Методические рекомендации
по формированию адекватной самооценки у детей
в продуктивной деятельности
1. С раннего детства формировать волевую сферу (самостоятельность, самоконтроль, саморегуляцию), произвольную сферу (критичность, умение доводить начатое дело до конца), личностную сферу (самосознание).
2. Применять в процессе формирования только положительные оценочные воздействия.
3. Использовать в работе ряд приёмов:
· обучение способам самооценки путём сопоставления полученных результатов деятельности с заданием;
· разъяснение значимости самооценки и её связи с самоконтролем на основе рассматривания образцов;
· тщательный анализ вместе с ребёнком результатов его работы, выслушивание его объяснений, коррекция ошибочных суждений;
· формирование критического отношения к своей работе, понимание возможности допущения ошибок в процессе обучения;
· разъяснение причин возникновения ошибок и способов их исправления;
· поддержка, а не осуждение детей, допустивших ошибки в предлагаемых заданиях.
4. Использовать принципы развития творческого потенциала:
· Системность.
· Доступность.
· Принцип профессионализма. (Грамотная организация методической работы: «Всё, что мы делаем, - делаем профессионально».)
· Принцип единого психологического пространства. (Организация содержания позволяет объединить детей и педагогов общим интересом, совместным творческим поиском.)
· Принцип «Думай сам». (Делает акцент на развитие познавательного интереса у ребёнка: любопытство-любознательность-радость познания).
· Принцип помогающего общения. (Подразумевается уважение личности ребёнка, доверие к нему, принятие его личностных целей и интересов, т.е. личностно-ориентированный подход.)
· Принцип эстетической организации развивающей среды. (Среда должна стимулировать активность детей. Среда должна быть динамичной, т.е. зонированной. Среда должна обеспечивать эмоциональное благополучие и комфорт каждому ребёнку.)
· Принцип сотрудничества всех специалистов. (Используются различные приёмы и формы работы:
- праздники и развлечения;
- выставки – конкурсы;
- семейные праздники «Дни рождения», проводимые с чаепитием;
- уголки, книжки-раскладушки;
- совместный труд;
- педсоветы, методические объединения, семинары-практикумы,
школы педагогического мастерства, открытые просмотры;
- кружки по интересам).
5. Использовать в работе принципы построения занятий:
· Принцип ритуала, помогает «войти и выйти из мира фантазий».
· Принцип эмоциональной вовлечённости взрослого (используются короткий рассказ, элементы игры, пластические движения, голосовые интонации и т.д.).
· Принцип личностного общения, т.е. отсутствие любого давления со стороны взрослого.
· Принцип «Если не хвалишь ты, то кто?».
· Принцип права на ошибку. (Страх ошибки (или неудачи) – главное препятствие в творческой работе, но право на ошибку есть и у взрослого, и у ребёнка. Если это право признать, то можно избежать главной ошибки – нарушения свободы творческого и личностного самовыражения каждого ребёнка.).
· Принцип диалогического обсуждения позволяет ребёнку сначала творчеством выразить своё отношение к окружающему миру, а в ходе обсуждения и диалога со взрослым выразить своё отношение к готовой работе.
· Принцип авторства. (На каждой работе указывается имя художника и, данное им самим, название. Так формируется авторская позиция ребёнка и его личностная включаемость в творческий процесс.).
· Принцип выставки работ. (После каждого занятия все работы детей выставляются).
Список литературы
1. Мухина В. Уникальный диапазон понятия «Архетип» / В. Мухина // Развитие личности.- 2014.- № 4.- С. 163-201.
2. Курышева О.В. Влияние самооценки старших дошкольников на их межличностные отношения в группе (текст). - О.В. Курышева // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016.- №:4. – С. 99-105.
3. Пешкова Н.А. Коррекция самооценки старших дошкольников с общим недоразвитием речи (текст) /. Н.А. Пешкова // Развитие профессионализма. – 2016. - № 2 (2). С. 99-100.
Мухина В., Курышева О.В., Пешкова Н.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.