются необходимым учебным пособием для индивидуальной и самостоятельной работы  по дисциплине «Основы философии».

      Рекомендации включают в себя различные виды заданий, предназначенные для углубления и закрепления знаний студентов, для отработки практических умений. Задания рассчитаны на углубленную работу с литературой и первоисточниками, а также для выполнения заданий по теоретическим вопросам.

Существенную помощь в самостоятельной работе студентов окажут практические советы по  написанию доклада,  эссе, составлению глоссария, конспектов, презентаций и их оформления.

Сборник может быть использован для самостоятельных занятий по изучению и закреплению материала, а также для контрольных и индивидуальных заданий.

 

 

 

 

Содержание

 

Пояснительная записка…………………………………………..4

1.  План внеаудиторной самостоятельной работы……………..8

2.Содержание заданий внеаудиторной самостоятельной

Работы……………………………………………………………..9

3.Критерии оценивания………………………………………….14

4.Список рекомендованной литературы………………………..15

Приложения………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пояснительная записка

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с ФГОС СПО, дидактическими рекомендациями по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов и рабочей программой дисциплины «Основы философии». Данная дисциплина входит в основную часть ОПОП общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

Самостоятельная работа должна продолжить работу по формированию абстрактного мышления, гуманистического мировоззрения, умения получать и критически осмысливать философскую информацию из различных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, умения анализировать, систематизировать применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера, а так же подготовить будущего специалиста к профессиональным действиям.

Самостоятельная работа является логическим продолжением аудиторных занятий,проводится по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения задания.

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

·                готовность студентов к самостоятельному труду;

·                мотив к получению знаний;

·                наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

·                система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

·                консультационная помощь.

Методические указания для самостоятельной работы студентов содержат информацию о том, сколько и какие темы выносятся на самостоятельное изучение, основную и дополнительную литературу, инструкции по выполнению работ и критерии оценки, оснащение (литература). Целью методических указаний для самостоятельной работы студентов является организация и управление самостоятельной работой студентов в процессе изучения данной дисциплины.

По учебному плану по дисциплине «Основы философии» на самостоятельную работу студентов отводится 24 часа.

Форму самостоятельной работы студент выбирает согласно рабочей программе (реферат, сообщение, эссе). К каждой теме предложен план, инструкции при выполнении, при необходимости указана литература. Это должно помочь студенту сориентироваться в изучаемой теме, верно расставить акценты.

Выполненная работа позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также поможет выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения. Если потребуется консультация, то ее можно получить у преподавателя по графику его работы.

Целью методических рекомендаций является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов с литературой на основе организации её изучения.

Задачами методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

- активизация самостоятельной работы студентов;

- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;

- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать факты;

- управление познавательной деятельностью студентов;

- формирование абстрактного мышления, гуманистического мировоззрения;

-формирование умения получать и критически осмысливать философскую информацию из различных источников.

Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются:

- определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;

- установление требований к результатам изучения дисциплины.

Сроки выполнения и виды отчётности самостоятельной работы определяются преподавателем и доводятся до сведения студентов на уроках.В результате освоения дисциплины студент должен

Уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

Знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской, религиозной картины мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Данные методические рекомендации предлагают разнообразные задания по основам философии для того, чтобы полнее и глубже освоить предмет, отработать навыки самостоятельной работы, успешно пройти промежуточную аттестацию. Задания для самостоятельной работы разбиты по разделам и даны не по каждой теме.

 

 

 

 

 

 

 

Правила выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Выполняется весь объем внеаудиторной самостоятельной работы, согласно требованиям данных методических указаний (см. Приложения).

После выполнения работы студент должен представить отчет о проведенной работе с обсуждением полученных результатов и выводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      План внеаудиторной самостоятельной работы

 

№ п/п

Наименование тем

Вид задания

Кол-во часов

1

Философия, её смысл, функции и роль в обществе

сообщение-размышление (по выбору)

 

0,5-1

2

Философия античного мира и средневековья

Работа с материалами учебника и дополнительной литературой по курсу. Подготовка конспекта

 

 

3-6

3

Философия Нового и новейшего времени

Составить таблицу для систематизации учебного материала. Подготовить сообщение (по выбору)

 

 

1-2

4

Человек как главная философская проблема

Философское размышление (по выбору)

