Методические рекомендации "Оптимизация учебно - воспитательного процесса"
Оценка 4.9

Методические рекомендации "Оптимизация учебно - воспитательного процесса"

Оценка 4.9
pdf
02.03.2024
Методические рекомендации "Оптимизация учебно - воспитательного процесса"
Оптимизация учебно - воспитательного процеса в ОО.pdf



                  2

СОДЕРЖАНИЕ

 

Оптимизация учебно-воспитательного процесса

и основные направления оптимизации

педагогического процесса в современной образовательной

организации ................................................................................. 4

Оптимизация образовательной среды, оптимизация

кадровых ресурсов ..................................................................... 10

Проектирование и моделирование методического

сопровождения оптимизации педагогического

процесса .................................................................................... 13

Методические рекомендации по оптимизации

воспитательной работы в каникулярное время / Е. Беляева. ............ 13

Оптимизация условий с целью мотивации и профилактики

профессионального выгорания педагога............................................ 15

Тезаурус ..................................................................................... 18


ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время в школьном образовании отмечается тенденция снижения заинтересованности учащихся в обучении. Вызвано это высокой информативностью предметов и дефицитом времени, отведенного на их изучение. Возникает необходимость в оптимизации учебного процесса с применением эффективных технологий, которые обеспечивали бы понимание и усвоение этого большого объема информации без потери интереса к предмету.

В начале 80-х гг. прошлого столетия академик Ю. К. Бабанский издал книгу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», в которой выделил следующие критерии оптимизации: Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок.

  Соблюдение учеником и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.

  Минимально необходимые усилия, затрачиваемые педагогом и учеником для достижения поставленных учебно-воспитательных целей.

 

Оптимизация в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.

Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без «изъянов». Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим — при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.

 

Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.

В настоящее время оптимизация учебного процесса заключается в корректировке учебного плана исходя из специфики учебного заведения с учетом использования в нем современных информационных технологий. Задачи:

-        обновление     программ        обучения, использование       технологий     развивающего, личностно-ориентированного и деятельностного обучения       во        взаимодействии          с

информационными;

-        замена пассивного усвоения знаний активными в процессе работы с использованием различных форм учебной деятельности (семинаров, дискуссий, форумов, конференций с использованием возможностей интернет- технологий), побуждающих к творчеству не снижая качественного уровня обучения, повышая мотивы учения;

-        активное усвоение базовых знаний, развитие различных типов теоретического мышления

     (дедуктивного,                    экспериментального,

критического и т.д.);

-        использование различных форм самостоятельной работы (со словарем, справочниками, первоисточниками, каталогами, базами данных, информационными ресурсами сети и т.д.);

-        широкое использование педагогических методов с упором на реально усвоенные знаний, а не те, которые теоретически могут быть предложены;

-        усиление межпредметных связей путем координации деятельности преподавателей отдельных дисциплин.

При построении учебного плана необходимо учитывать такие дидактические принципы, как вариативность, гибкость и открытость.

Вариативность заключается в использовании на занятии разнообразных  учебных  заданий  (вариантов),  материалов (источников информации, учебных средств и инструментов), форм работы (групповая, индивидуальная, парная) и способов действия, что позволит каждому учащемуся сделать собственный выбор на основе своих интересов, потребностей и возможностей.

Условия вариативности. План занятия предусматривает, что каждый учащийся имеет возможность самостоятельно выбирать что ему делать (какое задание или упражнение); с кем ему работать (с партнером или индивидуально), как ему действовать, т.е. способ выполнения деятельности (средства, материалы и т.д.).

Гибкость преподавателя определяется тем, насколько он при изучении учебного материала способен вносить в намеченный план необходимые изменения, основываясь на наблюдение за деятельностью учеников. Важность гибкой системы планирования объясняется тем, что основной задачей преподавателя является не игнорирование изменяющихся интересов и образовательных потребностей, а напротив, развитие индивидуальности каждого учащегося, основанное на его интересах и потребностях. Если интересы и потребности учащихся меняются, педагог должен иметь возможность изменить план учебной работы, учитывая удовлетворение познавательных интересов и необходимость реализации образовательных целей и задач.

