МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на передний план выходят: развитие личности ребенка, его социализация, включающая в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познание норм и правил социального взаимодействия, осознание себя в мире людей и окружающих предметов. Эти приоритеты и определяют выдвижение задач, связанных с формированием психологической стабильности, высокой самооценки, веры в свои силы и развитием социальных способностей. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образования.
Школа сегодня – серьезный фактор, влияющий на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому очень важна работа по профилактике эмоционального напряжения у учащихся. По данным исследований, изучающих возрастные особенности и проблемы эмоционально-волевой сферы детей и подростков, выделены следующие проблемы:
· в младших классах: страх самовыражения, повышенная тревожность в ситуации проверки знаний, опасения не соответствовать ожиданиям значимых взрослых;
· в 5-х классах: повышенная ситуативная и межличностная тревожность;
· в 6-х классах: повышенная конфликтность в отношениях между мальчиками и девочками, снижение учебной мотивации;
· в 7-х классах: изменение статусов в группе сверстников, возникновение тенденции к экстремальному поведению у ряда учащихся;
· в 8-х классах: выраженная инфантильность у мальчиков, склонность к демонстративным проявлениям взрослости у девочек;
· в 9-х классах: возникновение школьной моды на эпатирующее поведение (изменение ценностных установок);
· 10-11 классы: неприятие «родительских ценностей», острое проживание семейных конфликтов, нарастание ситуативной тревожности.
Таким образом, есть вероятность возникновения повышенной тревожности в 1-5 классах; склонности к агрессивному поведению в 6-9 классах; психоэмоционального напряжения в 10-11 классах. Поэтому необходим комплексный подход к воспитанию, обучению и коррекции поведения учащихся, чтобы помочь ребенку справиться с этими проблемами.
В последнее время учителя в школах все чаще обращаются к педагогам-психологам по вопросам поведения детей, связанного с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Это и агрессивное поведение, и повышенная тревожность, и гиперактивность. В связи с этим, возникла объективная необходимость создания рекомендаций для учителей по взаимодействию с детьми, с перечисленными выше проблемами.
ü Агрессивные дети – это дети, которые проявляют физическую агрессию (физические действия против кого-либо), раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальную агрессию (угрозы, крики ругань), негативизм (оппозиционная манера поведения). При работе с такими детьми необходимо учитывать следующие рекомендации:
Ø Наладьте взаимоотношения с таким ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно, уделите ему внимания чуть больше, чем другим детям.
Ø Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
Ø Если вы расстроены или раздражены, то агрессивный ребенок должен знать о вашем состоянии, говорите прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях.
Ø Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные вспышки агрессии с помощью следующих приемов: отвлечь ребенка, предложить выбор, отреагировать неожиданным для ребенка образом, не приказывать, а договариваться (не заискивать), выслушать, что хочет сказать ребенок, не читать нотаций.
Ø Установить доверительный контакт с родителями агрессивного ребенка.
Ø Дать родителям рекомендацию по обучению приемам саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме и навыкам общения.
Ø Старайтесь обсудить поступок ребенка наедине с ним.
Ø Постарайтесь сохранять положительную репутацию ребенка.
ü Тревожные дети – это дети, которые склонны к частым и интенсивным переживаниям, а также с низким порогом их возникновения. Учителям в работе с тревожными детьми можно порекомендовать следующее:
Ø Давайте поручение ребенку, соответствующее его возможностям.
Ø Избегайте состязаний и каких-либо работ, учитывающих скорость.
Ø Не сравнивайте ребенка с окружающими, а только с ним самим.
Ø Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его так, чтобы он знал за что.
Ø Хвалите даже за незначительный успех.
Ø Хвалите за проявление самостоятельности и стимулируйте проявление личной ответственности.
Ø Осторожно и дозировано используйте критику, старайтесь не критиковать его в присутствии одноклассников.
Ø Демонстрируйте уверенное поведение перед детьми в классе.
ü Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) имеют двигательную расторможенность, они импульсивны, им трудно сосредоточиться.
Рекомендации учителю по работе с детьми с СДВГ
Поведение ученика |
Предлагаемое решение |
Организация пространства в классе |
|
Легко отвлекается на посторонние действия в классе или за окном, дурачится, чтобы привлечь к себе внимание. |
Посадите ученика одного за парту, желательно у стены, подальше от других гиперактивных детей и того, что может его отвлечь. Держите дверь в класс закрытой. |
Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников. |
Увеличьте расстояние между партами. |
Поведение |
|
Часто ведет себя вызывающе. |
Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения, но сразу пресекайте поведение, опасное для других детей. |
Выкрикивает ответы или перебивает других. |
Реагируйте на верные ответы только тогда, когда ученик поднял руку, и вы его вызвали. |
Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения. |
Заключите с ним соглашение по вопросам поведения. |
Отвлекаемость |
|
Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала или конспектирования. |
Задавайте ученику вопросы, чтобы поддержать его участие в уроке. |
Легко отвлекается. |
Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Незаметно для других подавайте ему знак вернуться к заданию. |
Сдает работы с ошибками, сделанными по невнимательности. |
Дайте учащимся 5 минут для проверки домашней или контрольной работы перед тем, как ее сдать. |
Неусидчивость |
|
Должен все время двигаться. |
Давайте ему разные поручения, требующие двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски, вымыть тряпку и т.д. Помогают на уроке физкультминутки, упражнения на релаксацию. |
Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени. |
Делайте короткие перерывы между заданиями. |
Задания |
|
Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается. |
Проверку знаний лучше проводить в начале урока. Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы. |
Не удерживает внимание при монотонной деятельности. |
Давайте больше творческих, развивающих заданий, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или индивидуальное задание на карточке. |
Ему трудно следовать указаниям. |
Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания заданий. Повторяйте указания вслух, ему нужно слышать одно и то же более одного раза. |
Забывает, что задано на дом. |
Следите за записью домашних заданий. По мере возможности организуйте ребенку «друга по учебе» (с номером телефона). |
Общение |
|
Не понимает норм социального поведения. |
Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, что дети знают, какого поведения от них ожидают. Применяйте по мере достижения этих целей систему вознаграждений. |
Не имеет навыков совместной работы с другими. |
Чаще используйте учебные задания, требующие взаимодействия учеников, планируйте коллективные виды работы под руководством учителя. |
Соученики его не уважают. |
Давайте ему особые поручения в присутствии его одноклассников. Хвалите ученика за правильное поведение и хорошую работу; предоставляйте ему посильную возможность играть роль лидера. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. |
Легко раздражается. |
Поощряйте ученика обходить стороной раздражающие ситуации; обучайте навыкам выражения гнева в приемлемой форме. |
Сообщайте родителям не только о проблемах, но и успехах гиперактивного ребенка!
Помните, что синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.
Таким образом, учитывая особенности развития эмоционально-волевой сферы учащихся, можно им помочь справиться с проблемами поведения, применяя данные выше рекомендации.
Использованная литература:
1. Российская Федерация. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. - 208с.
2. Гельмонт, А.М. Психология. О причинах неуспеваемости и путях их преодоления/ А.М. Гельмонт. - М. : Просвещение,2004.
3. Боденко, Б.Н. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Выявление некоторых причин трудностей в учении / Б.Н. Боденко. - М., 2008.
4. Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности / Лизинский В. М. - М. : Центр «Пед. Поиск», 2002 (Тип. ООО Август-Принт). - 160 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.