МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Оценка 4.6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

Оценка 4.6
docx
23.08.2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Школа сегодня – серьезный фактор, влияющий на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому очень важна работа по профилактике эмоционального напряжения у учащихся. По данным исследований, изучающих возрастные особенности и проблемы эмоционально-волевой сферы детей и подростков
5.docx

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

 

В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на передний план выходят: развитие личности ребенка, его социализация, включающая в себя процесс вхождения ребенка в мир социальных отношений с другими детьми и взрослыми, познание норм и правил социального взаимодействия, осознание себя в мире людей и окружающих предметов. Эти приоритеты и определяют выдвижение задач, связанных с формированием психологической стабильности, высокой самооценки, веры в свои силы и развитием социальных способностей. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образования.

Школа сегодня – серьезный фактор, влияющий на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому очень важна работа по профилактике эмоционального напряжения у учащихся. По данным исследований, изучающих возрастные особенности и проблемы эмоционально-волевой сферы детей и подростков, выделены следующие проблемы:

·               в младших классах: страх самовыражения, повышенная тревожность в ситуации проверки знаний, опасения не соответствовать ожиданиям значимых взрослых;

·               в 5-х классах: повышенная ситуативная и межличностная тревожность;

·               в 6-х классах: повышенная конфликтность в отношениях между мальчиками и девочками, снижение учебной мотивации;

·               в 7-х классах: изменение статусов в группе сверстников, возникновение тенденции к экстремальному поведению у ряда учащихся;

·               в 8-х классах: выраженная инфантильность у мальчиков, склонность к демонстративным проявлениям взрослости у девочек;

·               в 9-х классах: возникновение школьной моды на эпатирующее поведение (изменение ценностных установок);

·               10-11 классы: неприятие «родительских ценностей», острое проживание семейных конфликтов, нарастание ситуативной тревожности.

Таким образом, есть вероятность возникновения повышенной тревожности в 1-5 классах; склонности к агрессивному поведению в 6-9 классах; психоэмоционального напряжения в 10-11 классах. Поэтому необходим комплексный подход к воспитанию, обучению и коррекции поведения учащихся, чтобы помочь ребенку справиться с этими проблемами.

В последнее время учителя в школах все чаще обращаются к педагогам-психологам по вопросам поведения детей, связанного с нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Это и агрессивное поведение, и повышенная тревожность, и гиперактивность. В связи с этим, возникла объективная необходимость создания рекомендаций для учителей по взаимодействию с детьми, с перечисленными выше проблемами.

ü   Агрессивные  дети    это  дети,  которые  проявляют  физическую агрессию (физические действия против кого-либо), раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальную агрессию (угрозы, крики ругань), негативизм (оппозиционная манера поведения). При работе с такими детьми необходимо учитывать следующие рекомендации:

 

Ø   Наладьте взаимоотношения с таким ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно, уделите ему внимания чуть больше, чем другим детям.

Ø   Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Ø   Если вы расстроены или раздражены, то агрессивный ребенок должен знать о вашем состоянии, говорите прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях.

Ø   Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные вспышки агрессии с помощью следующих приемов: отвлечь ребенка, предложить выбор, отреагировать неожиданным для ребенка образом, не приказывать, а договариваться (не заискивать), выслушать, что хочет сказать ребенок, не читать нотаций.

Ø   Установить доверительный контакт с родителями агрессивного ребенка.

Ø   Дать родителям рекомендацию по обучению приемам саморегуляции, способам выражения гнева в приемлемой форме и навыкам общения.

Ø   Старайтесь обсудить поступок ребенка наедине с ним.

Ø   Постарайтесь сохранять положительную репутацию ребенка.

 

ü   Тревожные дети – это дети, которые склонны к частым и интенсивным переживаниям, а также с низким порогом их возникновения. Учителям в работе с тревожными детьми можно порекомендовать следующее:

 

Ø   Давайте поручение ребенку, соответствующее его возможностям.

Ø   Избегайте состязаний и каких-либо работ, учитывающих скорость.

Ø   Не сравнивайте ребенка с окружающими, а только с ним самим.

Ø   Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его так, чтобы он знал за что.

Ø   Хвалите даже за незначительный успех.

Ø   Хвалите за проявление самостоятельности и стимулируйте проявление личной ответственности.

Ø   Осторожно и дозировано используйте критику, старайтесь не критиковать его в присутствии одноклассников.