Условия гибкости. В плане изучения дисциплины или отдельного занятия ясно сформулированы цели и критерии для оценки достижений учащихся. В процессе занятия преподаватель ведет наблюдение за деятельностью учащихся, результаты наблюдений регулярно используются для корректировки намеченных ранее учебных планов.

Открытость – это возможность преподавателя использовать субъектный опыт учащихся, их собственные предложения и идеи, при этом не забывая про план занятий задуманный ранее. Открытая система планирования дает учащимся ощущение уважительного отношения к своим интересам и потребностям и так же оказывает непосредственное влияние на то, что и как они изучают.

Условия открытости. План занятия предусматривает: специальное время для планирования и подведения итогов (работы учащихся или темы в целом); учебные задания, открытые для активного использования субъектного опыта; время и средства для оценки и самооценки учащимися своей деятельности (на уроке или в целом), а также средства для быстрой обратной связи по ходу изучения предмета (компьютерное тестирование).

Изменение содержания образования по ряду учебных предметов в современных условиях связано с особенностями информационных технологий:

   значительные вычислительные, моделирующие, графические, мультимедийные возможности современных компьютеров, обеспечивающие расширение круга учебных задач, которые могут быть включены в содержание

образования;

   наличие возможностей по структурированию информации, занесению её в базы данных практически неограниченного объёма, быстрому поиску необходимых сведений и выборке данных по запросу;

   расширение источников получения знаний путем использования компьютерных телекоммуникаций.

Особое место в процессе проектирования содержания образования с использованием информационных технологий занимают методы формализации и моделирования.

В процессе занятий возможно:

   разделение материала на целостные, логически завершенные блоки; выделение основы действия и акцентирование на ней внимания обучающихся; опора на осознание обучаемыми методологии познавательной деятельности.

   использование методов проектирования, структурирующих предметную область, создающих иерархию знаний на основе свойств вложенности и типовых структур учебного материала, таких как: структурный подход, таксономическая модель, структурная целевая модель;

   опора на предметные, междисциплинарные, фундаментальные задачи; широкое применение не только мыслительных задач, но и перцептивных; предоставление учащемуся возможности самостоятельно поставить и решить с помощью компьютера учебную задачу;

   использование методически продуманной системы задач; система задач должна содержать множество вариантов различной степени трудности по каждой теме курса.

Таким образом, при разработке нового учебного плана, способствующего оптимизации процесса обучения в условиях использования современных информационных технологий, необходимо:

   создание системы образования, углубляющей базовое образование, помимо обязательных предметов введение факультативов, клубов, кружков по интересам;

   создание технологий интенсивного обучения по предметам, не являющихся профильными (с использование индивидуального обучения, компьютерных средств обучения и программного обеспечения, межпредметных связей), выделив объем базовых знаний и требования образовательного стандарта;

   создание, коррекция и адаптация существующих и новых программ специальных курсов по профильному образованию, издание сборников программ с

рекомендациями и указаниями

   создание средств программного обеспечения базовых предметов и спецкурсов: написание учебных пособий, внедрение технологий активного обучения, разработка и использование компьютерных дидактических материалов, создание проекта технологий дистанционного обучения (мотив самоанализа учебной деятельности);

   согласованность программ в обучении для профильного обучения, расширение возможностей образования (мотив значимости учебных результатов);

   выбор содержания и организации обучения, стимулирующего развитие теоретического научного мышления и навыков интеллектуального труда: проблемное обучение, письменные творческие работы, семинарские занятия в виде свободных дискуссий, дебатов, электронных конференций, форумов (мотив волевого усилия);

   создание системы группового обучения по уровням и индивидуальным планам, возможность введения экстерната (мотив личностного потенциала).

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОПТИМИЗАЦИЯ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ

По мнению С.Д. Дерябо, образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В исследовании В.И. Слободчикова образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребёнка, что определяет её целевое и функциональное назначение в контексте предметности культуры общества. Согласно В.И. Панову, образовательная среда – система условий, которые необходимы для практической реализации данной технологии и миссии данного образовательного учреждения, включая пространственно-предметные условия, систему межличностных взаимоотношений между субъектами учебно- воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. В современных исследованиях под образовательной средой понимается система педагогических, психологических и организационных условий и воздействий, обеспечивающих субъектно-личностное развитие (когнитивное, эмоциональное, коммуникативное и др.) учащихся на основе их природных и возрастных особенностей с учётом целей общества.

