МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Оценка 4.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Оценка 4.9
docx
23.08.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Организация деятельности обучающихся на уроке традиционно занимает важное место в педагогике. Умение организовать класс является одним из показателей педагогического мастерства. Особенно это важно при работе с первоклассниками. Шестилетним детям необходимо движение, им трудно сидеть за партой даже небольшой промежуток времени. Проблема адаптации первоклассников в школе актуальна для всей системы образования.
11.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

Организация деятельности обучающихся на уроке традиционно занимает важное место в педагогике. Умение организовать класс является одним из показателей педагогического мастерства. Особенно это важно при работе с первоклассниками. Шестилетним детям необходимо движение, им трудно сидеть за партой даже небольшой промежуток времени.

Проблема адаптации первоклассников в школе актуальна для всей системы образования.

Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Начало обучения в школе кардинально меняет образ жизни ребенка. Поэтому поступление в школу становится переломным моментом в его жизни. Для детей дошкольного возраста характерны такие черты как беззаботность, беспечность, погруженность в игру. С началом обучения в школе в жизни маленького человека появляется множество требований, обязанностей, ограничений.

Первый год обучения в школе становится чрезвычайно сложным, переломным периодом в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Ежедневные учебные занятия требуют от школьника напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Для ребенка такая статическая нагрузка очень трудна.

Каждый ребенок в этот период сталкивается с проблемами:

¾           сложности привыкания к школьному режиму, которые заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности;

¾           трудности с коммуникацией (чаще всего они наблюдаются у детей, имеющих небольшой опыт общения со сверстниками), дети тяжело привыкают к новому коллективу;

¾           сложности во взаимоотношении с учителем (воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной;

¾           проблемы, связанные со сменой семейной обстановки.

Часто, помимо уроков в школе, первоклассник занят просмотром телевизионных передач, занятиям музыкой, иностранными языками. Это приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу.

Кроме резко увеличившейся умственной нагрузки, первоклассник попадает в новый коллектив детей и взрослых. Теперь ему нужно установить контакты со сверстниками и учителем, научиться соблюдать школьную дисциплину, у ребенка появляются новые обязанности, связанные с учебной деятельностью.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Первоклассник гордится тем, что стал взрослым, он с удовольствием идет в школу, особенно в первые дни занятий. Через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять, происходит первичное осознание позиции школьника. Острое желание быть успешным в учебе означает для шестилетнего ребенка то же самое, что быть хорошим и любимым. Он убежден, что все должно получаться, поэтому неудачи переживает особенно сильно, не всегда понимая их причины.

Вместе с чувствами радости, восторга, удивления переполняющими ребенка в первые дни обучения в школе, появляются и чувства тревоги, растерянности, напряжения. Не все дети оказываются готовы к этому.

Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

·             Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.

·             Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

·             Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

·             Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.

·             Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, своих силах, способностях.

·             Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.

·             Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.

·             Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.

Нарушения адаптационного процесса у первоклассников могут проявляться в виде:

¾           несформированности элементов учебной деятельности;

¾           несформированности мотивации к учению;

¾           неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

В то же время именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.

Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка нового уровня развития и организации таких психических процессов как:

¾           восприятие;

¾           внимание;

¾           память;

¾           мышление.

Кроме того, от ребенка требуется более высокая, по сравнению с дошкольным периодом, способность к управлению своим поведением. В силу возрастных особенностей психофизиологического развития возможности первоклассника в этом отношении сильно ограничены.

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

·             Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику почувствовать значимость его нового положения.

·             Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

·             Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

·             Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

·             Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

·             Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ

ПО  ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

·             Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

·             Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.

·             Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.

·             Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

·             Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед.

·             Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.

В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.

·             Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

·             Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

 

·             Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).

·             Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.

·             Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх.

·             Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на

своем.

Используемая литература:

 

1.              Айзман Р.И. Подготовка ребенка к школе / Р.И. Айзман. М., 1991. 134 с.

2.              Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М., 1991. 5 с.

3.              Дубровина И.В. Готовность ребенка к школе / И.В. Дубровина. М., 1995. 80 с.

4.              Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская. М., 2000. 144 с.

5.              Кабанова М.Н. Готовимся к школе / М.Н. Кабанова. СПб., 2001. 100 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

Он убежден, что все должно получаться, поэтому неудачи переживает особенно сильно, не всегда понимая их причины

Он убежден, что все должно получаться, поэтому неудачи переживает особенно сильно, не всегда понимая их причины

Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего…

Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего…

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2020