Ø   Демонстрируйте уверенное поведение перед детьми в классе.

 

ü   Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) имеют двигательную расторможенность, они импульсивны, им трудно сосредоточиться.

 

Рекомендации учителю по работе с детьми с СДВГ

 

 

Поведение ученика

Предлагаемое решение

Организация пространства в классе

Легко отвлекается на посторонние действия в

классе или за окном, дурачится, чтобы привлечь к себе внимание.

Посадите ученика одного за парту, желательно у стены, подальше от других гиперактивных детей и того, что может его отвлечь.

Держите дверь в класс закрытой.

Не осознает личного пространства; тянется через парту, чтобы поговорить или дотронуться до других учеников.

Увеличьте расстояние между партами.

Поведение

Часто ведет себя вызывающе.

Игнорируйте незначительные проявления неуместного поведения, но сразу пресекайте поведение, опасное для других детей.

Выкрикивает ответы или перебивает других.

Реагируйте на верные ответы только тогда, когда ученик поднял руку, и вы его вызвали.

Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения.

Заключите с ним соглашение по вопросам поведения.

Отвлекаемость

Неспособен долго удерживать внимание во время обсуждения учебного материала или конспектирования.

Задавайте ученику вопросы, чтобы поддержать его участие в уроке.

Легко отвлекается.

Поддерживайте постоянный визуальный контакт. Незаметно для других подавайте ему знак вернуться к заданию.

Сдает работы с ошибками, сделанными по

невнимательности.

Дайте учащимся 5 минут для проверки домашней или контрольной работы перед тем, как ее сдать.

Неусидчивость

Должен все время двигаться.

Давайте ему разные поручения, требующие двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски, вымыть тряпку и т.д.

Помогают на уроке физкультминутки, упражнения на релаксацию.

Ему трудно сосредоточиться на длительные промежутки времени.

Делайте короткие перерывы между заданиями.

Задания

Хорошо начинает выполнять задание, но к концу качество работы ухудшается.

Проверку знаний лучше проводить в начале урока. Разбивайте длинные задания на части; давайте более короткие задания или устанавливайте более короткие периоды работы.

Не удерживает внимание при монотонной деятельности.

Давайте больше творческих, развивающих заданий, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или индивидуальное задание на карточке.

Ему трудно следовать указаниям.

Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания заданий. Повторяйте указания вслух, ему нужно слышать одно и то же более одного раза.

Забывает, что задано на дом.

Следите за записью домашних заданий. По мере возможности организуйте ребенку «друга по учебе» (с номером телефона).

Общение

Не понимает норм социального поведения.

Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, что дети знают, какого поведения от них ожидают. Применяйте по мере достижения этих целей систему вознаграждений.

Не имеет навыков совместной работы с другими.

Чаще используйте учебные задания, требующие взаимодействия учеников, планируйте коллективные виды работы под руководством учителя.

Соученики его не уважают.

Давайте ему особые поручения в присутствии его одноклассников. Хвалите ученика за правильное поведение и хорошую работу; предоставляйте ему посильную возможность играть роль лидера. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

Легко раздражается.

Поощряйте ученика обходить стороной раздражающие ситуации; обучайте навыкам выражения гнева в приемлемой форме.

 

Сообщайте родителям не только о проблемах, но и успехах гиперактивного ребенка!

 

Помните, что  синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его.

 

Таким образом, учитывая особенности развития эмоционально-волевой сферы учащихся, можно им помочь справиться с проблемами поведения, применяя данные выше рекомендации.

 

Использованная литература:

 

1.       Российская Федерация. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. - 208с.

2.       Гельмонт, А.М. Психология. О причинах неуспеваемости и путях их преодоления/ А.М. Гельмонт. - М. : Просвещение,2004.

3.       Боденко, Б.Н. Научно-практические проблемы школьной психологической службы. Выявление некоторых причин трудностей в учении / Б.Н. Боденко. - М., 2008.

4.       Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности / Лизинский В. М. - М. : Центр «Пед. Поиск», 2002 (Тип. ООО Август-Принт). - 160 с.


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

Если вы расстроены или раздражены, то агрессивный ребенок должен знать о вашем состоянии, говорите прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях

Если вы расстроены или раздражены, то агрессивный ребенок должен знать о вашем состоянии, говорите прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях

Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения

Нуждается в долгосрочной помощи для улучшения поведения

Соученики его не уважают.

Соученики его не уважают.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.08.2020