Чтобы оптимизировать образовательный процесс в образовательном учреждении, прежде всего, необходимо совершить решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опираться на активные методы обучения, на эффективное формирование личности. Известно, что предложенное всем учащимся содержание обучения, усваивается детьми по- разному: один не может продемонстрировать усвоенных раннее знаний; другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, демонстрирует феноменальные способности; а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет учиться». Учитель обязан знать, что все его ученики индивидуальны,  и  не  все  способны  полностью  усваивать необходимый учебный материал. Его задача – правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им возможность научиться за счет специально предусмотренных приемов учебной деятельности, наметив при этом пути формирования учебных навыков учащихся. Так как у каждого школьника свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо, прежде всего, знать психолого-педагогические особенности, чтобы выбрать основные направления работы с ними, включая в учебный процесс самые различные виды деятельности. Проблема у некоторых учителей состоит в том, что они не могут найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Обучение является результатом, методом учителя.

Урок будет успешным, если учитель учитывает и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. В связи с тем, что в школе все больше детей разных национальностей, необходимо учитывать национальные, этнокультурные особенности учащихся в процессе обучения. Организуя дифференцированное обучение учителям важно учитывать национальные особенности учащихся, формировать гуманистическое отношение между детьми, недопущение национальной розни, использование имеющихся у детей знаний по этнокультурной специфике своей национальности в учебном процессе.

В своей работе руководители образовательных учреждений часто используют такие понятия как «кадровый ресурс», «развитие кадрового ресурса». Что же стоит за этими словами? Ресурс – это средство, позволяющее с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Следовательно, кадровый ресурс – это люди, готовые совершать определенные преобразования для получения желаемого результата. И эта главная направляющая «готовые совершать» в нашем случае – добиваться высокого качества образования. Для этого нужны педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые  к  интересам  школьников,  открытые  ко  всему новому учителя – ключевая особенность современной школы. Чтобы оптимизировать данную составляющую необходимо постоянно поддерживать уровень компетентности, организовывая собрания, семинары, на которых бы обсуждались инноваций не только в педагогической сфере, но и в психологической.

Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.

 

Оптимизация учебного процесса посредством использования информационных технологий – это подготовка и передача учащимся более наглядной и качественной учебной информации, средством осуществления которой является компьютер или иные информационные средства.

Учебные задачи, решаемые с помощью информационных средств обучения.

-  сообщение учащимся более полной и точной учебной информации;

-  способность повышения качества обучения, повышение наглядности, доступности, темпа сообщения учебного материала;

-  повышение интереса учащихся к учению, удовлетворение их запросов и любознательности, снижение утомляемости учащихся на уроке;

-  освобождение преподавателя от чисто технической работы и возможность использования сэкономленного времени для творческой деятельности;

-  увеличение доли    времени          самостоятельной        работы учащихся;

-  облегчение труда преподавателя и учащихся.

Применение информационных средств существенно влияет на содержание и организацию познавательной деятельности учащихся.

В процессе обучения учащиеся легче усваивают знания и умения.

Стадия подготовки к занятиям. Определение учебно- воспитательных задач, решаемых с помощью информационных технологий. Детальное изучение содержания и способов использования технических средств.

Определение способов применения каждого технического средства.

Техническая подготовка к использованию технических средств на уроке: установка аппаратуры и проверка её в работе, регулирование рабочих параметров, проверка качества изображения, звука и т.п.

Стадия проведения занятий. Подготовка учащихся к восприятию демонстраций с использованием технических средств.

Управление восприятием учащимися информации, подаваемой техническими средствами: попутные пояснения и вопросы, выделение главного, комментирование материала.

Анализ совместно с учащимися учебного материала.

Рациональное сочетание разных форм и методов учебной работы на уроке с учетом содержания и специфики способов применения используемых технических средств.

 

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

 

***

Методические рекомендации по оптимизации воспитательной

работы в каникулярное время

Беляева Е.