 

1-2

5

Проблема сознания

Подготовить сообщение (по выбору); написать эссе (по выбору)

 

0,5-1

1-2

6

Учение о познании

Составить глоссарий. Подготовить философское размышление (по выбору)

 

0,5-1

0,5-1

7

Философия и научная картина мира

Подготовить сообщение (по выбору)

 

0,5-1

8

Философия и религия

Подготовить философскоеразмышление или презентацию

 

2-4

9

Философия и искусство

Выполнить творческую работу

0,5-1

 

10

Философия и история

Составить таблицу для систематизации учебного материала

1-2

 

11

Философия и культура

Написать Эссе (по выбору)

1-2

12

Философия и глобальные проблемы современности

Подготовить сообщение или презентацию (по выбору)

2-4

 

 

2.Содержание заданий внеаудиторной самостоятельной работы

 

Тема 1. Философия, её смысл, функции и роль в обществе

Цель: Закреплениеи систематизация знаний. Применение знаний и формирование умений.

Самостоятельная работа:

Подготовить сообщение-размышление: (по выбору) «Моё мнение о роли философии в жизни человека и общества»; «Мировоззрение и его роль в формировании личности».

 

Тема 1.1 Философия античного мира и средних веков

Цель: Закрепление и систематизация знаний. Работа с материалами учебника и дополнительной литературой по курсу.

Самостоятельная работа:

Подготовка конспекта.

Основные представители философии античности и средневековья: Фалес,  Сократ, Пифагор, Демокрит, Платон, Августин, Фома Аквиинский.

 

Тема 1.2 Философия Нового и новейшего времени

Цель:Закрепление и систематизация знаний. Применение знаний и формирование умений. Работа с материалами учебника.

Самостоятельная работа:

1.      Заполнить таблицу для систематизации учебного материала.

Философ

Философское направление

Философские взгляды, проблемы, идеи

Ф.Бэкон

 

 

Р.Декарт

 

 

Б.Спиноза

 

 

Г.Лейбниц

 

 

Т.Гоббс

 

 

Д.Локк

 

 

 

2.      Подготовить сообщение о выдающихся философах Нового и новейшего времени (по выбору)

·         Субъективный идеализм Д.Беркли.

·         Агностицизм Нового времени Д.Юм.

·         Немецкая классическая философия И.Канта; Г.Гегеля.

·         Постклассическая философия А.Шопенгауэра; Ф.Ницше.

·         Русская философия XIX-XX;

·         Современная философия.

 

Тема 1.4 Человек как главная философская проблема

Цель: Закрепление и систематизация знаний. Применение знаний и формирование умений.

 

Самостоятельная работа:

Написать эссе (по выбору): «В чем смысл жизни человека?»; «Человек-венец эволюции»; «Единство в человеке биологического и социального»; «Человек. Индивид. Личность».

 

Тема 2.2 Проблема сознания

Цель:  Усвоение нового материала. Закрепление и систематизация знаний. Применение знаний и формирование умений.

Самостоятельная работа:

Подготовить сообщение (по выбору):

·         Основные идеи психоанализа З.Фрейда.

·         Современная цивилизация и психологическое здоровье личности.

Или написать эссе: «Отличие человека от животного», «Наличие сознания у человека: за и против», «Роль бессознательного».

 

Тема 2.3 Учение о познании

Цель: Закрепление и систематизация знаний. Применение знаний и формирование умений.

Самостоятельная работа:

1.      Составить глоссарий по теме: «Человек-сознание-познание». Термины для составления глоссария: сознание, познание, гносеология, агностицизм, сознательное, бессознательное, истина, практика.

2.      Подготовить философское размышление (по выбору)

«Ваше мнение о роли чувств, разума, памяти, воображения в процессе познания»; «Что есть истина? Как её отличить от лжи?»; «Соотношение разума, рассудка и мышления».

 

 

Тема 3.1 Философия и научная картина мира

 

Цель:Закрепление и систематизация знаний. Применение знаний и формирование умений.

 

Самостоятельная работа:

 

Подготовить сообщение (по выбору)

 « Человек и Вселенная».

 «Основные категории научной картины мира»

 

Тема3.2 Философия и религия

 

Цель: Закрепление и систематизация знаний. Применение знаний и формирование умений.

