МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Организация деятельности обучающихся на уроке традиционно занимает важное место в педагогике. Умение организовать класс является одним из показателей педагогического мастерства. Особенно это важно при работе с первоклассниками. Шестилетним детям необходимо движение, им трудно сидеть за партой даже небольшой промежуток времени.
Проблема адаптации первоклассников в школе актуальна для всей системы образования.
Адаптация к школе – это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Начало обучения в школе кардинально меняет образ жизни ребенка. Поэтому поступление в школу становится переломным моментом в его жизни. Для детей дошкольного возраста характерны такие черты как беззаботность, беспечность, погруженность в игру. С началом обучения в школе в жизни маленького человека появляется множество требований, обязанностей, ограничений.
Первый год обучения в школе становится чрезвычайно сложным, переломным периодом в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется уклад жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Ежедневные учебные занятия требуют от школьника напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Для ребенка такая статическая нагрузка очень трудна.
Каждый ребенок в этот период сталкивается с проблемами:
¾ сложности привыкания к школьному режиму, которые заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности;
¾ трудности с коммуникацией (чаще всего они наблюдаются у детей, имеющих небольшой опыт общения со сверстниками), дети тяжело привыкают к новому коллективу;
¾ сложности во взаимоотношении с учителем (воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной;
¾ проблемы, связанные со сменой семейной обстановки.
Часто, помимо уроков в школе, первоклассник занят просмотром телевизионных передач, занятиям музыкой, иностранными языками. Это приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу.
Кроме резко увеличившейся умственной нагрузки, первоклассник попадает в новый коллектив детей и взрослых. Теперь ему нужно установить контакты со сверстниками и учителем, научиться соблюдать школьную дисциплину, у ребенка появляются новые обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Первоклассник гордится тем, что стал взрослым, он с удовольствием идет в школу, особенно в первые дни занятий. Через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять, происходит первичное осознание позиции школьника. Острое желание быть успешным в учебе означает для шестилетнего ребенка то же самое, что быть хорошим и любимым. Он убежден, что все должно получаться, поэтому неудачи переживает особенно сильно, не всегда понимая их причины.
Вместе с чувствами радости, восторга, удивления переполняющими ребенка в первые дни обучения в школе, появляются и чувства тревоги, растерянности, напряжения. Не все дети оказываются готовы к этому.
Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
· Предоставляйте детям больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.
· Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.
· Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.
· Очень важны интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку.
· Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, своих силах, способностях.
· Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и заниженную самооценку и уровень притязаний.
· Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми – только с ним самим. Например: «Сегодня ты выполнил это задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего малыша на собственное совершенствование.
· Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он может нормально воспринимать чужие успехи.
Нарушения адаптационного процесса у первоклассников могут проявляться в виде:
¾ несформированности элементов учебной деятельности;
¾ несформированности мотивации к учению;
¾ неспособности произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;
В то же время именно в первом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению.
Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка нового уровня развития и организации таких психических процессов как:
¾ восприятие;
¾ внимание;
¾ память;
¾ мышление.
Кроме того, от ребенка требуется более высокая, по сравнению с дошкольным периодом, способность к управлению своим поведением. В силу возрастных особенностей психофизиологического развития возможности первоклассника в этом отношении сильно ограничены.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
· Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику почувствовать значимость его нового положения.
· Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
· Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
· Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
· Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
· Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. Обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
· Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
· Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры.
· Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.
· Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
· Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед.
· Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.
В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.
· Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
· Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
· Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками).
· Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения.
· Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх.
· Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на
своем.
Используемая литература:
1. Айзман Р.И. Подготовка ребенка к школе / Р.И. Айзман. М., 1991. 134 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М., 1991. 5 с.
3. Дубровина И.В. Готовность ребенка к школе / И.В. Дубровина. М., 1995. 80 с.
4. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка / Н.В. Дубровинская. М., 2000. 144 с.
5. Кабанова М.Н. Готовимся к школе / М.Н. Кабанова. СПб., 2001. 100 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.