Одной из важных педагогических задач является создание во время каникул условий для полноценного отдыха и оздоровления, восстановления работоспособности каждого школьника. Досуг только тогда становится временем отдыха и временем саморазвития, когда выбор деятельности основан на интересе, удовольствии и психологическом комфорте. Заинтересовать учащихся и их родителей, мотивировать их на участие в разнообразных каникулярных мероприятиях является важнейшей заботой не только классных руководителей, но и педагогов-организаторов, а также специалистов социально-педагогической и психологической службы общеобразовательных учреждений.

В период каникул необходимо обеспечить проведение разнообразных спортивно-массовых, физкультурнооздоровительных и иных общественно значимых мероприятий с учетом тематики и проблематики Года здоровья. В учреждениях образования следует усилить целенаправленную работу по вовлечению учащихся в регулярные занятия физической культурой, более широко развернуть пропаганду здорового образа жизни. Особое внимание следует уделить участию в мероприятиях, организуемых в рамках республиканской акции ”Здоровый я – здоровая страна“, достижению максимального оздоровительного эффекта для учащихся в ходе проведения физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых праздников, викторин, олимпиад, конкурсов, туристских походов, путешествий, слетов, игр на местности и т.п. Педагогически грамотно используя различные формы, методы и средства физического воспитания, можно эффективно повышать физическую и интеллектуальную работоспособность школьников, воздействовать на сознание ребят, убеждая в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. При правильном подборе средств и оптимальной двигательной дозировке физкультурно- оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия служат укреплению здоровья учащихся, формированию у них жизненно важных двигательных навыков и умений, воспитывают сознательную дисциплину, трудолюбие, формируют основы здорового образа жизни.

В учреждениях образования должна продолжиться работа по предупреждению ДТП с участием детей и подростков. В преддверии каникул в учебных заведениях необходимо обеспечить более интенсивное проведение профилактических и разъяснительных мероприятий, направленных на пропаганду световращающих элементов и правильному их использованию в целях безопасности. В каждом классе следует провести профилактические беседы о безопасном поведении на дорогах, на водоемах, в лесу, о соблюдении этических норм поведения в общественных местах.

Мероприятия, проводимые на каникулах, должны быть направлены на решение задач оздоровления, духовно- нравственного, гражданско-патриотического, интеллектуального, экологического, творческого, социального и физического развития детей, удовлетворения их разносторонних познавательных и эстетических потребностей. Каждое общеобразовательное учреждение в каникулярное время, также как и в учебный период, должно быть комфортным и безопасным местом для пребывания детей и учащейся молодежи, отличаться благоприятным морально- психологическим климатом и высокой культурой поведения, неукоснительным соблюдением действующих санитарно- гигиенических норм и правил, недопущением случаев травматизма школьников. Совместными усилиями необходимо обеспечить превращение каждого учреждения в образцовые зоны здорового образа жизни и творческого

В процессе организации воспитательной работы на каникулах немаловажное значение имеет и максимальное использование потенциала социальной среды, в которой находится учреждение образования. Исторические места, места боевой, трудовой славы, производственные предприятия, предприятия агропромышленного комплекса, сады, поля дают возможность знакомить ребят не только с историей нашей Родины, но и основами современного производства, приобщать их к заботам взрослых. При этом грамотное педагогическое освоение социальной среды предполагает активное ее познание детьми и возможность действовать. Анализ педагогической практики подтверждает целесообразность использования сюжетно-ролевой игры и игровых форм в качестве эмоционального стимула при организации общественно полезного труда (трудовые десанты, операции, акции и др.).

Окружающая природа – богатейший источник эмоционального воспитания, познания биологических, географических явлений, основа для экологического просвещения и воспитания. На весенних каникулах в детскую жизнь должны органически вплетаться спортивные праздники, подвижные игры, веселые туристские состязания, увлекательные экскурсии.

 

 

***

Оптимизация условий с целью мотивации и профилактики профессионального выгорания педагога

Оптимизация условий с целью мотивации и профилактики профессионального выгорания педагога обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога. Будущего педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют целенаправленно у него соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых  для  преодоления  эмоциональных  трудностей профессии. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия – одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». В современных условиях деятельность педагога насыщена причинами, которые ведут к уменьшению, а иногда и к полной потере мотивации, и к эмоциональному выгоранию. Среди них большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Для того, чтобы не исчезла радость от работы, чтобы мотивация оставалась на высоком уровне, педагог должен иметь внутренние ресурсы.