 

Самостоятельная работа;

 

 Подготовить философское размышление на тему: «Ваше мнение о знании веры в жизни современного человека»

или

Презентацию по теме: «Мировые религии»

 

Тема 3.3  Философия и искусство

 

Цель: Закрепление и систематизация знаний. Применение знаний и формирование умений.

 

Самостоятельная работа:

 

По результатам посещения Дальневосточного художественного музея выполнить творческую работу «Личность представителя мировой культуры»

Примерный план.

1.      Основные вехи биографии мастера. События, встречи сыгравшие важную роль в становлении личности художника.

2.      На что вы обратили внимание, знакомясь с произведениями мастера?

3.      В чем своеобразие художественного почерка представителя мировой культуры?

 

Тема 4.1 Философия и история

Цель: Закрепление и систематизация знаний. Применение знаний и формирование умений. Работа с материалами учебника.

Самостоятельная работа:

Составить таблицу: «Основные философско-исторические концепции общественного развития (представителей и основную суть их теорий).

Н.Я.Данилевский; О.Шпенглер; А.Тойнби; Л.Н.Гумилев.

Расскройте содержание концепций общественного развития. Какая теория вам наиболее интересна? Почему?

 

Тема4.2 Философия и культура

Цель: Закрепление и систематизация знаний. Применение знаний и формирование умений.

Самостоятельная работа:

После просмотра DVD фильма  о краеведческом музее выполнить Эссе на тему:  (по выбору)

1.      «Русский музей и его сокровища»

2.      «Место философии в духовной культуре»

 

Тема 4.3 Философия и глобальные проблемы современности

Цель:Закрепление и систематизация знаний. Применение знаний и формирование умений.

Самостоятельная работа:

Подготовить сообщение или презентациюна тему: (по выбору)

1.      «Глобальные проблемы современности и пути их решения (можно об одной из проблем)

2.      «Влияние науки на будущее человечества»

3.      «Русский космизм» (можно об одном из представителей русского космизма Н.Федоров; К.Циолковский, В.Вернадский, А.Чижевский и др.) Важность рассмотрения произведений философа, ученого, художника для осознания глобальных проблем современности и перспектив развития мировой цивилизацииИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Примерные вопросы для оценивания качества

 

1.      Философия, её смысл, функции и роль в обществе.

2.      Философия античного мира.

3.      Философия средних веков.

4.      Философия Нового и новейшего времени.

5.      Русская философия.

6.      Современная философия.

7.      Человек как главная философская проблема.

8.      Философия о происхождении и сущности человека.

9.      Фундаментальные (основные) характеристики человека.

10.  Категории человеческого бытия.

11.  Проблема познания.

12.  Философия о происхождении и сущности человека.

13.  Сознательное и бессознательное.

14.  Как человек познает окружающий мир.

15.  Философия о сущности сознания и познания.

16.  Философия и научная картина мира.

17.  Философия и религия.

18.  Философия и искусство.

19.  Философия и история.

20.  Философия и культура.

21.  Философия и глобальные проблемы современности.

 

 

 

 

 

 

3.      Список использованных источников

 

 

Основные источники:

1.Губин В.Д. Философия, М., 2015.

2.П.В.Алексеев, А.В.Панин Философия М., 2015.

3. Кохановский В. П. Основы философии: учебник для средних специальных учебных заведений, Ростов н/Дону: Феникс, 2014.

4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М.: Центр, 20014.

5. Основы философии : учебник для студ. учреждений СПО/ A.A. Горелов. -15-е изд., стер. - М: Издательский центр «Академия», 2014.

6. А.А.Ивин, И.П.Никитина Основы философии, Москва- 2020 Юрайт

Дополнительные источники:

1. Большаков А.В. Исторические типы философии. – М., 1992.

2. Гуревич Л.С. Основы философии: Учеб.пособ.- М.: Гардарики, 2000.

3. Канке В.А. Основы философии. – М., 2004.

4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философский словарь. Справочник студента. – М., 2002.

5. Медакова И.Ю. Практикум по философии. – М., 2015.

6. Современный философский словарь // Под ред. В.Е.Кемерова. – М., Бишкек, Екатеринбург, 2015.

7. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова – М., 2015.