Целью оптимизации условий работы педагога является разработка комплекса мероприятий, направленных на сохранение в первую очередь психического здоровья. В связи с этим можно выделить несколько задач:

1.    Актуализировать процесс самоанализа педагогов;

2.    Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;

3.    Повысить самооценку педагогов;

4.    Снять эмоциональное напряжение;

5.    Сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и восприятие окружающей действительности);

6.    Сформирование у педагогов позитивное отношение к работе;

7.    Гармонизировать взаимоотношения между коллегами.

Существенная роль в борьбе с падением мотивации и синдромом эмоционального выгорания отводится самому педагогу. Но не менее важная роль отводится психологу, который сопровождает и помогает выбрать оптимально верный вариант оптимизации условий с целью сохранения мотивации к работе у педагога. Следует учитывать индивидуальный подход в каждом конкретном случае. Соблюдая перечисленные ниже общие рекомендации, педагог не только сможет предотвратить снижение уровня мотивации, но и предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания:

-                    определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что педагог находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей, успех, который повышает степень самовоспитания);

-                    структурирование и организация рабочего места;

-                    использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

-                    овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

-                    профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение расширения информационного поля, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения

квалификации, конференции, семинары и пр.);

-                    уход от ненужной конкуренции;

-                    эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным, для этого существуют тренинги, группы поддержки);

-                    поддержание хорошей физической формы (как вариант создание спортивной команды в коллективе, совместные походы и т. п.).

В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:

-                    стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

-                    учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

-                    проще относиться к конфликтам на работе; - не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Личностным ресурсом снижения риска появления выгорания является высокий уровень эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта, управление собственными  эмоциями  позитивно  влияет  на  межличностное взаимодействие, повышает мотивацию педагога, снижает риск возникновения профессиональных деструкций.

Диагностический инструментарий для педагогов:

-                    методика диагностики уровня профессионального выгорания

Бойко;

-                    опросник выгорания Маслач;

-                    методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э.

Шейна;

-                    шкала удовлетворенности жизнью.

Таким образом, профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.

 

 

 

ТЕЗАУРУС

Процесс – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо.

Педагогический процесс – это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности.

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов. Целостность является синтетической характеристикой педагогического процесса. Так, целостность проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Однако целостность нельзя свести к единству процессов воспитания и обучения или к единству процессов умственного, нравственного, трудового, физического и других видов воспитания. В действительности целостность многопланова и многоаспектна, она проявляется как в содержании, так и в и организации педагогического процесса.

Оптимизация (от лат. optimus – «наилучший») в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях. Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе учителем одного из многих возможных вариантов.

Оптимизация педагогического процесса – это выбор наилучшего из возможных его для данной конкретной ситуации.

Сопровождение – это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора.

Научное сопровождение – участие научной организации в процессе проектирования и строительства сооружения по вопросам внедрения новых материалов, конструктивно-технологических решений, а также при выполнении сложных расчетов и т. д.

Образовательный процесс – организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.

Методология – учение о научном методе вообще или о методах отдельных наук.

Научный – основанный на принципах и методах науки

Термин  «методическое  обеспечение»  используется  в педагогике в двух смыслах: как процесс и как результат.

Методическое обеспечение как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.

Методическое обеспечение как результат – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. В этом смысле методическое          обеспечение    является          средством       обучения        и воспитания.

Комплексное методическое сопровождение – это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), необходимых на всех этапах педагогического процесса, представляющих собой проект системного его описания, который впоследствии будет реализован на практике.

Виды (направления) работ по социально-педагогическому и психолого-педагогическому сопровождению:

  профилактика;

  диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);

  консультирование (индивидуальное и групповое);

  развивающая работа (индивидуальная и групповая);

  коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

  психолого-педагогическое просвещение и образование (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов,

родителей);

  экспертиза (образовательных и учебных программ, 49 проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).

В качестве методических средств для осуществления социального воспитания и педагогической деятельности выступают:

  государственные образовательные стандарты;

  планы воспитательной и профилактической работы;

  примерные,     авторские       и          тематические программы воспитательной и профилактической деятельности;

  программы социально-педагогического сопровождения;

  тематические планы;

  методические рекомендации;

  дидактические материалы;

  методические комплексы по проблемам социально- педагогической деятельности;

  методические разработки воспитательных мероприятий;

  презентации;

  методическая литература.

Методические рекомендации "Оптимизация учебно - воспитательного процесса"

Методические рекомендации "Оптимизация учебно - воспитательного процесса"

СОДЕРЖАНИЕ Оптимизация учебно-воспитательного процесса и основные направления оптимизации педагогического процесса в современной образовательной организации

СОДЕРЖАНИЕ Оптимизация учебно-воспитательного процесса и основные направления оптимизации педагогического процесса в современной образовательной организации

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО

Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации

Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации

При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня

При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня

Вариативность заключается в использовании на занятии разнообразных учебных заданий (вариантов), материалов (источников информации, учебных средств и инструментов), форм работы (групповая, индивидуальная, парная) и способов действия,…

Вариативность заключается в использовании на занятии разнообразных учебных заданий (вариантов), материалов (источников информации, учебных средств и инструментов), форм работы (групповая, индивидуальная, парная) и способов действия,…

Изменение содержания образования по ряду учебных предметов в современных условиях связано с особенностями информационных технологий: • значительные вычислительные, моделирующие, графические, мультимедийные возможности современных компьютеров, обеспечивающие…

Изменение содержания образования по ряду учебных предметов в современных условиях связано с особенностями информационных технологий: • значительные вычислительные, моделирующие, графические, мультимедийные возможности современных компьютеров, обеспечивающие…

Таким образом, при разработке нового учебного плана, способствующего оптимизации процесса обучения в условиях использования современных информационных технологий, необходимо: • создание системы образования, углубляющей базовое образование,…

Таким образом, при разработке нового учебного плана, способствующего оптимизации процесса обучения в условиях использования современных информационных технологий, необходимо: • создание системы образования, углубляющей базовое образование,…

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ,

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ,

Учитель обязан знать, что все его ученики индивидуальны, и не все способны полностью усваивать необходимый учебный материал

Учитель обязан знать, что все его ученики индивидуальны, и не все способны полностью усваивать необходимый учебный материал

Для этого нужны педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ученикам…

Для этого нужны педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ученикам…

Применение информационных средств существенно влияет на содержание и организацию познавательной деятельности учащихся

Применение информационных средств существенно влияет на содержание и организацию познавательной деятельности учащихся

Досуг только тогда становится временем отдыха и временем саморазвития, когда выбор деятельности основан на интересе, удовольствии и психологическом комфорте

Досуг только тогда становится временем отдыха и временем саморазвития, когда выбор деятельности основан на интересе, удовольствии и психологическом комфорте

Мероприятия, проводимые на каникулах, должны быть направлены на решение задач оздоровления, духовно- нравственного, гражданско-патриотического, интеллектуального, экологического, творческого, социального и физического развития детей, удовлетворения их разносторонних…

Мероприятия, проводимые на каникулах, должны быть направлены на решение задач оздоровления, духовно- нравственного, гражданско-патриотического, интеллектуального, экологического, творческого, социального и физического развития детей, удовлетворения их разносторонних…

Оптимизация условий с целью мотивации и профилактики профессионального выгорания педагога

Оптимизация условий с целью мотивации и профилактики профессионального выгорания педагога

Гармонизировать взаимоотношения между коллегами

Гармонизировать взаимоотношения между коллегами

В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует: - стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; - учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;…

В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует: - стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; - учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;…

Процесс – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо

Процесс – ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-либо

Образовательный процесс – организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей

Образовательный процесс – организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей

В качестве методических средств для осуществления социального воспитания и педагогической деятельности выступают: • государственные образовательные стандарты; • планы воспитательной и профилактической работы; • примерные, авторские…

В качестве методических средств для осуществления социального воспитания и педагогической деятельности выступают: • государственные образовательные стандарты; • планы воспитательной и профилактической работы; • примерные, авторские…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2024