8. Хрестоматия по философии: Учеб.пособ./Отв. ред. и сост. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001

Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы

1. Электронный ресурс: «Национальная философская энциклопедия». Форма доступа: www.http://terme.ru/dictionary/184/

2. Электронный ресурс: «Философия в России» Форма доступа: www.http:/ philosophy.ru

 

 

 

 

Приложения

 

Методические рекомендации по подготовке и представлению информационного сообщения

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности .

Подготовка информационного сообщения — это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам. Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером — сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения — до 5 мин. Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.

Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения —

Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя:

• определить тему и цель сообщения;

• определить место и сроки подготовки сообщения;

• оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;

• рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;

• оценить сообщение в контексте занятия.

Роль студента:

• собрать и изучить литературу по теме;

• составить план или графическую структуру сообщения;

• выделить основные понятия;

• ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

• оформить текст письменно;

• сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

• актуальность темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников;

• наличие элементов наглядности.

 

Методические рекомендации по подготовке и защите реферата

При подготовке к работе, вы должны придерживаться определенного алгоритма:

1. Определение цели написания реферата;

2. Составление плана реферата;

3. Выбор необходимой литературы.

4. Анализ собранного материала.

5. Оформление реферата.

6. Написание автореферата.

7. Оформление презентации на компьютере, с подбором иллюстраций.

8. Защита.

Объем реферата обычно составляет 10-15 страниц текста, выполненного на компьютере. Работа печатается на стандартном листе бумаги формата А 4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм. Шрифт TimesNewRoman размером 14, межстрочный интервал 1,15. Страницы должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется. Страницы проставляются вверху по центру.

Части реферата:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть

- заключение;

- список используемой литературы;

-приложения

Написание реферата — это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа — научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата — 7–10мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.

Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

• выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);

• составления плана реферата (порядок изложения материала);

• формулирования основных выводов (соответствие цели);

• оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).

Роль студентаидентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:

• выбора литературы (основной и дополнительной);

• изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

• оформления реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

• актуальность темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников;

• соответствие оформления реферата требованиям.

 

Методические рекомендации по подготовке эссе

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета, но представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе связанные с темой.

Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.

Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Написание эссе — это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориен

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе работ, научных конференциях.

Роль преподавателя:

• помочь в выборе источников по теме;

• помочь в формулировании темы, цели, выводов;

• консультировать при затруднениях.

Роль студента:

• внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;

• подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;

• выбрать главное и второстепенное;

• составить план эссе;

• лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решению;

• оформить эссе и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

• новизна, оригинальность идеи, подхода;

• реалистичность оценки существующего положения дел;

• полезность и реалистичность предложенной идеи;

• значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;

• художественная выразительность, яркость, образность изложения;

• грамотность изложения;

• эссе представлено в срок.

 

Методические рекомендации по составлению опорного конспекта.

Опорный конспект представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника.

Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта — облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) — опорные сигналы. Опорный конспект — это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими обучающимися, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, емкий и универсальный по содержанию.

Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Дополнительное задание по составлению опорного конспекта вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.

Роль преподавателя:

• помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

• консультировать при затруднениях;

• периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.

Роль студента:

• изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

• установить логическую связь между элементами темы;

• представить характеристику элементов в краткой форме;

• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

• оформить работу и предоставить в установленный срок.

Критерии оценки:

• соответствие содержания теме;

• правильная структурированность информации;

• наличие логической связи изложенной информации;

• соответствие оформления требованиям;

• аккуратность и грамотность изложения;

• работа сдана в срок.

 

 

 

Приложение Д

Методические рекомендации по составлению глоссария (тезауруса)

Составление глоссария – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделить главные понятия темы и формулировать их.

Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов

Задания по составлению глоссария вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.

Роль преподавателя:

• определить тему, рекомендовать источник информации;

• проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.

Роль студента:

• прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;

• подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

• критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);

• оформить работу и представить в установленный срок.

Критерии оценки:

• соответствие терминов по теме;

• многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;

• соответствие оформления требованиям;

• работа сдана в срок.

 

Методические рекомендации по составлению обобщающей/сравнительной таблицы по теме.

Это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая обобщается (сравнивается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающегося к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем.

Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.

Роль преподавателя:

• определить тему и цель;

• осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.

Роль студента:

• изучить информацию по теме;

• выбрать оптимальную форму таблицы;

• информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;

• пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

Критерии оценки:

• соответствие содержания теме;

• логичность структуры таблицы;

• правильный отбор информации;

• наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

• соответствие оформления требованиям;

• работа сдана в срок.

 

Методические рекомендации по составлению тестов и эталонов ответов к ним.

Это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение (“Кто их больше составил?”, “Чьи тесты более точны, более интересны?” и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.

Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем.

Роль преподавателя:

• конкретизировать задание, уточнить цель;

• познакомить с вариантом тестов;

• проверить исполнение и оценить в конце занятия.

Роль студента:

• изучить информацию по теме;

• провести ее системный анализ;

• создать тесты;

• создать эталоны ответов к ним;

• представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

• соответствие содержания тестовых заданий теме;

• включение в тестовые задания наиболее важной информации;

• разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;

• наличие правильных эталонов ответов;

• тесты представлены на контроль в срок.

 

Методические рекомендации по созданию материалов-презентаций.

Это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков обучающегося по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающихся навыки работы на компьютере.Материалы-презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы MicrosoftPowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем.

Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

Роль преподавателя:

• помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

• консультировать при затруднениях.

Роль студента:

• изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

• установить логическую связь между элементами темы;

• представить характеристику элементов в краткой форме;

• выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

• оформить работу и предоставить к установленному сроку.

Критерии оценки:

• соответствие содержания теме;

• правильная структурированность информации;

• наличие логической связи изложенной информации;

• эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

• работа представлена в срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Разработчик: Преподаватель высшей категории

Разработчик: Преподаватель высшей категории

Аннотация Данные методические рекомендации предназначены для студентов 2 курсов для всех специальностей, являются необходимым учебным пособием для индивидуальной и самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии»

Аннотация Данные методические рекомендации предназначены для студентов 2 курсов для всех специальностей, являются необходимым учебным пособием для индивидуальной и самостоятельной работы по дисциплине «Основы философии»

Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся по дисциплине "Основы философии"

Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся по дисциплине "Основы философии"

Содержание Пояснительная записка…………………………………………

Содержание Пояснительная записка…………………………………………

Пояснительная записка Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с

Пояснительная записка Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны в соответствии с

Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются: - определение содержания работы студентов по овладению программным материалом; - установление требований к результатам изучения дисциплины

Функциями методических рекомендаций по самостоятельной работе являются: - определение содержания работы студентов по овладению программным материалом; - установление требований к результатам изучения дисциплины

Правила выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Правила выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

План внеаудиторной самостоятельной работы № п/п

План внеаудиторной самостоятельной работы № п/п

Содержание заданий внеаудиторной самостоятельной работы

Содержание заданий внеаудиторной самостоятельной работы

Тема 1.4 Человек как главная философская проблема

Тема 1.4 Человек как главная философская проблема

Тема3.2 Философия и религия

Тема3.2 Философия и религия

Тема 4.3 Философия и глобальные проблемы современности

Тема 4.3 Философия и глобальные проблемы современности

Философия и глобальные проблемы современности

Философия и глобальные проблемы современности

Приложения Методические рекомендации по подготовке и представлению информационного сообщения

Приложения Методические рекомендации по подготовке и представлению информационного сообщения

Критерии оценки : • актуальность темы; • соответствие содержания теме; • глубина проработки материала; • грамотность и полнота использования источников; • наличие элементов наглядности

Критерии оценки : • актуальность темы; • соответствие содержания теме; • глубина проработки материала; • грамотность и полнота использования источников; • наличие элементов наглядности

Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа — научной работы, монографии, статьи

Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа — научной работы, монографии, статьи

Написание эссе — это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно

Написание эссе — это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно

Методические рекомендации по составлению опорного конспекта

Методические рекомендации по составлению опорного конспекта

Приложение Д Методические рекомендации по составлению глоссария (тезауруса)

Приложение Д Методические рекомендации по составлению глоссария (тезауруса)

Методические рекомендации по составлению обобщающей/сравнительной таблицы по теме

Методические рекомендации по составлению обобщающей/сравнительной таблицы по теме

Это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа)

Это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа)

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем

Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся по дисциплине "Основы философии"

Методические рекомендации к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся по дисциплине "Основы философии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2022